Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 11:38, отчет по практике
Цель практики потребовала решения следующих задач:
Рассмотреть основные направления функционирования муниципального образовательного учреждения № 481 города Челябинска;
Проанализировать смету доходов и расходов;
Дать оценку структуры активов и пассивов, а также степень бюджетного финансирования расходов организации;
Сделать предложение о разработке новых путей получения дополнительного дохода.
В результате прохождения практики поставленные задачи были выполнены.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…..3
1. СТАТУС, ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА № 481 Г.ЧЕЛЯБИНСКА…………………………………………..…5
2. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ – ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ……………………..14
2.1. Организация управления финансами муниципальных бюджетных учреждений………………………………………………………………………....14
2.2. Анализ финансового состояния МДОУ № 481…………..………….…..20
2.3. Составление и исполнение сметы доходов и расходов МДОУ № 481...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…....40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….…44
2.3. Составление и исполнение сметы доходов и расходов МДОУ № 481
Значение анализа исполнения сметы расходов бюджетных учреждений состоит в том, что с его помощью определяются отклонения кассовых расходов от фактических, а также кассовых и фактических расходов от назначений по смете и отклонения всех видов этих расходов от выделенных бюджетных средств.
Анализ способствует выявлению причин отклонений, а также позволяет обеспечить контроль за соблюдение норм расходов на текущее содержание по всем статьям бюджетной классификации.
Анализ деятельности бюджетных учреждений проводится с целью установить, насколько эффективно используются средства бюджета, направленные на финансирование конкретного учреждения, соответствуют ли качество и объем услуг, оказываемых населению, затратам, которые несет учреждение по их оказанию.
Поступление средств из бюджета осуществляется на основании утвержденной сметы расходов. Расчет показателей сметы осуществляется в разрезе категорий, статей, подстатей и элементов экономической классификации расходов.
В таблице 4 представлена динамика сметы расходов МОУ № 481 в 2006-2008 годах. Данные для анализа взяты из ежегодных смет расходов Дошкольного образовательного учреждения № 481 (см. приложения А, Б).
Таблица 4 - Динамика сметы расходов МДОУ № 481
Классификация расходов |
Код статьи |
Наименование статьи расходов |
2006 год, руб. |
2007 год, руб. |
Измене- ние, % |
2007 год, руб. |
2008 г. |
Измене- ние, % |
Школы-детские сады, начальные, неполные средние и средние |
211 |
Заработная плата |
1 348 400 |
1 396 000 |
+ 3,5 |
1 396 000 |
1 437 200 |
+ 3 |
Школы-детские сады, начальные, неполные средние и средние |
213 |
Начисления на оплату труда |
963 000 |
918 800 |
-4,6 |
918 800 |
954 200 |
+ 4 |
Школы-детские сады, начальные, неполные средние и средние |
221 |
Услуги связи |
12 000 |
35 200 |
+ 193,3 |
35 200 |
34 600 |
- 1,7 |
Школы-детские сады, начальные, неполные средние и средние |
223 |
Коммуналь-ные услуги |
1 280 000 |
1 201 800 |
- 6,1 |
1 201 800 |
1 452 400 |
+ 21 |
Школы-детские сады, начальные, неполные средние и средние |
225 |
Услуги по содержанию имущества |
90 000 |
87 000 |
- 3,3 |
87 000 |
85 600 |
- 1,6 |
Школы-детские сады, начальные, неполные средние и средние |
226 |
Прочие услуги |
160 000 |
168 000 |
+ 5 |
168 000 |
83 200 |
- 50,5 |
Школы-детские сады, начальные, неполные средние и средние |
290 |
Прочие расходы |
20 000 |
15 000 |
- 25 |
15 000 |
2 800 |
- 81,3 |
Школы-детские сады, начальные, неполные средние и средние |
310 |
Увеличение стоимости осн. средств |
- |
12 200 |
+ 100 |
12 200 |
6 000 |
- 80,8 |
Отраслевая целевая программа «Организация здорового питания детского населения г. Челябинска» |
