Основы экономического прогнозирования и планирования на макроуровнях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 14:54, реферат

Краткое описание

В общепринятом понимании планирование – это «один из методов экономического управления. Заключается в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения… Основными методами планирования являются балансовый, нормативный и программно-целевой».[1] По своему назначению и содержанию планы могут быть директивными, индикативными, стратегическими и тактическими.
В СССР в условиях жесткой централизованной системы государственного управления действовала система директивного планирования. Плановые задания устанавливались по народному хозяйству страны, далее они дифференцировались по отраслям, по территориям и по конкретным предприятиям.

Вложенные файлы: 1 файл

Макроэкономическое планирование.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

15. Принцип инновационности – означает использование в процессе планирования технологических инноваций, особенно современных информационных технологий; создание эффективных организационных форм выполнения работ; обоснование и обеспечение механизмов экономического взаимодействия между заинтересованными субъектами управления и хозяйствования; обеспечение нормативной базы планирования, отвечающей международным стандартам; научные инновации, основанные на результатах фундаментальных и прикладных исследований в области проблем стратегического планирования и социально-экономического развития.

Обязательным  требованием к государственным  институтам (органам), ответственным  за разработку экономических планов, является обеспечение прозрачности и подконтрольности обществу процесса планирования. Обеспечение прозрачности планов должно достигаться путем их публикации в открытой печати, обсуждения в СМИ, а также посредством соблюдения четкости, конкретности и ясности формулировок основных положений и пунктов плана. Для достижения подконтрольности планов обществу было бы целесообразно привлекать общественность к обсуждению планов, к их критической оценке, поощрять инициативу населения, предпринимательских структур, представителей науки по соучастию в процессе государственного планирования. Важно было бы создавать условия для оценки общественностью хода выполнения плана и для анализа причин отклонения от плановых заданий. Естественно, не все виды планов в равной мере целесообразно выносить на суд общественности. В наибольшей мере достоянием общественности должны становиться социальные планы, непосредственно затрагивающие личные интересы всех членов гражданского общества.

Качество разрабатываемых  планов социально-экономического развития зависит от ряда условий, важнейшими среди которых являются:

1) степень обеспеченности (высокая, ограниченная, нестабильная и т. д.) материальными, природными, научно-техническими, финансовыми, интеллектуальными и иными ресурсами;

2) уровень конкурентоспособности страны, региона, отрасли, вида производства (наличие конкурентных преимуществ, недостаточная или низкая конкурентоспособность на внутреннем рынке, на различных видах внешних рынков);

3) соотношение механизмов рыночного саморегулирования и государственного регулирования и возможности его оптимизации;

4) особенности соотношений роли рыночных и нерыночных (государственных, общественных и др.) институтов;

5) наличие и характер комплекса инструментов, используемых на разных этапах планирования, что также является одним из существенных условий успешного процесса разработки планов; к числу таких инструментов следует отнести метод контроллинга.

Внедрение метода контроллинга в практику государственного планирования можно было бы рассматривать  как одно из направлений совершенствования методологии государственного планирования в сфере макроэкономических процессов. Учитывая, что основы контроллинга разработаны и достаточно широко используются в мировой практике на уровне хозяйствующих единиц, задача его внедрения в сферу государственного управления ограничивалась бы определением способов адаптации традиционной модели контроллинга к новой сфере его использования. Применение метода контроллинга, при условии соответствующей его корректировки, позволило бы организовать подготовку планов на основе качественной методической и информационной поддержки по ключевым вопросам макроэкономического планирования. В рамках контроллинга можно было бы интегрировать, более тесно согласовать и координировать такие функции предплановых разработок, как анализ, диагностика, а также осуществлять мониторинг, контроль и оценку исполнения планов.

Только на уровне государственных планов было бы возможно обеспечить согласование и взаимный компромисс интересов субъектов  экономической деятельности в различных сферах. Конфликт интересов лежит, прежде всего, в области распределения ресурсов: материальных, финансовых, организационно-правовых, интеллектуально-кадровых. Аналогичные противоречия возникают при разграничении позиций планов федерального и регионального уровня. Эффективным средством преодоления этих противоречий и предпосылкой оптимальности планов может служить проведение предварительного комплексного анализа ситуации в рамках предплановых разработок.

