Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 10:25, контрольная работа
Целью курсовой работы является изучение порядка оценки материалов, документального оформления отпуска материалов на производственные и хозяйственные нужды, организации оперативного и бухгалтерского учета расхода материалов, а также контроля за сохранностью и использованием их в производстве.
Введение 3
Глава 1. Общие принципы учета производственных запасов 5
1.1 Задачи учета и классификация материалов 5
1.2 Оценка материальных ценностей 9
Глава 2. Организация учета материалов 18
2.1. Документальное оформление движения материалов 18
2.2. Синтетический и аналитический учет материалов 22
2.3. Учет переоценки и снижения стоимости материалов 35
2.4. Инвентаризация материалов 38
Заключение 41
Список использованных источников и литературы 42
Производственные запасы на счете 10 по соответствующим классификационным группам отражаются на отдельных субсчетах:
10-1 Сырье и материалы, 10-2 Покупные полуфабрикаты, 10-3 Топливо, 10-4 Тара и тарные материалы, 10-5 Запасные части, 10-6 Прочие материалы, 10-7 Материалы, переданные в переработку на сторону.
Предприятия застройщики для учета строительных материалов, для монтажа выделяют еще субсчет - 10-8 Строительные материалы, 10-9 Инвентарь и хозяйственные принадлежности.
Перечень субсчетов для предприятий носит рекомендательный характер и может уточняться .
Остатки материальных ценностей и их поступление (приход) отражаются по дебету счетов, а отпуск (расход) – по кредиту. Бухгалтерские записи по учету поступления материалов выглядят следующим образом:
Выделяют два варианта учета заготовления производственных запасов:
1) без применения счета 15 «Заготовление и приобретение материалов»
2) с применением счета 15 "Заготовление и приобретение материалов";
В первом случае в конце месяца по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 15 «Заготовление и приобретение материалов» отражают стоимость материалов, оставшихся на конец месяца в пути или невывезенных со склада поставщиков (без оприходования материалов на складе получателя). В начале следующего месяца эти суммы сторнируют, и они числятся в учете по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материалов». Выявленный в конце месяца остаток на счете 15 «Заготовление и приобретение материалов» списывают на счет 16 «Отклонение в стоимости материалов», и счет 15 «Заготовление и приобретение материалов» сальдо не имеет. Израсходованные или реализованные материальные ценности списывают на счета издержек производства (обращения) и реализации с кредита материальных счетов по учетным ценам .
Счет 16 «Отклонение в стоимости материалов» предназначен для учета разницы в стоимости приобретенных материалов, исчисленной в фактической себестоимости приобретения и учетных ценах. Этот счет используют только в том случае, если на счете 10 «Материалы» синтетический учет ведут по учетным ценам. Накопленные на счете 16 «Отклонение в стоимости материалов» разницы между фактической себестоимостью приобретенных материальных ценностей и стоимостью их по учетным ценам списывают с кредита счета 16 «Отклонение в стоимости материалов» в дебет счетов издержек производства или обращения или других счетов пропорционально стоимости израсходованных материальных ценностей по учетным ценам .
Согласно Учетной политике рассматриваемого предприятия ОАО “Фирма Челябинскагропромстрой” используется вариант учета заготовления материалов, с использованием только 10 счета (Приложения 1,2).
При втором варианте предусматривается использование счета 15 «Заготовление и приобретение материалов».
Применяется он при использовании организацией учетных цен на поступающие материалы. В результате записей по каждой партии материалов на счете 15 «Заготовление и приобретение материалов» возникает разность между дебетовым и кредитовым оборотами. Если дебетовый оборот больше кредитового, то это означает, что фактическая себестоимость заготовленных материалов выше учетной цены. Тем самым обороты по дебету и кредиту счета 15 будут означать сумму заготовленных производственных запасов в оценке по фактической себестоимости.
В случае, когда кредитовый оборот по счету 15 «Заготовление и приобретение материалов», т.е. учетная цена превышает дебетовый оборот, т.е. фактически оплаченную сумму, то это свидетельствует о наличии экономии средств по сравнению с учетной ценой .
Следовательно, при таком порядке учета поступления материалов их фактическая себестоимость будет слагаться так: сальдо счета 10 «Материалы» плюс или минус сальдо счета 16 «Отклонение в стоимости материалов».
