Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 11:48, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть функционирование и деятельность паевых инвестиционных фондов.
Для реализации поставленной цели необходимо осуществить следующие задачи:
- дать понятие инвестиций и инвестиционной деятельности;
- рассмотреть сущность коллективных инвестиций и развитие рынка коллективных инвестиций;
- описать историю развития паевых инвестиционных фондов в России и за рубежом;
- дать характеристику паевых инвестиционных фондов;
- рассмотреть виды паевых инвестиционных фондов;
Введение…………………………………………………………………………3
1. Сущность и основы деятельности паевых инвестиционных фондов……..5
1.1 Понятие, отличительные особенности и классификация паевых инвестиционных фондов………………………………………………………..5
1.2 Законодательное регулирование деятельности паевых инвестиционных фондов……………………………………………………………………………21
2 Анализ деятельности российских паевых инвестиционных фондов………24
2.1 Развитие паевых инвестиционных фондов на современном этапе (период кризиса)…………………………………………………………………………..24
2.2 Основные субъекты инвестирования в паевые инвестиционные фонды..32
2.3 Сравнительный анализ различных инструментов инвестирования……...38
3 Проблемы повышения эффективности деятельности российских паевых инвестиционных фондов………………………………………………………..43
3.1 Развитие инструментов инвестирования паевых инвестиционных фондов……………………………………………………………………………43
Заключение……………………………………………………………………… 53
Список использованной литературы…………………
Основную массу населения можно отнести к непрофессиональным и неквалифицированным инвесторам. И потому доступные для населения механизмы коллективного инвестирования должны максимально жестко контролироваться со стороны ФСФР, а деятельность УК в этом направлении должна быть максимально регламентирована.
Потребность в столь жестком контроле продиктована необходимостью минимизировать риски непрофессиональных инвесторов на системном уровне. Основными мерами могут выступать требования к детализации инвестиционных деклараций при ужесточении перечня допустимых типов финансовых инструментов, выделение отдельного типа лицензий на право управления средствами неквалифицированных инвесторов.
Профессиональные квалифицированные инвесторы должны иметь более широкие инвестиционные возможности. Расширение спектра возможно за счет разрешения на работу с более рисковыми финансовыми инструментами. Для создания этих возможностей для квалифицированных инвесторов должен быть максимально расширен круг допустимых финансовых инструментов за счет ослабления требований законодательства к структуре и составу активов. При этом для поддержания стабильности рынка расширение перечня доступных финансовых инструментов должно сопровождаться усилением требований к системам управления рисками, а также требованиям к профессионализму риск-менеджеров в УК.
Начало разделения рынка на сегменты по критерию профессионализма уже положено. Требования к квалификации инвесторов содержатся в последней редакции закона "Об инвестиционных фондах", институт хедж-фонда появился в редакции "Положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов". Однако до формирования эффективно работающей риск-ориентированной инфраструктуры рынка еще далеко.
Развитие рынка коллективных инвестиций должно сопровождаться адекватным развитием его инфраструктуры:
· повышением качества законодательства отрасли;
· внедрением единых стандартов раскрытия информации на основе GIPS для управляющих компаний и обязательного характера применения этих стандартов;
· обязательным внедрением института риск-менеджмента в организационную структуру УК;
· повышением роли профессиональных саморегулируемых организаций (СРО), а также рейтинговых агентств в системе коллективных инвестиций;
· повышением квалификации специалистов по финансовому консультированию и появлением соответствующей дисциплины в системе высшего образования. Совершенствование законодательной базы отрасли позволит снизить риски всех участников рынка. УК должны иметь четкие правила работы на рынке, которые будут поддерживать развитие добросовестной конкуренции. Инвесторам качественное законодательство гарантирует дополнительную защиту их прав, а также снижение рисков, связанных с сотрудничеством с УК.
Внедрение стандартов GIPS в отрасли и обязательность использования единого стандарта раскрытия информации о результатах управления должны радикальным образом улучшить конкурентную среду рынка, повысить информационную прозрачность компаний, а также снизить риски инвесторов. Также применение GIPS должно оказать позитивное влияние на внутренние процессы УК, поскольку соответствие GIPS требует наличия хорошо отлаженных бизнес-процессов, а также управления активами с поправкой на риск.
