Оценка стоимости предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе будут рассмотрены различные методы оценки бизнеса и с помощью трех подходов оценки стоимости бизнеса будет проанализирована и подсчитана стоимость действующего предприятия, а также будут предложены мероприятия по максимизации стоимости этого предприятия.

Содержание

Введение
1. Оценка стоимости предприятия
1.1 Цели и задачи оценки стоимости предприятия
1.2 Факторы, влияющие на стоимость предприятия
1.3 Стандарты стоимости
2. Основные подходы и методы оценки стоимости предприятия
2.1 Доходный подход
2.2 Затратный подход
2.3 Сравнительный подход
3. Оценка стоимости предприятия на примере ОАО «Газпром»
3.1 Краткая характеристика предприятия
3.2 Расчет стоимости с помощью доходного подхода
3.3 Расчет стоимости с помощью затратного подхода
3.4 Расчет стоимости с помощью сравнительного подхода
3.5 Мероприятия по повышению стоимости
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А
Приложение Б

Вложенные файлы: 1 файл

оценка.docx

— 85.94 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

 

1. Оценка стоимости предприятия

 

1.1 Цели и задачи оценки  стоимости предприятия

 

1.2 Факторы, влияющие на  стоимость предприятия

 

1.3 Стандарты стоимости

 

2. Основные подходы и  методы оценки стоимости предприятия

 

2.1 Доходный подход

 

2.2 Затратный подход

 

2.3 Сравнительный подход

 

3. Оценка стоимости предприятия на примере ОАО «Газпром»

 

3.1 Краткая характеристика предприятия

 

3.2 Расчет стоимости с помощью доходного подхода

 

3.3 Расчет стоимости с помощью затратного подхода

 

3.4 Расчет стоимости с помощью сравнительного подхода

 

3.5 Мероприятия по повышению  стоимости

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

Приложение А

 

Приложение Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Управление стоимостью —  это интегрирующий процесс, направленный на качественное улучшение стратегических и оперативных решений на всех уровнях организации за счет концентрации общих усилий на ключевых факторах стоимости. Тем сам, управление стоимостью компании ставит перед всеми работниками, от управляющих высшего звена до рабочих, одну общую цель – непрерывный рост стоимости компании.

Определение рыночной стоимости  предприятия способствует его подготовке к борьбе за выживание на конкурентном рынке, дает реалистичное представление  о потенциальных возможностях предприятия. Процесс оценки бизнеса предприятий  служит основанием для выработки  ее стратегий. Он выявляет альтернативные подходы и определяет, какой из них обеспечит компании максимальную эффективность, а, следовательно, и  более высокую рыночную цену.

Оценка бизнеса включает в себя углубленный финансовый, организационный  и технологический анализ текущей  деятельности и перспектив оцениваемого предприятия.

Цель управления любой  компании подразумевает преумножение капитала, вложенного в нее собственниками. Мерой этого является создание новой  увеличивающейся стоимости, для  анализа и определения которой  существуют специальные подходы  и методы оценки бизнеса.

В данной курсовой работе будут рассмотрены различные методы оценки бизнеса и с помощью трех подходов оценки стоимости бизнеса будет проанализирована и подсчитана стоимость действующего предприятия, а также будут предложены мероприятия по максимизации стоимости этого предприятия.

 

 

 

1 Оценка стоимости  предприятия

 

    1. Цели и задачи оценки стоимости предприятия

 

С развитием рыночной экономики  в России появилась возможность  вложить свои средства в бизнес, купить и продать его, т.е. бизнес стал товаром и объектом оценки. Оценка стоимости необходима при  акционировании, реорганизации, развитии предприятий, использовании ипотечного кредитования, участии в деятельности фондового рынка.

Оценка предприятия - это  определение в денежном выражении  стоимости предприятия, учитывающей  его полезность и затраты, связанные  с получением этой полезности.

Объектом оценки является любая собственность, т.е. любое имущество  в совокупности с пакетом связанных  с ним прав.

