Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 03:48, курсовая работа
Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются:
- контроль за сохранностью и наличием основных средств по местам их использования; правильное документальное оформление и своевременное отражение в учете их поступления, выбытия и перемещения;
- контроль за рациональным расходованием средств на реконструкцию и модернизацию основных средств;
- исчисление доли стоимости основных средств в связи с использованием и износом для включения в затраты предприятия;
- контроль за эффективностью использования рабочих машин, оборудования, производственных площадей, транспортных средств и других основных средств;
- точное определение результатов от списания, выбытия объектов основных средств.
Введение………………………………………..……..…………......стр. 3
Глава I. Общие положения по учету основных средств предприятия в рыночных условиях…………...………стр.4
1.1 Основные средства как объект учета.
Их классификация и оценка………...…………………..стр. 4
1.2 Формы первичных документов по учету основных средств………………………….…….……………………..стр. 8
1.3 Основные нормативные документы.………………..…стр. 9
Глава II. Организация бухгалтерского учета основных средств…………………………………………………...….стр.10
2.1 Учет наличия и поступления основных средств…….стр.10
2.2 Учет амортизации основных средств………..………стр. 14
2.3 Виды ремонта основных средств и организация их учета………………………………………………….….….стр. 17
2.4 Учет выбытия основных средств……………..…..……стр.19
2.5 Инвентаризация и переоценка основных средств….стр.22
Заключение………………………….……………………….……..стр.25 Список литературы……………..…………………………………..стр.26
Содержание Введение…………………………… Глава I. Общие положения по учету основных средств предприятия в рыночных условиях…………...………стр.4 1.1 Основные средства как объект учета. Их классификация и оценка………...…………………..стр. 4 1.2 Формы первичных
документов по учету основных 1.3 Основные нормативные документы.………………..…стр. 9 Глава II. Организация
бухгалтерского учета основных средств…………………………………………………...… 2.1 Учет наличия и поступления основных средств…….стр.10 2.2 Учет амортизации основных средств………..………стр. 14 2.3 Виды ремонта
основных средств и 2.4 Учет выбытия основных средств……………..…..……стр.19 2.5 Инвентаризация и переоценка основных средств….стр.22 Заключение………………………….……………………… Введение. Производственно – хозяйственная деятельность предприятий обеспечивается не только за счет использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и за счет основных фондов – средств труда и материальных условий процесса труда. Средства труда
– станки, рабочие машины, передаточные
устройства, инструмент и т. п.,
а материальные условия Отличительной
особенностью основных средств
является их многократное Формирование
рыночных отношений в стране
заставляет по-новому подойти
к постановке учета на В условиях
ограниченности финансовых В последние
годы значительно изменилась
нормативная база по Эти и другие
нормативные документы внесли
существенные изменения в Основные средства
играют огромную роль в На протяжении
длительного периода Предприятия имеют право владения, пользования и распоряжения основными средствами: безвозмездно передавать или продавать другим предприятиям, обменивать, сдавать в аренду, принадлежащие ему здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, списывать с баланса, если они изношены или морально устарели, независимо от того, полностью ли они амортизированы или нет. Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются: - контроль за сохранностью и наличием основных средств по местам их использования; правильное документальное оформление и своевременное отражение в учете их поступления, выбытия и перемещения; - контроль за рациональным расходованием средств на реконструкцию и модернизацию основных средств; - исчисление доли стоимости основных средств в связи с использованием и износом для включения в затраты предприятия; - контроль за эффективностью использования рабочих машин, оборудования, производственных площадей, транспортных средств и других основных средств; - точное определение результатов от списания, выбытия объектов основных средств. Эти задачи решаются с помощью надлежащей документации и обеспечения правильной организации учета наличия и движения основных средств, расчетов по их амортизации и учета затрат по их ремонту. Таким образом,
принимая во внимание - сущность основных средств, их классификации и оценки, - учет их наличия и движения; - учет амортизации основных средств; - выбор учетной политики по их ремонту; - учет выбытия основных средств; - организация учета
исходя из финансовых - вопросы инвентаризации и переоценки основных средств; - выявление недостатков по результатам проведенного исследования; - предложения по их устранению. Глава I. Общие положения по учету основных средств предприятия в рыночных условиях. 1.1 Основные средства как объект учета. Их классификация и оценка. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/97 (утв. Приказом Министерства Финансов РФ от 03.09.97 г. №65н и зарегистрировано в Минюсте РФ 13.01.98 г. №1331) определяет основные средства как часть имущества, используемую в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказания услуг, либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев. Данное определение в целом не расходится с определением основных средств, содержание которого приведено в п. 46 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Министерства Финансов РФ от 27.08.98 г. № 34н). В учете к основным средствам относятся средства труда стоимостью свыше 100 ММ ОТ за единицу и сроком службы более 1 года. На данный момент этот лимит за единицу должен быть не ниже 8 тыс. 349 руб. Время, в течение которого предполагается получить доход от эксплуатации конкретного объекта или выполнения им в данном периоде определенных функций, рассматривается в учете как срок полезного использования. Этот срок организация устанавливает самостоятельно (если он не определен в централизованном порядке или не указан в технических документах на конкретный объект), принимая во внимание: 1. конкретные условия эксплуатации объекта с учетом планируемого количества смен работы, планово – предупредительных ремонтов, наличия агрессивной среды и других факторов; 2. ожидаемую производительность объекта с учетом его технико – экономических показателей; 3. действующие ограничения на эксплуатацию (например, срок аренды). Единицей учета основных средств является инвентарный объект – законченное устройство со всеми приспособлениями, или конструктивно – обособленный предмет, способный самостоятельно выполнять необходимые функции в соответствии с его предназначением. Если устройство состоит из нескольких частей с различными сроками полезного использования, то каждая их них рассматривается в учете как самостоятельный инвентарный объект. В аналитическом учете основные средства показывается исходя из характера использования: в эксплуатации, в запасе, резерве. Во внимание принимаются также границы прав собственности, в пределах которых организация оказывает влияние на характер их использования: принадлежащие полностью предприятию, включая переданные в аренду, полученные в аренду или находящиеся в оперативном или хозяйственном управлении. В организации учета основных средств важное значение имеют их классификация и оценка, оказывающее непосредственное влияние на размер амортизации (износа), включаемых в издержки производства. Классификация основных средств осуществляется по следующим признакам: 1. Имеющие вещественно
