Перспективы развития бухгалтерского учета в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 13:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучить перспективы развития бухгалтерского учета.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить и проанализировать литературу по исследуемой теме.
2. Выявить цель и основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности.
3. Рассмотреть этапы развития бухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной перспективе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Бухгалтерский учет в период перехода экономики России к рыночным отношениям. Современное состояние бухгалтерского учета………………………..5
1.2 Создание инфраструктуры МСФО и основные проблемы перехода на нее. …..7
1.3 Усиление контроля качества бухгалтерской отчетности………………………..12
1.4 Подготовка и повышение квалификации кадров………………………………..14
2. СОСТАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Исходные данные для составления баланса. Состав имущества организации, источников его образования по состоянию на 28 февраля 2012 г. И журнал хозяйственных операций за март 2012 г.
2.2 Подбор и обработка счетов и субсчетов графическим способом
2.3 Составление оборотной ведомости по синтетическим счетам за март 2012 года и баланса по состоянию на 31 марта 2012 года
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А. Российские положения по бухгалтерскому учету, разработанные в качестве аналога Международным стандартам бухгалтерской отчетности.
Приложение Б. Достоинства и недостатки методов получения отчетности по МСФО.
Приложение В. Баланс по состоянию на 31 марта 2012г. ООО «Силуэт»

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа1111.docx

— 963.45 Кб (Скачать файл)

Официальным началом процесса реформирования учета следует считать принятие Государственной программы перехода РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, утв. Пост. Верховного Совета РФ от 23.10.1992 № 3708-1.  

В 1994 году Методологическим Советом  по бухгалтерскому учету при Минфине  России была одобрена Программа реформирования системы бухгалтерского учета, в  соответствии с которой переход  на МСФО, должен был осуществиться  до 2000 года. В рамках этой программы  были приняты ряд положений по бухгалтерскому учету (ПБУ 1, 2, 3, 4), Федеральный  закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском  учете". В ходе осуществления основных мероприятий Программы реформирования в 1997 г. была разработана Концепция  бухгалтерского учета в рыночной экономике России. 
Данная Концепция является основой построения системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. В развитие Концепции Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 г. № 283 утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Данная Программа определяет цель реформирования системы бухгалтерского учета — приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. 
За период действия Программы перехода на МСФО в российском законодательстве появились такие Положения по ведению бухгалтерского учета, как: "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" (ПБУ 18/02), "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008), "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2010),  
Существенно изменены: ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда", ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте", ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов", ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы", ПБУ 12/2010 "Информация по сегментам", ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам", ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации". 

Таким образом, на сегодняшний день, уже существуют положения по бухгалтерскому учету, разработанные на основе МСФО и приближенные к их содержанию. Некоторые из них приведены в  «Приложении А». 

В конце 1990-х — начале 2000-х гг. в области бухгалтерского учета  и отчетности в Российской Федерации  произошли значительные изменения, во многом предопределенные Программой реформирования бухгалтерского учета. В целях установления приоритетных направлений развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную  перспективу была одобрена Концепция  развития бухгалтерского учета и  отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу .Концепция развития бухгалтерского учета на среднесрочную перспективу определяет, что развитие бухгалтерского учета и отчетности необходимо осуществлять по следующим основным направлениям: 
1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности; 
2) создание инфраструктуры применения МСФО; 
3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности; 
4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности; 
5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности. 

Концепцией определены этапы развития бухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной перспективе. В  период с 2004 по 2010 гг. предполагались следующие  этапы реализации данной Концепции: 
2004—2007 гг. Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов, кроме тех, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам. Утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО. 

2008—2010 гг. Обязательный перевод  на МСФО консолидированной финансовой  отчетности других хозяйствующих  субъектов, включая общественно  значимые, ценные бумаги которых  обращаются на фондовых рынках  других стран и которые составляют  такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам.  

