Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:06, курсовая работа
Цель написания работы - изучить организацию учета ГСМ в розничной торговле.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. дать общую характеристику ГСМ и их экономическую оценку;
2. провести обзор экономической литературы по теме учета ГСМ;
3. изучить методологические основы организации бухгалтерского учета ГСМ;
4. проанализировать организацию бухгалтерского учета ГСМ (на примере ЗАО «Торговый дом»);
5. на основании проделанного анализа, предложить пути совершенствования организации учета ГСМ в ЗАО «Торговый дом».
Курсовая работа: Особенности бухгалтерского учета горюче-смазочных материалов в розничной торговле
Курсовая работа: Особенности бухгалтерского учета горюче-смазочных материалов в розничной торговле ВВЕДЕНИЕ Развитие рыночной
социально ориентированной Цель написания работы - изучить организацию учета ГСМ в розничной торговле. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. дать общую характеристику ГСМ и их экономическую оценку; 2. провести обзор экономической литературы по теме учета ГСМ; 3. изучить методологические
основы организации 4. проанализировать
организацию бухгалтерского 5. на основании
проделанного анализа, ЗАО «Торговый дом» осуществляет свою деятельность в г. Слуцке. Юридический адрес общества: Республика Беларусь, г. Слуцк, ул. Уласовца, 5а. ЗАО «Торговый дом» осуществляет торговлю строительными и отделочными материалами. При написании работы использовались средства MS Word, MS Excel, законодательные акты Республики Беларусь, а также учебные пособия таких авторов, как: Василевская Т.И., Стасенко В.А., Кислов Д.В., Ладутько Н.И., Заяц Н.Е., Бондарь Т.Е., Снитко К.Ф., Проданова Н.А., Старостин С.Н.
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
СУЩНОСТЬ ГСМ, ОБЗОР 1.1 Общая характеристика ГСМ, их экономическая оценка К горюче-смазочным материалам относят бензины различных марок (в зависимости от октанового числа), автомобильное масло, тосолы, дизельное топливо.[17, с.6] Основными марками бензина являются А-76, А-80, А-92, АИ-91, АИ-93, АИ-95 и АИ-95 «Экстра». Причем автомобильные бензины АИ-91, АИ-95, АИ-95 «Экстра» выпускаются только неэтилированными с содержанием свинца не более 0,01 г на 1 дм3. Бензины остальных марок могут быть как этилированными, так и неэтилированными. [17, с.6] Бензины А-72, А-76, АИ-91, АИ-93 и АИ-95 изготавливаются зимнего и летнего видов.[17, с.6] Применение того
или иного сорта бензина Дизельное топливо
(соляровое масло, солярка) — жидкий
продукт, использующийся как топливо
в дизельном двигателе Основные потребители
дизельного топлива — железнодорожный
транспорт, грузовой автотранспорт, водный
транспорт и Различают дистиллятное
маловязкое — для быстроходных,
и высоковязкое, остаточное, для
тихоходных (тракторных, судовых, стационарных
и др.) двигателей. Дистиллятное состоит
из гидроочищенных керосино-газойлевых
фракций прямой перегонки и до
1/5 из газойлей каткрекинга и коксования.
Вязкое топливо для тихоходных двигателей
является смесью мазутов с керосиново- Решение о возможности
использования нефтепродукта по
назначению принимается на основании
его паспорта. Показатели топлива, приведенные
в паспорте, позволяют сделать
заключение о соответствии его стандарту
и оценить возможность Обычно автотранспортные
предприятия и автопарки Тосол - укоренившееся название для охлаждающих жидкостей (ОЖ или антифризов), которые применяются в системе охлаждения автомобиля, хотя используются и другие отечественные и зарубежные названия охлаждающей жидкости. С 10 марта 2010г. установлены следующие розничные цены на топливо в г. Минске: бензин «Нормаль-80» - Br1900 за 1 л, бензин АИ-92 - Br2470, бензин АИ-95 -Br2780, дизтопливо - Br2220, биодизельное топливо - Br1910.[24, с.4] В предыдущий раз
цены на нефтепродукты на внутреннем
рынке изменялись в декабре 2009 года
и были увеличены на 10% по отношению
к действовавшим на тот момент
розничным ценам. Это было обусловлено
ростом во втором полугодии прошлого
года мировых цен на нефть, в том
числе и на российскую, поставляемую
на отечественные Цены на автомобильное масло в нашей республике варьируются от 15 000 до 45 000 руб. за 1л. Тосол стоит от 24 000 до 52 000 руб. за 5 л.[24, с.4] 1.2 Обзор экономической базы Экономическое регулирование вопросов, связанных с ценообразованием на ГСМ, нормирования расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, осуществляет Правительство Республики Беларусь в лице Президента, Министерства финансов, Министерство экономики, Министерства транспорта и коммуникаций и др. Регулирование цен на ГСМ осуществляется путем установления предельных торговых надбавок:[4] -на бензин и дизельное топливо – 10%; -на автомобильное масло – 15%; -тосол 15%. Инструкция о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования (далее – Инструкция) устанавливает порядок применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования. Нормы расхода топлива,
рассчитанные в соответствии с Инструкцией,
предназначены для В случае отсутствия установленной линейной нормы расхода топлива до ее утверждения учет расхода топлива при эксплуатации автомобиля в Республике Беларусь производится по временной норме на срок не более шести месяцев. В случае отсутствия установленной линейной нормы расхода топлива при эксплуатации механического транспортного средства субъектами хозяйствования, созданными юридическими и физическими лицами Республики Беларусь за границей, до ее утверждения учет расхода топлива производится по временной норме. Отрицательная температура
