Отчет о движении денежных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 01:03, реферат

Краткое описание

Отчет о движении денежных средств представляет информацию о поступлении и выбытии денежных средств в течение отчетного периода и дает представление об операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.
Для того чтобы пользователи финансовой отчетности получали полноценную и достоверную информацию, профессиональный бухгалтер должен постоянно поддерживать свою квалификацию, иметь независимое мнение и руководствоваться своим профессиональным суждением.

Вложенные файлы: 1 файл

бухучет.docx

— 49.28 Кб (Скачать файл)

МСФО 1 «Представление финансовой отчетности»  предусматривает следующий комплект отчетности:

- бухгалтерский  баланс;

- отчет  о прибылях и убытках;

- отчет  об изменениях в капитале (полностью  или в части изменения, не  связанных с участием владельцев в пополнении капитала или изъятием (распределением) капитала в пользу владельцев;

- отчет  о движении денежных средств;

- заявление  об учетной политике;

- пояснительные  примечания к отчетности; дополнительно  желательно представить:

а) финансовые обзоры руководства компании;

б) отчеты по вопросам экологии и охраны окружающей среды;

в) отчеты о добавленной стоимости;

г) отчетную валюту с указание единицы  измерения;

д) другую справочную информацию, включая  уровень точности, примененный при  представлении цифровых данных и  указание на охват представляемой отчетности одной организацией или консолидированной группой.

Основной  характерной особенностью финансовых отчетов, подготовленных в соответствии с международными учетными стандартами, является то, что они предназначены  для пользователей (целевой аудитории). Под целевой аудиторией в большинстве  случаев понимается такая группа людей, которая намерена изучить  коммерческую и экономическую деятельность субъекта, а также другую информацию, содержащуюся в финансовой отчетности. При этом предполагается, что данные лица обладают достаточной степенью компетентности, чтобы принять отвечающие их интересам решения на основе полученных данных. Вместе с тем они не располагают  полномочиями требовать от компании нужную им информацию и вынуждены полагаться на ту, которую передает им руководство.

Исходя  из этого в качестве цели финансовой отчетности определяется предоставление пользователям информации, которая:

  • была бы полезной для действующих и потенциальных инвесторов и других пользователей при принятии ими решений о вложении средств в компанию, предоставлении ей кредитов;
  • позволяла бы заинтересованным лицам оценить время и вероятность поступления, а также объем причитающихся им процентных выплат, дивидендов и прочих доходов от деятельности компании, долгов, обратного выкупа ценных бумаг и другой информации;
  • адекватно отражала состояние экономических ресурсов компании, включая учет внешних обстоятельств, выполняемых в данный момент.

Отличительным требованием МСФО 1 является то, что  организация, которая представляет отчетность по этому стандарту, обязана  обеспечить ее соответствие отчетной информации и при необходимости  представить четкие пояснения причин, по которым нельзя применить отдельные  положения МСФО. Помимо этого, при каких-либо изменениях в содержании отчетности должно соблюдаться выполнение сравнения всех показателей информации. К примеру, в стандарте подчеркивается, что «сравнительная информация должна раскрываться в отношении предшествующего периода для всей числовой информации в финансовой отчетности», за исключением случаев, которые специально указаны в МСФО.

Характеризуя  в целом содержание данного стандарта, его основные особенности обобщенно  можно представить в виде таблицы 2.

 

 

 

Таблица 2 Отличительные особенности МСФО 1

Аспекты

Краткая интерпретация

1

2

Цель

Представление полезной информации широкому кругу пользователей для принятия решений о разносторонней деятельности компании, о прогнозах дальнейшего  ее развития

Сфера применения и условия представления

Все типы организаций, включая банки, страховые компании, согласно порядку  составления финансовой отчетности отдельной организации (компании) и  сводной финансовой отчетности группы организаций

Ответственность

Возлагается на совет директоров и (или ) другой руководящий орган

Основа представления

Метод начисления, за исключением отчета о движении денег, на который он не распространяется, поскольку в нем  находят отражение реальные денежные потоки, включая и потоки денежных эквивалентов, которые имели место  в течение отчетного периода