– натуральную форму, так Материальные основные фонды в балансе представлены в разделе «Внеоборотные активы» по статье «Основные средства» с расшифровкой: «земельные участки и объекты природопользования», «здания, машины и оборудование», т. е. четко выделяются не амортизируемые и амортизируемые. 2. Степень участия человека в создании отдельных объектов: а). непосредственное участие – так называемые «рукотворные основные средства» (здания, машины и т. п.); б). Без участия человека – так называемые «нерукотворные основные средства» (земельные участки и объекты природопользования – вода, недра и другие природные ресурсы). 3. Отрасли народного
хозяйства (24 отрасли, в том
числе промышленность, операции
с недвижимым имуществом, информационно
– вычислительное обслуживание,
общая коммерческая 4. Группы. Перечень групп установлен Общероссийским классификатором основным фондов (ОКОНФ). Он входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико – экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации и разработан взамен Общесоюзного классификатора основных фондов. ОКОФ введен в действие с 01.01.96 г. В его составе выделены материальные и нематериальные основные фонды. Материальные основные фонды представлены следующими группами: 1. здания; 2. сооружения; 3. машины и оборудование; 4. измерительные
и регулирующие приборы и 5. жилища; 6. вычислительная техника и оргтехника; 7. транспортные средства; 8. инструмент; 9. производственный и хозяйственный инвентарь; 10. рабочий, продуктивный и племенной скот; 11. многолетние насаждения; 12. прочие виды материальных основных фондов. Пункт 2.2 ПБУ 6/97 и Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ конкретизирует приведенный перечень групп. Так, третья группа в них названа «рабочие и силовые машины и оборудование», а девятая – «производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности». Отсутствует пятая группа – «жилища». Она включена в первую группу – «здания». В то же время в обоих нормативных документах дополнительно выделены следующие группы: - капитальные вложения в коренное улучшение земель и в арендованные объекты; - земельные участки, объекты природопользования; - капитальные вложения в многолетние насаждения. В Положении по ведению бухгалтерского учета самостоятельной группой выделены «внутрихозяйственные дороги». 5. Функциональное назначение, т. е. характер участия в процессе производства: а).промышленно – производственные; б).производственного назначения других отраслей народного хозяйства; в).непроизводственные (объекты социальной сферы). 6. Степень использования в производственном процессе: а). действующие, т. е. находящиеся в эксплуатации, функционирующие; б). Бездействующие, т. е. установленные, но не эксплуатируемые (например, находящиеся в ремонте, в стадии достройки и т. п.); в). находящиеся в запасе, т. е. не установленные и предназначенные для пополнения выбывающих из эксплуатации объектов; г). пребывающие в состоянии консервации. 7. Принадлежность: а). собственные; б). арендованные. Важное значение при постановке на баланс инвентарного объекта и дальнейшей его эксплуатации имеет оценка. Принцип единства и реальности оценки данного вида имущества является определяющим фактором в организации учета основных средств. Принцип единства оценки основных средств означает установление единой методологии их учета в различных организациях независимо от организационно – правовой формы собственности. Принцип реальности раскрывает действительную стоимость того или иного объекта в составе основных средств на конкретную дату. В текущем учете основных средств применяются четыре вида оценки: первоначальная, восстановительная, остаточная и ликвидационная. Первоначальная стоимость представляет собой историческую оценку конкретного наименования объекта при принятии его к учету и включает в себя: - договорную (продажную) цену, уплачиваемую покупателем продавцу; - сумму информационных
и консультационных услуг, - таможенные и иные платежи; - регистрационные
сборы, государственные - стоимость услуг посреднических организаций; - невозмещаемые налоги, уплачиваемые при покупке основных средств; - другие затраты,
включая общехозяйственные При взносе основных средств в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации первоначальной стоимостью объекта признается договорная его стоимость, согласованная с ее учредителями (участниками), если другое не предусмотрено действующим законодательством. При бартерных сделках
первоначальной стоимостью считается
стоимость обмениваемого В случаях безвозмездного получения объект становится на учет по рыночной цене, действующей в данном регионе на дату его оприходования. Изменение первоначальной
стоимости объекта в течение
срока его полезного - достройки; - дооборудования; - реконструкции; - частичной ликвидации. Результат (увеличение +, уменьшение - ) от изменения первоначальной стоимости объекта относится на добавочный капитал организации. Восстановительная стоимость – стоимость воспроизводства эксплуатируемых основных средств исходя из современных цен и современных условий изготовления аналогичных объектов. Перевод первоначальной стоимости основных средств в восстановительную производится в результате их переоценки, дату и порядок осуществления которой определяет Правительство РФ. Остаточная стоимость рассматривается как реальная стоимость (без учета современных условий их воспроизводства) на определенную дату. Она исчисляется путем вычитания из первоначальной стоимости объекта суммы его износа за период эксплуатации. Ликвидационная стоимость – стоимость полезных отходов (металлолом, запасные части, дрова и т. п.), полученных после ликвидации или реализации объекта и принятых к учету в условной оценке. Различают также амортизируемую стоимость – стоимость, которая будет перенесена на вновь созданный продукт за период эксплуатации соответствующего объекта. Она исчисляется путем исключения из первоначальной стоимости ее ликвидационной части. Если такой части в период ликвидации нет, то амортизируемая стоимость будет совпадать с ликвидационной. 1.2 Формы первичных документов по учету основных средств. Формы первичной документации для учета основных средств утверждены постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. (в редакции от 2 июля 1999 г.) № 71а. В соответствии с данным постановлением организации обязаны применять следующие первичные учетные документы для оформления операций по движению основных средств: - акт (накладную)