При разработке государственных планов экономического развития необходимо сначала провести комплексный анализ: определить возможные траектории развития внешней среды, оценить внутренний потенциал, возможные риски и преимущества и т. д. Итоги такого анализа обретают наибольшую ценность, если они интегрированы в единую систему взаимосвязанных информационно-аналитических блоков. Решение этих задач могло бы быть наиболее успешным в рамках контроллинга.

От правильности решений, которые принимаются на государственном уровне в порядке  реализации долгосрочных и среднесрочных планов социально-экономического развития, зависит успех в реализации таких первостепенной важности задач, как минимизация внутренних и внешних угроз и безопасное устойчивое развитие экономики страны. К числу наиболее актуальных относятся следующие задачи:

¦ определение  потенциальных возможностей развития экономических систем;

¦ оптимизация  способов использования ресурсов: финансовых, материально-технических, людских и  интеллектуальных;

¦ оценка возможных  внутренних и внешних угроз;

¦ получение  информации о влиянии основных факторов на экономическое развитие, таких, как производственная инфраструктура, конкурентная среда, структура и емкость внутренних и внешних рынков сбыта, обеспеченность финансовыми ресурсами и др.

Не менее  сложным процессом является реализация плана, которая включает: а) размещение и приведение в действие ресурсной базы, которая должна использоваться с наибольшим эффектом; б) решение организационных вопросов государственного менеджмента; в) структурирование внешних и внутренних связей как механизма функционирования объектов планирования. На этапе реализации плана служба контроллинга могла бы обеспечивать оперативный контроль и мониторинг хода выполнения плана.

Наиболее совершенной  базой для формирования плана  социально-экономического развития является предварительно разработанный прогноз.

1.2. Прогнозирование и  его роль при составлении планов  развития экономических систем

В современной  науке и практике сформировалось достаточно конкретное и однозначное  понимание сущности прогноза и прогнозирования. В Федеральном законе «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» представлено следующее определение: Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации – система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования.

Развернутая формулировка содержится в проекте Федерального закона «О государственном прогнозировании, индикативном планировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».[6] Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации – система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации на перспективу, основанных на законах рыночного хозяйствования и анализе сложившихся тенденций, факторов и условий функционирования экономики и общества. Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации – деятельность органов государственной власти Российской Федерации по разработке, утверждению, исполнению, корректировке указанных прогнозов и их использованию в управлении развитием экономики, ее территориальных и отраслевых подсистем, предприятий и организаций.

Достаточно  близкими к приведенным выше формулировкам  являются следующие определения:

«Экономическое  прогнозирование следует рассматривать  как систему научных исследований количественного и качественного  характера, направленных на выяснение тенденций развития экономических отношений и поиск оптимальных решений по достижению целей этого развития».[7]

«Прогноз –  это научно обоснованное суждение о  возможных состояниях объектов в  будущем и (или) об альтернативных путях  и сроках их осуществления. Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием».[8]

«Прогноз представляет собой предвидение, предсказание, основанное на определенных данных».[9]

«Большое значение для составления стратегического  плана имеют инструменты планирования. Наиболее значимыми из них являются прогнозирование и составление перечня операций, подлежащих выполнению. Прогнозирование – это способ выявления тех процессов и событий, которые могут произойти в будущем в среде организации и оказать влияние на ее действия».[10]

«Прогноз –  научно обоснованная гипотеза о вероятном  будущем состоянии экономической  системы и экономических объектов и характеризующих это состояние  показателей. Разборку, составление  прогнозов называют прогнозированием».

Сопоставляя приведенные  определения, можно выделить следующие общие положения. Во-первых, прогноз является научным представлением, гипотезой, способом предвидения будущего. Во-вторых, содержанием прогноза является информация о направлениях и тенденциях развития и о способах достижения поставленных целей.