Главный критерий

Соотнесение доходов и расходов, а  также недопущение переходящих  остатков по статьям, которые не отвечают критериям определения активов  или обязательств. В отсутствии доходов  понесенные расходы отражаются на бюджетно-регулирующих статьях как расходы будущих  периодов или переходящие на следующий  период расходы на незавершенное  производство или создание товарных запасов

Разграничения

Отдельно представляется каждая существенная статья (превышающая 5 % общего итога  по данному отчету) финансовой отчетности. При этом несущественные суммы объединяются с суммами аналогичного характера

Отчетный период

Календарный год. Начало отчетного периода  может быть определено с 1-го числа  любого месяца года. Внутригодовая  отчетность по месяцам или кварталам (или другим временным интервалам) считается промежуточной


 

Судя  по структуре и содержанию МСФО 1, главными критериями отражения отчетной информации являются достоверность, надежность, сопоставимость, уместность и понятность. В частности, учетная политика, обобщая  совокупность конкретных принципов, основополагающих условий и практических правил, принятых компанией, должна обеспечить полное включение в отчетность всех существенных показателей и сделок.

Следует отметить и то, что некоторые положения  Международных стандартов напечатаны жирным шрифтом, другие нормальным. Подобное применение предусматривается и  в других официальных публикациях  МСФО. Использование жирного и  нормального шрифтов вошло в  практику в начале девяностых годов  после изменения формы представления  текста стандартов. Жирный курсив используется для положений, носящих характер общих принципов, а нормальный шрифт - для положений, раскрывающих детали того или иного вопроса. При этом положения, напечатанные любым шрифтом, являются составной частью стандартов, и между ними нет никаких противоречий.

Формы отчетности в МСФО не приводятся, но дается обязательный минимальный перечень показателей, необходимых для отражения  в финансовой отчетности.

МСФО  предусматривают разделение активов  и обязательств на краткосрочные  и долгосрочные как отдельные  разделы бухгалтерского баланса. Но компании могут не проводить такое  разделение, в таком случае активы и обязательства они представляют в балансе в порядке их ликвидности.

Отмечается, что МСФО применяются только к  финансовой отчетности, но не применяются  к прочей информации или приложениям  к отчетности.

В настоящее  время и в Казахстане система  отчетных показателей и их формирование во многом зависят от сроков иерархии управления, характера отчетности и  т.п. Далее рассмотрим конкретный состав форм, элементов и показателей  финансовой отчетности, предусмотренный  законодательством Казахстана.

3. Объем, элементы и формы финансовой отчетности

 

В Казахстане годовая финансовая отчетность, представляемая в уполномоченный орган всеми  организациями, за исключением государственных  учреждений, включает в себя следующие  формы:

1. Бухгалтерский  баланс;

2. Отчет  о доходах и расходах;

3. Отчет  о движении денег;

4. Отчет  об изменении в собственном  капитале;

5. Информацию  об учетной политике и пояснительную  записку.

Содержание  и форматы бухгалтерского баланса, отчета о доходах и расходах и  отчета о движении денег и отчета об изменении капитала регламентируются соответствующими стандартами бухгалтерского учета и применяются из одного отчетного периода к другому, на принципе непрерывности.

Бухгалтерский баланс является основной формой годового финансового отчета предприятия. Он отражает финансовое положение предприятия  на начало и конец отчетного года. Баланс составляется на основании остатков по счетам, отраженных в Главной книге или Машино грамме (" Главная книга").

Баланс  делится на "актив", т.е. " имущество, имущественные и личные неимущественные  блага и права предприятия, имеющие  стоимостную оценку" и пассив т.е. капитал, резервы и обязательства. Актив и пассив сбалансированы.

Кроме того, в балансе приводится справка  о наличии ценностей учитываемых  на за балансовых счетах. Баланс отражает три элемента финансовой отчетности: активы; капитал и обязательства, остальные два элемента - доходы и расходы - находят отражение в отчете о доходах и расходах.

Этот  отчет является основной формой, раскрывающей обобщенно счета доходов и  расходов. Все данные, необходимые  для составления отчета, получены непосредственно из регистров и  счетов бухгалтерского учета.

Форма №3 "Отчет о движении денег". Он показывает основные каналы поступления  и выбытия денежных средств за отчетный период в разрезе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.

