Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 11:42, курсовая работа
Задачами данной курсовой работы являются:
Рассмотреть учет финансовых результатов на предприятии;
Раскрыть аудит учета финансовых результатов;
Изучить правильность составления аудиторского заключения.
1.5 Типичные ошибки аудита финансовых результатов
Как правило, в ходе проверок выявляются следующие недочеты:
-неправильное отнесение
расходов и доходов к
-несвоевременное и неверное отражение курсовых и суммовых разниц;
-оформление бартерных операций, минуя счета реализации;
-отсутствие корректировки налогооблагаемой прибыли на суммы доходов и убытков;
-прибыль (убыток), выявленная в отчетном периоде, но относящаяся к прошлым периодам, включена в состав прибыли отчетного периода;
-неправильное распределение
прибыли, оставшейся в
При проверке необходимо обратить внимание
на возможность возникновения двух
видов ошибок: умышленных (преднамеренных)
и неумышленных (непреднамеренных).
В качестве примера можно привести следующие
виды потенциальных, (непреднамеренных)
ошибок:
- неправильное отнесение операционных
и внереализационных расходов к тому или
иному периоду;
- расходы, которые еще фактически не были
понесены, были отражены в бухгалтерских
регистрах экономического субъекта;
- ошибочное отнесение понесенных расходов
на увеличение стоимости активов либо
ошибочное списание расходов, подлежащих
включению в стоимость активов, на счета
учете.
Примерами преднамеренного искажения
данных бухгалтерской отчетности в отношении
указанных расходов могут служить:
- намеренное занижение расходов путем
пропуска сумм;
- намеренное завышение расходов путем
искажения сумм или неправильного отнесения
расходов к тому или иному периоду;
- неправильная классификация расходов
для обеспечения выполнения или завышения
запланированных показателей результатов
деятельности;
- намеренное завышение расходов для сокрытия
фактов ненадлежащего использования денежных
средств;
- оплата фиктивных расходов.
Детальная проверка операций требует
использования следующих процедур:
- сверки с первичными документами (включая
правильность расчета расходов, учитываемых
при налогообложении);
- проверки правильности отнесения расходов
к тому или иному периоду;
- анализа данных, аккумулированных на
счетах учета доходов и расходов.
При аудиторской проверке сверка с первичными
документами необходима также для выявления
расходов, по которым отсутствуют необходимые
документы.
2.
2.1 Оценка систем бухгалтерского
учета и внутреннего контроля
по учету абсолютных
Масштаб и особенности систем учета и внутреннего контроля, а также степень их формализации должны соответствовать размерам экономического субъекта и особенностям его деятельности. Аудитор в ходе аудиторской проверки обязан в достаточной мере убедиться в том, что система бухгалтерского учета достоверно отражает хозяйственную часть проверяемого экономического субъекта. Особенности системы внутреннего контроля могут способствовать формированию такой убежденности.
Оценка СВК экономического субъекта
предусматривает следующие
- общее знакомство с СВК;
- первичная оценка надежности СВК;
- подтверждение достоверности оценки СВК (аудиторские организации могут принять решение об использовании большего количества этапов оценки СВК и проводить оценку более детально и тщательно, чем предписывается в данном разделе).
Основные требования, предъявляемые к изучению и оценке аудитором систем бухгалтерского учёта и внутреннего контроля сформулированы в правиле (стандарте) N 8 "Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности".
Система внутреннего контроля - процесс, организованный и осуществляемый представителями собственника, руководством, а также другими сотрудниками аудируемого лица, для того чтобы обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения надежности финансовой (бухгалтерской) отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций и соответствия деятельности аудируемого лица нормативным правовым актам. Это означает, что организация системы внутреннего контроля и ее функционирование направлены на устранение каких-либо рисков хозяйственной деятельности, которые угрожают достижению любой из этих целей.
Система внутреннего контроля включает следующие элементы:
- контрольная среда;
- процесс оценки рисков аудируемым лицом;
- информационная система, в том числе связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности;
- контрольные действия;
- мониторинг средств контроля.
Контрольная среда включает позицию, осведомленность и действия представителей собственника и руководства относительно системы внутреннего контроля аудируемого лица, а также понимание значения такой системы для деятельности аудируемого лица. Контрольная среда аудируемого лица оказывает влияние на сознательность сотрудников в отношении контроля. Она является основой для эффективной системы внутреннего контроля, обеспечивающей поддержание дисциплины и порядка.