окружающего воздуха Таблица 1.2.1. Журнал
регистрации результатов
При эксплуатации механического
транспортного средства, машины, механизма
и оборудования за пределами Республики
Беларусь отрицательная температура
окружающего воздуха Норма расхода топлива
на механическое транспортное средство
или машину, работающих на СУГ или
СПГ, при отсутствии утвержденной нормы
расхода СУГ или СПГ СПГ не более 5 %; СУГ не более 25 %. Повышение нормы расхода топлива осуществляется при эксплуатации:[5] - механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования на территории Республики Беларусь в зимних условиях эксплуатации – не более 10 %. Для механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования, предназначенных для эксплуатации исключительно в зимних условиях (снегоуборочные машины, снегоходы и тому подобное), данное повышение не применяется; - автомобиля в
городах с численностью от 100 до 300 тысяч человек – не более 5 %; от 300 тысяч до 1 миллиона человек – не более 10 %; от 1 до 3 миллионов человек – не более 15 %; свыше 3 миллионов человек – не более 25 %; - автомобиля с
частыми технологическими - автомобиля по
пересеченной местности, - автомобиля в
условиях сезонной распутицы,
снежных заносов, при сильном
снегопаде, гололедице на срок
не более одного месяца в
году (суммарно по дням в течение
года), установленный руководителем
организации или - автомобиля по
свежеотсыпанному полотну при
строительстве дорог или - автомобиля, задействованного
в обучении управлению -автомобиля в
горной местности, имеющей · от 500 до 1500 м – не более 5 %; · от 1501 до 2000 м – не более 10 %; · от 2001 до 3000 м – не более 15 %; · свыше 3000 м – не более 20 %; - автомобиля на дорогах, имеющих подъемы от четырех и более процентов, – не более 10 %; - автомобиля, оборудованного
багажником или световой - автомобиля оперативного
назначения с включенными - автомобиля, задействованного
в оперативно-розыскной - механического
транспортного средства, оборудованного
кондиционером, установкой « - автомобиля, оснащенного
автоматической коробкой - нового или прошедшего капитальный ремонт автомобиля на первую тысячу километров пробега – не более 10 %; - нового или прошедшего
капитальный ремонт трактора, машины
на первые шестьдесят машино- - механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования с истекшим нормативным сроком службы – не более 8 %. При перевозке грузов
грузовым или грузопассажирским
автомобилем (кроме самосвала) без
учета транспортной работы, а также
при перевозке технологического
оборудования или грузов, на которую
не оформляется товарно- При эксплуатации автомобиля на участках дорог с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием за пределами населенного пункта линейная норма расхода топлива понижается не более чем на 15 % (за исключением учебной езды). При использовании дизельного топлива с присадкой FP-4000 линейная норма расхода топлива дополнительно понижается не более чем на 5 %. Дополнительный расход топлива устанавливается при:[5] - эксплуатации автомобиля
или автопоезда (кроме самосвального),
выполняющего транспортную - эксплуатации автомобиля
с прицепом (полуприцепом) или при
буксировке автомобиля, машины и
механизма линейная норма - простое автомобиля
на объектах, условия работы которых
предусматривают работу Данный расход устанавливается
также для специального автомобиля
медицинского назначения и автобуса,
осуществляющего перевозку - работе автономного
отопителя автомобиля при · от +10°С до 0°С не более 50% продолжительности работы на линии; · ниже 0°С не более 100 % продолжительности работы на линии; · от +10ºС и ниже – не более 100 % продолжительности работы на линии (для специального автомобиля медицинского назначения и автобуса, осуществляющего перевозку детей); - запуске дизельного
двигателя, оборудованного · положительной температуре окружающего воздуха – не более 3 % от общего расхода дизельного топлива; · отрицательной температуре окружающего воздуха – не более 5 % от общего расхода дизельного топлива. При эксплуатации автомобиля, задействованного в обучении управлению механическим транспортным средством, на автодроме 1 маш.-час выполнения упражнений приравнивается к расходу топлива на 20 км пробега. При эксплуатации автомобиля,
работающего на СПГ и СУГ, расход
бензина на один запуск двигателя
устанавливается от линейной нормы
расхода бензина (для соответствующей
модели автомобиля) в зависимости
от температуры окружающего · свыше +5°С не более 1 % (для инжекторных двигателей); · от +5°С до –10°С не более 3 %; · ниже 10°С не более 5 %. При эксплуатации самосвала
с самосвальным прицепом или седельного
тягача с самосвальным полуприцепом
расход топлива повышается на каждую
тонну снаряженной массы При эксплуатации самосвала
(самосвального автопоезда) с коэффициентом
