Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 19:28, отчет по практике
Правовое положение муниципальных предприятий в Российской Федерации устанавливается Гражданским кодексом РФ1, ФЗ от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»2. Также муниципальные предприятия в своей деятельности руководствуются иным федеральным законодательством, законами и нормативными актами администрации субъектов федерации, нормативными актами муниципального образования (Устав городского округа Шуя от 24 августа 2005 года № 723, Решение Думы городского округа Шуя от 26 января 2011 года № 6 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом г.о. Шуя»4, Решение Думы городского округа Шуя от 30 сентября 2009 № 100 «Об утверждении Порядка рассмотрения и установления цен (тарифов) на услуги (товары) муниципальных предприятий, учреждений и организаций на территории городского округа Шуя»5 и другие), Уставом предприятия.
Отчет о прохождении
учебно-ознакомительной
Правовое положение
Муниципальное предприятие
жилищно-коммунального
Согласно п.1 ст.9 ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях», учредительным документом унитарного предприятия является его устав, устанавливающий правовые и организационные основы деятельности предприятия. Ныне действующий Устав МП ЖКХ г.Шуи был утвержден решением комитета по управлению имуществом Администрации г.Шуя от 16 июня 2003 года № 16.
МП ЖКХ г.Шуи является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, круглую печать со своим наименованием, штамп, бланки, фирменное наименование. МП ЖКХ г.Шуи признается коммерческой организацией. Муниципальное предприятие – необходимая организационно-правовая форма предпринимательской деятельности, осуществляемой муниципалитетом для выполнения работ, оказания услуг в целях удовлетворения потребностей города, осуществления деятельности в целях решения социальных задач, обеспечения функционирование городской инфраструктуры и т.д. Являясь коммерческой организацией, предприятие преследует не только цель получения прибыли, но также оно было создано в целях удовлетворения общественных потребностей.
Согласно п.1 ст.49 ГК РФ, унитарные предприятия обладают специальной правоспособностью, так, п.2.2 Устава МП ЖКХ г.Шуи закрепляет исчерпывающий перечень видов деятельности предприятия и относит к ним: эксплуатацию жилого и нежилого фонда, коммунальное и бытовое водоснабжение и водоотведение, удаление и обработку твердых отходов, гостиничное хозяйство, внешнее благоустройство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения, а также некоторые другие. Предприятие не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные Уставом.
МП ЖКХ г.Шуи, как и любое иное унитарное предприятие, не является собственником закрепленного за ним имущества. Имущество предприятия находится в муниципальной собственности г.о. Шуи, является неделимым и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения. В состав предприятия не может включаться имущество иной формы собственности. Предприятие распоряжается принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом только с согласия Учредителя, остальным же имуществом, как правило, предприятие распоряжается самостоятельно.
Являясь организацией, МП ЖКХ г.Шуи представляет собой объединение лиц, состоящее из руководителя и коллектива работников предприятия.
В силу п.4 ст.113 ГК РФ, единственным органом унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником предприятия. Единоличный орган руководит текущей деятельностью муниципального предприятия. Согласно пп.3 п.2 ст.24 Устава г.о. Шуя, утверждение порядка назначения на должность руководителей муниципальных предприятий относится к компетенции городской Думы. Так, в соответствии с этим положением Устава Думой г.о. Шуя было принято Решение от 9 июня 2010 года № 59 «О порядке назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений г.о.Шуя»6, утверждающее соответствующее положение. Положение определяет не только порядок назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий г.о.Шуя, но также и общие условия их труда. Назначение кандидатуры на замещение вакантной должности осуществляется в порядке назначения на должность постановлением Администрации г.о.Шуя и на основании результатов конкурса. На основании решения конкурсной комиссии Глава Администрации г.о. Шуя в течение 30 дней с даты проведения конкурса издает постановление о назначении победителя конкурса на соответствующую вакантную должность руководителя и заключает с ним трудовой договор. Условия труда руководителя определяются на основании действующего законодательства, нормативных актов органов местного самоуправления и оформляются в соответствии с типовой формой трудового договора, утверждаемой Администрацией г.о. Шуя. Содержание трудового договора определяется сторонами и включает обязательные условия, предусмотренные ст. 57 Трудового кодекса РФ7, могут быть предусмотрены иные условия с учетом отраслевых особенностей и финансовых возможностей предприятия, не ухудшающие положение руководителя по сравнению с действующим законодательством. По соглашению сторон трудовой договор может заключаться на определенный срок, но не более чем на пять лет. Трудовой договор с руководителем прекращается по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом РФ, в том числе и вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, проводимой в порядке, установленном Администрацией г.о. Шуя.
Согласно п.6.1 Устава МП ЖКХ г.Шуи, предприятие возглавляет Директор, являясь тем самым руководителем предприятия, права и обязанности Директора МП ЖКХ г.Шуи определены трудовым договором, заключаемым между ним и Администрацией г.о.Шуя. В соответствии с пп. 6.4 и 6.8 Устава МП ЖКХ г.Шуи Директор организует работу Предприятия, утверждает структуру, штаты, штатное расписание Предприятия, распоряжается его имуществом, в пределах своей компетенции издает приказы и другие акты. Также в соответствии с п.4.4 Устава МП ЖКХ г.Шуи Директор МП ЖКХ г.Шуи осуществляет контроль за производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью предприятия (оперативный контроль на основе бухгалтерской отчетности). Директор принимает и увольняет работников предприятия, применяет к ним меры дисциплинарного взыскания и поощрения. Директор МП ЖКХ г.Шуи имеет двух заместителей, он же устанавливает их компетенцию. Должностные инструкции каждого работника МП ЖКХ г.Шуи, определяющие их права, обязанности, ответственность, утверждаются директором предприятия. Взаимоотношения работников и Директора МП ЖКХ г.Шуи регулируются законодательством РФ, Ивановской области о труде и коллективным договором.