Формой  финансовой отчетности является и «Отчет об изменениях в собственном капитале». Отчет об изменениях в собственном  капитале раскрывает информацию о произошедших в отчетном периоде структурных  и количественных изменениях собственного капитала. Он содержит: итоговый доход (убыток) за период, доходы, расходы, зачтенные  непосредственно по счету капитала, результаты изменений в учетной  политике, результаты исправлений фундаментальных  ошибок. А также капитальные операции с собственниками или распределения  между собственниками, сверка сальдо накопленного дохода (убытка), сверка балансовой стоимости каждого класса капитала, эмиссионного дохода и каждого фонда  на начало и конец года.

Финансовая  отчетность также содержит пояснительную  записку, дополнительные таблицы и  другую информацию. Содержание пояснительной  записки зависит от особенностей организации и специфики ее деятельности. Однако большинство требований к  составлению остаются общими. Данные, содержащиеся в пояснительной записке, одинаково необходимы как внешним  пользователям информации, так и  руководству самого предприятия. Предоставление пояснительной записки к финансовым отчетам помогает пользователям  в понимании и сопоставлении  данных финансовых отчетов.

Финансовые  отчеты отражают результаты сделок и  других событий, группируя их в классы в соответствии с их экономическим  содержанием (элементы финансовых отчетов).

Активы - имущество, имущественные и личные неимущественные  блага и права субъекта, имеющие  стоимостную оценку. В активе воплощена  будущая экономическая выгода. Он является результатом прошлых сделок или других событий; последние, ожидаемые  в будущем, не приводят сами по себе к появлению активов. Активы используются для производства продукции, работ  и услуг, а также для управления производством и других целей. Будущие  экономические выгоды, воплощенные  в активе, могут быть реализованы  в производстве и капитальном  строительстве, проданы или обменены на другие активы, использованы для  погашения обязательств предприятия, разделены между его собственниками.

Активы могут  иметь физическую форму (здания, сооружения, машины и др.) и не иметь ее (лицензии, "ноу-хау", гудвилл и др.); активами является также дебиторская задолженность.

Хозяйствующий субъект может иметь права  собственности на актив и не иметь  их (арендованное имущество, товары, принятые на консигнацию или переработку  и др.), однако он обеспечивает сохранность  не принадлежащих ему активов  и контролирует выгоды, которые могут  быть получены от их использования.

Существует  прямая связь между расходами  и созданием новых активов, которые  не всегда могут совпадать во времени (например, незавершенное строительство, затраты на закладку многолетних  насаждений и формирование основного  стада). Затраты, в таких случаях  лишь свидетельствуют о том, что  произошел поиск будущих выгод (доход от эксплуатации введенных  в эксплуатацию объектов, использования  многолетних насаждений и выращенных животных), но это не является подтверждением того, что актив, соответствующий  своему окончательному назначению, был  получен.

Обязательства - это результат прошлых сделок, осуществление которых ведет  к появлению обязанности должника совершить в пользу кредитора  определенное действие: оплатить задолженность, осуществить работы или услуги, передать имущество и др., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязательства. Необходимо разграничивать настоящие и будущие  обязательства. Решение субъекта приобрести активы в будущем не может привести к появлению обязательств. Обязательство  возникает только тогда, когда актив  получен или субъект вступает в договорные отношения о приобретении актива. Обязательство погашают путем его оплаты, передачи других активов, выполнения работ или услуг, замещения данного обязательства другим, обмена на ценные бумаги. Обязательство считается погашенным в случае отказа кредитора от своих прав, когда последний лишается этих прав (истечение сроков исковой давности, но решению суда и др.).

Собственный капитал - это активы субъекта за минусом  его обязательств. Собственный капитал  в бухгалтерском учете разделяется  на подклассы: уставный капитал, дополнительно  оплаченный капитал, резервный капитал, нераспределенный доход. Такое деление  необходимо для пользователей финансовой отчетности, при анализе хозяйственной  деятельности. Более высокий удельный вес собственного капитала в структуре  пассива баланса говорит об устойчивом финансовом положении субъекта.

Финансовые  результаты - результат финансово-хозяйственной  деятельности предприятия за отчетный год (разница между доходами и  расходами). Элементами измерения финансовых результатов являются доходы и расходы.

Информация о работе Отчет о движении денежных средств