Оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля по учету абсолютных финансовых результатов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 11:42, курсовая работа

Краткое описание

Задачами данной курсовой работы являются:
Рассмотреть учет финансовых результатов на предприятии;
Раскрыть аудит учета финансовых результатов;
Изучить правильность составления аудиторского заключения.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая аудит.doc

— 362.00 Кб (Скачать файл)

 

1.5 Типичные ошибки аудита финансовых результатов

 

Как правило, в ходе проверок выявляются следующие недочеты:

-неправильное отнесение  расходов и доходов к внереализационным,  операционным и чрезвычайным;

-несвоевременное и  неверное отражение курсовых  и суммовых разниц;

-оформление бартерных  операций, минуя счета реализации;

-отсутствие корректировки  налогооблагаемой прибыли на  суммы доходов и убытков;

-прибыль (убыток), выявленная  в отчетном периоде, но относящаяся к прошлым периодам, включена в состав прибыли отчетного периода;

-неправильное распределение  прибыли, оставшейся в распоряжении  организации.

При проверке необходимо обратить внимание на возможность возникновения двух видов ошибок: умышленных (преднамеренных) и неумышленных (непреднамеренных). 
 
В качестве примера можно привести следующие виды потенциальных, (непреднамеренных) ошибок: 
 
- неправильное отнесение операционных и внереализационных расходов к тому или иному периоду; 
 
- расходы, которые еще фактически не были понесены, были отражены в бухгалтерских регистрах экономического субъекта; 
 
- ошибочное отнесение понесенных расходов на увеличение стоимости активов либо ошибочное списание расходов, подлежащих включению в стоимость активов, на счета учете.  
 
Примерами преднамеренного искажения данных бухгалтерской отчетности в отношении указанных расходов могут служить: 
 
- намеренное занижение расходов путем пропуска сумм; 
 
- намеренное завышение расходов путем искажения сумм или неправильного отнесения расходов к тому или иному периоду; 
 
- неправильная классификация расходов для обеспечения выполнения или завышения запланированных показателей результатов деятельности; 
 
- намеренное завышение расходов для сокрытия фактов ненадлежащего использования денежных средств; 
 
- оплата фиктивных расходов. 
 
Детальная проверка операций требует использования следующих процедур: 
 
- сверки с первичными документами (включая правильность расчета расходов, учитываемых при налогообложении); 
 
- проверки правильности отнесения расходов к тому или иному периоду; 
 
- анализа данных, аккумулированных на счетах учета доходов и расходов. 
 
При аудиторской проверке сверка с первичными документами необходима также для выявления расходов, по которым отсутствуют необходимые документы.

 

2.

 

2.1 Оценка систем бухгалтерского  учета и внутреннего контроля  по учету абсолютных финансовых  результатов

 

Масштаб и особенности  систем учета и внутреннего контроля, а также степень их формализации должны соответствовать размерам экономического субъекта и особенностям его деятельности. Аудитор в ходе аудиторской проверки обязан в достаточной мере убедиться в том, что система бухгалтерского учета достоверно отражает хозяйственную часть проверяемого экономического субъекта. Особенности системы внутреннего контроля могут способствовать формированию такой убежденности.

Оценка СВК экономического субъекта предусматривает следующие этапы:

- общее знакомство с СВК;

- первичная оценка надежности  СВК;

- подтверждение достоверности  оценки СВК (аудиторские организации могут принять решение об использовании большего количества этапов оценки СВК и проводить оценку более детально и тщательно, чем предписывается в данном разделе).

Основные  требования, предъявляемые к изучению и оценке аудитором систем бухгалтерского учёта и внутреннего контроля сформулированы в правиле (стандарте) N 8 "Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности".

Система внутреннего  контроля - процесс, организованный и  осуществляемый представителями собственника, руководством, а также другими  сотрудниками аудируемого лица, для  того чтобы обеспечить достаточную  уверенность в достижении целей  с точки зрения надежности финансовой (бухгалтерской) отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций и соответствия деятельности аудируемого лица нормативным правовым актам. Это означает, что организация системы внутреннего контроля и ее функционирование направлены на устранение каких-либо рисков хозяйственной деятельности, которые угрожают достижению любой из этих целей.

Система внутреннего  контроля включает следующие элементы:

- контрольная среда;

- процесс оценки рисков  аудируемым лицом;

- информационная система, в том числе связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности;

- контрольные действия;

- мониторинг средств  контроля.

Контрольная среда включает позицию, осведомленность и действия представителей собственника и руководства  относительно системы внутреннего контроля аудируемого лица, а также понимание значения такой системы для деятельности аудируемого лица. Контрольная среда аудируемого лица оказывает влияние на сознательность сотрудников в отношении контроля. Она является основой для эффективной системы внутреннего контроля, обеспечивающей поддержание дисциплины и порядка.

