Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2012 в 10:16, контрольная работа
Цель настоящей работы: изучение особенностей ведения бухгалтерского учета в торговых организациях.
Исходя из целей, были определены следующие задачи работы:
- рассмотреть документооборот на предприятиях торговли;
- изучить особенности бухгалтерского учета товарных операций;
- рассмотреть организацию бухучета на примере организации розничной торговли.
Введение 3
1. Организация бухгалтерского учета в торговых организациях 5
1.1 Документооборот на предприятиях торговли 5
1.2 Особенности бухгалтерского учета товарных операций 15
2 Особенности бухгалтерского учета на примере организации
розничной торговли 23
2.1 Цели, задачи и основные принципы учета в розничной торговле 23
2.2 Документальное оформление и учет движения товаров 25
2.3 Учет валового дохода и издержек обращения 30
2.4 Автоматизированная обработка информации по учету товаров в розничной торговле 32
Заключение 35
Список литературы
Согласно ст. 11 п. 1 ФЗ «О бухгалтерском учете» оценка имущества и обязательств проводится организацией для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении. В торговых организациях для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данным бухучета отражается на счетах бухучета в следующем порядке: а) излишек имущества приходуется, сумма зачисляется на финансовые результаты организации; б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на расходы продажи, сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены, то недостачи списываются на финансовые результаты организации в соответствии со ст. 12 п. 3 ФЗ «О бухгалтерском учете».
Согласно ст. 13 п. 2 ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская отчетность торговых организаций состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним, предусмотренных нормативными актами, аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, пояснительной записки.
В соответствии со ст. 15 п. 1 ФЗ «О бухгалтерском учете» все торговые организации представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государства по месту их регистрации.
Согласно плана счетов финансово-хозяйственной деятельности от 31.10.2000 года № 94-Н учет бухгалтерских операций в розничной торговле ведется на счетах:
1. Счет 41 «Товары», где на субсчете 1 отражаются товары на складах, субсчете 2 отражаются товары в розничной торговле, субсчете 3 отражается тара под товаром и порожняк, на субсчете 4 отражаются покупные изделия.
2. Счет 42 «Торговая наценка», где отражается величина торговой наценки по оприходованным товаром. Его используют организации розничной торговли, которые ведут учет товаров по продажным ценам. Торговая наценка представляет собой добавленную стоимость к покупной цене товара, т.е. доход торговой организации. Установленная сумма торговой наценки отражается по кредиту счета 42. Сумма торговой наценки по проданным товарам сторнируется в корреспонденции со счетом 90 «Продажи» (субсчет «Себестоимость продаж»).
3. Счет 44 «Расходы на продажу», где отражаются расходы, вызываемые куплей-продажей товаров и с продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортировка, упаковка).
4. Счет 50 «Касса», где отражается сумму денежных средств, находящихся в организации, вырученных за продажу товаров.
5. Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», где отражается оприходование товаров от поставщиков и покупателей,
6. Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», где отражаются операции по (отпуску) продаже товаров.
7. Счет 70 «Расчет с персоналом по оплату труда», где отражается начисление и выплата зарплаты работникам, связанных с закупом и реализацией товаров.
8. Счет 90 «Продажи», где отражается выручка от продажи товаров, а также расходы, связанные с ней. К счету 90 "Продажи" могут быть открыты субсчета:
90-1 "Выручка";
90-2 "Себестоимость продаж";
90-3 "Налог на добавленную стоимость";
90-4 "Акцизы";
90-9 "Прибыль/убыток от продаж".
Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2 "Себестоимость продаж", 90-3 "Налог на добавленную стоимость" и кредитового оборота по субсчету 90-1 "Выручка" определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90-9 "Прибыль/убыток от продаж" на счет 99 "Прибыли и убытки". Таким образом, счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет.
9. Счет 99 «Прибыли и убытки», где по результатам хозяйственной деятельности предприятия отражается конечный результат работы организации (прибыль или убыток).
Организации, продающие товары в розницу, должны выбрать и отразить в учетной политике способ учета товаров. В розничной торговле существуют два варианта учета товаров:
1. По фактической себестоимости. Она складывается из всех затрат по их покупке (п.6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»).
2. По продажным ценам (п. 13 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов"). Учет ведется с использованием счета 42 «Торговая наценка».
В розничной торговле учет товаров, как правило, ведется по розничным ценам. Это означает, что учетной ценой товара является цена, по которой товар продается. Рассмотрим общие схемы учета реализации при разных режимах налогообложения.
Если торговая организации находится на уплате ЕНВД или УСН, то в бухгалтерском учете следует сделать следующие проводки:
Дебет 50 Кредит 90-1 - отражена выручка от продажи товара;
Дебет 90-2 Кредит 41-2 - списана себестоимость проданного товара;
В организациях, ведущих учет товаров по продажным ценам, вместо последней записи выполняются две проводки:
Дебет 90-2 Кредит 41- списана учетная стоимость проданного товара;
Дебет 90-2 Кредит 42/сторно - сторнирована сумма торговой наценки, относящейся к проданным товарам.
Если же организация находится на общем режиме налогообложения, то ей следует выделить НДС из стоимости покупных товаров и предъявить его к вычету. А также начислить НДС со стоимости проданного товара. Проводки по реализации товара в данной организации будут выглядеть следующим образом
Дебет 50 Кредит 90-1 - отражена выручка от продажи товара;
Дебет 90-2 Кредит 41 - списана себестоимость проданного товара;
В организациях, ведущих учет товаров по продажным ценам, вместо последней записи также выполняются две проводки:
Дебет 90-2 Кредит 41 - списана учетная стоимость проданного товара;
Дебет 90-2 Кредит 42/сторно - сторнирована сумма торговой наценки, относящейся к проданным товарам.