использования При эксплуатации самосвала или самосвального автопоезда, а также седельного тягача с самосвальным полуприцепом на каждую ездку с грузом в зависимости от грузоподъемности:[5] · до 10 т – не более 0,25 л бензина, дизельного топлива или СУГ; 0,3 м3 – СПГ; · от 10 до 20 т – не более 0,5 л дизельного топлива; · свыше 20 т – не более 1,0 л дизельного топлива. При эксплуатации самосвала или самосвального автопоезда, а также седельного тягача с самосвальным полуприцепом, работающего в карьере, на каждую ездку с грузом при маневрировании в местах погрузки и разгрузки в зависимости от грузоподъемности:[5] · до 10 т - не более 0,2 л бензина, дизельного топлива или СУГ; 0,3 м3 – СПГ; · от 10 до 20 т - не более 0,3 л дизельного топлива; · свыше 20 т - не более 0,4 л дизельного топлива. При перемещении
в зонах технического обслуживания
и текущего ремонта для автомобилей,
работающих на СПГ и СУГ, расход бензина
устанавливается в размере не
более 10 % от линейной нормы расхода
бензина, установленной для На внутригаражные разъезды и технические надобности (технические осмотры, регулировочные работы, приработку деталей двигателя автомобиля после ремонта) ежемесячный расход топлива не должен превышать 0,5 % от общего его количества, потребляемого эксплуатируемыми автомобилями, при отсутствии экономии. При эксплуатации специального автомобиля:[5] - не имеющего
конструктивных отличий от - отличающегося
от аналогичной модели только
снаряженной массой и не Если организацией
(заводом)-изготовителем или Особое внимание
следует заострить на требованиях,
предъявляемым белорусским Постановлением
Министерства финансов Республики Беларусь
«Об утверждении бланков -путевой лист
автобуса, выполняющего перевозки
во внутриреспубликанском Типовая форма 1(р) предназначена для осуществления регулярных, а типовая форма 1 (н) - нерегулярных пассажирских перевозок в пределах Республики Беларусь; - путевой лист
автобуса, выполняющего перевозки
в международном сообщении ( Типовая форма 2(р) предназначена
для осуществления регулярных, а
типовая форма 2(н) - нерегулярных пассажирских
перевозок в международном - путевой лист
грузового автомобиля, выполняющего
перевозки во Типовая форма 3(с) используется при оплате стоимости перевозок грузов в пределах Республики Беларусь по сдельным тарифам, а типовая форма 3(п) - при оплате стоимости таких перевозок по повременным тарифам; -путевой лист
грузового автомобиля, выполняющего
перевозки в международном - путевой лист
легкового автомобиля-такси ( Типовая форма 5 предназначена для осуществления первичного учета работы водителя и автомобиля-такси в течение месяца; -путевой лист служебного (специального) легкового автомобиля (типовая форма 6); - путевой лист служебного (специального) легкового автомобиля за период (типовая форма 7). Путевой лист типовой формы 6 используется при необходимости обслуживания одного или нескольких заказчиков в течение одного дня, а путевой лист типовой формы 7 - при необходимости обслуживания одного заказчика в течение нескольких дней. Постановлением Министерства транспорта Республики Беларусь «Об утверждении форм путевых листов автомобилей индивидуальных предпринимателей и инструкций по их заполнению» утверждены:[8] - путевой лист
легкового автомобиля-такси - путевой лист
автобуса индивидуального Постановлением
Министерства транспорта Республики Беларусь
«Об утверждении формы 9 путевого
листа учебного автомобиля (автобуса)
и Инструкции по заполнению и обработке
путевых листов учебных автомобилей
(автобусов)» утвержден Путевой лист формы
9 выдается только на один рабочий день
мастеру производственного Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь «Об утверждении бланка путевого листа специального автомобиля медицинского назначения и Инструкции по его изготовлению, учету и заполнению» утвержден бланк путевого листа специального автомобиля медицинского назначения формы 10. Путевой лист формы 10 выдается водителю под расписку уполномоченным на то лицом только на один рабочий день при условии сдачи водителем путевого листа за предыдущий день работы. На более длительный срок путевой лист выдается только в случае, если выполняется междугородная перевозка в течение более суток. Постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь «Об утверждении форм первичных документов, регистров бухгалтерского учета и порядка их заполнения и представления» утвержден путевой лист трактора (СХХ, форма 2).[12] Утвержденная форма путевого листа применяется для учета работы тракторов и самоходных машин в организациях по агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства на транспортных работах. Путевой лист трактора (СХХ, форма 2) является основанием для оформления акта выполненных работ и предъявления соответствующих документов заказчику для оплаты расходов за оказанные услуги. Постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь «Об утверждении форм первичных документов бухгалтерского учета для сельскохозяйственных и иных организаций, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, и Инструкции о порядке применения и заполнения форм первичных документов бухгалтерского учета для сельскохозяйственных и иных организаций, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции» приведен путевой лист трактора (форма 504-АПК).[13] Путевой лист трактора (форма 504-АПК) применяется для учета работы тракторов на транспортных работах. Указанный путевой лист выписывается диспетчером либо другим лицом, уполномоченным на это, и регистрируется в журнале регистрации путевых листов. Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь «Об утверждении форм первичных учетных документов в строительстве и Инструкции о порядке применения и заполнения форм первичных учетных документов в строительстве» утверждена форма путевого листа строительной машины (форма С-20), который является бланком строгой отчетности.