Объектами оценки могут быть [2, стр. 22]:

  1. Отдельные материальные объекты (вещи);
  2. Совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);
  3. Право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества права требования, обязательства (долги);
  4. Работы, услуги, информация;
  5. Иные объекты гражданских прав.

При определении стоимости  бизнеса оценщик анализирует  влияющие на нее различные микро- и макроэкономические факторы.

Макроэкономические показатели характеризуют инвестиционный климат в стране, содержат информацию о  том, повлияет ли и как именно на деятельность предприятия изменение  макроэкономической ситуации.

Факторы макроэкономического  риска образуют систематический  риск, возникающий из внешних событий, и не могут быть устранены диверсификацией  в рамках национальной экономики.

Стоимость предприятия, действующего в условиях высокого риска, ниже, чем  стоимость аналогичного предприятия, функционирование которого связано  с меньшим риском. Обычно более  высокий доход характеризуется  большей степенью риска.

Бизнес имеет стоимость, если может быть полезен реальному  или потенциальному собственнику. Полезность для каждого потребителя индивидуальна. Полезность бизнеса - это его способность  приносить доход в конкретном месте и в течение данного  периода. Чем больше полезность, тем  выше величина оценочной стоимости [5, стр. 18].

Инвестирование и возврат  капитала могут быть отделены значительным промежутком времени, поэтому существенно  влияет на стоимость информация о  том, как быстро и как много  дохода от предприятия собственник  будет получать с учетом рисков. Если инвестор анализирует поток  дохода, то максимальная цена определяется посредством изучения других потоков  доходов с аналогичным уровнем  риска и качества.

При этом замещающий объект необязательно должен быть точной копией, но должен быть похож на оцениваемый  объект, и собственник рассматривает  его как желаемый заменитель. Получение  дохода собственником возможно от операционной деятельности и от продажи объекта, поэтому на рынке выше будет стоимость  тех активов, которые могут быть быстро обращены в деньги с минимальным  риском потери части стоимости. Отсюда можно сделать вывод, что стоимость закрытых акционерных обществ должна быть ниже стоимости аналогичных открытых. Бизнес может иметь ограничения (ограничение цен на продукцию предприятия государством, экологические ограничения и т.п.). Стоимость такого бизнеса будет ниже, чем в случае отсутствия ограничений [1, стр. 25].

Результаты оценки оказывают  влияние на многие стороны деятельности предприятия, так же как и финансовое состояние предприятия во многом обусловливает цели и задачи оценки.

 

    1. Факторы, влияющие на стоимость предприятия

 

Выделяют две группы факторов, влияющих на стоимость компании [9, стр. 21]:

  1. Базовые факторы (формируют оценочную стоимость любых объектов собственности):
  • Спрос. На спрос влияют предпочтения покупателей, которые зависят от доходов, приносимых бизнесом, от времени получения этих доходов, от сопряженных с этим рисков, от степени контроля и возможности перепродажи бизнеса. Верхняя граница цены спроса определяется текущей стоимостью приносимых бизнесом в будущем денежных потоков. Минимальная стоимость бизнеса может быть определена затратами па его создание.
  • Соотношение спроса и предложения. Спрос на предприятия наряду с полезностью зависит от платежеспособности потенциальных инвесторов и покупателей, покупательной способности и стоимости денег, степени доступности кредитов, наличия альтернативных возможностей инвестиций с аналогичным уровнем риска и доходности. Кроме того, на спрос влияют макроэкономические и социально-политические факторы, в том числе политическая и экономическая стабильность.
  • Доход. Доход, получаемый собственником объекта, зависит от сферы и характера бизнеса, а также от возможности получения прибыли от продажи объекта после использования. Рост доходов, приносимых компанией собственнику, приводит к увеличению стоимости бизнеса.
  • Время. Для формирования стоимости компании большое значение имеет время получения дохода. Более позднее время получения доходов уменьшает стоимость бизнеса, определяемую на конкретную дату.
  • Риск. Величина стоимости зависит от риска недополучения запланированных доходов. Увеличение рисков неизбежно приводит к уменьшению стоимости бизнеса.
  • Степень контроля над компанией. Стоимость бизнеса или его части (пакета акций) растет при увеличении степени контроля над компанией, которую получает собственник. Поэтому условная стоимость акции из контрольного пакета всегда превышает стоимость акции из неконтрольного.
  • Степень ликвидности. Является одним из важнейших факторов, влияющих при оценке на стоимость бизнеса компании или се имущества. Чем меньшее время требуется для превращения активов в деньги с минимальной потерей стоимости, тем больше рынок готов заплатить за эти активы. Теоретически считается, что именно в связи с этим стоимость открытых акционерных обществ (и их акций) выше аналогичных закрытых. В отечественных условиях это утверждение не всегда соответствует истине.
  1. Временные факторы (оказывают значительное влияние на стоимость компании):
  • Объем реализации;
  • Затраты на производство и реализацию продукции;
  • Структура затрат (соотношение постоянных и переменных затрат);
  • Маржинальный доход;
  • Величина чистого оборотного капитала;
  • Стоимость внеоборотных активов;
  • Структура капитала компании;
  • Стоимость капитала компании (в том числе и стоимость обслуживания долга).

