Основные принципы и техника составления годового бухгалтерского отчета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 23:38, курсовая работа

Краткое описание

Выдающийся русский ученый профессор А.П. Рудановский в середине 20-х годов XX века писал: "Пора понять, что баланс есть душа хозяйства, существование которой не менее реально, чем материального инвентаря хозяйства. Баланс можно постичь только умозрением и нельзя, как инвентарь осязать в натуре. Обычно хозяйственник познает в управляемом им хозяйстве только то, что осязает и, самое большое, видит своими глазами". Целью курсовой работы является рассмотрение годовой бухгалтерской отчетности. Следует также рассмотреть принципы и технику составления всех форм отчетности, входящих в ее состав и проведение необходимой работы перед ее составлением.

Содержание

Введение
1. Основные принципы и техника составления годового бухгалтерского отчета
1.1 Содержание и порядок составления бухгалтерской отчетности, ее нормативное регулирование
1.2 Концепции бухгалтерской (финансовой) отчетности в России и международной практике
1.3 Качественные характеристики бухгалтерской отчетности
2. Состав годового бухгалтерского отчета
2.1 Бухгалтерский баланс (форма № 1)
2.2 Отчет о прибылях и убытках (форма №2)
2.2 Отчет о движении денежных средств (форма № 4) и другие формы бухгалтерской отчетности
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

основные принципы и техника курс.doc

— 462.50 Кб (Скачать файл)

Все поступления и расходования денежных средств относятся к текущей деятельности. Чистые денежные средства от текущей деятельности отражены в сумме - 326 тыс. руб. по строке 200, что означает превышение расхода денежных средств по текущей деятельности над их поступлением по этой же деятельности. Общие поступления денежных средств отражены в сумме 2478 тыс. руб., они суммируются из средств, полученных от покупателей и заказчиков (строка 020) в сумме 1900 тыс. руб. и прочих доходов (строка 110) в сумме 578 тыс. руб. В отчетном периоде денежные средства направлялись на оплату приобретаемых товаров, работ, услуг (строка 150) - 1350 тыс. руб., на оплату труда (строка 160) - 150 тыс. руб., на выплату дивидендов, процентов (строка 170) оплаты не было, на расчеты по налогам и сборам (строка 180) - 360 тыс. руб., на отчисления в государственные внебюджетные фонды (строка 181) - 56 тыс. руб., на прочие расходы (строка 190) - 888 тыс. руб. Всего было выплачено и перечислено за отчетный период (строка 120) - 2804 тыс. руб.

По инвестиционной деятельности ЗАО "Актив" отраженно: по строке 210 "выручка от продажи объектов основных средств и иных внеоборотных активов" сумма 80 тыс. руб., по строке 220 "выручка от продажи ценных бумаг и иных финансовых вложений" сумма 10тыс. руб., по строке 300 "приобретение ценных бумаг и иных финансовых вложений" сумма 33тыс. руб. По остальным строкам инвестиционной деятельности ЗАО "Актив" данных нет.

По финансовой деятельности ЗАО "Актив" заполнена только строка 360 "поступления от займов и кредитов, предоставленных другими организациями", где отражена сумма 600тыс. руб.

По строке 450 "остаток денежных средств на конец отчетного периода" отражена сумма 405,6 тыс. руб.

В отчете о движении денежных средств представляются данные, прямо вытекающие из записей на счетах бухгалтерского учета денежных средств.

Заканчивается форма данными о курсовых разницах, образовавшихся при расчетах в иностранной валюте. Напомним, что показать в форме N 4 нужно не все курсовые разницы, а только возникшие по оплаченным доходам и расходам.

ОТЧЕТ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ КАПИТАЛА (ФОРМА № 3)

Форма "Отчета об изменениях капитала" приведена в Приказе Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н. Эта форма рекомендуемая (Приложение 3), и организация вправе вводить в нее дополнительные строки, которые сочтет необходимыми. В Отчете об изменениях капитала все строки должны указываться с кодами. Они утверждены другим Приказом Минфина России - от 14 ноября 2003 г. № 102н.

В таблице I "Изменение капитала" нужно отразить движение капитала организации за предыдущий и за отчетный год. В состав капитала предприятия входят уставный (складочный), добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль. Это установлено п.66 Положения по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н.

Таблица заполняется таким образом, что данные об изменениях каждого вида капитала заносятся в отдельную графу. Так, в графе 3 нужно показать изменения уставного капитала, в графе 4 - добавочного капитала, в графе 5 - резервного капитала. А вот в графе 6 записываются изменения величины нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

Что касается графы 7, то в ней дается общая величина движения капитала. Чтобы заполнить эту графу, необходимо сложить данные граф 3 - 6 по каждой строке таблицы в отдельности.