[14] На основании путевого листа строительной машины определяются показатели для учета работы строительной машины и машиниста, а также данные для начисления заработной платы машинисту, осуществления расчетов за работу строительной машины и формирования статистической отчетности. Путевой лист формы С-20 выдается машинисту диспетчером, другим уполномоченным лицом владельца строительной машины на один рабочий день при условии сдачи машинистом путевого листа за предыдущий день работы (предыдущего путевого листа). На более длительный срок, но не более чем на 10 дней работы у одного арендатора, путевые листы выдаются при невозможности или нецелесообразности ежедневного возвращения строительной машины на место стоянки. Приказом председателя Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции по организации эксплуатации автомобильной техники на пограничных заставах, пограничных постах, мобильных пограничных заставах, в группах катеров, отделениях пограничного контроля и пограничных комендатурах пограничных войск Республики Беларусь» приведена форма путевого листа, выдаваемая и оформляемая на машины и мотоциклы в пограничных войсках.[15] Путевые листы утвержденной формы являются основными первичными эксплуатационными документами строгой отчетности и хранятся у старшего техника пограничной заставы, выдача их учитывается в книге учета выдачи и возвращения путевых листов, которая ведется по форме согласно приложению 6 к Инструкции. Путевые листы на
автомобильную технику Постановлением Министерства транспорта Республики Беларусь «Об утверждении авиационных правил «Организация работы автотранспортных средств на гражданских аэродромах Республики Беларусь» приведена форма путевого листа специального автомобиля (форма 1-спец). Путевой лист формы
1-спец выдается на специальный автомобиль
для работы на территории аэродрома
по обеспечению коммерческого и
технического обслуживания воздушных
судов, для выполнения эксплуатационных
работ по обслуживанию аэродрома, радиосветотехнических
средств и выполнения всех видов
обеспечения полетов без выезда
за пределы аэродрома. Данный путевой
лист является основным первичным документом
пооперационного учета С учетом специфики деятельности организации, конкретных условий труда наниматели могут разрабатывать и применять иные формы маршрутных листов автопогрузчиков, электротранспорта. 1.3 Методологические основы бухгалтерского учета ГСМ При изучении методологических основ бухгалтерского учета ГСМ использовались учебные пособия таких авторов: Бондарь Т.Е., Василевская Т.И., Заяц Н.Е., Кислов Д.В., Ладутько Н.И., Проданова Н.А., Снитко К.Ф., Стасенко В.А., Старостин С.Н. В указанных учебных
пособия отдельные главы Также были изучены
законодательные акты Республики Беларусь,
регламентирующие порядок бухгалтерского
учета ГСМ. К ним относят: Закон
Республики Беларусь «О бухгалтерском
учете и отчетности», Закон Республики
Беларусь «О налоге за использование
природных ресурсов (экологический
налог)», Типовой план счетов бухгалтерского
учета и инструкция по применению
типового плана счетов бухгалтерского
учета, Инструкция о порядке учета,
поступления, хранения и расходования
горюче-смазочных материалов, Постановление
Министерства финансов «Об утверждении
бланков путевых листов и инструкций
по их заполнению», Постановление Министерства
финансов «Об утверждении форм путевых
листов автомобилей индивидуальных
предпринимателей и инструкций по их
заполнению», Постановление Министерства
финансов «Об утверждении бланков
отчета по отпуску нефтепродуктов,
сжиженного автомобильного газа, товаров
и оказанию услуг по электронным
картам формы НТУ – АЗС и
инструкции по их заполнению», Постановление
Министерства транспорта и коммуникаций
«Об утверждении формы 9 путевого
листа учебного автомобиля (автобуса)
и Инструкции по заполнению и обработке
путевых листов учебных автомобилей
(автобусов)», Постановление Министерства
здравоохранения Республики Беларусь
«Об утверждении бланка путевого
листа специального автомобиля медицинского
назначения и Инструкции по его изготовлению,
учету и заполнению», Постановление
Министерства сельского хозяйства
и продовольствия «Об утверждении
форм первичных документов, регистров
бухгалтерского учета и порядка
их заполнения и представления», Постановление
Министерства сельского хозяйства
и продовольствия «Об утверждении
форм первичных документов бухгалтерского
учета для сельскохозяйственных
и иных организаций, осуществляющих
производство сельскохозяйственной продукции,
и Инструкции о порядке применения
и заполнения форм первичных документов
бухгалтерского учета для сельскохозяйственных
и иных организаций, осуществляющих
производство сельскохозяйственной продукции»,
Постановление Министерства строительства
и архитектуры «Об утверждении
форм первичных учетных документов
в строительстве и Инструкция
о порядке применения и заполнения
форм первичных учетных документов
в строительстве», Приказ председателя
Государственного комитета пограничных
войск «Об утверждении 2. МЕТОД И ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ГСМ 2.1 Документальное оформление движения ГСМ (на примере ЗАО «Торговый дом») Горюче-смазочные
материалы являются одной из основных
статей расходов при эксплуатации автотранспорта.
