Особенности составления и анализа сегментарной отчетности на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 11:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение методики составления сегментарной отчетности.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
- дать точное и полное понятие сегмента;
- определить сферу и порядок применения ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»;
- раскрытие информации по отчетному сегменту

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
1 СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ СЕГМЕНТАРНОЙ ОТЧЕТНОСТИ……….………5
1.1 Понятие сегмента. Сфера и порядок применения ПБУ 12/10 «Информация по сегментам»…………………………………………………………………………………5
Выбор отчетного сегмента и раскрытие информации по нему……………….10
Этапы построения системы сегментарной отчетности организации…………16
2 ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ И АНАЛИЗА СЕГМЕНТАРНОЙ ОТЧЕТНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………………………..21
2.1 Характеристика и организационная структура предприятия ОАО «Машзавод»………………………………………………………………………21
2.2 Отчетность по сегментам производства……………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..31
Список использованной литературы…………………………...………...33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по отчетности.docx

— 118.45 Кб (Скачать файл)

Данный показатель характеризуется прибылью (убытком) от продаж продукции (работ, услуг), выпущенной сегментом в отчетном периоде. Прибыль (убыток) определяется как разница между договорной стоимостью проданной продукции (работ, услуг) и ее фактической производственной себестоимостью (без учета расходов на продажу) или ее полной себестоимостью (при распределении расходов на продажу между видами продукции).

При существенных различиях между объемами продаж и объемами выпуска продукции (то есть при значительном росте или сокращении остатков готовой продукции на складах) целесообразно данный расчет производить исходя из объемов выпущенной готовой продукции.

  1. Общая величина стоимости активов сегмента;

Раскрывая этот показатель, нужно привести величину стоимости имущества, участвующего в производстве соответствующего вида продукции (отчетного сегмента), сложившуюся на конец отчетного периода.

Отметим, что не всегда возможно точно соотнести определенные виды внеоборотных активов (прежде всего основных средств) с производством конкретных видов продукции (работ, услуг). Ведь одно и то же оборудование участвует в производстве продукции разных сегментов. То же относится и к использованию производственных площадей организации. Например, заготовительные цеха (раскройные производства), цеха по изготовлению спецоснастки, цеха термообработки, ремонтные подразделения и т.п. обеспечивают деятельность всех сегментов. Поэтому организация должна установить соответствующие критерии отнесения (распределения) их стоимости по отчетным сегментам.

В нашем случее установление подобных критериев не представляется возможным, поэтому будем условно считать, что 40%,40%,20% от общей стоимости имущества будем соответственно соотносить на компрессорное оборудование, оборонную продукцию и прочий сегмент.

  1. Общая величина обязательств на отчетную дату

В тексте ПБУ 12/2010 отсутствует  определение данного показателя.

В нашем случае, под общей величиной обязательств следует понимать сумму обязательств организации, указанной в разделе IV бухгалтерского баланса «Долгосрочные обязательства» и разделе V бухгалтерского баланса «Краткосрочные обязательства» за минусом сумм доходов будущих периодов.

В составе указанных разделов наиболее существенными являются показатели заемных средств (долгосрочных и  краткосрочных), которые представлены прежде всего полученными организацией кредитами и займами. Распределение  данных обязательств между отчетными сегментами (видами или группами видов продукции, работ, услуг) может осуществляться на основе прямой принадлежности полученных заемных средств, когда однозначно можно определить назначение таких кредитов и займов.

К сожалению, в нашем случае сделать это не представляется возможным. Поэтому вся сумма (величина) обязательств по полученным кредитам и займам (основная сумма долга и начисленные по ним проценты, отражаемые в составе кредиторской задолженности) вне зависимости от их назначения целиком приводится в составе обязательств прочего сегмента.

Второй не менее существенной «статьей» в составе обязательств, является кредиторская задолженность. При этом номенклатура обязательств приводимых организациями по данной «статье», достаточно широка. Она может включать: задолженность перед поставщиками и подрядчиками за полученные товарно-материальные запасы, выполненные работы и оказанные услуги; задолженность перед персоналом по оплате труда; задолженность перед государственными внебюджетными фондами; задолженность по налогам и сборам и т.д. Несмотря на такое разнообразие видов кредиторской задолженности, подходы к ее распределению по отчетным сегментам должны быть аналогичны применяемым при распределении кредитов и займов.