Развитие индустрии управления активами и коллективных инвестиций должно сопровождаться возрастающим контролем над рисками, сопутствующими этой деятельности. Помимо законодательных ограничений должны происходить процессы по повышению культуры риск-менеджмента в среде управляющих. Эта цель должна достигаться за счет реализации комплекса мер. Во-первых, необходимо обязательное присутствие риск-менеджера в организационной структуре всех УК. Во-вторых, риск-менеджеры должны обладать высокими полномочиями с точки зрения влияния на принятие инвестиционных решений, при этом полномочия и статус должны быть официально закреплены во внутренних документах УК. Типовые регламенты, определяющие полномочия и статус риск-менеджеров, могут разрабатываться рабочей группой, объединяющей представителей рынка, СРО, регулятора, рейтинговых агентств, аудиторов и консультантов, независимых экспертов.
Требования по организации риск-менеджмента в социально значимых структурах коллективного инвестирования, в первую очередь - розничных, должны быть особенно высоки. Здесь возможен механизм, аналогичный институту "назначенного актуария" в страховании, когда риск-менеджеру будет вменяться в обязанность уведомлять регулирующий орган о систематических нарушениях положений управления рисками, либо о принятии решений без учета позиции риск-менеджера.
Повышение информационной прозрачности отрасли и конкуренции, а также рост качества предоставляемых услуг должны сопровождаться поддержкой со стороны профессиональных объединений - СРО, рейтинговых агентств как институтов независимой оценки деятельности УК. Деятельность СРО должна помогать регулятору в разработке нормативных актов, отвечающих потребностям рынка. Вторым аспектом активности СРО должна стать профессиональная сертификация участников, а также разработка кодексов этики и управления, направленных на повышение добросовестности конкуренции, качества услуг УК.
Рейтинговые агентства, являясь независимыми институтами оценки надежности и качества услуг УК, должны участвовать в создании открытой и простой практики отбора управляющих в государственных и негосударственных тендерах. При этом целесообразно введение в бизнес-практику "писем комфорта" со стороны регулирующих органов, регламентирующих процесс использования рейтинговых оценок при проведении тендеров.
Ускоренное развитие отрасли должно сопровождаться повышением уровня подготовки кадров, в первую очередь - финансовых консультантов. Основой создания профессиональных финансовых консультантов должна стать соответствующая специализация в рамках системы высшего экономического образования. Повышение профессионализма финансовых консультантов должно ускорить процесс повышения финансовой грамотности населения, и, соответственно, способствовать процессу развития всей финансовой системы страны.
В сферу деятельности компенсаторных и страховых механизмов не должны попадать рыночные риски, которые на себя принимают инвесторы. Иными словами, ни в каком случае не должен возникать элемент гарантирования доходности, а также сохранности суммы инвестиций. Рыночный риск должен целиком лежать на инвесторе, и только система риск менеджмента УК может уменьшить этот риск и, соответственно, повысить вероятность получения дохода от вложения средств. Основные риски, влияние которых на инвесторов должно нивелироваться за счет системы компенсаций - операционные риски управляющих, инфраструктурные риски, связанные с обязательствами депозитариев и спецдепозитариев, аудиторов УК, а также фидуциарные и агентские риски.
Еще два-три десятилетия назад финансовые системы развитых стран довольно точно можно было разделить на два вида: "банковские" - страны континентальной Европы, Япония и "фондовые" - Великобритания, США и другие англосаксонские страны. Один из показателей относительной роли рынка акций - "капитализация-ВВП". В англосаксонских странах он заметно превышает 100%, в то время как в Италии, Германии, Франции и Японии в 2004 году он составлял не более 80%. Об относительной роли рынка акций говорит и показатель "эмиссия акций-валовые инвестиции". В странах с финансовыми рынками, близкими к англо-саксонской модели, он был выше в среднем в два - три раза.