Поступление ГСМ в организацию
и их оприходование материально
ответственным лицом В случае ЗАО «Торговый дом» заправка транспортных средств производится на автозаправочных станциях поставщика ГСМ по специальным электронным картам, поставщик по итогам месяца оформляет отчет по отпуску нефтепродуктов, сжиженного автомобильного газа, товаров и оказанию услуг по электронным картам (форма НТУ-АЗС) (далее – отчет), бланки которого утверждены постановлением Минфина РБ от 06.04.2006 № 36 «Об утверждении бланков отчета по отпуску нефтепродуктов, сжиженного автомобильного газа, товаров и оказанию услуг по электронным картам формы НТУ-АЗС и Инструкции по их заполнению». Данный отчет служит основанием для принятия к учету товарно-материальных ценностей, оказанных услуг у их получателя. Вычет сумм НДС, указанных в отчете, производится ЗАО «Торговый дом» в месяце получения товарно-материальных ценностей, оказания услуг независимо от даты выписки отчета (при условии получения этого отчета до срока сдачи налоговой декларации по НДС за указанный отчетный период). При отсутствии отчета до даты сдачи налоговой декларации по НДС за этот налоговый период вычет НДС производится в том налоговом периоде, в котором получен отчет.[] При приобретении топлива за наличный расчет документом, подтверждающим получение и оплату ГСМ, является чек кассового суммирующего аппарата, выданный оператором автозаправочной станции. Оформление и учет движения ГСМ внутри ЗАО «Торговый дом» организован в соответствии с требованиями Положения о порядке учета поступления, хранения и расходования горюче-смазочных материалов, утвержденного постановлением Министерством финансов Республики Беларусь от 15.05.2002 № 74 (далее – Положение № 74). Приемка, хранение и выдача ГСМ осуществляется в ЗАО «Торговый дом» материально ответственными лицами, специально назначенными для выполнения этих функций. Учет горюче-смазочных
материалов в местах хранения ведется
материально ответственными лицами
на карточках складского учета материалов
формы М-12, раздельно по каждому
наименованию и марке горюче-смазочных
материалов. На основании оформленных
в установленном порядке Бухгалтерский учет
горюче-смазочных материалов в натуральном
выражении ведется в единицах
массы. Горюче-смазочные материалы,
находящиеся в других местах хранения,
учитываются в тех единицах, в
которых они получены материально
ответственными лицами. Данные раздаточных
ведомостей и лимитно-заборных карт
об отпуске горюче-смазочных 2.2 Организация бухгалтерского учета ГСМ (на примере ЗАО «Торговый дом») Бухгалтерский учет горюче-смазочных материалов в ЗАО «Торговый Дом» ведется на счете 10 «Материалы» по видам горюче-смазочных материалов, местам хранения и материально ответственным лицам в разрезе следующих субсчетов: - «Топливо на складах»; - «Топливо в баках транспортных средств». Горюче-смазочные
материалы для большинства Приведем пример. На балансе ЗАО «Торговый дом» числится легковой автомобиль. Для заправки автомобиля в соответствии с договором приобретена на АЗС электронная карта стоимостью 23 600 руб., в т.ч. НДС по ставке 18% - 3600 руб. В соответствии с
учетной политикой ЗАО « С учетом вышеизложенного операции по приобретению электронной карты отражаются в учете следующим образом: Таблица 2.2.1
Приобретение ГСМ Поставка топлива производится посредством его выборки через колонки АЗС по электронной карте. Информация о количестве приобретенного топлива фиксируется на выданной поставщиком электронной карте. Кроме того, поставщик по окончании месяца предоставляет покупателям отчет по отпуску нефтепродуктов по электронным картам, в котором отражаются количество и стоимость отпущенных в течение месяца нефтепродуктов. Также к отчету прилагается расшифровка с указанием дат отпуска топлива и номеров электронных карт. Данные документы являются одним из преимуществ расчетов по электронным картам, так как позволяют контролировать расход топлива и значительно упрощают работу бухгалтерии. С 1 июня 2006 г. Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 06.04.2006 №36 «Об утверждении бланков отчета по отпуску нефтепродуктов, сжиженного автомобильного газа, товаров и оказанию услуг по электронным картам формы НТУ-АЗС и Инструкции по их заполнению» вводятся в обращение бланки отчета по отпуску нефтепродуктов, сжиженного автомобильного газа, товаров и оказанию услуг по электронным картам формы НТУ-АЗС (приложение 4) и отчета по отпуску нефтепродуктов, сжиженного автомобильного газа, товаров и оказанию услуг по электронным картам формы НТУ-АЗС для выписки с применением ПЭВМ (Приложение 5). В соответствии с пп.1-3 Инструкции по заполнению отчета по отпуску нефтепродуктов, сжиженного автомобильного газа, товаров и оказанию услуг по электронным картам формы НТУ-АЗС, утвержденной вышеназванным