Так, если те или иные обязательства  связаны с деятельностью конкретного  отчетного сегмента, сумма такого обязательства должна полностью относиться на этот отчетный сегмент. Если же подобную взаимосвязь установить невозможно, для распределения обязательств следует использовать соответствующие базы распределения.

Например, при распределении  задолженности перед внебюджетными  фондами в качестве базы распределения  целесообразно применять удельный вес фактически начисленной заработной платы по видам продукции к  ее общему объему. При распределении задолженности по налогам и сборам, например, в части НДС можно использовать в качестве базы удельный вес объема выпущенной продукции по отчетному сегменту к общему объему выпуска продукции (работ, услуг) в договорных ценах. Для налога на прибыль — удельный вес нормативной (плановой) прибыли по видам продукции к ее общему объему и т.д.

  1. Выручка от продаж покупателям (заказчикам) организации

При распределении между  сегментами объемов полученной за отчетный год выручки серьезных проблем  у организаций не возникнет. Трудность  может заключаться в сопоставлении суммарной величины выручки отчетных сегментов с величиной выручки организации.

Рекомендуем организациям выручку  от продаж по продукции (работам, услугам), не вошедшей (не вошедших) в номенклатуру отчетных сегментов (например, в силу их незначительного удельного веса), включить в показатели «Прочие сегменты».

  1. Подразумеваемая выручка от операций с другими сегментами

В тексте ПБУ 12/2010 отсутствуют  конкретные рекомендации о порядке  представления данного показателя. РВ нашем случае, речь идет о цехах вспомогательного производства (ремонтные, транспортные, энергетические, котельные и т.д.) и обслуживающих хозяйствах (прачечные, оздоровительные подразделения и т.п.).

 В нашем случае, продукция (работы, услуги) этих цехов включены («растворены») непосредственно (изначально) в стоимость (себестоимость) продукции (работ, услуг) отчетных сегментов, подобного выделения и соответствующей информации – выручки от операций с другими сегментами – нет..

  1. Проценты (дивиденды) к получению

Распределение данного показателя по отчетным сегментам (видам продукции  или их группам) представляется чрезвычайно  абстрактным и условным. Дело в  том, что дивиденды и проценты к получению начисляются организацией исходя из объявленного дохода от участия в капиталах других организаций, а также из причитающихся доходов от предоставления займов другим организациям, размещения депозитных вкладов в кредитных учреждениях, осуществления иных финансовых вложений. Поэтому прямой связи между деятельностью отчетного сегмента и получением дохода от работы других организаций и финансовых сделок с ними быть не может (за исключением организаций, для которых финансовая деятельность является основной).

Если же организация помимо отчетных сегментов имеет прочие сегменты, в том числе связанные  исключительно с финансовой деятельностью  организации, вся сумма (величина) процентов (дивидендов) к получению целиком  приводится в составе доходов прочего сегмента.

  1. Проценты к уплате

В тексте ПБУ 12/2010 отсутствуют  положения, раскрывающие содержание данного  показателя и порядок его распределения  между сегментами

Прежде всего, в качестве процентов к уплате принимаются  расходы в сумме причитающихся  в соответствии с договорами к  уплате процентов по облигациям, акциям (не путайте с объявленными к выплате  дивидендами, которые распределяются из чистой прибыли), за предоставление организации в пользование денежных средств (кредитов, займов).

Прямой взаимосвязи между  деятельностью отчетных сегментов  и обязательствами организации по выплате причитающихся процентов практически не существует. Поэтому, как и при распределении процентов (дивидендов) к получению, они будут учитываться в составе «Прочих сегментов».

  1. Величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам

По данному показателю приводится сумма начисленной за отчетный период (год) амортизации по основным средствам и нематериальным активам в разрезе отчетных и прочих (при их наличии) сегментов. Распределение начисленной амортизации по отчетным сегментам должно базироваться на суммах фактически начисленной за год амортизации, сгруппированной по данным аналитического бухгалтерского учета в разрезе отдельных видов (групп) основных средств и нематериальных активов.