Таблица 3.1 Сравнительные характеристики континентальной и англо саксонской моделей финансового рынка
| |||
Критерии | Континентальная модель | Англосаксонская модель |
|
Отношение капитализации к ВВП | 80-100% | 150-180% |
|
Отношение активов банков к ВВП | 50-100% | 150-300% |
|
Система права | Нормативная | Прецедентная |
|
Основные финансовые посредники | Банки | Небанковские организации: УК, инвестиционные компании, брокерские компании и т. д. |
|
Количество владельцев акций | 40-60% населения | 50-70% населения |
|
Роль государства | Активное государственное регулирование экономики | Либеральное регулирование экономики. Значительная роль профессиональных объединений и саморегулируемых организаций (СРО) |
|
Подход к регулированию | Наличие одного глобального регулятора. Государственное регулирование осуществляется главным образом на основе нормативно-правовых актов | Наличие отдельного регулятора для каждого рынка. Значительная роль саморегулируемых организаций (СРО) и профессиональных объединений |
|
|
|
|
|
Источник: «Эксперт РА», СМИ
По основным характеристикам финансовую систему РФ можно классифицировать скорее как континентальную, нежели чем англосаксонскую, и потому наиболее логичным ориентиром для определения целей развития рынка инвестиционных фондов в России могут служить немецкий и японский рынки коллективного инвестирования. Это страны с доминированием банковской системы в экономике, умеренным весом систем коллективного инвестирования в ВВП и при этом значительной финансовой мощью инвестиционных фондов, с точки зрения аккумулированных активов.
К 2020 году российский рынок коллективных инвестиций должен значительно повысить свой вес по отношению к ВВП страны, а также являться важнейшим инфраструктурным звеном в финансовой системе РФ. Принимая во внимание характер развития российского финансового рынка с доминированием банков, система коллективных инвестиций должна являться второй по значимости с позиции аккумулирования средств и вовлечения их в финансовый оборот.
По базовым качественным характеристикам рынок должен догнать развитые экономики с континентальным типом организации национальных финансовых систем и доминированием банковских структур, а по количественным параметрам - войти в число 5-7 крупнейших национальных финансовых рынков. Совокупно целевые показатели развития сегмента коллективных инвестиций как части финансовой системы РФ можно представить следующим образом:
Таблица 3.2 Сводные целевые показатели российского рынка коллективных инвестиций до 2020 года
| 2009 год | 2020 год |
|
Активы инвестиционных фондов | 16 млрд долл | 550 млрд долл |
|
Объем активов инвестфондов на душу населения | 112 долл | 4 000 долл |
|
Отношение активов инвестфондов к ВВП | 1,6% | 10,58% |
|
Капитализация фондового рынка | 1,1 трлн долл | 5 трлн долл |
|
Отношение активов инвестфондов к капитализации рынка | 1% | 11% |
|
|
|
|
|
Таблица 3.3 Дополнительные целевые индикаторы российского рынка коллективных инвестиций в 2020 году
Параметры | Цель - 2020 |
|
Количество частных инвесторов | 20 млн человек |
|
Количество инвестиционных фондов | 2500 |
|
Средний размер фонда | 220 млн долларов |
|
Количество УК | 1000 |
|
Средний временной горизонт инвестиционных вложений физических лиц | 5 лет |
|
Средний временной горизонт инвестиционных вложений корпоративных клиентов УК | 3 года |
|
|
|
|
Источник: расчеты "Эксперта РА
Достижение подобных целей требует поддержания высокого среднего темпа роста активов отрасли - на уровне 25-30% в год. Соответственно, в ближайшие годы мы ожидаем опережающие темпы роста - до 60-70% в год, с замедлением до 10-15% в год по мере укрупнения и становления рынка. Здесь следует отметить, что основной "прорыв" должен произойти уже в ближайшие годы, именно в 2012 году рынок должен находиться в фазе агрессивного роста, и именно этот рост станет залогом успеха и возможности дальнейшего устойчивого развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проведённого исследования можно сделать следующие выводы:
1. Инвестировать средства можно в реальные активы либо в финансовые активы (ценные бумаги) на первичном или вторичном рынках.
2. Паевой инвестиционный фонд - обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителями доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией.
Информация о работе Паевые инвестиционные фонды на рынке ценных бумаг