приемки – передачи основных
средств по форме №ОС –
1 – для оформления поступления,
выбытия и внутреннего - акт приемки
– сдачи отремонтированных, - акт на списание
основных средств по форме
№ ОС – 4 – для оформления
операций по ликвидации - акт на списание
автотранспортных средств по
форме № ОС – 4а – для
оформления операций по - инвентарную карточку учета основных средств по форме № ОС – 6 – для оформления пообъектного учета основных средств; - акт о приемке
оборудования по форме № ОС
– 14 – для оформления принятого
на учет оборудования, предназначенного
для капитального - акт приемки
– передачи оборудования в
монтаж по форме № ОС –
15 – для оформления операций
по сдаче оборудования, требующего
монтажа, строительным - акт о выявленных
дефектах оборудования по На каждый объект
основных средств должна вестись
карточка учета с подробной В соответствии с пунктом 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ порядок и количество инвентаризаций основных средств (как и другого имущества) в отчетном году определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. В соответствии с пунктом 27 данного положения проведение инвентаризации обязательно: - при смене материально ответственных лиц; - при выявлении
фактов хищения, - в случае стихийного
бедствия, пожара или других - при реорганизации или ликвидации организации; - при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже; - перед составлением
годовой бухгалтерской Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года. Порядок проведения инвентаризации регламентирован в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49). 1.3 Основные нормативные документы. 1.ФЗ РФ «О бухгалтерском учете» (подписан Президентом РФ 21.11.96 г. № 129 с учетом изменений и дополнений). 2.Об организации
учета федерального имущества.
Постановление Правительства 3.Положение по
бухгалтерскому учету «Учет 4.Положение по
ведению бухгалтерского учета
и бухгалтерской отчетности в
Российской Федерации ( 5.План счетов
бухгалтерского учета 6.Положение по
бухгалтерскому учету 7.Положение по
бухгалтерскому учету основных
средств (фондов) государственных,
кооперативных (кроме колхозов) и
общественных предприятий и 8.Положение о
порядке начисления 9.Единые нормы
амортизационных отчислений на
полное восстановление 10.Постановление
Правительства РФ от 19.08.94 г. №
967 «Об использовании механизмов
ускоренной амортизации и 11. «Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности операций, связанным с осуществлением совместной деятельности». Письмо Министерства финансов РФ от 24.01.94 г. № 7 (с изменениями от 28.12.94 г. № 173 и 27.08.95 г. № 81). 12.Методические указания
по инвентаризации имущества
и финансовых обязательств (утверждены
приказом Министерства 13.О порядке исчисления
и уплаты налога на 14.О порядке исчисления
и уплаты в бюджет налога
на прибыль предприятий и 15. «О государственной
поддержке развития лизинговой
деятельности в Российской 16.Временное положение
о лизинге (утв. 17.Указания «Об
отражении в бухгалтерском Глава II. Организация бухгалтерского учета основных средств. 2.1 Учет наличия и поступления основных средств. Основные средства могут поступить на предприятие одним из следующих способов: 1.Приобретением за плату или в обмен на другое имущество; 2.Сооружением и изготовлением; 3.Внесением учредителями в счет вкладов в уставный капитал; 4.Безвозмездным получением; 5.В других случаях. В случае приобретения основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости, включающей в себя все фактические затраты по приобретению, за исключением возмещаемых налогов, в частности НДС (согласно пункту 21 Методических указаний). Рассмотрим порядок бухгалтерского учета и налогообложения операций по приобретению основных средств на конкретной ситуации, имевшей место в ООО «Карьера». Приобретался объект,
договорная стоимость которого без
НДС – 450000 руб. плюс НДС – 90000 руб.
Посреднической организации уплачено
12000 руб. (в том числе НДС – 2000
руб.). За консультации по приобретению
уплачено 6000 руб. (в том числе НДС
– 1000 руб.). Командировочные расходы,
связанные с приобретением В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи: Д-т 51 К-т 90 300000 – получен кредит в банке; Д-т 08 К-т 60 450000 – оприходован объект основных средств; Д-т 19 К-т 60 90000 – выделен НДС по оприходованному объекту основных средств; Д-т 60 К-т 51 540000 – оплачен счет поставщика основных средств. В отличие от материалов, сырья, МБП, по которым НДС возмещается из бюджета после их оприходования и оплаты, для возмещения НДС по основным средствам недостаточно оприходования их на счет 08 и оплаты. Одним из необходимых условий является также ввод основных средств в эксплуатацию с обязательным составлением акта приемки-передачи по форме № ОС-1. При приобретении автомобиля должен быть уплачен в дорожные фонды налог на приобретение автотранспортного средства в размере 20 процентов от стоимости объекта без НДС. Сумма налога на приобретение автотранспортных средств отражается по дебету счета 08 и кредиту счета 67, эта сумма увеличивает первоначальную стоимость основного средства. При приобретении основных средств у физических лиц, в том числе у предпринимателей без образования юридического лица, НДС к зачету не принимается, а включается в первоначальную стоимость, поскольку физические лица не являются плательщиками НДС. При приобретении объекта непроизводственного назначения (для медпункта, базы отдыха и других целей) НДС относится на собственные источники. Дальнейшая схема бухгалтерских проводок выглядит следующим образом: Д-т 08 К-т 76 4175 – отнесена плата за регистрацию при приобрете-нии основного средства на увеличение первоначальной стоимости; Д-т 76 К-т 51 4175 – оплачен регистрационный сбор. Д-т 08 К-т 60 15000 – отражена стоимость услуг подрядной организации по монтажу оборудования (в том числе НДС); Д-т 60 К-т 51 15000 – оплачены услуги подрядной организации; Д-т 08 К-т 60 4500 – отражена стоимость услуги подрядной транспорт-ной организации по доставке объекта основных средств (в том числе НДС); Д-т 60 К-т 51 4500 – оплачены услуги сторонней транспортной орга-низации; Д-т 08 К-т 60 6000 – получены консультационные услуги; Д-т 60 К-т 51 6000 – оплачены консультационные услуги; Д-т 08 К-т 76 12000 – отражены посреднические услуги сторонней орга-низации; Д-т 76 К-т 51 12000 – оплачены посреднические услуги. Так же на первоначальную
стоимость основных средств могут
быть отнесены другие затраты, непосредственно
связанные с их приобретением, как
то: регистрационные сборы, государственная
пошлина, страховая пошлина, страховые
платежи, оплата услуг оценщиков. В
Методических указаниях не содержится
исчерпывающего перечня таких затрат.