Дебет 90-3 Кредит 68/НДС - начислен НДС со стоимости проданного товара.
По положению бухучета «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 от 09.12.1998 года 60Н к способам ведения бухучета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухучета. (ст. 2 ПБУ 1/98).
К способам ведения бухучета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности относятся способы оценки товаров, признание прибыли от продажи товаров. (П12 ПБУ 1/98). Изменение учетной политики может производиться в случаях существенного изменения условий деятельности, это может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности (ст. 16 БПУ 1/98).
По положению бухучета «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5-01, утвержденный приказом Министерства финансов РФ от 09.06.2001 года № 44Н товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи.
Организации, осуществляющие торговую деятельность, могут затраты по доставке товаров до складов, производимые до момента их передачи в продажу, включить в состав расходов на продажу (ст. 13 ПБУ 5/01).
Согласно Гражданскому Кодексу РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от продажи товаров, выполнения работ, услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2. п. 1 ГК РФ). По общему правилу, право собственности переходит в момент передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 223 ГК РФ). Переданной считается вещь, сданная перевозчику для отправки потребителю или в организацию связи для пересылки приобретенных вещей (ст. 224 ГК РФ). Если товары будут поставлены до момента оплаты, то в договорах может быть предусмотрен переход права собственности к покупателю: после полной оплаты, в момент поступления на склад покупателя, при оплате определенной части договорной цены, по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товара, предназначенный для личного семейного пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью (ст. 492 ГК РФ).
Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которую такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» (ст. 41 НК РФ).
Налоговая база при начислении «Налога на добавочную стоимость» исчисляется исходя из цен определяемых на рынке идентичных товаров при взаимодействии спроса и предложения на рынке, с учетом акцизов и без включения в них налога (ст. 154 НК РФ), т. е. реализация товаров будет складываться из выручки от реализации этих товаров за минусом НДС. Налогообложение производится согласно налоговой ставке 1- и 18 процентов (ст. 164 НК РФ).
Доходами от реализации в торговых организациях при исчислении налога на прибыль является выручка от реализации, которая определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетом за реализованные товары, выраженные в денежной или натуральной формах (ст. 249 НК РФ).
Порядок признания доходов и расходов производится согласно методу начисления доходов и расходов признанного в учетной политике торговой организации (ст. 268 НК РФ). Налоговая ставка устанавливается в размере 24 процентов (ст. 284 п.1 НК РФ).
2. Особенности бухгалтерского учета на примере организации розничной торговли
Главной целью бухгалтерского учета в розничной торговле являются:
контроль за сохранностью товаров;
своевременное предоставление руководству организации информации о фактическом валовом доходе, о состоянии товарных запасов и эффективности их использования [22, c.200].
Для достижения этих целей необходимо решить комплекс бухгалтерских задач:
1. обеспечение совместно с другими службами организации розничной торговли материальной ответственности за товары;
2. проверка правильности документального оформления, законности и целесообразности товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учете;
3. проверка полноты и своевременности оприходования товаров, правильности и своевременности списания реализованных и отпущенных товаров;
4. обеспечение контроля за соблюдением нормативов товарных запасов, выявления неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров;
5. установление контроля за правильным проведением инвентаризации, своевременное и правильное выявление ее результатов;
6. обеспечить контроль за правильной организацией и формированием цен; соблюдение условий франкировки;
7. своевременное и правильное выявления валового дохода.
В основе решения перечисленных задач лежат следующие основные принципы учета товаров:
единство показателей бухгалтерского учета при реализации товаров предприятий розничной торговли;
возможность получения оперативной учетной информации о хозяйственной деятельности предприятия (например, за день);
организация учета в соответствии с разделением материальной ответственности по каждому лицу или бригаде согласно договору о материальной ответственности. Согласно такой организации учета все потери от недостач и хищении лежат на материально-ответственном лице. Если этот принцип нарушен или нет договора о материальной ответственности. Администрация организации не может предъявить обоснованный иск виновным;
организация выбирает схему учета товаров, которая наиболее подходит для работы данной организации.
единство оценки товаров при их оприходовании и списании в расход; если товары были оприходованы по продажным ценам, то списываться они должны по этим же ценам;
периодическая проверка путем проведения инвентаризаций фактических остатков товаров и сравнение их с данными бухгалтерского учета для проверки обеспечения сохранности ценностей;
контроль за деятельностью материально ответственных лиц путем встречной сверки.
Если в организации налажена практическая реализация изложенных признаков, то это создаст условия для эффективного решения задач, стоящие перед бухгалтерским учетом предприятия розничной торговли. Задачи, стоящие перед бухгалтерским учетом товарных операций предприятия розничной торговли, могут быть выполнены только при правильной его организации. Недостатки в организации бухгалтерского учета вызывают отставание учета, запаздывание предоставления отчетности и другой информации. Наличие больших разрывов во времени между моментом возникновения учетно-экономической информации и моментом ее использования препятствует повышению экономической эффективности деятельности торговых предприятий [20, c.167].
Недостатки в организации учета приводят к его запутанности, созданию условий для хищений материальных ценностей, увеличению расходов на содержание учетного персонала [17 , c.126].
Порядок и сроки приема товаров по количеству, качеству и комплектности и его документального оформления регулируются действующими техническими условиями поставки, договорами купли-продажи и инструкциями о порядке приемки товаров по количеству, качеству и комплектности.
Информация о работе Особенности организации бухгалтерского учета в торговле