постановлением Минфина, отчет является бланком строгой отчетности и предназначен для учета отпуска нефтепродуктов, сжиженного автомобильного газа, товаров, оказанных услуг, оплаты проезда в пунктах взимания дорожных сборов (ПВДС) с использованием электронных карт автоматизированных систем. Отчет служит основанием для принятия к учету товарно-материальных ценностей, оказанных услуг у их получателя. Вычет сумм НДС, указанных в отчете, производится ЗАО «Торговый дом» в месяце отпуска товарно-материальных ценностей, оказания услуг независимо от даты выписки отчета. Согласно Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета расчеты по налогу за пользование природными ресурсами и по другим налогам, включаемым в себестоимость продукции, работ, услуг, учитываются на субсчете 68-1 «Налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг». В отчетном месяце в
ЗАО «Торговый дом» согласно путевым
листам пробег автомобиля, используемого
в производственных целях торговой
организацией, составил 3000 км, при этом
было использовано дизельное топливо
в количестве 240 л по цене без учета
НДС 1000 руб. за 1 л. Установленная норма
расхода топлива на автомобиль составляет
7 л на 100 км. В соответствии с приказом
стоимость бензина свыше Порядок отражения в учете в данной ситуации следующий. Таблица 2.2.2
Экологический налог В соответствии с
пп.1 и 2 ст.2 Закона Республики Беларусь
«О налоге за использование природных
ресурсов (экологический налог)» (с
изменениями и дополнениями) налогом
облагаются объемы выводимых в окружающую
среду выбросов (сбросов) загрязняющих
веществ». Собственное потребление
непроизводственного характера
объектов, стоимость которых не относится
на издержки производства и обращения
- это любое потребление Объектом налогообложения
признаются обороты по реализации объектов
на территории Республики Беларусь, включая
обороты по передаче внутри организации,
а также индивидуальным предпринимателем
для собственных нужд произведенных
и приобретенных объектов, за исключением
основных средств и нематериальных
активов, для собственного потребления
непроизводственного характера, стоимость
которых не относится на издержки
производства и обращения. Налоговая
база по указанным операциям Инвентаризация ГСМ Работник, ведущий
учет топливно-энергетических ресурсов
в ЗАО «Торговый дом», о всех
случаях перерасхода или При обнаружении
фактов хищения и (или) порчи имущества
ЗАО «Торговый дом» проводит инвентаризацию
ГСМ (в т.ч. в баках транспортных
средств) в соответствии с порядком,
определенным с Законом Республики
Беларусь «О бухгалтерском учете
и отчетности» и Методическими
указаниями по инвентаризации имущества
и финансовых обязательств № 54. При
этом выявленная при инвентаризации
недостача имущества, произошедшая
сверх норм естественной убыли, утвержденных
в порядке, установленном Согласно Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» отражается движение сумм по недостачам, хищениям и потерям от порчи материальных и иных ценностей, включая денежные средства, выявленным в процессе их заготовления, хранения и реализации, независимо от того, подлежат ли они отнесению на счета затрат на производство (расходов на реализацию) или виновных лиц. По дебету счета
94 отражается по недостающим (похищенным)
или полностью испорченным По кредиту счета 94 отражается списание учтенных ранее сумм недостач ценностей сверх норм (величин) убыли, потерь от порчи, а также похищенных ценностей - в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (субсчет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба») в разрезе виновных лиц. При этом по кредиту счета 94 отражаются суммы в размерах и величинах, принятых на учет по дебету данного счета. Стоимость недостающих или похищенных товарно-материальных ценностей взыскивается с виновных лиц в соответствии с законодательством. На балансе ЗАО «Торговый дом» числится 2 легковых автомобиля, по которым установлены линейные нормы расхода топлива: для 1-го автомобиля -9,1 л/100 км бензина; для 2-го автомобиля - 6,7 л/100 км дизельного топлива. В отчетном месяце согласно путевым листам пробег легковых автомобилей по г. Слуцку составил: по 1-му автомобилю - 500 км; по 2-му - 300 км. Цена 1 л бензина АИ-95, израсходованного при эксплуатации 1-го автомобиля, без учета НДС составляет 1380 руб.; цена 1 л дизельного топлива, израсходованного при эксплуатации 2-го автомобиля, без учета НДС - 97 5 руб. Приказом по организации
установлено, что в затраты, учитываемые
при ценообразовании и Отражение указанных операций в бухгалтерском учете будет следующим: Таблица 2.2.3
Списание ГСМ Основанием для
списания бензина и дизельного топлива
на расходы на реализацию являются
накопительные ведомости данных
путевых листов о фактическом
расходе топлива за отчетный период.