Осуществляя воздействие на эти  факторы, компания может в соответствии с выбранными стратегиями (операционными, инвестиционными и финансовыми) максимально увеличить денежный поток, следовательно, и стоимость  бизнеса компании.

 

    1. Стандарты стоимости

 

Разумное обсуждение методов оценки невозможно без привязки к какому-либо общепризнанному определению стоимости. Предположим что причина, побудившая оценку и цель оценки нам известна, и становится вопрос выбора искомого вида стоимости. Чтобы разобрать  эту процедуру вспомним, что рынок  платит только за те активы, которые  приносят ему доход от их использования [9, стр. 23].

Для выбора адекватного стандарта  стоимости бизнеса такой основной признак - источник формирования дохода. Всего выделяется два источника  формирования дохода при использовании  предприятия:

  • Доход от деятельности предприятия,
  • Доход от распродажи активов предприятия.

Соответственно этому выделяется два вида стоимости:

  • Стоимость действующего предприятия. Это стоимость, отражающая первый источник дохода, предполагает, что предприятие продолжает действовать и приносить прибыль.
  • Стоимость предприятия по активам. Это стоимость, отражающая второй источник дохода, предполагает, что предприятие будет расформировано или ликвидировано, т.е. предприятие оценивается поэлементно.

Наиболее часто применяемые  виды (стандарты) стоимости отражающие источники образования дохода следующие:

  1. Рыночная стоимость объекта – наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, т.е. когда:
  • Одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
  • Стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
  • Объект оценки представлен на открытый рынок в форме публичной оферты;
  • Цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
  • Платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Этот вид стоимости  применяется при решении всех вопросов, связанных с федеральными и местными налогами. Именно рыночную стоимость определяют при оценке для целей купли-продажи предприятия  или части его активов [8, стр. 42].

Рыночная стоимость является объективной, независимой от желания  отдельных участников рынка недвижимости и отражает реальные экономические  условия, складывающиеся на этом рынке.

  1. Стоимость замещения объекта оценки – сумма затрат на создание аналогичного объекту оценки в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки с учетом износа.
  2. Стоимость воспроизводства объекта оценки – сумма затрат в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки создания объекта идентичного объекту оценки с применением похожих материалов и технологий с учетом износа объекта оценки.
  3. Инвестиционная стоимость объекта – стоимость объекта оценки, определяемая исходя из его доходности для конкретного лица при заданных инвестиционных целей.
  4. Залоговая стоимость определяется в целях обеспечения кредита как стоимость актива, которую можно получить при перепродаже этого актива в случае неплатежеспособности предприятия.
  5. Ликвидационная стоимость объекта – стоимость объекта оценки, когда объект оценки должен быть продан в случае ликвидации предприятия раньше срока.

Информация о работе Оценка стоимости предприятия