Основы управленческого учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2015 в 22:20, лекция

Краткое описание

В современных рыночных условиях хозяйствования обеспечение прогнозируемого положения организации, ее устойчивый рост, достижение конкурентного преимущества невозможны без использования эффективной системы распределения и контроля за материальными и финансовыми ресурсами. Такая система позволяет руководителям своевременно реагировать на изменение внешних и внутренних факторов, проводить в соответствии с ними финансово-хозяйственную деятельность организации и имя ей – управленческий учет.

Вложенные файлы: 1 файл

основы упр учета.docx

— 49.08 Кб (Скачать файл)

Ко второй группе объектов управленческого учета относятся следующие виды деятельности:

    • снабженческо-заготовительная – приобретение, хранение, обеспечение производства сырьевыми ресурсами, вспомогательными материалами и производственным оборудованием с запасными частями, предназначенными для его содержания и ремонта, а также маркетинговая деятельность, которая связана со снабженческими процессами;
    • производственная – процессы, обусловленные технологией производства продукции и состоящие из основных и вспомогательных операций; операции по совершенствованию выпускаемых продуктов и разработке новых;
    • финансово-сбытовая – маркетинговые исследования и операции по формированию рынка сбыта  продукта; непосредственно сбытовые операции, включая упаковку, транспортировку и другие виды работ; операции, которые содействуют росту объема продаж, начиная от рекламы продукта и заканчивая установлением прямых связей с потребителями; контроль качества выпускаемой продукции;
    • организационная – создание организационной структуры предприятия, выделение из системы предприятия функциональных отделов, служб, цехов, участков; организация информационной системы на предприятии с прямой и обратной связью, которая отвечает требованиям внутренних связей между структурными подразделениями, разными уровнями управления.

При построении системы управленческого учета применяются методы, с помощью которых осуществляется системная организация и интеграция существующих баз данных и заново формируемых. Под методом управленческого учета понимается совокупность различных приемов и способов, с помощью которых отражаются объекты управленческого учета в информационной системе организации. Основные из них:

  • документирование – полное отображение финансово-хозяйственной деятельности организацеи в первичных документах и на машинных носителях, гарантирующие управленческому учету достаточный объем информации. Первичный учет является основным источником информации для управленческого учета;
  • инвентаризация – способ выявления фактического состояния объекта. При помощи инвентаризации проверяются отклонения учетных данных. Инвентаризация способствует сохранности материальных ценностей, контролирует их использование, устанавливает полноту и достоверность учетной информации;
  • группировка и оценка, контрольные счета – способ изучения, позволяющий накапливать и систематизировать информацию об объекте в разрезе определенных признаков. Главными признаками группировки объектов управленческого учета считаются: специфика производственной деятельности, технологическая и организационная структура предприятия, организация управления, целевые функции системы управления. Сгруппированная информация об объекте позволяет эффективно ее использовать для оценки результатов деятельности и  делать выводы для принятия оперативных и стратегических управленческих решений. Контрольные счета – составная часть элемента классификации, позволяющая хранить информацию. Система контрольных счетов выступает связующим звеном бухгалтерского и управленческого учета и позволяет установить полноту и правильность учетных записей;
  • использование данных планирования, нормирования и лимитирования. Под планированием понимается непрерывный циклический процесс, который направлен на приведение в соответствие возможностей предприятия с условиями рынка. Нормирование представляет собой  процесс  обоснованного расчета оптимальных норм и нормативов, который направлен на обеспечение эффективного  использования всех видов ресурсов. Лимитирование включает в себя расчет норм расхода ресурсов на единицу готовой продукции, учетные и контрольные операции;
  • контроль – завершающий процесс планирования и анализа, направляющий деятельность организации на выполнение ранее установленных заданий, позволяющий вскрывать и устранять возникающие отклонения;
  • анализ. В процессе анализа выявляются взаимозависимости и взаимосвязи между подразделениями по выполнению ранее установленных заданий, отклонения и причины, вызвавшие изменения в результатах и эффективности производства.

В заключение можно отметить, что все элементы метода управленческого учета действуют не изолированно друг от друга, а в совокупности, тем самым позволяя решать задачи управления деятельностью предприятия.

Система управленческого учета является составной частью интегрированной информационной системы организации и предназначена для информационного обеспечения системы управления по функциям управления (планированию, контролю и анализу) на всех уровнях управления (оперативном, тактическом, стратегическом).

В рамках формирования и использования системы управленческого учета решаются следующие основные задачи:

-  сбор и регистрация  первичной информации;

-  передача данных и  их обработка;

-  хранение информации  и группировка данных;

-  формирование итоговой  отчетной документации по функциям  и уровням управления.