Оценка рисков аудируемым лицом - процесс выявления и, по возможности, устранения рисков хозяйственной деятельности, а также их возможных последствий. Для целей финансовой (бухгалтерской) отчетности важен вопрос, каким образом в процессе оценки рисков аудируемым лицом руководство выявляет риски, имеющие отношение к финансовой (бухгалтерской) отчетности, определяет их значение, оценивает вероятность их возникновения и принимает решение относительно того, как управлять ими.

Контрольные действия включают политику и процедуры, которые помогают удостовериться, что распоряжения руководства  выполняются, например, что необходимые  меры предприняты в отношении  рисков, которые могут препятствовать достижению целей аудируемого лица. Контрольные действия, осуществляемые вручную или с применением информационных систем, имеют различные цели и применяются на различных организационных и функциональных уровнях.

Мониторинг средств  контроля включает наблюдение за тем, функционируют ли они и были ли они изменены надлежащим образом в случае необходимости, и может включать такие мероприятия, как наблюдение руководства за тем, своевременно ли подготавливаются выверки расчетов с банками, оценка внутренними аудиторами соответствия действий персонала, занимающегося продажами, политике аудируемого лица в отношении определенных условий договоров с покупателями, осуществление надзора за соответствием действий персонала политике аудируемого лица в области этики или деловой практики.

 Таким образом,  в начале своей работы аудитору  необходимо получить общее представление  о специфике и масштабе деятельности  экономического субъекта и системе  его бухгалтерского учета.

В качестве объекта исследования в курсовой работе будет изучено ОАО «Муромский хлебокомбинат». На сегодняшний день ОАО «Муромский хлебокомбинат» занимается выпуском хлеба и хлебобулочных изделий, кондитерских, макаронных изделий.

Общие сведения о ОАО «Муромский хлебокомбинат» полученные при ознакомлении аудитором с его деятельностью, отражены в таблице. Для составления документа использовалась Учетная политика ОАО «Муромский хлебокомбинат»

Общие сведения о ОАО «Муромский хлебокомбинат»

Показатели

Содержание

1

2

  1. Наименование организации

Открытое акционерное общество "Муромский хлебокомбинат"

  1. Юридический и фактический адрес

602254 Россия, Владимирская обл., г. Муром, Куйбышева 1а

  1. Ф.И.О. руководителя

Г.А.Соколов

  1. Ф.И.О. главного бухгалтера

Е.Ю.Николаева

  1. Организационно-правовая форма

Открытое акционерное общество

  1. Наличие дочерних организаций

Нет

  1. Отрасли, в рамках которых осуществляется деятельность

Оптовая и розничная торговля хлебобулочными изделиями

  1. Основные видя деятельности

Выпуск хлеба и хлебобулочных изделий, кондитерских, макаронных изделий.

  1. Объем выручки (товарооборота) за проверяемый период

99079 т.р.

  1. Валюта баланса на отчетную дату

29911 т.р.

  1. Собственный капитал на отчетную дату

8543т.р.

  1. Общие затраты за проверяемый период

31435т.р.

  1. Величина дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату

7442 т.р.

  1. Форма организации бухгалтерского учета

Журнально-ордерная форма  с применением систем программирования

  1. Используемая бухгалтерская компьютерная программа

СБИС++

  1. Метод определения выручки для целей налогообложения

Метод начисления


 

Организация ежемесячно формирует и оформляет в печатном виде следующие виды документов и  регистров налогового учета:

  • вспомогательные и корректировочные справки
  • регистры учета внереализационных  и операционных доходов и расходов
  • регистры налоговой амортизации

-  регистры учета  прямых расходов, приходящихся на  НЗП, остатки на складе готовой  продукции.

На предприятии организована система исчисления налоговой базы при расчете налога на прибыль, которая  определяется на основе порядка группировки  и отражения объектов и хозяйственных операций одновременно и в бухгалтерском и налоговом учете организации.

В работе рассматривается  аудит формирования финансовых результатов  и не затрагивается аспект их распределения  и использования.

В связи с необходимостью достоверного отражения имущественного положения и финансовых результатов деятельности, обеспечения требования рациональности учета, организация ведет бухгалтерский учет в соответствии с правилами бухгалтерского учета, определяя доходы и расходы в бухгалтерском учете методом начисления.

В случаях отступления  от правил бухгалтерского учета организация  раскрывает такие факты в пояснительной  записке к бухгалтерской отчетности.

После изучения основных особенностей ОАО «Муромский хлебокомбинат», учета хозяйственных операций в соответствии с Учетной политикой, можем приступить непосредственно к оценке системы внутреннего контроля.