Указанная номенклатура устанавливается  организацией самостоятельно. В качестве одного из возможных вариантов можно использовать перечень групп (видов) объектов основных средств и нематериальных активов, приведенный в приложении к годовой бухгалтерской отчетности – форме № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» (утв. приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н).

Несмотря на то что начиная  с отчетности за 2011 год указанный  приказ не действует, приведенная в  нем номенклатура объектов основных средств и нематериальных активов вполне может использоваться организациями.

После группировки начисленной  амортизации по отдельным видам  основных средств проводится ее распределение  по отчетным и прочим (при их наличии) сегментам. Указанное распределение следует проводить пропорционально остаточной стоимости объектов основных средств, относящихся к каждому отчетному сегменту (предложения по дифференциации стоимости основных средств по отчетным сегментам были изложены выше).

Что касается нематериальных активов (патентов, авторских прав и  т.п.), то их использование, как правило, связано с производством конкретных видов продукции (работ, услуг), поэтому  нет необходимости в применении условных (вспомогательных) баз распределения.

  1. Налог на прибыль организаций

По данному показателю приводится сумма начисленного в  течение отчетного года налога на прибыль организации. Распределение  указанной величины между отчетными и прочими (при их наличии) сегментами, как правило, может быть связано с определенными затруднениями.

Действительно, объектом налогообложения  является вся сумма превышения доходов  над расходами организации, сложившаяся  в организации за отчетный год, то есть как непосредственно являющаяся результатом деятельности отчетных сегментов, так и результатом прочей деятельности организации (уплаченные и полученные штрафы, начисленные и выплаченные проценты, реализация выбывшего имущества и т.д.).

Кроме того, значительная часть  доходов и расходов признается в  налоговом законодательстве иначе, чем в бухгалтерском. Поэтому, исходя из целей (задач), стоящих перед информацией  по сегментам, а именно определении  роли и места отдельных производств (сегментов) в результатах деятельности организации в целом, мы можем условно разделить сумму причитающегося к уплате налога на прибыль организаций на две части. Первая – налог от финансового результата деятельности отчетных сегментов. Вторая — от прочей деятельности. С этой целью налог на прибыль от прочей деятельности можно было бы включить в показатели деятельности прочего сегмента, показатели которого были бы связаны исключительно с финансовой деятельностью организации.

Что касается исчисления (распределения) налога на прибыль организаций по

отчетным сегментам (видам  продукции или их группам), то данная информация может быть получена по данным налогового учета. При ее отсутствии целесообразно использовать иные (условные) методы распределения, которые организация определяет самостоятельно (например, пропорционально финансовым результатам отчетных сегментов).

  1. Формат представления информации по сегментам

По мнению автора, наиболее наглядной представляется табличная  форма изложения отчетного материала с последующими (при необходимости) письменными разъяснениями (в произвольной форме) отдельных ее показателей.

В случае если тот или  иной показатель отсутствует в данных отчетного или прочего сегмента или его значение не предусмотрено  к раскрытию приказом Минфина России от 08.11.2010 № 143н, в соответствующей ячейке делается прочерк.

Таким образом, на рассматриваемом  предприятии был проведен анализ выделенных сегментов. Результаты этого анализа приведены в табличной форме в приложении №3.

Основными источниками информации для проведения анализа послужили  «Бухгалтерский баланс» (Приложение 1) и «Отчет о прибылях и убытках» (Приложение 2).

В силу того, что отчетным периодом в работе являлся 2010 год, для  проведения анализа было целесообразно использовать «Приложение к бухгалтерскому балансу» (форма 5 (на сегодняшний день нумерация форм отменена)). Эта форма приведена в приложении 4.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Тема  «Сегментарная отчетность» была рассмотрена в данной работе в  соответствии с поставленными целями и задачами.

Вопросы нормативного регулирования сегментарной отчетности, понятие сегментов и методика их выделения, выбор отчетного сегмента и раскрытие информации по нему, а также этапы построения системы сегментарной отчетности организации нашли отражение в первой главе курсовой работы.

Информация о работе Особенности составления и анализа сегментарной отчетности на предприятии