Что касается структуры МП ЖКХ г.Шуи8, то основной структурной единицей предприятия является отдел во главе с начальником отдела. По критерию подчиненности можно выделить два вида отделов - подчиняющиеся непосредственно Директору (юридический отдел, отдел материально-технического снабжения) и подчиняющиеся заместителям директора, главному инженеру (бухгалтерия, абонентский отдел, планово-экономический отдел и т.д.). Директор МП ЖКХ г.Шуи имеет двух заместителей – по коммунальной службе, а также по финансам. Также можно выделить такие должности на предприятии, как главный инженер, инженер по кадрам, секретарь Директора, подчиненные непосредственно Директору предприятия.
Учебно-ознакомительная практика была пройдена мною в двух структурных подразделениях предприятия, а именно преимущественно в юридическом, а также абонентском отделах.
Положение о юридическом отделе МП ЖКХ г.Шуи, утвержденное Директором МП ЖКХ г.Шуи 15 апреля 2011 года, устанавливает структуру и порядок руководства отделом, его основные задачи и функции, права, обязанности и ответственность отдела, порядок взаимодействия отдела с иными структурными подразделениями. Основными задачами юридического отдела являются правовое обеспечение деятельности предприятия, юридическая защита его интересов, договорная, претензионная и исковая работа, представление интересов предприятия в судебных и иных органах, а также некоторые другие. В функции отдела входит, например, разработка примерных форм договоров, передача их в структурные подразделения предприятия, чем мне удалось непосредственно заниматься9. Также, составляя описи хозяйственных договоров, договоров по водоснабжению и водоотведению, договоров о вывозе твердых бытовых отходов, я непосредственно соприкоснулась с функцией отдела по осуществлению работы по комплектованию, хранению, учету и использованию документов, договоров, контрактов, соглашений. Также мне удалось побывать на судебном заседании, где я ознакомилась не только с порядком проведения судебного заседания, но и с такой задачей отдела как исковая работа и представление интересов предприятия в суде.
Основными задачами абонентского отдела МП ЖКХ г.Шуи, согласно Положению об отделе, утвержденном 15 апреля 2011 года Директором предприятия, являются обеспечение рациональной организации контроля и учета за потреблением и отведением воды, контроль за соблюдением потребителями норм и правил эксплуатации объектов водопроводных сетей и приборов учета воды, оказание услуг по подключению/отключению абонентов к объектам водопользования, осуществление денежных расчетов за услуги по водоснабжению и водоотведению и ряд других, связанных с непосредственной работой с абонентами водопотребления и водоотведения. В данном отделе мною были изучены формы основных договоров, заключаемых с гражданами, форма заявления для заключения договоров10, а также обращения граждан, порядок рассмотрения и ответа на них.
Что касается собственной оценки практики, считаю, что практика является неотъемлемой составляющей учебного процесса, позволяющей студентам более полно освоить теоретический курс, закрепить полученный знания, а также ознакомиться с практикой применения норм права. Однако в целях совершенствования данного процесса, считаю полезным и важным перенос практики на период после сессии 6 семестра, в связи с тем, что студенты 2го курса дневного отделения не ознакомлены с процессуальными отраслями, особенной частью гражданского права, а также рядом других основополагающих отраслей (в данном случае трудовое, муниципальное, жилищное и т.д.), необходимых для наиболее полного и всестороннего понимания направлений и целей деятельности коммерческих организаций, имеют лишь общее и довольно смутное представление о них. Также считаю полезным разработку факультетом программы практики с целью обеспечения единого подхода к организации и прохождению учебно-ознакомительной практики.
1 Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ //СЗ РФ. 1994. № 32. ст.3301; СЗ РФ. 2011. № 15. Ст.2038.
2 О государственных и муниципальных предприятиях: Федеральный закон от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ//СЗ РФ. 2002. № 48. Ст.4746; СЗ РФ. 2010. № 27. Ст.3436.
3 Устав городского округа Шуя: принят решением Шуйской городской Думы от 24 августа 2005 года № 72//Шуйские известия.2005. 15 сентября. № 143 (18492); Вестник городского округа Шуя. 2009. 27 ноября. № 84.
4 Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом городского округа Шуя: решение Думы городского округа Шуя от 26 января 2011 года № 6//Вестник городского округа Шуя от 08.02.2011 № 114; Вестник городского округа Шуя от 12.04.2011 № 118.
5 Об утверждении Порядка рассмотрения и установления цен (тарифов) на услуги (товары) муниципальных предприятий, учреждений и организаций на территории городского округа Шуя: решение Думы городского округа Шуя от 30 сентября 2009 года № 100//Вестник городского округа Шуя от 19.10.2009 N 80; Вестник городского округа Шуя от 07.09.2010 N 104.
6 О порядке назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений городского округа Шуя: решение Думы городского округа Шуя от 9 июня 2010 года № 59//Вестник городского округа Шуя от 15.06.2010 № 100.
7 Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ//СЗ РФ. 2002. № 1(ч.1). ст.3; Российская газета. 22.07.2011. № 159.
8 См.: Приложение № 1.
9 См.: Приложение № 2.
10 См.: Приложение № 3.