Основы бухгалтерской отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение темы «Основы бухгалтерской отчетности». В ходе реализации поставленной цели решаются следующие основные задачи:
• рассмотреть сущность бухгалтерской отчетности, т.е. понятие, значение, виды и пользователей бухгалтерской отчетности;
• изучить состав, сроки и требования, предъявляемые к бухгалтерской
(финансовой) отчетности.

Содержание

Введение
1. Сущность бухгалтерской финансовой отчетности
1.1 Понятие и значение бухгалтерской отчетности
1.2 Виды бухгалтерской отчетности
1.3 Пользователи бухгалтерской отчетности
2. Правовая база бухгалтерской отчетности
2.1 Состав и сроки предоставления бухгалтерской отчетности
2.2 Содержание бухгалтерской отчетности
2.3 Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсова 1.docx

— 56.58 Кб (Скачать файл)

 

Современная форма бухгалтерского баланса представляет собой так называемый баланс-нетто, позволяющий информировать пользователей о стоимости чистых активов для оценки степени ликвидности организаций отдельных организационно-правовых форм, так как стоимость имущества показывается в балансе за вычетом амортизации основных средств, нематериальных активов, доходных вложений в материальные ценности (т.е. в нетто-оценке — по остаточной стоимости), за вычетом торговой наценки по товарам и т.д., а прибыль в балансе показывается в размере нераспределенной прибыли. Это означает, что баланс не содержит регулирующих статей. Поэтому баланс позволяет рассчитать стоимость чистых активов организации.

 

С целью контроля и анализа финансового положения организации и изменения его за период с начала года все статьи баланса сгруппированы в пять разделов.

 

Бухгалтерский баланс составляется на основе данных об остатках по счетам синтетического и аналитического учета на начало отчетного года и на конец отчетного периода.

 

Разделы баланса по активу и пассиву взаимосвязаны. В бухгалтерском балансе активы и обязательства показываются с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на долгосрочные (свыше одного года) и краткосрочные (до одного года).

 

В бухгалтерском балансе по некоторым статьям за агрегированным показателем дается его разукрупнение на составные части через перечисление, в том числе (например, запасы, кредиторская задолженность), а по другим статьям расшифровка показателей дается в приложении к бухгалтерскому балансу. Таким образом, из бухгалтерского баланса и приложения к нему можно получить как обобщенную, так и детальную информацию о финансовом положении организации.

 

Хозяйственные средства, не принадлежащие организации на праве собственности, показываются за балансом в Справке о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах.

 

Наиболее значимой отчетной формой о финансовых результатах является отчет о прибылях и убытках (форма № 2), который предоставляет информацию о формировании финансовых результатов по разнообразным видам деятельности организации, а также итоги различных фактов хозяйственной деятельности за отчетный период, способных повлиять на величину конечного финансового результата[11]. Кроме того, рассматриваемая отчетная форма является связующим звеном между прошлым и нынешним отчетным периодами и показывает, за счет чего произошли изменения в бухгалтерском балансе отчетного периода по сравнению с прошлым. Иначе говоря, между бухгалтерским балансом и отчетом о прибылях и убытках существует тесная взаимосвязь, которая выражается через важнейший показатель бухгалтерской отчетности – финансовый результат хозяйственной деятельности организации. Прирост активов бухгалтерского баланса образуется за счет превышения доходов над расходами, разница между которыми квалифицируется как прибыль. Полученная прибыль отражается в пассиве баланса как увеличение собственного капитала, а в отчете о прибылях и убытках – как сальдо превышения доходов над расходами. В свою очередь, уменьшение активов, представленных в бухгалтерском балансе, происходит в результате превышения расходов над доходами организации, которое квалифицируется как убыток. Указанная разница отражается в бухгалтерском балансе в уменьшении пассивов в виде собственного капитала, а в отчете о прибылях и убытках – как сальдо превышения расходов над доходами. Таким образом, отчет о прибылях и убытках показывает, как изменяется собственный капитал организации под воздействием доходов и расходов, осуществленных в текущем периоде.

 

Отчет о прибылях и убытках состоит из двух основных разделов: «Доходы и расходы по обычным видам деятельности» (в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации») и «Прочие доходы и расходы».

 

Доходы – это увеличение экономических выгод и (или) погашение обязательств, приводящие к увеличению капитала. Расходами признается уменьшение экономических выгод и (или) погашение обязательств, приводящее к уменьшению капитала.

