Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 15:19, контрольная работа
Переход России на рыночные условия хозяйствования обусловил возрождение ряда правовых институтов, к которым относится и финансовый институт аудита. Это, в свою очередь, потребовало разработки нового, адекватного финансово-экономическим потребностям общества механизма правового регулирования аудиторской деятельности. Большую роль в становлении правового института аудита сыграл Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Однако происходящие в стране структурные реформы потребовали модернизации законодательства в данной сфере общественных отношений. На смену названному акту приходит Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», который ознаменовал переход на новый этап правового регулирования аудита. Изменились законодательные подходы к основополагающим категориям исследуемого правового института - аудиту, аудиторской деятельности, аудиторским услугам; существенно скорректированы основания и порядок проведения аудиторских проверок, по-новому определен правовой статус субъектов аудиторской деятельности. Важно отметить, что новый закон предусматривает переход на кардинально иную систему регулирования аудита, в основе которой лежит саморегулирование. Вместе с тем с помощью Закона об аудите 2008 года не удалось разрешить все накопившиеся в рассматриваемой сфере общественных отношений проблемы.
Введение 3
1. Государственное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации 4
2. Аттестация аудиторов и лицензирование аудиторской деятельности 7
3. Права и обязанности аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудируемых лиц 9
4. Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов 12
5. Контроль качества аудита и профессиональная этика аудитора 16
Заключение 18
Список использованной литературы 19
При проведении аудита аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, имеет право:
1) требовать и получать
от аудиторской организации, индивидуального
аудитора обоснования
2) получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг;
3) осуществлять иные права,
вытекающие из договора
При проведении аудита аудируемое лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:
1) оказывать содействие аудиторской организации, индивидуальному аудитору в своевременном и полном проведении аудита, создавать для этого соответствующие условия, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по запросу аудитора исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме, а также запрашивать необходимые для проведения аудита сведения у третьих лиц;
2) не предпринимать каких
бы то ни было действий, направленных
на сужение круга вопросов, подлежащих
выяснению при проведении
3) своевременно оплачивать
услуги аудиторской
4) исполнять требования
федеральных стандартов
4. Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов
Независимость в контексте аудиторской деятельности означает возможность осуществлять аудиторские услуги, давать оценку полученных результатов и составлять аудиторское заключение с непредвзятой точки зрения. Зависимость от чьей-либо заинтересованности в аудиторской деятельности признается несовместимой с принципами честности и объективности аудитора.
Если при анализе выясняется, что угроза утраты независимости не является явно существенной, то аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) должны быть предприняты меры предосторожности, направленные на устранение такой угрозы или сведения ее до приемлемого уровня, при котором выполнение основных принципов поведения аудитора не подвергается сомнению. Если же меры предосторожности не могут быть приняты или не дают нужного результата, то аудитору необходимо отказаться от участия в оказании аудиторских услуг, а аудиторской организации (индивидуальному аудитору) отказаться от заключения договора с клиентом или направить мотивированный отказ от продолжения выполнения своих обязательств перед клиентом.
Меры предосторожности, которые могут устранить угрозу независимости следует разделить на следующие группы:
- меры предосторожности, установленные законодательными и нормативными актами, являющиеся обязательными при оказании аудиторских услуг;
- меры предосторожности, обусловленные рабочей средой, устанавливаемые профессиональным объединением аудиторов и заложенные в системах и процедурах самих аудиторских организаций (индивидуального аудитора) с целью предусмотрения возможных мер реагирования на ту или иную угрозу независимости.
При несущественной угрозе независимости аудиторская организация (индивидуальный) аудитор может полагаться на меры предосторожности, применяемые клиентом.
С целью разъяснения концептуальной основы независимости при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, возможностей быстрого и гибкого реагирования всеми субъектами аудиторской деятельности на возникновение различных обстоятельств при индивидуальных вариантах отношений и в различных правовых условиях саморегулируемой организацией аудиторов должны разрабатываться и утверждаться Правила соблюдения независимости аудиторами и аудиторскими организациями (индивидуальными аудиторами).