Оценка рисков аудируемым лицом - процесс выявления и, по возможности, устранения рисков хозяйственной деятельности, а также их возможных последствий. Для целей финансовой (бухгалтерской) отчетности важен вопрос, каким образом в процессе оценки рисков аудируемым лицом руководство выявляет риски, имеющие отношение к финансовой (бухгалтерской) отчетности, определяет их значение, оценивает вероятность их возникновения и принимает решение относительно того, как управлять ими.
Контрольные действия включают политику и процедуры, которые помогают удостовериться, что распоряжения руководства выполняются, например, что необходимые меры предприняты в отношении рисков, которые могут препятствовать достижению целей аудируемого лица. Контрольные действия, осуществляемые вручную или с применением информационных систем, имеют различные цели и применяются на различных организационных и функциональных уровнях.
Мониторинг средств контроля включает наблюдение за тем, функционируют ли они и были ли они изменены надлежащим образом в случае необходимости, и может включать такие мероприятия, как наблюдение руководства за тем, своевременно ли подготавливаются выверки расчетов с банками, оценка внутренними аудиторами соответствия действий персонала, занимающегося продажами, политике аудируемого лица в отношении определенных условий договоров с покупателями, осуществление надзора за соответствием действий персонала политике аудируемого лица в области этики или деловой практики.
Таким образом,
в начале своей работы
В качестве объекта исследования в курсовой работе будет изучено ОАО «Муромский хлебокомбинат». На сегодняшний день ОАО «Муромский хлебокомбинат» занимается выпуском хлеба и хлебобулочных изделий, кондитерских, макаронных изделий.
Общие сведения о ОАО «Муромский хлебокомбинат» полученные при ознакомлении аудитором с его деятельностью, отражены в таблице. Для составления документа использовалась Учетная политика ОАО «Муромский хлебокомбинат»
Общие сведения о ОАО «Муромский хлебокомбинат»
Показатели |
Содержание |
1 |
2 |
|
Открытое акционерное общество "Муромский хлебокомбинат" |
|
602254 Россия, Владимирская обл., г. Муром, Куйбышева 1а |
|
Г.А.Соколов |
|
Е.Ю.Николаева |
|
Открытое акционерное общество |
|
Нет |
|
Оптовая и розничная торговля хлебобулочными изделиями |
|
Выпуск хлеба и хлебобулочных изделий, кондитерских, макаронных изделий. |
|
99079 т.р. |
|
29911 т.р. |
|
8543т.р. |
|
31435т.р. |
|
7442 т.р. |
|
Журнально-ордерная форма с применением систем программирования |
|
СБИС++ |
|
Метод начисления |
Организация ежемесячно
формирует и оформляет в
- регистры учета
прямых расходов, приходящихся на
НЗП, остатки на складе
На предприятии организована система исчисления налоговой базы при расчете налога на прибыль, которая определяется на основе порядка группировки и отражения объектов и хозяйственных операций одновременно и в бухгалтерском и налоговом учете организации.
В работе рассматривается аудит формирования финансовых результатов и не затрагивается аспект их распределения и использования.
В связи с необходимостью достоверного отражения имущественного положения и финансовых результатов деятельности, обеспечения требования рациональности учета, организация ведет бухгалтерский учет в соответствии с правилами бухгалтерского учета, определяя доходы и расходы в бухгалтерском учете методом начисления.
В случаях отступления
от правил бухгалтерского учета организация
раскрывает такие факты в пояснительной
записке к бухгалтерской
После изучения основных особенностей ОАО «Муромский хлебокомбинат», учета хозяйственных операций в соответствии с Учетной политикой, можем приступить непосредственно к оценке системы внутреннего контроля.