Указанные ведомости Остаток топлива в баках транспортных средств на конец отчетного месяца, учтенный на субсчете «Топливо в баках транспортных средств», должен соответствовать наличию бензина и дизельного топлива в баках. Данные о наличии топлива в баках ежемесячно подтверждаются актом снятия остатков. Стоимость бензина и дизельного топлива, фактически израсходованных на эксплуатацию транспортных средств, списывается с субсчета «Топливо в баках транспортных средств» в дебет счетов 2 6 «Общехозяйственные расходы». 2.3 Пути совершенствования учета ГСМ в ЗАО «Торговый дом» В целях повышения эффективности учета ГСМ в ЗАО «Торговый дом» можно предложить автоматизировать данный участок бухгалтерского учета с использованием программного обеспечения 1С: Бухгалтерия 7.7. Программа «ВДГБ: Учет
ГСМ и транспорта» является дополнением
к типовой конфигурации 1С: Бухгалтерия
7.7. и предназначена для Основные возможности конфигурации: - хранение подробных
технических данных о - выписка и обработка
путевых листов - расчет фактического
и нормативного расхода - возможность гибкой
настройки правил списания - получение отчетности
об остатках и оборотах горюче- - анализ отклонения
фактических затрат на горюче- - учет пробега транспортных средств. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, все поставленные во введении курсовой работы задачи выполнены и цель написания – достигнута. В заключении подведем итоги проведенного исследования. Бухгалтерский учет горюче-смазочных материалов в организациях должен обеспечить: - правильное и
своевременное документальное - получение полных
и достоверных данных о - контроль за
сохранностью горюче-смазочных - составление правильных
и достоверных отчетов о -систематический
контроль за использованием Учет горюче-смазочных материалов организуется на основе: -строгого соблюдения
установленного порядка - тождественности
данных оперативно-складского Бухгалтерский учет горюче-смазочных материалов ведется на счете 10 «Материалы» по видам горюче-смазочных материалов, местам хранения и материально ответственным лицам в разрезе следующих субсчетов: - «Топливо на складах»; - «Топливо в баках транспортных средств». На субсчете «Топливо на складах» учитывается наличие и движение всех видов горюче-смазочных материалов, полученных для эксплуатации транспортных средств, машин, механизмов и других целей и находящихся на нефтескладах, в пунктах заправки (как стационарных, так и передвижных), на производственных участках, в отделениях, бригадах и т.п. Основанием для
записей по дебету субсчета «Топливо
на складах» являются товарно-транспортная
накладная типовой формы ТТН-1
и товарно-транспортная накладная
специализированной формы ТТН-1 (нефть)
и другие первичные учетные документы,
по которым производится оприходование
поступивших горюче-смазочных Основанием для записей по кредиту субсчета «Топливо на складах» являются ведомость учета выдачи горюче-смазочных материалов, требование, лимитно-заборная карта, товарно-транспортная накладная типовой формы ТТН-1 и товарно-транспортная накладная специализированной формы ТТН-1 (нефть). Стоимость отпущенных горюче-смазочных материалов с нефтескладов (пунктов заправки) на производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг отражается по кредиту счета 10 «Материалы», субсчет «Топливо на складах» и дебету счета 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26»Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Издержки обращения». На субсчете «Топливо в баках транспортных средств» учитываются бензин и дизельное топливо, полученные на заправку автомобиля водителями непосредственно с нефтесклада или пунктов заправки организации. На основании ведомостей учета выдачи горюче-смазочных материалов, сверенных с данными путевых листов, и документов о заправке транспортных средств, машин и механизмов на заправочных пунктах стоимость бензина и дизельного топлива списывается с кредита счета 10 «Материалы», субсчет «Топливо на складах» в дебет счета 10 «Материалы», субсчет «Топливо в баках транспортных средств». Бухгалтерский учет бензина и дизельного топлива на субсчете «Топливо в баках транспортных средств» ведется по организации в целом или с подразделением по автоколоннам, бригадам и т.д. Для этой цели на каждый объект учета открываются одна карточка учета расхода топлива на каждую марку бензина и одна карточка учета расхода топлива на каждую марку дизельного топлива, в которые записываются данные о движении топлива и его стоимости. Данные о наличии
