Организация системы учета расчетов по социальному страхованию на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 03:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель современного бухгалтера не только в создании на базе первичных документов и Плана счетов блока информации о финансово-экономическом состоянии предприятия, но и в формировании бухгалтерской модели его хозяйственной деятельности, позволяющей проводить налоговое планирование и прогнозирование финансового результата. С позиций чисто учетных, задача бухгалтерской деятельности заключается в правильном и своевременном кодировании всей последовательности хозяйственных операций и действий, чтобы к моменту наступления отчетного периода, используемые аппаратные и программные средства бухгалтерии позволяли бы получить баланс и другую финансовую отчетность с высокой степенью точности и законченности.

Вложенные файлы: 1 файл

Bukh_uchet_.docx

— 60.89 Кб (Скачать файл)

1-ый уровень: Законодательный. Документы этого уровня утверждаются президентом, правительством. К высшему нормативному уровню относят Указы Президента и Постановления правительства РФ. Законодательство Российской Федерации «О бухгалтерском учете» состоит из Федерального закона, устанавливающего единые, правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации. Сюда относятся федеральные законы, указы президента, постановление правительства. Высший уровень представлен:

1. Федеральным законом  «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ, который вступил в силу с 01.01.2013 г. и будет действовать вместо Федерального закона «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г.

2. Гражданским кодексом  Российской Федерации. Части I и II.

3. Налоговым кодексом Российской  Федерации. Часть 1. Федеральный закон  от 31.07.98 г. №146-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.06.04 г. №58-ФЗ).

4. Налоговым кодексом Российской  Федерации. Часть 2. Федеральный закон  от 05.08.2000 г. №117-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 г. №166-ФЗ, от 31.12.02 г. №191-ФЗ и от 07.07.03 г. №117-ФЗ).

2-ой уровень: Нормативный. Сюда относятся нормативные документы, в которых изложена методология бухгалтерского учета. Документы утверждаются мин финном:

1. Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина  РФ от 29.07.98 г. №34н. В дальнейшем в него внесены изменения и дополнения приказами Минфина от 30.12.99 г. №107 и от 24.03.2000 г. №31н. Положение следует отнести к нормативным документам второго уровня. Оно призвано конкретизировать Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Положение состоит из шести разделов

3-ий уровень: Методический. Сюда относятся методические указания, инструкции. Эти документы утверждаются мин финном Р.Ф., ЦБ. Это наиболее многочисленная группа документов. Порядок применения Положений по бухгалтерскому учету и составлению бухгалтерских отчетов, а также реализация смежных вопросов для различных ситуаций делового оборота детально излагаются в нормативных документах, выпускаемых уже упомянутыми государственными органами и называемыми Рекомендации, Инструкции, Письма и пр. Поскольку в этих правовых актах осуществляется детализация норм, сформулированных в документах второго уровня иерархии, их следует включать в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета третьего уровня.

4-ый: Организационный. Представляет нормативные документы, которые составляются на уровне предприятия. Эти документы составляются на основании нормативных документов, относящихся к первым 3-м уровням: распорядительные документы, формирующие учетную политику организации, которые разрабатываются самой организацией или специализированными консалтинговыми фирмами по заказу организации.

 

1.3 Особенности учета социального страхования и обеспечения

 

Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

К основным принципам обязательного социального страхования относятся:

- устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

- всеобщий обязательный характер  социального страхования, доступность  для застрахованных лиц реализации  страховых гарантий;

- государственная гарантия соблюдения  прав застрахованных лиц на  защиту от социальных страховых, рисков и исполнение обязательств  по обязательному социальному  страхованию независимо от финансового  положения страховщика;

- государственное регулирование  системы обязательного социального  страхования;

- паритетность участия представителей  субъекта обязательного социального  страхования в органах управления  системы обязательного социального  страхования;

- обязательность уплаты страхователями  страховых взносов в бюджеты  фондов конкретных видов обязательного  социального страхования;

- ответственность за целевое  использование средств обязательного  социального страхования;

- обеспечение надзора и общественного  контроля;

Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица.2

Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами. Страхователями выступают также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы.

Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица - граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.

Различают следующие виды социальных страховых рисков:

- необходимость получения медицинской  помощи;

- временная нетрудоспособность;

- материнство;

- инвалидность;

- наступление старости;

- потеряю кормильца;

- смерть застрахованного лица  или нетрудоспособность членов  его семьи, находящихся на его  иждивении.

Обязательное социальное страхование проводят страховщики, создаваемые Правительством РФ, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью.

Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами.

Источники поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования:

- страховые взносы;

- дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства других бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

- штрафные санкции и пени;

- денежные средства, возмещаемые  страховщикам в результате регрессных  требований к ответственным за  причинение вреда застрахованным  лицам;

- доходы от размещения временно  свободных денежных средств обязательного  социального страхования;

- другие поступления, не противоречащие  законодательству РФ.

Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты заработной платы. Страхователи начисляют страховые взносы на оплату труда, начисленную по всем основаниям, и на другие источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.3

Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

 

1.4 Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению

 

Определение суммы пособий по временной нетрудоспособности (больничных листов) производится на основе среднего заработка. В соответствии с законодательством, средний заработок для расчета оплаты больничных листов определяется за два предшествующих месяца. В начисленную оплату труда входят все виды заработка, в том числе, месячная, квартальная и годовая премии. Квартальная премия включается в размере 1/3 в каждом месяце, а годовая – в размере 1/12 в каждом месяце.

По закону в средний заработок не включаются:

- оплата за сверхурочные работы;

- плата за работу по совместительству;

- доплаты за работы, не связанные  с основной обязанностью работника;

- оплата дней простоев, отпусков  и компенсаций;

- единовременные пособия.

Среднедневной заработок определяется путем деления суммы всех выплат, включаемых в базу для начисления страховых взносов в ФСС РФ, произведенных в пользу застрахованного лица за расчетный период - два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, на 730.

Если же у работника предприятия интервал между больничными листами меньше чем два месяца, среднедневной заработок исчисляется по конкретному числу отработанных дней:

 

Зд=ЗПд/Д ,

 

где ЗПд – заработная плата за Д отработанных дней

Трудовое законодательство предписывает оплачивать пособия по временной нетрудоспособности с учетом непрерывного стажа работы сотрудника.

Установлены следующие нормативы:

- 60% среднего дневного заработка, если страховой стаж работника  составляет менее 5 лет;

- 80% среднего заработка, если страховой  стаж работника составляет более 5, но менее 8 лет;

- 100% среднего заработка, если страховой  стаж работника составляет более 8 лет.

Полностью 100% оплачиваются пособия по временной нетрудоспособности сотрудникам, у которых на иждивении трое или более детей до 18 лет, инвалидам войны, инвалидам по трудовому увечью, женщинам по беременности и родам.4

Больничный лист оплачивается из фонда социального страхования. Поэтому бухгалтеру необходимо сначала начислить сумму больничного листа из данного фонда, получить эту сумму из фонда на расчетный счет, затем перевести деньги в кассу и потом выдать сотруднику.

В бухгалтерском учете эти операции оформляются следующими проводками:

Д69/1 К70 – начислена сумма пособия из фонда соцстрахования

Д51 К69/1 – получена сумма пособия из фонда на расчетный счет

Д50 К51 – переведена сумма пособия в кассу

Д70 К50 – выдача пособия

Где сч.70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», сч.51 «Расчетный счет», сч.50 «Касса».

Общий алгоритм определения размера пособий по временной нетрудоспособности:

- рассчитывается средний дневной  заработок;

- определяется размер дневного  пособия в процентах от среднего  дневного заработка.

Продолжительность страхового стажа устанавливается на день начала временной нетрудоспособности;

Рассчитывается размер пособия по временной нетрудоспособности путем умножения дневного пособия на количество календарных дней нетрудоспособности.

В расчете пособия учитываются не только суммы заработной платы, но и все выплаты в размере среднего заработка, сохраняемого за работниками в периоды отпуска, командировок, перевода на нижеоплачиваемую должность и т.п., а также любые виды выплат социального характера. Исключение - только те выплаты, которые не могут включаться в базу для начисления страховых взносов.

Кроме того, в расчет пособий могут включаться суммы выплат, начисленных за расчетный период другими работодателями. Соответствующие данные будут оформляться в виде справок о среднем заработке, которые каждая организация будет выдавать при увольнении работников, а также по запросам бывших работников, уволившихся в течение двух прошлых лет.

Если в расчетном периоде нет фактически отработанных дней и, следовательно, нет выплат, на которые начислялись страховые взносы в ФСС РФ, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, принимается равным минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

 

1.5 Синтетический и аналитический учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению

 

Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» предназначен для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации.5

К счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» могут быть открыты субсчета:

69/1 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»,

69/2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»,

69/3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию».

На субсчете 69/1 «Расчеты по социальному страхованию» учитываются расчеты по социальному страхованию работников организации.

На субсчете 69/2 «Расчеты по пенсионному обеспечению» учитываются расчеты по пенсионному обеспечению работников организации.

На субсчете 69/3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию» учитываются расчеты по обязательному медицинскому страхованию работников организации.

При наличии у организации расчетов по другим видам социального страхования и обеспечения к счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» могут открываться дополнительные субсчета.

Информация о работе Организация системы учета расчетов по социальному страхованию на предприятии