Эти положения  определяют сущность прогноза, но они  недостаточны при оценке роли прогноза в процессе планирования. Необходимо акцентировать внимание на том, что  прогноз, во-первых, формирует поле объективно достижимых целевых показателей развития экономической системы, за пределы которых не должны выходить показатели плана; во-вторых, прогноз ценен тем, что определяет возможные сценарии будущего развития, сравнительный анализ которых позволяет выбрать оптимальный вариант для планирования, в котором наилучшим образом сочетаются следующие критерии: соответствие целям, ресурсная обеспеченность, эффективность и минимизация рисков.

Из такого понимания  связи плана и прогноза вытекает ряд требований к прогнозу.

1. Прогноз должен быть многовариантным.

2. В основе определения вариантов прогноза должны лежать:

¦ гипотезы об альтернативных моделях поведения субъектов  экономических отношений;

¦ гипотезы о  возможных изменениях внешнеполитических и внешнеэкономических условий;

¦ оценки возможных  социально-экономических последствий реализации каждого варианта прогноза;

¦ оценки вероятности  рисков и масштабов последствий  наступления рисковых ситуаций для  каждого варианта прогноза.

3. Оценка уровня достоверности прогноза (достоверный, относительно достоверный, возможный).

4. Взаимосогласование прогноза и будущего плана по временному и пространственному горизонту, по объекту планирования и прогнозирования.

5. В основе прогноза должна лежать научно обоснованная информация трех видов:

¦ о стартовых  условиях будущего развития экономической системы;

¦ о возможных  вариантах интенсивности экономических  процессов в будущем;

¦ о возможных  сочетаниях действия внешних и внутренних факторов в будущем.

6. Прогнозирование целесообразно организовать как непрерывный процесс, в ходе которого прогнозные параметры корректируются с учетом результатов развития за истекший период.

Следует отметить многофункциональность прогнозов. Государственные прогнозы содержат информацию, на которую органы законодательной  и исполнительной власти опираются при формировании социально-экономической политики государства, при разработке концепции социально-экономического развития. Они также используются в качестве информационной базы для принятия конкретных решений в области экономической и социальной жизни общества.

Различия между  планом и прогнозом определяются тем, что план имеет нормативный  характер, а прогноз является вероятностной  моделью будущего. Планирование представляет процесс создания модели состояния  объекта в будущем с позиций:

1) достижения определенной цели;

2) долженствования, т. е. обязательности исполнения;

3) установления методов и способов достижения этого состояния.

Прогноз определяет ожидаемые перспективы развития объекта с учетом:

а) эффекта саморазвития объекта;

б) результата воздействия среды;

в) возможных альтернативных вариантов развития.

Стандартная схема  взаимосвязи плана и прогноза предполагает предварительное составление  прогноза. Далее на его основе разрабатываются  планы экономического развития. Но этим не ограничивается роль прогноза в процессе планирования. По мере прохождения планового периода необходимо разрабатывать сценарии прогнозов на оставшийся период (или также на более отдаленную перспективу) с учетом состоявшейся реализации потенциальных возможностей развития. Кроме того, на основе уже составленного плана целесообразно разработать прогноз возможных вариантов последствий реализации данного плана.

В зависимости  от условий функционирования экономических  систем и целей их развития в будущем  определяется конкретный вид прогноза. Предварительно дадим краткий обзор возможных видов прогнозов, которые классифицируются по нескольким признакам:

1) по горизонту времени различают краткосрочные (1–2 года), среднесрочные (3–5 лет) и долгосрочные (10 и более лет) прогнозы;

2) по уровню государственного управления прогнозы могут быть федеральными, региональными и местными;

3) по предметному содержанию различают ряд частных прогнозов: демографический, экологический, научно-технический, социальный, природных ресурсов, внешнеэкономический, отраслевой и т. д.; отдельно разрабатывается прогноз развития государственного сектора экономики;

Информация о работе Основы экономического прогнозирования и планирования на макроуровнях