340 |
Увеличение стоимости материальных запасов |
310 000 |
325 800 |
+ 5,1 |
325 800 |
234 600 |
- 28 |
На обеспечение продуктами питания социальной сферы муниципальных образований из областного фонда продовольствия |
340 |
Увеличение стоимости материальных запасов |
292 000 |
545 600 |
+ 86,8 |
545 600 |
752 400 |
+ 37,9 |
На обеспечение продуктами питания детей из малообеспеченных семей и детей с нарушением здоровья, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях |
340 |
Увеличение стоимости материаль-ных запасов |
48 000 |
8 600 |
- 82,1 |
8 600 |
8 600 |
0 |
Продолжение таблицы 4 | ||||||||
На финансирование ежемесячной надбав-ки к заработной плате молодым специалистам муниципальных. образовательных учреждений |
211 |
Заработная плата |
0 |
0 |
- |
0 |
701 758 |
+ 100 |
На финансирование ежемесячной надбав-ки к заработной плате молодым специалистам муниципальных образовательных учреждений |
213 |
Начисления на оплату труда |
0 |
0 |
- |
0 |
183 860 |
+ 100 |
На выплату библиотечным работникам лечебно- го пособия и ежемесячной надбав-ки к заработной плате за выслугу лет |
212 |
Прочие выплаты |
0 |
0 |
- |
0 |
14 400 |
+ 100 |
ИТОГО |
4 523 400 |
4 714 000 |
+ 4,2 |
4 714 000 |
5 951 618 |
+ 26,3 |
Как видно из таблицы 4 объем бюджетных средств за исследуемый период имеет тенденцию к росту. Общий объем расходов, утвержденный на 2007 год, на 4,2 % превышает объем расходов, утвержденных МДОУ № 481 в 2006 году, а объем, утвержденный на 2008 год – на 26,3 % превышает расходы 2007 года.
В 2007 году расходы увеличились не так существенно как в 2008 году – лишь на 4,2 %. Несмотря на значительное увеличение расходов на обеспечение услуг связи (выросли почти в 3 раза, т.е. на 193,3 %) и на обеспечение продуктами питания (увеличились на 86,8 %), резкого увеличения общей суммы расходов не произошло, потому что по некоторым статьям расходы значительно сократились: на обеспечение продуктами питания детей из малообеспеченных семей и детей с нарушением здоровья – на 82,1 % и прочие расходы – на 25 %.
Существенный рост расходов в 2008 году (по сравнению с 2007 годом увеличились на 2 237 618 руб. или на 26,3 %) вызван увеличением объема финансирования следующих статей:
А так же значительное увеличение расходов повлекло появление ежемесячных надбавок к заработной плате молодым специалистам и библиотечным работникам.
В то же самое время объем финансирования на ниже перечисленные позиции сократился, что является положительной тенденцией:
Для того, чтобы определить в каком объеме утвержденные бюджетные средства были профинансированы в анализируемом периоде, рассмотрим сводную таблицу 5.
Таблица 5 - Динамика объема бюджетного финансирования МДОУ № 481
Классификация расходов |
Код статьи |
Наименование статьи расходов |
2006 год, руб. |
% от сметы |
2007 год, руб. |
% от сметы |
2008 год, руб. |
% от сметы |
Школы-детские сады, начальные, неполные средние и средние |
211 |
Заработная плата |
1 264 300 |
93,8 |
1 066 228 |
76,4 |
1 186 500 |
82,6 |
Школы-детские сады, начальные, неполные средние и средние |
213 |
Начисления на оплату труда |
865 100 |
89,8 |
872 100 |
94,9 |
770 300 |
80,7 |
Школы-детские сады, начальные, неполные, средние и средние |
221 |
Услуги связи |
10 000 |
83,3 |
20 000 |
56,8 |
20 000 |
57,8 |
Школы-детские сады, начальные, неполные, средние и средние |
223 |
Коммуналь-ные услуги |
878 800 |
68,7 |
970 800 |
80,8 |
1 000 531 |
68,9 |
Школы-детские сады, начальные, неполные, средние и средние |
225 |
Услуги по содержанию имущества |
60 000 |
66,7 |
50 000 |
57,5 |
50 000 |
58,4 |
Школы-детские сады, начальные, неполные, средние и средние |
226 |
Прочие услуги |
70 000 |
43,8 |
70 000 |
41,7 |
70 000 |
84,1 |
Школы-детские сады, начальные, неполные, средние и средние |
290 |
Прочие расходы |
1 000 |
5 |
10 000 |
66,7 |
1 000 |
35,7 |