Изменение каждого вида капитала может произойти по различным причинам:

Ш изменение уставного капитала:

- увеличение (кредит счета 80) - за счет дополнительного выпуска акций, увеличения их номинальной стоимости, реорганизации юридического лица и т.п.;

- уменьшение (дебет счета 80) - за счет уменьшения количества акций посредством их выкупа и последующего аннулирования, уменьшения их номинальной стоимости и т.п.;

Ш изменение добавочного капитала:

- увеличение (кредит счета 83) - пересчет иностранной валюты при внесении вклада, получение эмиссионного дохода и т.п.;

- уменьшение (дебет счета 83) - за счет направления его части на увеличение уставного капитала, погашение убытка, выявленного по результатам работы за год, выбытие основных средств (ранее подвергавшихся дооценке) и т.п.;

Ш изменение резервного капитала:

- увеличение (кредит счета 82) - за счет отчислений от чистой прибыли (норма определяется в соответствии с учредительными документами);

- уменьшение (дебет счета 82) - погашение убытка, выявленного по результатам работы за год, погашение облигаций общества по полученным кредитам и займам, выкуп акций общества и т.п.;

Ш изменение нераспределенной прибыли (непокрытого убытка):

- увеличение (кредит счета 84) - за счет увеличения прибыли отчетного года, реорганизации организации, списания сумм дооценки при выбытии основных средств;

- уменьшение (дебет счета 84) - при принятии решения о выплате дивидендов, отчислениях в резервный фонд.

В таблице II "Резервы" приводят данные о резервах, которые создала организация. Все резервы подразделяют на:

- резервы, образованные в соответствии с законодательством;

- резервы, образованные в соответствии с учредительными документами;

- оценочные резервы;

- резервы предстоящих расходов.

Данные по каждому виду резервов показывают за предыдущий и за отчетный год. В графе 3 указывается остаток резерва на начало года (кредитовое сальдо соответствующего счета). Суммы, которые отчисляются в резервы в течение года, приводят в графе 4, а расходы, которые покрываются за счет резерва, - в графе 5. Остатки на конец года отражают в графе 6.

В таблице "Справки" отражают данные о стоимости чистых активов на начало и конец отчетного года. Чтобы узнать стоимость чистых активов, нужно использовать форму расчета, которая приведена в Порядке оценки стоимости чистых активов акционерного общества. Этот Порядок утвержден Приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29 января 2003 г. № 10н/03-6/пз. Несмотря на то, что порядок разработан для акционерных обществ, его могут применять и общества с ограниченной или дополнительной ответственностью.

Далее бухгалтер указывает сумму средств, которые были получены организацией из бюджета и внебюджетных фондов за предыдущий и отчетный год. Причем данные нужно указывать так:

- в графе 3 - средства, полученные из бюджета в отчетном году;

- в графе 4 - средства, полученные из бюджета в предыдущем году;

- в графе 5 - средства, полученные из внебюджетных фондов в отчетном году;

- в графе 6 - средства, полученные из внебюджетных фондов в предыдущем году.

По строке "Получено на: расходы по обычным видам деятельности всего, в том числе" записывают средства, полученные на расходы по обычным видам деятельности. Те же средства, которые выделены на капитальные вложения во внеоборотные активы, показывают по строке "Капитальные вложения во внеоборотные активы, в том числе".

ПРИЛОЖЕНИЕ К БУХГАЛТЕРСКОМУ БАЛАНСУ (ФОРМА № 5)

В состав бухгалтерской отчетности за отчетный год входит "Приложение к бухгалтерскому балансу" (Приложение 5). В нем расшифровываются данные формы № 1 "Бухгалтерский баланс" и содержатся следующие графы: наименование показателя, наличие на начало отчетного года, поступило, выбыло, наличие на конец отчетного года, а в таблице финансовые вложения: долгосрочные и краткосрочные в разрезе показателей на начало и конец отчетного года.

Приложение к бухгалтерскому балансу состоит из десяти разделов, каждый из которых представляет собой одну или несколько таблиц:

v нематериальные активы - отражается движение нематериальных активов за отчетный год по их видам и в сумме, учтенной по счету 04; отдельно отражается амортизация нематериальных активов на начало и конец отчетного года;

v основные средства - отражается движение основных средств за отчетный год по их видам и в сумме, учтенной по счету 01; отдельно отражается амортизация основных средств, информация об объектах основных средств, полученных и переданных в аренду, информация о результатах переоценки основных средств, а также результатах изменения первоначальной стоимости в результате достройки, реконструкции и т.п.;

v доходные вложения в материальные ценности - движение имущества, переданного в лизинг или по договору проката, в отчетном году (счет 03); отдельно показывается амортизация доходных вложений в материальные ценности (счет 02);

v расходы на НИОКР - по видам работ отражается движение по расходам на НИОКР, принимаемым к бухгалтерскому учету на счет 04; справочно показывается сумма расходов по незаконченным и не давшим положительный результат НИОКР;

v расходы на освоение природных ресурсов - отражаются аналогично НИОКР, но учитываются на счете 08;