Главный критерий при определении
затрат, относимых на первоначальную
стоимость, - они должны быть непосредственно
связаны с приобретением, сооружением
и изготовлением объекта Необходимо отметить, что на счет 08 относятся командировочные расходы в пределах установленных норм. Суммы сверх норм списываются на собственные источники. НДС, уплаченный по затратам на командировку в пределах норм (проживание и проезд), не выделяется и не возмещается, а также должен относится на счет 08: Д-т 71 К-т 50 1000 – выданы под отчет денежные средства для командировки; Д-т 08 К-т 71 1000 – списаны командировочные расходы на уве-личение первоначальной стоимости; Д-т 08 К-т 70 9000 – начислена заработная плата своим работ-никам за доведение объекта основных средств до рабочего состояния; Д-т 08 К-т 10 11000 – списаны материалы, истраченные на до-ведение основных средств собственными силами; Д-т 08 К-т 68 4000 – начислен НДС на объем работ, выполнен-ных хозяйственным способом ((11000+ +9000) х 20%); Д-т 08 К-т 51 21000 – оплачены проценты по кредиту (за время от поступления средств из банка до момента ввода основного средства в эксплуатацию). Уплата процентов
после ввода объекта основных
средств, для приобретения которого
был взят кредит, относится уже
на собственные источники. Также
на собственные источники При вводе объекта основных средств в эксплуатацию были сделаны проводки: Д-т 68 К-т 19 90000 – принят к зачету НДС; Д-т 01 К-т 08 537675 – списываются
все затраты на первоначаль-ную стоимость
объекта основных средств (24000+450000+1000+4175+6000+ Необходимым условием зачета НДС, кроме оплаты и производственного характера объекта, является факт ввода объекта в эксплуатацию с обязательным составлением акта приемки-передачи по форме № ОС-1 (НДС по приобретенным легковым автомобилям и микроавтобусам (при условии их производственного назначения) возмещению из бюджета не подлежит, а относится на увеличение их первоначальной стоимости. Таким образом, первоначальная стоимость рассмотренного выше объекта основных средств составила 537675 руб. Кроме того, на практике
предприятия встречалось Д-т 08 К-т 10 60000 – списываются материалы, отпущенные на строительство (НДС по ним возмещается после оприходования и оплаты); Д-т 08 К-т 13,02 8000 – списывается износ МБП и основных ср - в, участвующих в строительстве; Д-т 08 К-т 23 9000 – списываются услуги вспомогательных про- изводств (ремонт оборудования, занятого в строительстве); Д-т 08 К-т 51 5000 – уплачены проценты по кредиту банка, по-лученному для строительства; Д-т 08 К-т 70 15000 – начислена заработная плата своим работ-никам, занятым в строительстве (строительная группа, отдел капитального строительства, охрана объекта и др.); Д-т 08 К-т 69 5800 – произведены отчисления во внебюджетные фонды социального страхования на зарплату своим работникам. Для строящегося
объекта приобреталось Д-т 07 К-т 60 54000 – оприходовано оборудование вместе с НДС; Д-т 08 К-т 07 54000 – списывается в монтаж оборудование; Д-т 08 К-т 10,70,69 23000 – понесенные затраты по монтажу оборудо-вания собственными силами. Для выполнения части работ привлекались подрядчики (для возведения крыши и ее покрытия): Д-т 08 К-т 60 28000 – отражена стоимость объема работ подряд-чика по возведению крыши вместе с НДС; Д-т 08 К-т 80 13000 – учтены затраты вместе с НДС по оплате ус- луг коммунальных служб за воду, отопление, газ, электроэнергию для строящегося объекта; Д-т 08 К-т 60 12000 – отражена стоимость работ вместе с НДС подрядной проектной организации по изготовлению плана земельного участка под строительств и разработку рабочего проекта объекта. Услуги подрядчиков относим на счет 08 по мере начисления, а не по мере оплаты. Однако, при использовании льготы по налогу на прибыль по капитальным вложениям принимается в расчет только оплаченные услуги. Итак, объем работ,
выполненных хозяйственным - 60000 – стоимость материалов; - 8000 – износ основных
средств и МБП, - 9000 – стоимость
услуг вспомогательных - 15000 – зарплата; - 5800 – отчисления на зарплату; - 23000 – затраты
по монтажу собственными Итого сумма затрат составляет 120800 руб. На эту сумму следует начислить НДС: Д-т 08 К-т 68 24160 – начислен НДС (120800 х 20%). Период начисления равен отчетному налоговому периоду по НДС. В облагаемый оборот вошли все затраты, за исключением оборудования и работ подрядных предприятий. Объем работ, выполненных подрядчиками вместе с НДС, составил: - 28000 – оплата
подрядчику за возведение - 13000 – оплата коммунальных услуг; - 12000 – оплата за проект. Итого 53000 руб. При вводе объекта основных средств в эксплуатацию в бухгалтерском учете делаются следующие проводки: Д-т 01 К-т 08 53000 – включена стоимость работ, выполненных подрядчиками в первоначальную стоимость основных средств; Д-т 01 К-т 08 54000 – включена стоимость оборудования в пер-воначальную стоимость основных средств; Д-т 01 К-т 08 144960 – включена стоимость работ, выполненных хозяйственным способом в первоначальную стоимость основных средств. Таким образом, первоначальная стоимость объекта составит 256960 руб. (144960+53000+54000+5000). Как видно, сложность
учета и налогообложения 2.2 Учет амортизации основных средств. Амортизация основных средств представляет собой способ возмещения затрат,связанных с приобретением или возведением основных средств, путем перенесения стоимости основных средств на себестоимость продукции ( работ, услуг), а по объектам непроизводственного назначения – на собственные источники. Если материалы и сырье списываются на себестоимость по мере списания в производство в полной сумме, то основные средства – частями. Во – первых, это связано с тем, что объекты основных средств не переносятся непосредственно на продукцию (работы, услуги). Во – вторых, срок эксплуатации основных средств превышает один год. В – третьих, стоимость
основных средств, как правило, высока
и включение ее сразу в себестоимость
вызовет нежелательные Понятие амортизации означает процесс перенесения стоимости основных средств на себестоимость продукции. Осуществляется этот процесс путем начисления износа, который учитывается на счете 02 «Износ основных средств». Счет 01 не корреспондирует со счетом 02. Износ начисляется следующими проводками: Д-т 20,23,25,26 К-т 02 – начислен износ основных средств. Начисляя износ, предприятие переносит часть стоимости основных средств на себестоимость основных средств, которая равна разнице между первоначальной (восстановительной) стоимостью и износом. В балансе этот процесс отражается уменьшением внеоборотных активов, которые учитываются по остаточной стоимости. Порядок амортизации основных средств определен разделом 3 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств. Объектами амортизации являются основные средства, принадлежащие предприятию на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления. Не начисляется износ на: - машины, оборудование и другие подобные средства труда, которые числятся на предприятии как товар или готовая продукция; - основные средства,
полученные безвозмездно и по
договорам дарения, а также
объекты, полностью - жилищный фонд; - объекты внешнего
благоустройства и другие - продуктивный скот, буйволов, оленей; - многолетние насаждения,
не достигшие - приобретенные
издания (книги, брошюры и др.) - мобилизационные
мощности, если иное не предусмотрено
законодательством Российской Амортизация приостанавливается
в случаях перевода основных средств
на консервацию на срок не менее
трех месяцев. Порядок консервации
основных средств, числящихся на балансе,
устанавливается и утверждается
руководителем организации, при
этом могут быть переведены на консервацию,
как правило, основные средства, находящиеся
в определенном комплексе, объекте,
имеющие законченный цикл производства.
Решение о консервации В сезонных производствах годовая сумма износа начисляется равномерно в течение периода работы предприятия в отчетном году. Например, первоначальная стоимость основного средства составляет 600000 руб. Годовая норма амортизации – 10% или 60000 руб. Предприятие работает 8 месяцев в году (с мая по декабрь включительно). До мая износ начисляться не будет. С мая до конца года должен ежемесячно начисляться износ в размере 7500 руб. (60000 : 8 мес.). В ПБУ 6/97 и Методических указаниях предусмотрено четыре способа амортизации: - линейный; - способ уменьшаемого остатка; - способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; - способ списания
стоимости пропорционально Линейный способ говорит сам за себя – суммы отчислений одинаковы за весь период эксплуатации. Второй и третий способы из приведенных выше являются нелинейными. При их применении суммы амортизационных отчислений в предыдущие годы больше, чем в последующие. Выбранный метод должен быть обязательно отражен в приказе об учетной политике. При этом не обязательно использовать один и тот же метод по всем основным средствам – один и тот же метод может применяться внутри группы однородных объектов. Способ амортизации
в течение всего срока Какими же нормами
амортизации должны пользоваться предприятия?
Порядок применения норм содержится
в Положении от 29 декабря 1990 г. №
ВГ-21-Д/144/17-24/4-73 «О порядке начисления
амортизационных отчислений». Способы
амортизации, изложенные в ПБУ 6/97 и
Методических указаниях, действуют
с 1 января 1998 года. Однако они могут
применяться при ведении По объектам непроизводственног Д-т 88 К-т 02 - списан износ по основным средствам не-производственного назначения. При вводе объекта основного средства в эксплуатацию должен быть обязательно составлен акт приемки – передачи по форме № ОС – 1. Дата составления акта и будет являться датой ввода. Начисление износа начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода, и прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем выбытия. Применение ускоренной амортизации в определенных случаях регламентируется постановлением Правительства РФ от 19 августа 1994 г. № 967 «Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов». Норма отчислений может увеличиваться, но не более, чем в два раза. Необходимость применения коэффициента в большем размере согласовывается с финансовыми органами субъектов РФ. Цель ускоренной амортизации (только для активной части основных фондов) – создание условий для развития высокотехнологичных отраслей экономики и внедрение эффективных видов машин и оборудования. Соответствующий перечень высокотехнологичных отраслей и эффективных видов машин и оборудования устанавливался федеральными органами исполнительной власти. Решение о применении ускоренной амортизации необходимо оформить как элемент учетной политики, иначе этот факт будет расценен как завышение прибыли. 2.3 Виды ремонта основных средств и организация их учета. Согласно Положению о составе затрат, расходы на содержание и ремонт основных средств относятся к текущим затратам, то есть включаются в себестоимость текущего, среднего и капитального ремонта).Затраты на проведение модернизации оборудования, а также реконструкции объектов основных средств в себестоимость продукции (работ, услуг) не включаются. Методические указания рекомендуют проводить ремонт в соответствии с планом исходя из системы планово – предупредительных работ, включающих в себя текущий, средний, капитальный и особо сложный ремонт основных средств. Текущий ремонт состоит в ежедневном техническом обслуживании машин и оборудования с целью их постоянного поддержания в рабочем состоянии. Объем работ по текущему ремонту предусматривает смазку и регулировку отдельных узлов и деталей, замену некоторых из них новыми, но без разборки агрегата. Для других видов основных средств (зданий, сооружений и пр.) устанавливаются другие сроки и другой характер ремонта (побелка, покраска и пр.). Средний ремонт по сложности и периодичности занимает промежуточное положение между текущим и капитальным ремонтом. Его назначение – продлить межремонтный период до очередного капитального ремонта. Под капитальным ремонтом понимается: - для оборудования