Однако к настоящему времени  основные положения, заложенные в Концепции, не выполнены. Причиной этому является наличие факторов, препятствующих массовому  переходу на международные стандарты  финансовой отчетности. 
В России начиная с 2010 г. процесс реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности значительно активизировался. Наиболее важные шаги на пути сближения с МСФО следующие: 
1) принят Федеральный закон от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности"; 
2) принято Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 N 107 "Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации"; 
4) Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н утверждены новые формы бухгалтерской отчетности; 
5) Приказом Минфина России от 02.02.2011 N 11н утверждено новое ПБУ "Отчет о движении денежных средств"

Следует учитывать, что при переходе на международные стандарты финансовой отчетности последствия могут стать  для компании как положительные, так и отрицательные. В качестве положительных аспектов можно отметить: 
• Повышение прозрачности информации; 
• Повышение информативности отчетности; 
• Улучшение сопоставимости показателей; 
• Увеличение возможности для анализа деятельности компании. 
И как следствие всему вышесказанному переход на МСФО облегчает доступ к международным рынкам капитала. 
В то же время предусмотренные Концепцией меры широкого применения МСФО в отечественной практике предусматривалось реализовать до 2010 г. Однако к настоящему времени основные положения, заложенные в Концепции, не выполнены. Почему же Россия никак не может перейти на МСФО? Почему в который раз нарушается исполнение программного документа? 
Это связано с наличием факторов, которые препятствуют массовому переходу на международные стандарты финансовой отчетности. К ним можно отнести: 
1. Наличие различий в российских стандартах бухгалтерского учета и международных стандартах финансовой отчетности; 
2. Нехватка квалифицированного персонала; 
3. Сопротивление руководства компании отражению полной и прозрачной информации в финансовой отчетности; 
4. Высокие затраты; 
5. Противоречивость российского законодательства; 
6. Трудности перевода МСФО на русский язык. 
Рассмотрим подробнее различия российских стандартов бухгалтерского учета и международных стандартах финансовой отчетности. 
Перечень действующих различий между требованиями МСФО и РПБУ, при кажущихся похожих формулировках, колоссален.  

Так, финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, готовится  главным образом для действительных и потенциальных инвесторов и  финансовых институтов. Финансовой отчетностью, составленной в соответствии в РПБУ, пользуются фискальные органы, органы государственного управления и статистики. Эти группы пользователей имеют  различные интересы и различные  потребности в информации, поэтому  принципы, лежащие в основе составления  финансовой отчетности, исторически  развивались в различных направлениях. 

Основные отличительные черты  РПБУ и МСФО следующие: 
1. Отчетная дата отчетности по МСФО не привязана к окончанию календарного года. Главное, чтобы дата окончания отчетного периода или период, охватываемый финансовой отчетностью или примечаниями, повторялись от одной отчетности к другой.  

2. Российские правила учета в  большей степени, чем МСФО, ориентированы  на юридическую форму, технические  процедуры учета и строгие  требования к документации и  в меньшей степени - на экономическое содержание операций. 

3. В РСБУ важная роль отведена  Плану счетов бухгалтерского  учета и корреспонденции счетов. Фактически это определяет методологию  российского учета. Стандарты  МСФО в принципе не содержат  упоминания о бухгалтерских счетах, поскольку ориентированы на результат  работы финансовых служб - бухгалтерскую  (финансовую) отчетность. МСФО уходит от конкретных бухгалтерских счетов, используя для иллюстрации корреспонденций названия элементов отчетности (активы, обязательства, капитал, доходы, расходы) или характер доходов или расходов (амортизация, себестоимость, финансовые доходы, финансовые расходы и т.д.). 

4. Одно из основополагающих допущений  МСФО предписывает следовать  концепции соотнесения, согласно  которой затраты отражаются в  том же периоде, что и соответствующие  доходы, а в российской системе  учета затраты отражаются не  раньше того, как будет выполнены  определенные требования в отношении  документации. 

5. В МСФО в отличие от РСБУ  не допускается возможность признания  доходов и, соответственно, расходов  по кассовому методу. РСБУ допускает  применение кассового метода  признания доходов и расходов  в отношении отдельных категорий  организаций. 
Вышеизложенные различия можно назвать различиями в принципиальных подходах к учету. 