v финансовые вложения - раскрываются по видам финансовых вложений в разрезе долгосрочных и краткосрочных; отдельно раскрываются финансовые вложения по текущей рыночной стоимости; справочно показывают изменение рыночной стоимости финансовых вложений и разницу между первоначальной и номинальной стоимостью по долговым ценным бумагам;

v дебиторская и кредиторская задолженность - раскрывается отдельно в разрезе остатков на начало и конец отчетного года, в свою очередь каждая отражается по видам задолженности;

v расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат) - раскрываются по элементам затрат (материальные, на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты); здесь же отражается изменение остатков (прирост, уменьшение) незавершенного производства (счет 20), расходов будущих периодов (счет 97), резерва предстоящих расходов (счет 96);

v обеспечения - является расшифровочной частью к справке о наличии ценностей, которые учитываются на забалансовых счетах (форма № 1); отдельно показываются полученные (счет 008) и выданные (счет 009) обязательства и платежи;

v государственная помощь - показывается сумму полученных бюджетных средств (кредитовый оборот по счету 86) и бюджетных кредитов в отчетном году (счет 66, 67 в разрезе субсчетов).

ОТЧЕТ О ЦЕЛЕВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПОЛУЧЕННЫХ СРЕДСТВ (ФОРМА № 6)

В состав бухгалтерской отчетности за отчетный год входит "Отчет о целевом использовании полученных средств" (Приложение 6). Данную форму заполняют некоммерческие организации. В ней следует отразить следующие показатели по графам за отчетный и предыдущий год:

• остаток средств на начало отчетного года;

• поступило средств - вступительные взносы, членские взносы, добровольные взносы, доходы от предпринимательской деятельности организации, прочие поступления средств;

• использовано средств - расходы на целевые мероприятия (по их видам), расходы на содержание аппарата управления (по их видам), приобретено основных средств, инвентаря и иного имущества, расходы, связанные с предпринимательской деятельностью, прочее использование средств;

• всего использовано средств;

• остаток средств на конец отчетного года.

Согласно статье 2 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, оказания юридической помощи и в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Можно выделить два основных источника, за счет которых существует некоммерческая организация. Первый - это целевые средства. В пункте 1 статьи 26 Закона № 7-ФЗ сказано, что к целевым средствам относятся регулярные и единовременные поступления, полученные от учредителей (участников, членов), пожертвования, а также имущество, которое кто-либо добровольно передал некоммерческой организации. Второй источник средств, за счет которых "живет" некоммерческая организация, - это доходы от предпринимательской деятельности.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА и АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Согласно ст.13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" в состав годовой отчетности следует включить и пояснительную записку. Однако в законодательстве оговорены случаи, когда организация может не готовить пояснительную записку. Например, ее могут не представлять малые предприятия.

В пояснительной записке приводят те сведения о деятельности организации в отчетном периоде, которые не были раскрыты в типовых формах отчетности. Эти сведения можно разделить на три блока:

Ё общие данные об организации;

Ё расшифровка важнейших статей из форм бухгалтерской отчетности;

Ё аналитические показатели, которые характеризуют деятельность организации.

Действующие нормативные акты устанавливают лишь общие требования к пояснительной записке. Поэтому каждая организация самостоятельно определяет объем информации, а также форму ее подачи: текст, таблицы, схемы и т.п.

Составляя пояснительную записку, надо учитывать интересы всех пользователей бухгалтерской отчетности. Значит, если исполнительный орган организации (совет директоров, наблюдательный совет и т.д.) считает, что пользователям необходима какая-либо дополнительная информация, то ее следует представить. Это установлено п.39 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99).

Если организация подлежит обязательному аудиту, в пояснительной записке должно быть отражено мнение аудитора о достоверности представленных данных. Если бухгалтерская отчетность является составной частью отчета совета директоров акционерного общества или отчета наблюдательного совета, то в пояснительной записке указывается мнение аудитора о том, противоречит ли представленная информация бухгалтерской отчетности, аудит которой сделан.

Пояснительная записка состоит из общей части и разделов, в которых расшифровываются некоторые показатели формы №1 и формы №2. В этих разделах также отражаются данные, не вошедшие в типовые формы бухгалтерской отчетности, но имеющие значение для пользователей бухгалтерской отчетности.

Пояснительная записка должна содержать как минимум три раздела:

краткую характеристику структуры и основных направлений деятельности;

учетную политику организации;

основные факторы, повлиявшие в отчетном году на хозяйственные и финансовые результаты деятельности организации.

Этих сведений достаточно, если организация раскрыла все существенные показатели в бухгалтерском балансе и других формах годовой отчетности. Но так бывает не всегда. Поэтому зачастую в пояснительной записке также необходимо представить сведения об аффилированных лицах, отразить события после отчетной даты и условные факты хозяйственной деятельности, упомянуть о государственной помощи. Кроме того, надо записать важнейшие показатели по видам деятельности и рынкам сбыта. А в последнем разделе записки следует привести расшифровки и текстовые пояснения к формам бухгалтерской отчетности.

Информация о работе Основные принципы и техника составления годового бухгалтерского отчета