и транспортных средств – - для зданий и
сооружений – смена изношенных
конструкций и деталей или
замена их на более прочные
и экономичные, улучшающие Основным первичным
документом, согласно которому определяются
объем работ по капитальному ремонту,
его сметная стоимость и Первичными документами при осуществлении работ на отдельные виды ремонта являются: - требования-накладные
(ф. № М-11), выписываемые в двух
экземплярах. Один остается на
складе как основание для - наряды на заработную плату ремонтным рабочим. Аналитический учет затрат на капитальный ремонт ведется в карточке многографной формы, открываемой на отдельный заказ, которому присваивается свой шифр (код). Под этим шифром в постатейном разрезе формируются затраты в процессе осуществления данного ремонта: стоимость запасных частей, материалов, заработной платы – основной и дополнительной – ремонтных рабочих, начислений на их заработную плату, а также общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Синтетический учет
затрат по текущему ремонту при незначительных
объемах работ может Д-т 20,44 и др. К-т 10,12,70 и др. На рассматриваемом предприятии как правило создается резерв для финансирования ремонта отдельных видов основных средств исходя из своих возможностей (Применяем счет 89 «Резерв предстоящих расходов и платежей», субсчет 1 «Резерв на проведение ремонтов основных средств»). При этом в учете делаются записи: Д-т 20(25) К-т 89-1 400000. Фактические расходы на ремонт, произведенный организацией в течение года, списываются за счет этого резерва: Д-т 89-1 К-т 10,12,70,69 338000. В конце года была проведена инвентаризация по данному резерву. Излишне начисленный резерв присоединяют к балансовой прибыли, так как остатка резерва на конец года не должно быть: Д-т 89-1 К-т 80 62000. Если бы сумма начисленного резерва оказалась ниже фактически произведенных затрат в отчетном году (300000), то сумму разницы списали бы на счет 31 «Расходы будущих периодов»: Д-т 31 К-т 20 38000. В следующем отчетном году эта сумма была бы списана по мере создания резерва на соответствующие цели: Д-т 89-1 К-т31 38000. В последней ситуации возможен и другой вариант по ремонту основных средств. Достаточно в конце года сделать дополнительную запись по доначислению резерва на сумму разницы между фактически произведенными расходами и созданным резервом на эти цели. В любом случае для подобной корректировки в приказе по учетной политике должен быть предусмотрен соответствующий выбор. При значительных объемах, достаточной степени сложности, неравномерном выполнении ремонтных работ в течении года, организация в качестве учетной политики может формировать ремонтный фонд как источник их финансирования. (Применяя счет 89, субсчет 2 «Ремонтный фонд»). Отчисления в ремонтный фонд производятся ежемесячно исходя из планируемой сметы затрат на все виды ремонта, с включением в себестоимость продукции (работ, услуг): Д-т 25, 26 К-т 89-2 Фактические затраты на отдельные виды ремонта, проводимого собственными силами организации, учитывают по Д-ту активного счета 23 «Вспомогательные производства». На основании первичных документов (нарядов по начислению заработной платы, требований на отпуск запасных частей, и т. п.) в учете делается запись: Д-т 23 К-т 10-5, 70 По окончании
ремонтных работ составляется акт
приемки – сдачи Д-т 89-2 К-т 23. Если ремонтный фонд не создается, то учтенные затраты списываются сразу ан потребителей: Д-т 20, 25, 44 К-т 23. При подрядном способе ведения работ принятые счета к оплате: Д-т 20, 25, 44, 89-2 К-т 60, 76. Погашение указанных обязательств перед подрядными организациями: Д-т 60 К-т 51. По окончании отчетного года также производится корректировка учтенных сумм по счету 89-2 исходя из фактического объема выполненных работ и принятого варианта учетной политики. 2.4 Учет выбытия основных средств. Основные средства выбывают из организации в результате: - продажи; - списания или ликвидации; - передачи в виде вклада в уставный капитал других организаций; - безвозмездной передачи; - по другим причинам. Согласно Инструкции
по применению Плана счетов бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной Чтобы проиллюстрировать этот раздел учета основных средств, рассмотрим несколько ситуаций из хозяйственной деятельности ООО «Карьера». I. В ноябре 1999 г.
реализовался объект основных
средств за 150000 руб. (включая НДС).
Восстановительная стоимость В бухгалтерском учете были произведены следующие записи: Д-т 47 К-т 01 200000 – списана восстановительная стоимость основного средства; Д-т 02 К-т 47 60000 – списан начисленный за время эксплуатации износ; Д-т 62 К-т 47 150000 – отражена задолженность покупателям (с НДС); При реализации основных средств, при приобретении которых входной НДС был возмещен, налогооблагаемой базой является договорная стоимость. Если же реализуется объект основных средств, оприходованный в свое время с НДС, то НДС рассчитывается в соответствии с пунктом 50 Инструкции № 39. Д-т 51 К-т 62 150000 – поступили денежные средства; Д-т 47 К-т 68 25000 – начислен НДС (150000 х 16,67%); Д-т 80 К-т 47 15000 – получен убыток от реализации основных средств. Согласно пункту 2.4 Инструкции № 37, убыток от реализации основных средств не уменьшает налогооблагаемую прибыль. Поэтому, прибыль при расчете налогооблагаемой базы следует скорректировать по строке 4.7 Справки. В соответствии с пунктом 93 Методических указаний по учету основных средств списание и ликвидация в случае морального и (или) физического износа являются одним из способов выбытия основных средств. Предприятие имеет право списать основные средства даже в том случае, если объект годен для использования и не изношен физически или морально. Предприятие
может самостоятельно списать
только основные средства, принадлежащие
ему на праве собственности.