Решение задач управленческого учета направлено на информационное обеспечение следующих процедур:

-  определение эффективности  деятельности отдельных подразделений  и организации в целом;

-  учет затрат и доходов  по местам возникновения, по центрам  ответственности и по видам  продукции;

-  обеспечение системы  бюджетирования, планирования, контроля  и анализа;

-  оценка достоверности  формирования нормативной базы.

Таким образом, на базе информации управленческого учета решаются:

    • оперативные задачи, такие как определение безубыточного объема производства, планирование ассортимента и структуры выпускаемой продукции, принятие решений по ценообразованию и т. п.
    • задачи перспективного характера, то есть имеющие долгосрочные стратегическое значение. Например, принятие решений о реструктуризации бизнеса, целесообразности освоения новых видов продукции и т. п.

При разработке системы управленческого учета ее основополагающей функцией должны выступать учет затрат по сферам деятельности и последующее определение эффективности каждой производственной сферы. Такой подход к организации учета допускает выделение в качестве составных частей управленческого учета следующие подсистемы по сферам деятельности:

  • снабженческую деятельность (подсистема «закупки»);
  • производственную деятельность, затраты на производство и себестоимость продукции, (подсистема «затраты»);
  • сбытовую деятельность (подсистема «продажи»);
  • финансовую деятельность (подсистема «финансы»);
  • инвестиционную деятельность (подсистема «инвестиции»).

Управление деятельностью организации является сложным и комплексным процессом. Система управленческого учета также сложна и состоит из множества процедур. К тому же состав элементов системы управленческого учета может меняться в зависимости от целей учета. Однако любая система учета, сформированная в организации, отвечает общепринятым принципам.

Принципы управленческого учета:

1. Использование  единых для планирования и  учета (планово-учетных) единиц измерения. Соблюдение этого принципа в планировании и учете обеспечивает прямую и обратную связь. Планово-учетные единицы раскрывают сущность и различие систем оперативно-производственного планирования на разных его уровнях. С их помощью создается реальная возможность разработки методологии системы учета, основанной на тесной взаимосвязи управленческого учета и финансового учета затрат.

2. Формирование  данных, необходимых и достаточных  для объективной оценки результатов  деятельности организации – один из основополагающих принципов построения управленческого учета. Процесс оценки результатов деятельности предусматривает определение тенденций и перспектив каждого подразделения в формировании прибыли от реализации.

3. Преемственность  и многократное использование  первичной и промежуточной информации  в целях управления, или принцип  комплектности. Соблюдение в процессе сбора, обработки и передачи первичных данных этого принципа упрощает систему и делает ее более эффективной. При оперативном управлении информация управленческого учета дополняется финансовыми данными. В свою очередь, данные финансового учета детализируются, дополняются информацией, поступающей от управленческого учета. Сущность принципа заключается в однократности фиксации данных в первичных документах или результатов произведенных расчетов и многократного их использования при всех видах управленческой деятельности без повторной фиксации, регистрации или расчетов.

4. Формирование  показателей внутренней отчетности как основы связей между уровнями управления. Управленческий учет позволяет так формировать показатели внутренней отчетности по данным первичного учета, что они образуют систему коммуникаций внутри предприятия. На нулевом уровне возникает учетная информация в первичных документах, отчетах основных и вспомогательных цехов; на первом уровне группируется информация в сводных отчетах отделов, подразделений; на последующих уровнях формируется отчетная сводная документация в функциональных отделах (главного технолога, главного механика, отдела кадров и  т. д.). На верхнем уровне происходит обобщение сводной информации, поступившей из структурных подразделений, и преобразование ее в результирующую отчетную документацию отделами – планово-экономическим, бухгалтерией. По данным, содержащимся в этих отчетах, проводят анализ для долгосрочного планирования и прогнозирования.

5. Применение  бюджетного (сметного) метода управления  затратами, финансами и коммерческой  деятельностью. Бюджетный цикл состоит из процедур планирования всех сфер деятельности, отдельных подразделений. Отдельные бюджеты подразделений увязываются в Главный бюджет (Мастер-бюджет) в рамках всей организации. Бюджеты охватывают закупки, производство, реализацию, распределение и финансирование. Одним из этапов бюджетирования является управленческая отчетность, которая позволяет вносить коррективы в бюджеты с учетом изменяющихся условий и отклонений от запланированного уровня.

6. Полнота и  аналитичность, обеспечивающие исчерпывающую информацию об объекте учета. Этот принцип определяет, что данные управленческой отчетности должны быть представлены в удобном для анализа виде и не требовать дополнительной аналитической обработки, не предусматривать обратных синтезу (от низших до высших слоев) процедур. Нарушение этого принципа приводит к удорожанию системы и потере оперативности.

7. Периодичность, отражающая производственный и коммерческий циклы организации, установленные учетной политикой. Информация для руководителей необходима в том случае, когда это целесообразно. Сокращение временного плана сокращает точность информации, увеличение временного плана уменьшает актуальность информации. Как правило, разрабатывается график сбора первичных данных, их обработки и группировки в итоговой информации.