 

К обычной деятельности, как правило, относят вид деятельности, указанный в уставе и (или) учредительных документах. При регистрации юридического лица в органах территориальной статистики присваивают код видов экономической деятельности (ОКВЭД). Кроме того, к обычной деятельности можно отнести поступления, которые существенны в общей сумме доходов и носят регулярный характер. Расходы в отчете о прибылях и убытках признаются с учетом связи между производственными расходами и поступлениями (принцип соответствия доходов и расходов).

 

Не признаются доходами/расходами поступления/выплаты:

 

1)         налог  на добавленную стоимость, акцизов, экспортных пошлин и иных аналогичных  платежей;

 

2)         по договорам  комиссии, поручения и иным агентским  договорам;

 

3)         предварительной  оплаты за продукцию (работы, услуги), так как важнейшим условием признания выручки в бухгалтерском учете является переход права собственности на продукцию от продавца к покупателю. Выручка от продажи продукции включается в отчет на дату перехода права собственности. При выполнении работ и оказании услуг выручка признается, когда работы или услуги приняты заказчиком. В основу определения выручки от продажи положен принцип начисления, т.е. она отражается в учете по методу начислений (по отгрузке).

 

4)         в залог, если по договору залоговое  имущество передается залогодержателю;

 

5)         в погашение  кредитов и займов, предоставленных  заемщику;

 

6)         в качестве  вклада в уставный капитал.

 

Отчет о прибылях и убытках используется для контроля и анализа финансовых результатов. Поскольку он содержит не только итоговые показатели финансовых результатов, но и их составляющие элементы за отчетный период и аналогичный период предыдущего года, отчет позволяет изучать и оценивать влияние отдельных факторов на финансовые результаты, изыскивать резервы увеличения прибыли путем увеличения доходов, сокращения расходов и потерь, устранения прочих штрафов, пени, неустоек и других видов санкций. Особую ценность информация отчета о прибылях и убытках имеет при сопоставлении фактических данных с плановыми, которые отсутствуют в отчете, но имеются в самой организации.

 

Отчет об изменениях капитала (форма № 3) служит для контроля за состоянием и движением собственного капитала организации по отдельным его видам (составляющим), а также прочих фондов и резервов. Он содержит важную для многих пользователей информацию о состоянии и изменениях капитала организации по составным частям[12].

 

Отчет об изменениях капитала состоит из двух разделов: изменения капитала и резервы, а также справок.

 

В первом разделе отчета приводятся данные об изменениях отдельных видов капитала: уставного капитала, добавочного капитала, резервного капитала и нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) и всех вместе за два года: за предыдущий и за отчетный. Он показывает, за счет каких причин изменилась величина каждого вида капитала в отдельности и всех их вместе. Здесь за предыдущий и за отчетный год приводятся данные:

 

§   об остатках каждого вида капитала и в целом на 31 декабря предшествующего года;

 

§   об изменениях капитала в связи с изменениями в учетной политике и результатами переоценки объектов основных средств, остатках капитала на 1 января соответствующего года;

 

§   о чистой прибыли, дивидендах, отчислениях в резервный фонд;

 

§   об увеличении капитала за счет дополнительного выпуска акций, увеличения номинальной стоимости акций, реорганизации юридического лица и других причин;

 

§   об уменьшении капитала за счет уменьшения номинала акций, количества акций, реорганизации юридического лица и других причин;

 

§   об остатках каждого вида капитала и в целом на 31 декабря соответствующего года.

 

Во втором разделе отчета отражаются состояние и движение резервов: резервного капитала, образуемого в соответствии с законодательством, и резервного капитала, образуемого в соответствии с учредительными документами, оценочных резервов (резервов под снижение стоимости материальных ценностей, под обесценение финансовых вложений и по сомнительным долгам) и резервов предстоящих расходов. Здесь указывается наименование каждого вида резерва и по нему приводятся данные за предыдущий и за отчетный год об остатке на начало года, поступлении, использовании и остатке на конец соответствующего года. Здесь величина резервов раскрывается балансовым методом: остаток на начало года, поступило, использовано, остаток на конец года по каждому виду резервов.

 

В справке №1 отчета об изменениях капитала отражаются данные о стоимости чистых активов организации для оценки степени его ликвидности. Чистые активы – это стоимость имущества, свободного от долговых обязательств.

 

В справке №2 отражаются данные о направлениях использования поступлений из бюджета и внебюджетных фондов на расходы по обычным видам деятельности и на капитальные вложения во внеоборотные активы. В свободных строках отчета необходимо привести их расшифровку по направлениям финансирования. В случае получения целевых средств из бюджета и внебюджетных фондов на цели, связанные с чрезвычайными обстоятельствами, рекомендуется соответствующие данные также отразить справочно в отчете об изменениях капитала.

