Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 09:35, реферат
Анализ деловой активности позволяет охарактеризовать результаты и эффективность текущей основной производственной деятельности.
Оценка деловой активности на качественном уровне может быть получена в результате сравнения деятельности данного предприятия и родственных по сфере приложения капитала предприятий. Такими качественными (т.е. неформализуемыми) критериями являются: широта рынков сбыта продукции; наличие продукции, поставляемой на экспорт; репутация предприятия, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами предприятия; и др.
В более общем случае предприятие с самого начала операционного цикла вкладывает в производство собственные оборотные средства: период оборота кредиторской задолженности есть длительность обращения суммы средств, равной разности стоимости сырья и материалов, получаемых предприятием в кредит, и суммы выданных им авансов.
Кроме перечисленных выше коэффициентов, в практике финансового анализа используется ряд других показателей, например:
Разумеется, все показатели оборачиваемости следует рассматривать, принимая во внимание качественные характеристики предприятия, такие, как:
Тем не менее, основной подход к оценке оборачиваемости - чем выше коэффициенты оборачиваемости (т.е. меньше период оборота), тем более эффективна коммерческая деятельность предприятия и тем выше его деловая активность.
Рассмотрим
пример анализа показателей оборачивае
Анализ оборачиваемости
совокупного капитала и текущих
активов показал ухудшение
На конец 2001 года период оборота запасов, затрат в незавершенном производстве и готовой продукции на складе составил 51 день. Тенденция увеличения периода оборота материальных запасов является отрицательной.
Таблица №14
Показатели оборачиваемости ОАО "ВВС" за период с 01.01.01 по 01.01.02 гг. | |||||
Показатели |
ед. изм. |
01.04.01 |
01.07.01 |
01.10.01 |
01.01.02 |
Оборачиваемость активов |
0,14 |
0,10 |
0,09 |
0,10 | |
Оборачиваемость текущих активов |
0,33 |
0,24 |
0,23 |
0,25 | |
Оборачиваемость собственного капитала |
0,20 |
0,15 |
0,15 |
0,15 | |
Оборачиваемость материальных запасов |
1,75 |
1,43 |
1,23 |
1,39 | |
Период оборота материальных запасов |
дни |
51 |
63 |
73 |
65 |
Оборачиваемость дебиторской задолженности |
0,39 |
0,29 |
0,28 |
0,30 | |
Период оборота дебиторской задолженности |
дни |
229 |
313 |
317 |
302 |
Оборачиваемость кредиторской задолженности |
0,30 |
0,22 |
0,19 |
0,23 | |
Период оборота кредиторской задолженности |
дни |
298 |
404 |
398 |
313 |
Продолжительность операционного цикла |
дни |
265 |
362 |
370 |
352 |
Продолжительность финансового цикла |
дни |
50 |
45 |
23 |
33 |
Фондоотдача основных средств |
0,34 |
0,26 |
0,24 |
0,24 |
В течение анализируемого
времени произошел рост периода
оборота дебиторской и
Отрицательной тенденцией является увеличение операционного цикла до 352 дней.
Продолжительность
финансового цикла
В отчетном периоде продолжительность финансового цикла снизилась с 50 дней в начале года до 33 в конце. Сокращение финансового цикла стало возможным за счет преобладания авансов, полученных от покупателей в счет будущих поставок продукции, над авансами, уплаченными поставщикам за сырье и материалы.
Снижение данного
показателя в динамике свидетельствует
о снижающейся потребности
Ухудшение оборачиваемости связано с тем, что в отчетном году происходило снижение объемов производства и реализации продукции, однако, материальные запасы и дебиторская задолженность снижались еще более медленными темпами.
При сокращении масштабов производства менеджерам предприятия необходимо было избавиться от излишков запасов, а также провести комплекс работ по взысканию задолженности покупателей. Этого не произошло, что свидетельствует о недостаточно эффективном управлении оборотным капиталом.
Перечислим коротко некоторые возможные пути ускорения оборачиваемости капитала:
Достигнутый в результате ускорения оборачиваемости эффект выражается в первую очередь в увеличении выпуска продукции без дополнительного привлечения финансовых ресурсов. Кроме того, за счет ускорения оборачиваемости капитала происходит увеличение суммы прибыли, так как обычно к исходной денежной форме он возвращается с приращением. Если производство и реализация продукции являются убыточными, то ускорение оборачиваемости средств ведет к ухудшению финансовых результатов и "проеданию" капитала.
Таким образом, надо стремиться не только к ускорению движения капитала на всех стадиях кругооборота, но и к его максимальной отдаче, которая выражается в увеличении суммы прибыли на один рубль капитала. Повышение доходности капитала достигается рациональным и экономным использованием всех ресурсов, недопущением их перерасхода, потерь на всех стадиях кругооборота. В результате капитал вернется к своему исходному состоянию в большей сумме, т. е. с прибылью. Эффективность использования капитала характеризуется его доходностью (рентабельностью).