Чтобы описать СВК и таким образом установить ее запланированную структуру и состояние, аудитор использует в своей работе:
1) сбор информации. Аудитор собирает все относящиеся к данному объекту проверки материалы: диаграммы, указания, инструкции, описания и т.д. Обычно он высылает клиенту список необходимых документов до начала проведения проверки, что помогает намного сократить время, а значит, и расходы на проверку;
2) вопросные листы. Применение вопросных листов - один из наиболее распространенных приемов в деятельности аудитора. С помощью заранее заготовленных вопросов он может получить от клиента более детальную информацию относительно организации и действия внутренних проверок. Вопросные листы могут разрабатываться в закрытой (ответы «да», «нет») или в открытой (описание ответа) формах. Преимущество закрытой формы состоит в том, что аудитор получает конкретный ответ на поставленный вопрос и не оставляет клиенту возможности уйти от ответа. С другой стороны, давая открытые ответы, клиент может затронуть аспекты, упущенные аудитором. Для того чтобы использовать преимущества обоих видов ответов, в вопросных листах планируется одновременное их получение («ответьте «да» или «нет»; «если ваш ответ отрицательный, то приведите его обоснование»).
3) диаграммы и описание рабочих процессов. Аудитор самостоятельно составляет диаграммы и описывает рабочие процессы, предусмотренные контрольной деятельностью. Чаще всего они отличаются от подобных документов, составленных клиентом, так как преследуют различные цели: в первом случае это внешняя аудиторская проверка, а во втором - внутренняя организация хозяйственной деятельности предприятия.
В данной работе для оценки СВК ОАО «Муромский хлебокомбинат»
мы будем использовать тест-вопросник закрытой формы .
Тест - вопросник для проведения аудита финансовых результатов деятельности ОАО «Муромский хлебокомбинат»
№ п/п |
Вопрос |
Ответ |
Примечания | |
Да |
Нет | |||
(1) |
(2) |
(3) |
(4) |
(5) |
Существует ли организационный план и список сотрудников отделов? |
Х |
|||
Имеется ли описание и четкое разделение функций каждого сотрудника в форме инструкции и указаний? |
Х |
|||
Существует ли перечень лиц, имеющих право подписи денежных и расчетных документов, финансовых и кредитных обязательств, а также счетов-фактур? |
Х |
Перечень зафиксирован в учетной политике | ||
Существует ли на предприятии отдел внутренней ревизии? |
Х |
|||
Разработан ли план проведения специальных внутренних проверок? |
Х |
|||
Используются ли в бухгалтерском учете компьютерные программы |
Х |
Бухгалтерский учет ведется по журнально-ордерной форме с применением бухгалтерской программы СБИС++ | ||
Проводится ли контроль правильности оформления документов (накладных, счетов-фактур)? |
Х |
Гл. бухгалтер | ||
Сравниваются ли данные аналитического и синтетического учета? |
Х |
|||
Есть ли гарантия того,
что все проводки делаются только
на основании первичных |
Х |
|||
Проводятся ли организацией акты-сверки с другими организациями и сверки с подотчетными лицами? |
Х |
|||
Происходит ли исправление ошибочных проводок? |
Х |
|||
Информированы ли сотрудники о порядке передачи и приемки дел во время их замены (отпуск, болезнь и т.д.) |
Х |
|||
Проводится ли проверка правильности отнесения расходов на затраты? |
Х |
|||
Возможно ли отгрузка
продукции при наличии |
Х |
|||
Возможно ли неправильное начисление задолженностей (задолженности образуются, но не регистрируются)? |
Х |
|||
Все ли внереализационные доходы, производимые организацией (за исключением поименованных в ст.251 НК РФ), включены при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль? |
Х |
|||
Соблюдаются ли организацией принципы определения цены товаров, работ, услуг для целей налогообложения в соответствии со ст.40 НК РФ? |
Х |
|||
Возможна ли неправильная запись уплаты налогов? |
Х |
|||
Разделяется ли ведение бухгалтерского и налогового учетов? |
Х |
|||
В полном ли объеме за отчетный период отражаются все хозяйственные операции по формированию себестоимости, доходов и расходов, учету финансовых результатов? |
Х |
|||
Проводится ли независимое сопоставление журналов-ордеров и перенесение итогов в Главную книгу? |
Х |
Проверку проводит главный бухгалтер | ||
Посредством использования технических средств при работе руководства и главного бухгалтера предприятия достигается: а) ограничение доступа к совершению операций; б) конфиденциальность применяемых кодов и паролей; в) невозможность использования аналога собственноручной подписи на документах другими лицами; г) применение программного
обеспечения, позволяющего своевременно
устранять попытки |
Х Х
Х
|
Х |