остатка топлива в баках СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. О бухгалтерском учете и отчетности: Закон Республики Беларусь № 42-3 от 25.06.2001г. (с изменениями и дополнениями) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001. № 63, 2/785 . 2. О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог): Закона Республики Беларусь от 23 декабря 1991г. № 1335-XII (с изм. и доп.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009. -№37, 2/1711. 3. Типовой план счетов бухгалтерского учета и инструкция по применению типового плана счетов бухгалтерского учета: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003г. №89. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003. - №8/9975. 4. Инструкция о порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и государственный реестр естественных монополий: Утверждено Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 28 июня 2007г. №121 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007. -№13/2446. 5. Инструкция о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования: Утверждена Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31 декабря 2008г. 141 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009. -№8/21646. 6. Инструкция о порядке учета, поступления, хранения и расходования горюче-смазочных материалов: Утверждена Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15 мая 2002г. №74 (с изм. и доп. от 30.11.2007г. №182, от 10.12.2008г. №186) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008. -№8/20128 . 7. Об утверждении бланков путевых листов и инструкций по их заполнению: Постановление Министерства Финансов Республики Беларусь от 31 марта 2000г. №31 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000. -№45. 8. Об утверждении форм путевых листов автомобилей индивидуальных предпринимателей и инструкций по их заполнению: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 06 октября 2003г. №44 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003. -№123. 9. Об утверждении бланков отчета по отпуску нефтепродуктов, сжиженного автомобильного газа, товаров и оказанию услуг по электронным картам формы НТУ – АЗС и инструкции по их заполнению: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 06 апреля 2006г. №36 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006. -№54. 10. Об утверждении формы 9 путевого листа учебного автомобиля (автобуса) и Инструкции по заполнению и обработке путевых листов учебных автомобилей (автобусов): Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 05 июня 2001г. №12 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001. -№66. 11. Об утверждении бланка путевого листа специального автомобиля медицинского назначения и Инструкции по его изготовлению, учету и заполнению: Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 21 мая 2001г. №37 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001. -№80. 12. Об утверждении форм первичных документов, регистров бухгалтерского учета и порядка их заполнения и представления: Постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 11 ноября 2002г. № 28 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002. -№142. 13. Об утверждении форм первичных документов бухгалтерского учета для сельскохозяйственных и иных организаций, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, и Инструкции о порядке применения и заполнения форм первичных документов бухгалтерского учета для сельскохозяйственных и иных организаций, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции: Постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 22 ноября 2005г. №69 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009, -№58. 14. Об утверждении форм первичных учетных документов в строительстве и Инструкция о порядке применения и заполнения форм первичных учетных документов в строительстве: Постановление Министерства строительства и архитектуры Республики Беларусь от 11 апреля 2005г. №13 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009. -№43. 15. Об утверждении Инструкции по организации эксплуатации автомобильной техники на пограничных заставах, пограничных постах, мобильных пограничных заставах, в группах катеров, отделениях пограничного контроля и пограничных комендатурах пограничных войск Республики Беларусь: Приказ председателя Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь от 07 марта 2006г. №113 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006. -№54. 16. Василевская Т.И., Стасенко В.А. Налоги Беларуси. – Мн: Белпринт, 2009. –118с. 17. Кислов Д.В. Расходы на ГСМ. –СтатусКво, 2007. -64 с. 18. Ладутько Н.И. Бухгалтерский учет для неучетных специальностей. -Мн.: Книжный Дом, 2007. -576 с. 19. Налоги и налогообложение / Под ред. Заяц Н.Е., Бондарь Т.Е. –Мн.: Высшая школа, 2009. -280 с. 20. Проданова Н.А. Учет ГСМ на предприятии. –Москва: ГроссМедия, 2007. -133 с. 21. Сергеев Р. Учетная и отчетная документация: путевые листы // Главный бухгалтер, 2009. -№11. –С.5-7. 22. Снитко К.Ф. Бухгалтерский учет. Учебно-практическое пособие. – Мн.: БГЭУ, 2005. -135 с. 23. Старостин С.Н. Новый учет ГСМ. –Москва: МЦ ФЭР, 2006. -208 с. 24. Таврин Г.С. Что будет с ценами на бензин? // Национальная экономическая газета, 2010. -№2, с.4. |