Анализ рентабельности
В широком смысле слова понятие рентабельности означает прибыльность, доходность. Предприятие считается рентабельным, если доходы от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.
Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта только через характеристику системы показателей. Общий их смысл - определение суммы прибыли с одного рубля вложенного капитала.
Анализ рентабельности позволяет оценить способность предприятия приносить доход на вложенный в него (предприятие) капитал. Характеристика рентабельности предприятия базируется на расчете четырех основных показателей - рентабельности всего капитала, собственного капитала, основной деятельности и рентабельности продаж.
Рентабельность всего капитала(совокупных активов) показывает, имеет ли компания базу для обеспечения высокой доходности собственного капитала. Данный показатель отражает эффективность использования всего имущества предприятия. Снижение рентабельности всего капитала свидетельствует о падающем спросе на продукцию фирмы и перенакоплении активов.
чистая прибыль,
валюта баланса на конец и на начало года,
Этот показатель отражает прибыльность активов, и обусловлен как ценообразовательной политикой предприятия, так и уровнем затрат на производство реализованной продукции. Существует два основных способа повышения рентабельности активов:
1-ый - при низкой
прибыльности продукции
2-ой - низкая
деловая активность
Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования собственного капитала. Этот коэффициент является одним из самых важных показателей, используемых в бизнесе, он измеряет общую величину доходов акционеров. Высокое значение данного коэффициента говорит об успехе компании, что ведет к высокому рыночному курсу ее акций и относительной легкости привлечения новых капиталов для ее развития. Однако надо иметь в виду, что высокий коэффициент рентабельности собственного капитала может быть связан как с высокой инфляцией, так и с высоким риском компании. Поэтому его интерпретация не должна быть упрощенной и одномерной. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько чистой прибыли приходится на рубль собственных средств.
величина собственных средств на начало и на конец года.
Рентабельность основной деятельности рассчитывается как отношение прибыли от реализации к сумме затрат на производство и реализацию продукции.
прибыль от реализации,
себестоимость реализованной продукции.
Она показывает,
сколько предприятие имеет
Повышение рентабельности продукции обеспечивается преимущественно снижением себестоимости единицы продукции. Чем лучше используются основные производственные фонды, тем выше рентабельности производства. При улучшении использования материальных оборотных средств снижается их величина, приходящаяся на 1 руб. реализованной продукции. Следовательно, факторы ускорения оборачиваемости материальных оборотных средств являются одновременно факторами роста рентабельности производства.
Этот показатель свидетельствует об эффективности не только хозяйственной деятельности предприятия, но и процессов ценообразования. Его целесообразно рассчитывать как по общему объему реализованной продукции, так и по отдельным ее видам.
Рентабельность продаж рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме полученной выручки.
выручка от реализации продукции,
чистая прибыль предприятия.
Этот показатель
характеризует эффективность
Если рентабельность продаж постепенно снижается, то причина либо в выросших издержках, либо в повысившихся ставках налога. Следовательно, мы должны обратиться к изучению этих факторов, чтобы найти корень проблемы. Снижение объема продаж может свидетельствовать, прежде всего, о падении конкурентоспособности продукции, так как позволяет предположить сокращение спроса на продукцию.
Пример.
В отчетном периоде деятельность компании оставалась прибыльной, однако, при этом наблюдалась общая тенденция к снижению всех показателей рентабельности. (Таблица №15).
Таблица №15
Показатели рентабельности ОАО "ВВС" за период с 01.01.01 по 01.01.02 гг. | ||||
Показатели |
01.04.01 |
01.07.01 |
01.10.01 |
01.01.02 |
Рентабельность активов |
3,4% |
1,1% |
2,4% |
2,4% |
Рентабельность собственного капитала |
5,1% |
1,6% |
3,8% |
3,8% |
Рентабельность основной деятельности |
41,1% |
29,1% |
38,1% |
27,1% |
Рентабельность продаж |
24,9% |
10,6% |
26,4% |
24,8% |
Рентабельность основной деятельности в отчетном периоде в целом снижалась с 41,1% в начале года до 27,1% в конце. Это произошло из-за того, что темпы роста себестоимости в целом превышали темпы роста выручки предприятия, что говорит о снижении эффективности управления затратами компании.
Снижение рентабельности активов и рентабельности собственного капитала обусловлено резким падением чистой прибыли в течение года притом, что размеры собственного капитала и совокупного капитала снижались незначительно.
Рентабельность
продаж после резкого снижения во
втором квартале более чем в два
раза до 10,6% к концу года вновь
восстановилась до первоначального
уровня в 24,8%. Но следует учитывать,
что это обусловлено