Продолжение таблицы 5 | ||||||||
Школы-детские сады, начальные, неполные, средние и средние |
310 |
Увеличение стоимости основных средств |
- |
- |
5 000 |
41 |
5 000 |
83,3 |
Отраслевая целевая программа «Организация здорового питания детского населения г. Челябинска» |
340 |
Увеличение стоимости материальных запасов |
280 400 |
90,5 |
285 200 |
87,5 |
150 000 |
63,9 |
На обеспечение продуктами питания социальной сферы муниципальных образований из областного фонда продовольствия |
340 |
Увеличение стоимости материальных запасов |
280 300 |
96 |
426 300 |
78,1 |
436 300 |
58 |
На обеспечение продуктами питания детей из малообеспеченных семей и детей с нарушением здоровья, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях |
340 |
Увеличение стоимости материальных запасов |
40 000 |
83,3 |
5 000 |
58,1 |
5 000 |
58,1 |
На финансирование ежемесячной надбавки к заработной плате молодым специалистам муниципальных. образовательных учреждений |
211 |
Заработная плата |
0 |
- |
0 |
- |
701 758 |
100 |
На финансирование ежемесячной надбавки к заработной плате молодым специалистам муниципальных образовательных учреждений |
213 |
Начисления на оплату труда |
0 |
- |
0 |
- |
183 860 |
100 |
На выплату библиотечным работникам лечебного пособия и ежемесячной надбавки к заработной плате за выслугу лет |
212 |
Прочие выплаты |
0 |
- |
0 |
- |
14 400 |
100 |
ИТОГО |
3 749 900 |
83 |
3 780 628 |
80,2 |
4 594 649 |
77,2 |
Как показывают данные таблицы 5 ситуация с выполнением сметы финансирования с каждым годом ухудшается. Если в 2006 году профинансировано было 83 % от утвержденной сметы, то в 2008 - выполнение плана по сметному финансированию лишь 77,2 %, что на 5,8 % ниже, чем в 2006 году и на 3 % ниже, чем в 2007 году. Это является отрицательным показателем, потому что чем меньше бюджетное финансирование, тем выше родительская плата, а также учреждение вынуждено искать новые пути получения прибыли для покрытия своих расходов.
Наиболее успешно обстоит дело с финансированием таких статей как:
Несмотря на достаточно большую долю финансирования, в общем наблюдается отрицательная динамика, которая выражена общим сокращением финансирования.
Стоит также отметить невысокие показатели финансирования услуг по содержанию имущества (66,7 % в 2006 году и 58,4 % от сметы в 2008 году) и значительное сокращение финансирования следующих статей:
В 2008 году из бюджета выделено 900 018 рублей на финансирование ежемесячной надбавки к заработной плате молодым специалистам и библиотечным работникам, что составляет 100 % от сметы расходов, тем не менее общая динамика финансирования является отрицательной.
Рассмотрим структуру показателей финансирования Муниципального дошкольного образовательного учреждения № 481 (см. таблицу 6).
Таблица 6 - Структура показателей финансирования МДОУ № 481, руб.
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. | ||||
Поступило средств |
Удельный вес, % |
Поступило средств |
Удельный вес, % |
Поступило средств |
Удельный вес, % | |
1. Поступило средств, всего |
4 523 400 |
100 |
4 714 000 |
100 |
5 951 618 |
100 |
2.Бюджетные ассигнования |
3 749 900 |
82,9 |
3 780 628 |
80,2 |
4 594 649 |
77,2 |
3. Родительская плата |
524 714 |
11,6 |
622 248 |
13,2 |
940 356 |
15,8 |
4.Доходы от внебюджетной |
194 506 |
4,3 |
193 274 |
4,1 |
226 161 |
3,8 |
5.Благотворительные средства |
54 281 |
1,2 |
117 850 |
2,5 |
190 452 |
3,2 |
По данным таблицы 6 можно сделать вывод, что большая часть затрат на содержание ДОУ финансируется из средств местного бюджета. В 2006 году средства местного бюджета составили 82,9 %, а доля родительской платы – 11,6 %. В 2008 году ситуация изменилась и доля бюджетных средств в общей структуре финансовых средств уменьшилась по сравнению с 2006г. на 5,7 %. Доля родительской платы увеличилась с 11,6 % до 15,8 % (т.е. возросла на 4,2 %) от общей суммы поступивших средств.