В противном случае необходимо
разрешение собственника. Для определения
целесообразности списания При списании объекта основных средств с баланса предприятия списываются первоначальная (восстановительная) стоимость и износ на счет 47 проводками: Д-т 47 К-т 01 - списывается первоначальная (восстановительная) стоимость; Д-т 02 К-т 47 - списывается сумма износа на момент списания. В результате
списания основных средств ( Необходимо заметить,
что финансовый результат от
списания выявляется по В соответствии
с пунктом 15 Положения о составе
затрат убыток от списания
основных средств (как и - некомпенсируемые
потери от стихийных бедствий,
включая затраты, связанные с
предотвращением или - некомпенсируемые
убытки в результате пожаров,
аварий, других чрезвычайных ситуаций,
вызванных экстремальными - убытки от хищений, виновники которых по решениям суда не установлены. Согласно пункту 54 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, материальные ценности, остающиеся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию основных средств и предметов, приходуются по рыночной стоимости на дату списания и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты. При списании (ликвидации) не полностью изношенных основных средств необходимо восстановить часть входного НДС, возмещенного при приобретении и приходящегося на остаточную стоимость. Восстановление производится по кредиту счета 68 и дебету счета 88(81). Это объясняется тем, что в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона РФ «О НДС» суммы налога, уплаченные поставщикам по материальным ресурсам, включая основные средства, подлежат возмещению только при их использовании в производстве, а в остальных случаях, в том числе при списании (передаче в УК), НДС должен покрываться за счет собственных источников. Таким образом, при списании основных средств часть ранее возмещенного НДС должна быть восстановлена проводкой: Д-т 88(81) К-т 68 - восстановлен НДС по списанному (лик-видированному), не полностью изношенному объекту основных средств. Рассмотрим как отражалось в бухгалтерском учете списание основных средств на анализируемом предприятии: II. Списывался объект
первоначальной стоимостью 342000 руб.
Износ составлял 176000 руб. При
приобретении был уплачен и
возмещен НДС в сумме 68400 руб.
Объект не подвергался В бухгалтерском учете сделаны проводки: Д-т 47 К-т 01 342000 – списана первоначальная стоимость объекта основных средств; Д-т 02 К-т 47 176000 – списана сумма износа; Д-т 10 К-т 47 8700 – оприходованы запчасти; Д-т 80 К-т 47 157300 – отражен убыток от списания основного ср-ва; Д-т 88 К-т 68 35200 – восстанавливается часть входного НДС, приходящаяся на остаточную стоимость (68400 х 176000 : 342000). 2.5 Инвентаризация и переоценка основных средств. Порядок проведения инвентаризации основных средств и отражение ее результатов в бухгалтерском учете регулируется «Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (утв. приказом Министерства финансов РФ от 13.06.95 г.). Цель инвентаризации – подтвердить наличие основных средств в натуре по местам их эксплуатации или местонахождения по данным бухгалтерского учета. Инвентаризация основных средств является обязательной процедурой в следующих случаях: - при реорганизации
предприятия (слияние, - при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел); - после стихийных бедствий (немедленно после их окончания); - перед составлением годового отчета (не ранее 1 октября); - при выявлении фактов хищения, а также порчи такого имущества (сразу после установления таких фактов); - в других случаях,
предусмотренных Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а книжного фонда библиотек – один раз в пять лет. Другие сроки проведения инвентаризации вправе устанавливать руководитель предприятия. Он же определяет состав инвентаризационной комиссии. Перед проведением инвентаризации уточняется и правильность оформления первичной учетной документации по наличию и движению основных средств (инвентарные карточки или книги, технические паспорта, акты приема-передачи и т. п.). Материально ответственные
лица в письменной форме должны подтвердить,
что все приходные и расходные
документы на основные средства сданы
в бухгалтерию. Принятые объекты
оприходованы, а выбывшие списаны
в расход. Такой подход в дальнейшем
позволит избежать возможных конфликтов
между членами Фактическое наличие
и техническое состояние Итоги проверки заносятся в инвентаризационные описи (ф. № инв.-1) ручным способом или средствами вычислительной техники в разрезе каждого наименования объекта, с обязательным указанием их инвентарного номера. Неучтенные основные средства, а также основные средства, по которым выявлена недостача, записываются в отдельную инвентаризационную опись (ф. № инв.-18). На основные средства, используемые предприятием на условиях аренды, независимо от ее характера (краткосрочная или долгосрочная), составляется отдельная инвентаризационная опись в двух экземплярах. Один экземпляр остается у предприятия, а другой высылается в адрес арендодателя. Объекты, которые в учете относятся к активной части основных средств (машины, оборудование, транспортные средства), показываются в инвентаризационной описи с подробной расшифровкой их технической характеристики и заводского инвентарного номера. Оформленные соответствующим образом инвентаризационные описи комиссия передает в бухгалтерию для составления сличительной ведомости. Данная ведомость включает только те объекты, по которым имеются расхождения с бухгалтерской информацией. Возможен вариант,