Потенциальную угрозу независимости аудиторской организации (индивидуального аудитора) представляют: финансовая заинтересованность и чрезмерная зависимость от клиента, ограничение или отсутствие самоконтроля со стороны аудируемой организации, а также заступничество и шантаж.
Согласно п. 1 ст. 8 Закона N 307-ФЗ установлен прямой запрет на зависимость денежного вознаграждения устанавливаемого аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) от выполнения требований аудируемого лица и результатов аудита. Стоимость услуг по договору на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности должна рассчитываться аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) на основании объема планируемых аудиторских процедур, квалификации и условий оплаты труда специалистов, компенсации расходов, связанных с оказанием аудиторских услуг.6
Аудиторская организация должна исключить наличие тесных деловых и коммерческих отношений с аудируемой организацией, не должна заключать сделки и проводить коммерческие операции с аудируемой организацией по договорам аренды, агентирования, поставки, купли-продажи, совместной деятельности и другим отношениям, предусматривающим длительное и систематическое получение финансовой имущественной выгоды обеими сторонами.
Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) не должна иметь ведущихся или предстоящих судебных (арбитражных) дел с аудируемым лицом. В связи с тем, что судебное разбирательство между аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и аудируемым лицом могут сильно влиять на проведение независимого аудита, необходимо поставить вопрос о прекращении проведения аудита и обсудить все спорные моменты с собственником и руководством аудируемого лица, а также с профессиональным аудиторским объединением.7
Аудиторская организация не должна дарить и принимать подарки, которые могут расцениваться как установление излишне доверительных и заинтересованных отношений с аудируемым лицом.
Мерами предосторожности при
оказании конкретных услуг, отличных от
аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности,
в целях предупреждения угрозы отсутствия
или ослабления самоконтроля могут быть следующие.
При оказании консультационных услуг
по заданию аудируемой организации необходимо
следить за тем, чтобы:
- консультации не трансформировались в услуги по управлению организацией;
- специалист, оказывающий консультацию не брал на себя обязанности по вопросам, непосредственно связанным с составлением бухгалтерской отчетности;
- ответственность за составление и содержание бухгалтерской отчетности принимало на себя руководство аудируемого лица.8
Аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны принимать меры по предотвращению возникновения угрозы шантажа со стороны аудируемой организации с целью не дать аудиторам исполнять свои обязанности объективно и с необходимым профессионализмом.
Примерами шантажа могут являться угрозы:
- отстранения от выполнения задания и прекращения договора;
- намерения возбуждения судебного разбирательства;
- давления со стороны собственника или должностного лица аудируемой организации с целью необоснованного снижения стоимости аудиторских услуг.9
В каждом конкретном случае руководству аудиторской организации и индивидуальному аудитору необходимо принимать решение о возможности продолжения сотрудничества с таким клиентом при обеспечении соблюдения норм профессиональной этики.
5. Контроль качества аудита и профессиональная этика аудитора
Внутренний контроль - осуществляется аудиторской фирмой самостоятельно в соответствии с Федеральными правилами (стандартами) №7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту» и №34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях», внутренними стандартами профессиональных объединений, также с внутрифирменными стандартами, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности.
Внешний контроль - осуществляется уполномоченным федеральным органом и саморегулируемыми организациями аудиторов, которые проверяют соблюдение аудиторскими фирмами всех правил (стандартов) аудиторской деятельности.10
В соответствии с требованиями Закона об аудиторской деятельности профессиональные аудиторские объединения подлежат аккредитации при Минфине России. Основные требования к аккредитации профессионального объединения: наличие собственной системы внешнего контроля качества работы членов профессионального объединения. Система контроля качества предусматривает периодичность проведения проверки каждого члена объединения; наличие постоянно действующего органа контроля качества аудита членов объединения и органа по рассмотрению дел о применении к членам объединения установленных мер воздействия; наличие обязательных для своих членов внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности и Кодекса профессиональной этики. При соблюдении данных требований создаются условия для осуществления эффективного внешнего контроля качества аудита в отношении членов профессионального аудиторского объединения.
Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторами и аудиторскими организациями норм Закона об аудиторской деятельности, федеральных стандартов аудиторской деятельности, норм профессиональной этики.
Для профессионального аудитора очень важно чувство правильного этического поведения. В сфере бизнеса существуют два этических аспекта - общая этика и профессиональная этика. Р.К. Маутц и Х.А. Шараф отмечали, что этика поведения аудиторов и представителей любой другой профессии есть не более чем узкое применение общих понятий этики поведения, разработанных философами для всех людей.
Принципы профессионального поведения бухгалтера-аудитора:
- выполняя свои обязанности, аудиторы должны проявлять высокие профессиональные и моральные качества, выносить точные и взвешенные суждения во всех видах своей деятельности;
- аудиторы должны служить и действовать в интересах общества, оправдывать его доверие и показывать высокий профессионализм;
- чтобы заслужить и оправдать общественное доверие, аудиторы должны честно и безукоризненно выполнять профессиональные обязанности;
- аудиторы должны сохранять объективность и быть свободными от столкновения интересов, они должны быть независимы;
- аудиторам необходимо соблюдать профессиональные стандарты, стремиться повышать свои знания и постоянно улучшать качество услуг, строго выполнять профессиональные обязанности, использовать все свои способности на максимально возможном уровне;
- определяя объем и виды оказываемых услуг, аудиторы должны соблюдать принципы Кодекса профессиональной этики аудитора. Каждый аудитор должен выучить несколько правил поведения и использовать их в качестве исходных для определения проблем, которые могут возникнуть в той или иной ситуации. 11
Заключение
В настоящее время государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляется в Министерстве финансов РФ, в структуре которого функционирует Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Кроме того, при Министерстве финансов в соответствии с законом создан совет по аудиторской деятельности, который регулирует деятельность профессиональных аудиторских объединений.
После принятия нового Федерального Закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 года № 307-ФЗ порядок аттестации аудиторов изменился. Представители Минфина решили отменить различные типы аттестатов аудита и ввести единый квалификационный аттестат.
Аттестацию проходят все физические лица, которые хотят заниматься аудиторской деятельностью самостоятельно или в составе аудиторской фирмы.
С 1 января 2010 г. согласно ФЗ «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ от 30.12.08г. утратили силу лицензии на осуществление аудиторской деятельности и все аудиторские организации, индивидуальные аудиторы для продолжения деятельности обязаны вступить в саморегулируемые организации аудиторов и пройти внешний контроль качества аудита.
Независимость в контексте аудиторской деятельности означает возможность осуществлять аудиторские услуги, давать оценку полученных результатов и составлять аудиторское заключение с непредвзятой точки зрения.
Внешний контроль качества работы аудитора осуществляется уполномоченным федеральным органом и саморегулируемыми организациями аудиторов, которые проверяют соблюдение аудиторскими фирмами всех правил (стандартов) аудиторской деятельности.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ от 30.12.2008г. (ред. от 21.11.2011) // Российская газета. – 22.11.2011. - №367.
2. Кодекс профессиональной этики аудиторов от 22.03.2012г. // http://www.consultant.ru.
3. Абакумова А.В. Основы аудита. Учебное пособие. – СПб.: ГУИТМО, 2009. – 56 с.
4. Бычкова С.М. Аудит для руководителей и бухгалтеров. - СПб.: Питер, 2007. - 384 с.
5. Воронина Л.И. Аудиторская деятельность. Основы организации. - М.: Эксмо, 2009. – 240 с.
6. Мельник М.В., Макальская М.Л., Пирожкова Н.А. Основы аудита. - М.: Сервис, 2010. – 268 с.
7. Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. Аудит для ВУЗов. - М.: Юнити-Дана, 2010. – 416 с.
8. Сотникова Л.В. Внутренний контроль и аудит. Учебное пособие. - М.: Статинформ, 2010. – 376 с.
9. Стандарты аудиторской деятельности. – М.: Эксмо, 2012. – 352 с.
10. Филь И.А. Аудит и аудиторская деятельность. – М.: А-Приор, 2012. – 144 с.
Информация о работе Основы регулирования аудиторской деятелньости