При уменьшении бюджетных ассигнований отмечается рост родительской платы и благотворительных взносов, потому что для покрытия расходов Дошкольное образовательное учреждение вынуждено поднимать размеры родительской платы, а также увеличивать стоимость дополнительных платных занятий (танцы, английский язык, хореография, плавание), которые составляют доходы от внебюджетной деятельности. Но в связи с поднятием цен, спрос на дополнительные занятия падает, чем объясняется уменьшение доли доходов от внебюджетной деятельности.
На рисунке 2 приведена структура финансирования МДОУ № 481
Рисунок 2 – Структура финансирования МДОУ № 481,
Диаграммы показывают, что доля бюджетных ассигнований за анализируемый период насколько сократилась, а также видно увеличение доли родительской платы и благотворительных средств. А благотворительные средства – это ни что иное как взносы в фонд группы, в фонд детского сада, которые должны вноситься добровольно, но, как правило, носят обязательный характер и составляют в среднем 100 рублей в месяц с каждого ребенка.
Оценим деятельность дошкольного образовательного учреждения с точки зрения эффективности использования имеющегося муниципального имущества (экономического потенциала данного имущества). Для этого рассчитаем коэффициенты оборачиваемости и структуры поступивших средств по образовательному учреждению. Они показывают количество всех поступивших финансовых средств, приходящихся на один рубль, вложенный в активы образовательного учреждения; а также удельный вес внебюджетной доходности в общей доходности [5]. Коэффициент оборачиваемости определяется по формуле:
где Коб – коэффициент оборачиваемости поступивших средств;
Ф - сумма поступивших средств из всех источников за год;
Б - валюта баланса на конец года.
К об 2006 год = 4 523 400 руб. / 15 925 070 руб. = 0,28
К об 2007 год = 4 714 000 руб. / 29 535 670 руб. = 0,16
К об 2008 год = 5 951 618 руб. / 29 820 000 руб. = 0,20
Для образовательных дошкольных учреждений желательно увеличение значений этих показателей. В 2007 году коэффициент оборачиваемости значительно уменьшился (на 0,12), а в следующем году немного вырос (на 0,4). В целом в течение анализируемого периода доходность образовательного учреждения сократилась на 0,08. Понизившийся коэффициент оборачиваемости сокращает возможности образовательного учреждения покрывать свои расходы, увеличивать капитал и стабильно функционировать.
Коэффициенты фондоотдачи показывают, сколько финансовых ресурсов получено образовательным учреждением на один рубль, вложенный в основные средства. Коэффициент фондоотдачи определяется по формуле:
,
где Ф - сумма поступивших средств из всех источников за год;
СОС - стоимость основных средств на конец года.
К ф 2006 год = 4 523 400 руб. / 14 333 200 руб. = 0,32
К ф 2007 год = 4 714 000 руб. / 27 819 100 руб. = 0,17
К ф 2008 год = 5 951 618 руб. / 28 188 400 руб. = 0,21
Для стабильного функционирования дошкольных образовательных учреждений необходимо увеличение коэффициентов за счет максимизации финансовых поступлений. Из расчетов мы видим, что достаточно высокое значение коэффициента фондоотдачи в 2006 году во втором году исследуемого периода сокращается почти в 2 раза (на 0,15), что является отрицательным показателем. В 2008 году коэффициент немного увеличивается (на 0,04) и составляет 0,21. В итоге за анализируемый период произошло уменьшение коэффициента фондоотдачи на 0,11, которое произошло вследствие переоценки основных средств, произведенной в 2007 году. Резкие изменения значений коэффициента свидетельствует о нестабильном финансовом положении дошкольного образовательного учреждения, а так же о том, что объем оборотных средств растет быстрее, чем объем финансовых поступлений.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности МДОУ № 481 показал, что на протяжении 2006-2008 гг. бюджетные средства, выделяемые учреждению, постоянно росли, а также росли и расходы бюджетной организации.
Размер выделяемых по смете финансовых ресурсов недостаточен для стабильной работы учреждения. Выделяемые средства не обеспечивают воспроизводства материально-технической базы учреждения, что приводит к старению основных фондов.
За анализируемый период доля бюджетных ассигнований в общей сумме поступивших средств значительно уменьшилась, также сократились доходы учреждения от внебюджетной деятельности. По причине этого произошло увеличение родительской платы, т.е. гнет бюджетного недофинансирования МДОУ лег на плечи родителей.