при котором материалы На основании приказа руководителя по материалам инвентаризационной комиссии в бухгалтерии составляются записи по результатам инвентаризации. На выявленные неучтенные основные средства делается запись на их оприходование в оценке исходя из технического состояния: Д-т 01 К-т 80 100000; Д-т 88 К-т 87-3 100000. Если по результатам инвентаризации обнаруживается недостача, в учете такие операции отражаются с использованием счетов 47 и 84, т. е. они рассматриваются как и другие операции, связанные с выбытием основных средств: Д-т 47 К-т 01 - первоначальная стоимость; Д-т 02 К-т 02 - износ недостающего имущества; Д-т 84 К-т 47 - остаточная стоимость до момента установ-ления причин недостачи. По мере выяснения обстоятельств недостачи, потери такого имущества относятся на виновных лиц по рыночной цене (при установлении вины отдельных лиц): Д-т 73-3 К-т 84 - учетная цена объекта; Д-т 73-3 К-т 83-3 - разница между рыночной и учетной ценой. Тогда по Д-ту счета 73-3 имеем рыночную дену объекта. При отсутствии виновных лиц, подтвержденные в установленном порядке подобные потери означают прямой убыток для организации: Д-т 80 К-т 84 - учетная цена недостающего объекта. Инвентаризация основных средств проводится также при их переоценке по распоряжению Правительства РФ. Ее цель – показать в учете современную стоимость производства основных средств находящихся как в запасе, так и в эксплуатации. Восстановительная стоимость основных средств исчисляется на базе их балансовой (первоначальной)стоимости и индексов изменения этой стоимости в разрезе отдельных видов и групп или путем прямого пересчета экспертным путем на дату переоценки. В любом случае современная стоимость имущества в составе основных средств рассматривается как рыночная цена и признается достоверной для принятия к учету, если она документально подтверждена, в следующих случаях: - приведена в соответствующих каталогах (ценниках) предприятий-изготовителей на аналогичную продукцию; - указана в информации, исходящей из органов государственного управления; - опубликована в средствах массовой информации; - определена в установленном порядке экспертами, т. е. лицами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и лицензию на право осуществления лицензионной деятельности. В соответствии с пунктом 38 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств организация имеет право не чаще одного раза в год (на 1 января отчетного года) переоценивать полностью или частично объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации (с применением индекса-дефлятора) или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал организации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Иными словами предусмотрено два способа переоценки: - с применением индекса-дефлятора; - путем прямого
пересчета по документально Исходя из формулировки «имеют право», переоценку проводить необязательно, если по мнению предприятия, стоимость основных средств соответствует рыночным ценам и устраивает его с точки зрения финансового положения и налогообложения. Формулировка «частично» означает, что переоценивать можно не все, а только часть объектов основных средств. В бухгалтерском учете результаты переоценки основных средств отражаются следующим образом: - при дооценке: Д-т
01 К-т 87 - увеличена восстановительная
стои-мость; Д-т 87 К-т 02 - увеличен износ; - при уценке: Д-т
87 К-т 01 - уменьшена восстановительная
сто-имость; Д-т 02 К-т 87 - уменьшен износ. Такие проводки необходимо делать по каждому переоцениваемому объекту. Приведем конкретный пример проведения переоценки на нашем предприятии: Стоимость объекта
до переоценки составляла 90000 руб. Износ
– 55000 руб. В результате переоценки
восстановительная стоимость Износ рассчитывался
так: находился коэффициент В учете производим записи: Д-т 01 К-т 87 - 30000 (120000-90000); Д-т 87 К-т 02 - 18333,33 (73333,33-55000). 6 августа 1998 года
введен в действие Федеральный
закон № 135-ФЗ «Об оценочной
деятельности в РФ», Для целей переоценки определяется полная восстановительная стоимость, под которой понимается стоимость воссоздания нового объекта в текущих ценах. Например, первоначальная стоимость здания по данным бухгалтерского учета, составляет 500000 руб. Оценщик определил, что стоимость составляет 750000 руб. Это означает, что на момент оценки можно воссоздать здание за 750000 руб. по текущим ценам. При этом не учитывается текущее состояние здания, местоположение, спрос на подобные здания и другие факторы, которые как раз и определяют рыночную стоимость Понятие рыночной стоимости дано в статье 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ», согласно которой под рыночной стоимостью объекта понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: - одна из сторон
сделки не обязана отчуждать
объект оценки, а другая сторона
не обязана принимать - стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; - объект оценки представлен на открытый рынок в форме публичной оферты; - цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; - платеж за объект оценки выражен в денежной форме. Отношения с оценщиком необходимо строить на договорной основе. Затраты на оплату услуг оценщиков можно отнести на себестоимость как информационные, консультационные услуги. Заключение. В ходе выполнения
работы была проверена 1.На отдельные
объекты основных средств не
заведены карточки учета ( 2.В ноябре 1999 года
командировочные расходы по 3.В текущем году
пусконаладочные работы были
включены в первоначальную 4.В марте 1999 г.
убыток от реализации был - увеличения уставного капитала за счет добавочного капитала; - списания добавленной суммы износа при переоценке; - убыток при списании
объектов основных средств, 5.По объекту 6.Выявлено ошибочное
включение в состав основных
средств малоценных и 7.Обнаружены нарушения
порядка при проведении В связи с вышеперечисленными замечаниями, необходимо, во избежание штрафных санкций, незамедлительно привести данные бухгалтерского учета на предприятии в соответствие с действующим законодательством. Список использованной литературы: 1. Астахов В.П.
Бухгалтерский учет и 2. Мордовкин А.В.
Бухгалтерский учет и 3. Козлова Е.П., Парашутин Н.В., Бабченко Т.Н. Бухгалтерский учет. М., «Финансы и статистика», 1998. 4. Луговой В.А.
Учет основных средств, 5. Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет. М., «Экзамен», 1999.
Яндекс.ДиректВсе объявления
|
Яндекс.ДиректВсе
объявления
Новые
указы Президента РФСвежая информация
об указах Президента РФ. Бесплатно от КонсультантПлюс!consultant. |
Информация о работе Организация бухгалтерского учета основных средств