Аналитический учет по счету 16 «Отклонение в стоимости материалов» ведут по группам материальных ценностей с приблизительно одинаковым уровнем отклонений.
Сальдо по счету 15 «Заготовление и приобретение материалов» показывает наличие материалов в пути или не вывезенных со склада поставщика.
Стоимость материалов по учетным ценам распределяют между различными счетами издержек производства на основании специальной ведомости, составляемой по данным первичных документов о расходе материалов.
Если в качестве учетной цены применялись плановые цены, то расчет отклонений, приходящихся на отпущенные материалы, производят по данным счета 16 «Отклонения в стоимости материалов».
Транспортно-заготовительные расходы, приходящиеся на использованные материалы, относят на увеличение стоимости производственных запасов, списанных на счета учета затрат .
В случае, когда фактическая себестоимость поступивших материалов выше учетной цены, то на разность составляют бухгалтерскую проводку:
Дебет 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательное производство", 25 "Общезаводские расходы" , 26 "Общехозяйственные расходы" и др.
Кредит 16 "Отклонения в стоимости материалов".
Материалы, полученные в процессе ликвидации основных средств или ремонта, отражаются по рыночной стоимости в бухгалтерском учете.
Материальные ценности, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, учитываются на забалансовых счетах в оценке, предусмотренной договором. Это касается материалов, принимаемых организациями для переработки; запасов, принимаемых организациями на ответственное хранение. В бухгалтерском учете операции по принятию к учету этих запасов отражаются по дебету соответствующих забалансовых счетов: 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение", 003 "Материалы, принятые в переработку", а их снятие с учета (при выбытии) – по кредиту .
Материальные ресурсы, полученные без расчетных документов, подтверждающих их стоимость, отражаются в учете как неотфактурованные поставки. Операции, связанные с неотфактурованными поставками оформляются следующими бухгалтерскими записями:
- Поступили материалы по
- Через неделю предъявлен счет поставщика на сумму 15600, в том числе НДС – 2600. Делается сторнировочная запись: Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками», 76 «Расчеты с прочими организациями», Кредит счета 10 «Материалы»
- Оприходованы материалы: Дебетуется счет 10 «Материалы» на сумму 13000, а также счет 19 на сумму 2600.
Для учета используется ведомость № 6-с «Ведомость учета неотфактурованных поставок» Необходимо иметь в виду, что в соответствии с действующим порядком все хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете на момент их свершения. Поэтому поступившие на склад организации запасы, по которым счета поставщиков не предъявлены к оплате, отражаются в бухгалтерском учете:
Для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками по полученным материальным ценностям используют журнал – ордер № 6 "Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками"
Организация может перечислить денежные средства в качестве аванса за покупаемые запасы. При этом если данные запасы по состоянию на конец отчетного месяца будут отгружены, но не получены (не оприходованы на склад получателя), то они учитываются как запасы в пути .
Рассмотрим такую ситуацию. Акцептованы счета поставщиков на сумму 14400 руб. (в том числе НДС – 2400 руб.). В следующем месяце фактически поступило: 1) материалов на сумму 15600 руб. (в том числе НДС – 2600 руб.), 2) материалов на сумму 12000 руб. (в том числе НДС – 2000 руб.). Бухгалтерские записи по отражению материальных ценностей в пути представлены в следующей таблице:
Таблица 3
Содержание операции |
Корреспондирующий счет |
Сумма | ||
Дебет |
Кредит | |||
Акцептованы счета поставщиков за материалы |
10 «Материалы» |
60,76 |
12000 | |
НДС |
19 |
60,76 |
2400 | |
В следующем месяце: Ситуация 1 |
Сторнировочная запись |
10,19 |
60,76 |
14400 |
Оприходованы материалы |
10 «Материалы» |
60,76 |
13000 |
На сумму НДС |
19 |
60,76 |
2600 |
Ситуация 2 | |||
Сторнировочная запись |
10,19 |
60,76 |
14400 |
Оприходованы материалы |
10 «Материалы» |
60,76 |
10000 |
На сумму НДС |
19 «НДС» |
60,76 |
2000 |
На сумму недостачи |
63 (76) |
60 |
2400 |
Составляется ведомость № 6-ас "Ведомость учета материалов в пути"
Существуют и другие способы поступления и выбытия материалов: