Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 00:57, доклад
1. Торгово-технологический процесс в розничной торговле представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых /коммерческих/ и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения.
Структура торгово-технологического процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной самостоятельноcти торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера магазина и других факторов.
1. Торгово-технологический
процесс в розничной торговле
представляет собой комплекс
взаимосвязанных торговых /коммерческих/
и технологических операций и
является завершающей стадией
всего торгово-
Структура торгово-технологического процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной самостоятельноcти торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера магазина и других факторов.
Большую роль в торгово-технологическом процессе играют коммерческие операции. Их своевременность и качество выполнения влияют на широту ассортимента предлагаемых товаров, бесперебойность торговли ими и на качество обслуживания покупателей. К числу таких операций относят изучение спроса покупателей, составление заявок на завоз товаров, формирование оптимального ассортимента, организацию рекламы и информации.
Таким образом,
торгово-технологический
Более четкое снабжение магазинов товарами, не отрывает работников розничных торговых предприятий от выполнения их основных Функциональных обязанностей .При рационально организованной централизованной доставке товаров эффективнее используется рабочая сила и транспорт, снижаются издержки обращения. К важнейшим преимуществам централизованной доставки относят возможность комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ, сокращение простоя автомашин под погрузкой-разгрузкой, возможность оптимального построения маршрута, наиболее эффективно используется специализированный транспорт, широкое применение находит тара-оборудование. Товары завозятся ритмично по графикам, благодаря чему в магазинах поддерживается стабильный ассортимент. Ускоряетеся оборачиваемость товаров, уменьшается их порча.
При централизованной доставке завоз товаров в розничную торговую сеть может осуществляться собственным транспортом поста: щика или транспортом общего пользования. Если завоз товаров осуществляется автотранспортом общего пользования, то наряду с договором поставки, который заключается между поставщиком и поку пателем, поставщик заключает договор с автотранспортным предприятием на перевозку грузов.
Оптовые предприятия и другие поставщики, осуществляющие централизованный завоз товаров, проводят следующие подготовительные мероприятия:
- анализируют расположение торговой сети, группируют предприятия розничной торговли по типам и объему товарооборота;
- рассчитывают
грузооборот, оптимальные
- осуществляют подготовку механизмов, транспортных средств и оборудования экспедиционных складов и предприятий розничной торговли для рационального выполнения операций, связанных с доставкой товаров;
- устанавливают
систему материальной
Анализируя дислокацию розничной торговой сети, обращают внимание на данные: наименование, типы розничных торговых предприятий, среднемесячный розничный товарооборот, площадь торгового зала и помещений для хранения товаров, численность работников, режим работы магазина , расстояние от магазина до оптовой базы или другого поставщика.
Частоту и оптимальные размеры завозимых партий товара определяют для того, чтобы обеспечить бесперебойную торговлю товарами соответствующего ассортимента при минимальных размерах товарных запасов.
При определении частоты завоза товаров учитывают физико-химические свойства товаров, предельные сроки их реализации, среднедневной объем продажи, размеры установленных неснижаемых товарных запасов и другие факторы.
Количество заказываемых товаров должно полностью обеспечивать устойчивость ассортимента и бесперебойную их продажу до очередного завоза и вместе с тем исключать образование излишних запасов. При определении этого количества учитывают частоту завоза товаров и среднедневную их реализацию, неснижаемые запасы и остатки товаров на день завоза.
Если составляется заявка на завоз товаров сложного ассортимента /готовое платье, обувь и др./, то количество изделий по размерам, расцветкам и т.д, заказывают с учетом в продаже их удельного веса, выявленного по данным изучения спроса.
Товары-новинки,
которыми магазин ранее не торговал
и возможная среднедневная
Централизованная доставка товаров должна осуществляться по строго установленным графикам, представляющим собой расписание времени отборки и доставки товаров в магазины.
При составлении графиков учитывают размещение розничной торговой сети, объем завозимых товаров и периодичность их завоза, особенности эксплуатации используемого транспорта.
Централизованная доставка может осуществляться двумя видами маршрутов - маятниковыми и кольцевыми. При использовании маятниковых или линейных маршрутов автомашина за каждый pej доставляет товары в одно торговое розничное предприятие. Эффективность в этом случае достигается при загрузке автомашины до ее максимальной грузоподъемности.
При кольцевых маршрутах полногрузная автомашина доставляет за один рейс товары в несколько предприятий, находящихся на пути ее движения.
Маршруты доставки товаров разрабатывают с учетом территориального размещения сети розничных торговых предприятий. С этой целью составляют карту-схему размещения обслуживаемых розничных торговых предприятий и по ней определяют возможные транспортные связи между несколькими населенными пунктами, в которых расположены предприятия розничной торговли. Сначала составляют линейные маршруты, а затем формируют кольцевые. Маршруты составляются с учетом обеспечения оптимальных показат< лей работы транспортных средств.
В основе расчетов потребности в транспортных средствах лежат данные об объемах заявок розничных торговых предприятий, грузоподъемности транспортных средств и среднем количестве рейсов.
В системе
мероприятий, направленных на обеспечение
рациональной организации централизованного
товароснабжения розничной
Маршруты, в которые включены магазины, снабжаемые по технологической схеме с использованием тары-оборудования, должны обслуживаться автомобилями, оснащенными борт-подъемниками. Соответствующим образом должны быть оборудованы места для приемки грузов в магазинах.
Использование
контейнерной доставки товаров в
магазины позволяет существенно
сократить численность
Наряду с
тарой-оборудованием для
Для упрощения
управления процессом товароснабжения
могут использоваться технологические
карты, которые являются детальной
разработкой важнейших
Оперативное управление доставкой товаров в розничные предприятия осуществляется диспетчерскими службами.
Они собирают и обобщают информацию, поступающую от магазинов, и оперативно передают ее коммерческим службам предприятий. для принятия необходимого решения о завозе товаров.
Завоз товаров должен осуществляться в соответствии со спросом населения и установленным для магазина обязательным ассортиментным перечнем.
Основные принципы технологического процесса завоза товаров в розничные торговые предприятия: планомерность, ритмичность, экономичность, оперативность, централизация.
Наиболее
эффективной для розничных
Рациональное использование транспортных средств снижает расходы на перевозки, которые составляют значительную часть издержек обращения.
Необходимо внедрять современные средства автоматизации и механизации, чтобы сокращать до минимума потери товаров в процессе доставки.
Широкое применение тары-оборудования и многооборотной тары. Четкое функционирование диспетчерских служб.
1. Ф.Г.Панкратов; В.К.Памбухчиянц "Коммерция и технология торговл] Москва. 1994г.
2. В. Г.
Бурмистров "Основы торговли