Чтобы описать СВК  и таким образом установить ее запланированную структуру и  состояние, аудитор использует в  своей работе:

1) сбор информации. Аудитор собирает все относящиеся к данному объекту проверки материалы: диаграммы, указания, инструкции, описания и т.д. Обычно он высылает клиенту список необходимых документов до начала проведения проверки, что помогает намного сократить время, а значит, и расходы на проверку;

2) вопросные листы. Применение вопросных листов - один из наиболее распространенных приемов в деятельности аудитора. С помощью заранее заготовленных вопросов он может получить от клиента более детальную информацию относительно организации и действия внутренних проверок. Вопросные листы могут разрабатываться в закрытой (ответы «да», «нет») или в открытой (описание ответа) формах. Преимущество закрытой формы состоит в том, что аудитор получает конкретный ответ на поставленный вопрос и не оставляет клиенту возможности уйти от ответа. С другой стороны, давая открытые ответы, клиент может затронуть аспекты, упущенные аудитором. Для того чтобы использовать преимущества обоих видов ответов, в вопросных листах планируется одновременное их получение («ответьте «да» или «нет»; «если ваш ответ отрицательный, то приведите его обоснование»).

3) диаграммы и описание рабочих процессов. Аудитор самостоятельно составляет диаграммы и описывает рабочие процессы, предусмотренные контрольной деятельностью. Чаще всего они отличаются от подобных документов, составленных клиентом, так как преследуют различные цели: в первом случае это внешняя аудиторская проверка, а во втором - внутренняя организация хозяйственной деятельности предприятия.

В данной работе для оценки СВК ОАО «Муромский хлебокомбинат»

мы будем использовать тест-вопросник закрытой формы .

 

Тест - вопросник  для  проведения аудита  финансовых результатов  деятельности  ОАО «Муромский хлебокомбинат»

№ п/п

Вопрос 

Ответ

Примечания 

Да 

Нет

(1)

(2)

(3)

(4)

(5)

Существует ли организационный  план и список сотрудников отделов?

Х

   

Имеется ли описание и  четкое разделение функций каждого  сотрудника в форме инструкции и  указаний?

Х

   

Существует ли перечень лиц, имеющих право подписи денежных и расчетных документов, финансовых и кредитных обязательств, а также счетов-фактур?

Х

 

Перечень зафиксирован в учетной политике

Существует ли на предприятии  отдел внутренней ревизии?

 

Х

 

Разработан ли план проведения специальных внутренних проверок?

 

Х

 

Используются ли в бухгалтерском учете компьютерные программы

Х

 

Бухгалтерский учет ведется  по журнально-ордерной форме с применением  бухгалтерской программы СБИС++

Проводится ли контроль правильности оформления документов (накладных, счетов-фактур)?

Х

 

Гл. бухгалтер

Сравниваются ли данные аналитического и синтетического учета?

Х

   

Есть ли гарантия того, что все проводки делаются только на основании первичных документов?

Х

   

Проводятся ли организацией акты-сверки с другими организациями и сверки с подотчетными лицами?

Х

   

Происходит ли исправление  ошибочных проводок?

Х

   

Информированы ли сотрудники о порядке передачи и приемки  дел во время их замены (отпуск, болезнь  и т.д.)

Х

   

Проводится ли проверка правильности отнесения расходов на затраты?

Х

   

Возможно ли отгрузка продукции при наличии значительного  риска неплатежа?

 

Х

 

Возможно ли неправильное начисление задолженностей (задолженности  образуются, но не регистрируются)?

 

Х

 

Все ли внереализационные доходы, производимые организацией (за исключением поименованных в ст.251 НК РФ), включены при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль?

Х

   

Соблюдаются ли организацией принципы определения цены товаров, работ, услуг для целей налогообложения в соответствии со ст.40 НК РФ?

Х

   

Возможна ли неправильная запись уплаты налогов?

 

Х

 

Разделяется ли ведение  бухгалтерского и налогового учетов?

Х

   

В полном ли объеме за отчетный период отражаются все хозяйственные  операции по формированию себестоимости, доходов и расходов, учету финансовых результатов?

Х

   

Проводится  ли  независимое  сопоставление  журналов-ордеров  и  перенесение  итогов  в  Главную  книгу?

Х

 

Проверку проводит главный  бухгалтер

Посредством использования  технических средств при работе руководства и главного бухгалтера предприятия достигается:

а) ограничение доступа  к совершению операций;

б) конфиденциальность применяемых  кодов и паролей;

в) невозможность использования  аналога собственноручной подписи  на документах другими лицами;

г) применение программного обеспечения, позволяющего своевременно устранять попытки несанкционированного доступа

 

 

 

 

 

Х

Х

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

 

Информация о работе Оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля по учету абсолютных финансовых результатов