8. Непрерывность  деятельности организации. Под непрерывностью понимают отсутствие намерения самоликвидироваться, сократить масштабы производства. Она означает, что организация будет развиваться. Этот принцип нацеливает на создание информационного обслуживания решения долгосрочных проблем – анализа конкурентоспособности производства, поставок сырья и материалов, изменения ассортимента и освоения новых видов продукции, инвестиций.

Совокупность перечисленных принципов обеспечивает действенность системы управленческого учета, но не унифицирует учетный процесс.

К основным функциям управленческого учета относят:

  • обеспечение руководителей всех уровней управления информацией, необходимой для текущего планирования, контроля и принятия оперативных управленческих решений, т. е. информационная функция;
  • формирование информации, которая служит средством внутренней коммуникационной связи между уровнями управления и различными структурными подразделениями одного уровня, т. е. функция обратной связи;
  • оперативный контроль и оценка результатов деятельности внутренних подразделений и предприятия в достижении цели, т. е. контрольная функция;
  • перспективное планирование и координация развития предприятия в будущем на основе анализа и оценки фактических результатов деятельности, т.е. аналитическая функция.

Как было отмечено выше, управленческий учет является продолжением финансового учета. При этом, оба вида учета тесно переплетаются между собой, имея определенные взаимосвязи и различия.

Взаимосвязь управленческого и финансового учета достигается на основе комплексного использования информации, единства норм и нормативов, а также единства нормативно-справочной информации в целом, дополнения информации одного вида учета данными другого, приближения учетной информации к местам принятия решений, единого подхода к разработке задач управленческого и финансового  учета.

Большинство элементов финансового учета можно найти и в управленческом: в обеих системах учета рассматриваются одни и те же хозяйственные операции; на основе производственной или полной себестоимости, рассчитанной в системе управленческого учета, производится балансовая оценка изготовленных активов в системе финансового учета; отдельные методы финансового учета применяются и в управленческом учете; оперативная информация используется не только в управленческом учете, но и для составления финансовых документов.

Однако наиболее важной чертой, объединяющей оба вида учета, является то, что они обеспечивают заинтересованных пользователей информацией, используемой для принятия решений. Таким образом, финансовый и управленческий учет – взаимозависимые и взаимообусловленные компоненты единой системы бухгалтерского учета.

 В то же время  каждому виду учета свойственны  свои особенности. Сравнивая управленческий  и финансовый учет, можно выделить  в них и различия. Эти различия для удобства понимания представлены в виде таблицы 1.1.

Таблица 1.1.

Сравнительная характеристика управленческого и финансового учета

Показатели сравнения

Финансовый  учет

Управленческий учет

1. Цель учета

Формирование достоверной информации для составления финансовой отчетности, осуществления контроля и выявления резервов

Формирование достоверной информации для администрации организации и ее структурных подразделений, необходимой для управления ими, планирования, регулирования и контроля

2. Пользователи информации

Внешние пользователи: финансово-кредитные учреждения, органы государственного контроля, акционеры, контрагенты и т. д.

Управленческий персонал организации и структурных подразделений и исполнители (менеджеры разных уровней управления, руководство).

3. Обязательность ведения учета

Обязателен, независимо от того, считает ли руководитель эти данные полезными или нет

Не обязателен, вводится по усмотрению руководства

4. Объекты учета и отчетности

Организация в целом

Структурные подразделения, центры ответственности

5. Структура учета

Базисное равенство: активы = обязательства + собственный капитал

Нет базисного равенства

6. Способы ведения учета

Использование всех элементов метода бухгалтерского учета

Использование элементов метода бухгалтерского учета не обязательно. Используются методы количественных оценок

7. Правила ведения учета

Используются общепринятые принципы и правила

Устанавливаются организацией

8. Используемые измерители

Натуральные и стоимостные

Более широкое использование натуральных и трудовых показателей и специфических показателей

9. Способы группировки расходов

По установленным элементам затрат, при необходимости по статьям калькуляции

По статьям калькуляции

10. Методика расчета финансовых  результатов

Две концепции

Маржинальный доход

11. Степень точности информации

Достоверная, документально обоснованная

Допускаются приблизительные и примерные оценки

12. Временной период

Прошедший отчетный период. Данные носят «исторический характер»

Истекший, текущий и будущий периоды. Наряду с информацией исторического характера, оценки и планы на будущее

13. Периодичность представления  отчетности

Месяц, квартал, год

По мере возникновения потребности в информации: смена, день, неделя, месяц

 

14. Ответственность за достоверность  и своевременность представления  информации

Установлена законодательно

Не предусматривается, либо дисциплинарная

15. Доступность отчетных данных 

Доступны пользователям

Являются коммерческой тайной организации

16. Связь с другими дисциплинами

Собственный метод

Тесная связь

Информация о работе Основы управленческого учета