 

Отчет о движении денежных средств (форма № 4) служит для контроля за изменениями в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности, за поступлением и использованием денежных средств, получения информации о денежных потоках и о чистых денежных средствах, а также о состоянии расчетов.

 

Отчет о движении денежных средств составляется за отчетный год и за аналогичный период предыдущего года на основании информации, учитываемой на счетах 50 «Касса» (кроме субсчета 50/3 «Денежные документы»), 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках» и 57 «Переводы в пути» в валюте РФ.

 

Остатки денежных средств на начало и конец отчетного периода определяются путем суммирования сальдо вышеуказанных счетов по учету денежных средств.

 

Движение денежных средств (поступило и направлено) определяется на основании оборотов по счетам и показывается отдельно по каждому виду деятельности (текущей, инвестиционной и финансовой) в трех разделах.

 

При этом под видами деятельности, используемыми в отчете, понимаются:

 

§   под текущей (основной) деятельностью — деятельность организации, преследующая в качестве основной цели извлечение прибыли (производство продукции, выполнение строительных и ремонтных работ, торговля и т.п.) либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности;

 

§   под инвестиционной деятельностью — деятельность организации, связанная с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей; с осуществлением собственного строительства, расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки; с осуществлением финансовых вложений (приобретение ценных бумаг, в том числе долговых, вкладов в уставные капиталы других организаций, предоставление другим организациям займов и т.п.);

 

§   под финансовой деятельностью — деятельность организации, в результате которой изменяется величина и состав собственного капитала организации, заемных средств (поступления от выпуска акций, облигаций, представление другими организациями займов, погашение заемных средств (без процентов) и т.п.).

 

Если поступление денежных средств превышает их использование, то полученный положительный результат отражается в отчете в обычном порядке. Если же использование денежных средств превышает их поступление, то полученный отрицательный результат показывается в круглых скобках.

 

Следует отметить, что внутренние обороты по счетам учета денежных средств (из банка в кассу и наоборот, с одного счета в банке на другой) в отчете о движении денежных средств не отражаются, поскольку не изменяют величины чистых денежных потоков.

 

В случае наличия (движения) денежных средств в иностранной валюте сначала отчет составляется в иностранной валюте по каждому ее виду, а затем остатки и движение денежных средств в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ на дату составления бухгалтерской отчетности, то есть по курсу последнего дня отчетного периода. Полученные данные при заполнении соответствующих строк ф.№4 суммируются.

 

В международной практике применяют прямой и косвенный метод составления отчета о движении денежных средств. Способы отличаются между собой только в части отражения потоков денежных средств по текущей (основной) деятельности.

 

Прямой метод составления отчета предусматривает, что денежные потоки по текущей деятельности представляются в отчетности полностью по притокам (поступлениям) и оттокам (платежам): приток от покупателей и заказчиков, отток поставщикам на оплату материальных ценностей, отток работникам на выплату заработной платы и т.п. Основанием для заполнения являются общие суммы полученных и уплаченных денежных средств по счетам бухгалтерского учета (50, 51 и т.д.).

 

Косвенный метод составления отчета предусматривает представление только чистых показателей притока и оттока денежных средств. Информацию для исчисления чистых потоков денежных средств можно получить из баланса (ф.№1), отчета о прибылях и убытках (ф.№2), приложения к бухгалтерскому балансу (ф.№5).

 

Российским стандартом ПБУ 4/99 «бухгалтерская отчетность организации» рекомендовано составлять отчет о движении денежных средств прямым способом.

 

Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) является расшифровкой отдельных статей баланса, поясняющей наличие и движение отдельных видов средств и источников образования. Это позволяет более детально представить пользователям имущественное состояние организации на отчетную дату. Форма №5 состоит из 10 разделов.

 

В приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5) отражаются:

 

§   состояние и движение нематериальных активов, основных средств, доходных вложений в материальные ценности;

 

§   расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, расходы на освоение природных ресурсов;

 

§   финансовые вложения, дебиторская и кредиторская задолженность;

 

§   расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат), обеспечения, государственная помощь.

 

Каждый из перечисленных объектов учета представлен в виде самостоятельной таблицы, горизонтальная структура которой определяется теми показателями, которые подлежат раскрытию.

 

Отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6) рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности некоммерческими организациями[13].

Информация о работе Основы бухгалтерской отчетности