1.3 Усиление контроля качества бухгалтерской  отчетности 

 

Как показывает отечественная и мировая практика, важнейшим элементом обеспечения  качества бухгалтерской отчетности является действенный контроль качества.

Основой системы  контроля должен быть институт аудита как форма независимой проверки бухгалтерской отчетности хозяйствующих  субъектов лицами, обладающими необходимой  квалификацией и наделенными  соответствующими полномочиями. В этом отношении институт аудита становится одним из основных инструментов развития бухгалтерского учета и отчетности.

 Предпосылками  действенности аудита бухгалтерской  отчетности являются:

а) качественные стандарты аудиторской деятельности, соответствующие Международным  стандартам аудита;

 

б) четкие правила  независимости аудиторских организаций  и аудиторов;

 

в) непреложное  следование аудиторских организаций  и аудиторов Кодексу 

профессиональной  этики;

 

г) единые квалификационные требования к аудиторам независимо от того, в какой отрасли или  сфере экономики они ведут  деятельность;

 

д) высокий  квалификационный уровень (в том  числе в области МСФО) аудиторов, обеспечиваемый системой аттестации и  повышения квалификации, включая  квалификационный экзамен;

 

е) контроль качества работы аудиторских организаций  и аудиторов со стороны, прежде всего, профессиональных общественных объединений;

 

ж) эффективная  система государственно-общественного  надзора за аудиторскими организациями  и аудиторами.

 

Наряду с  аудитом, система контроля качества бухгалтерской отчетности предполагает соответствующую надзорную деятельность уполномоченных государственных органов. Основной задачей их является обеспечение  гарантированного доступа к качественной бухгалтерской отчетности заинтересованным пользователям. С этой целью государственные  органы должны контролировать, насколько  хозяйствующие субъекты своевременно и полно раскрывают бухгалтерскую  отчетность, а также в какой  степени информация в публичной  бухгалтерской отчетности соответствует  принятым стандартам.

Система контроля качества бухгалтерской отчетности должна также включать комплекс мер  финансовой, административной и уголовной  ответственности хозяйствующих  субъектов и их руководителей.

Немалое значение для качества бухгалтерской отчетности имеет система корпоративного управления (поведения) хозяйствующих субъектов, соответствующая передовому мировому опыту в этой области.

 

1.4 Подготовка и повышение квалификации кадров

 

Развитие  бухгалтерского учета и отчетности невозможно без совершенствования  бухгалтерского образования. С одной  стороны, задача заключается в подготовке достаточного количества квалифицированных  бухгалтеров и аудиторов, понимающих концепции и конкретные правила  формирования информации в бухгалтерском  учете и отчетности, владеющих  современными навыками ведения бухгалтерского учета, подготовки и аудита бухгалтерской  отчетности. С другой стороны, качественная система бухгалтерского учета и  отчетности предполагает наличие достаточного числа пользователей, нуждающихся  в информации, формируемой в бухгалтерском  учете и отчетности, имеющих потребность  и навыки ее использования при  принятии экономических решений, в  частности, определении направлений  инвестирования капитала и анализе  рисков, связанных с этим. Наличие  заинтересованных пользователей является одной из важнейших предпосылок  развития бухгалтерского учета и  отчетности.

При определении  содержания процесса подготовки и повышения  квалификации кадров в рассматриваемой  области должно быть обращено особое внимание:

а) на глубокое освоение лежащих в основе МСФО концепций  — полезности и существенности информации, приоритета экономического содержания перед юридической формой, сохранения капитала, ценности денег и др.;

 

б) на формирование навыков активного использования  информации, накапливаемой в бухгалтерском  учете, для управления хозяйствующим  субъектом и осуществления эффективного корпоративного управления;

 

в) на выработку  навыков применения таких способов обработки информации, как дисконтирование, вероятностные расчеты, математическая статистика и т.п.;

 

г) на формирование нового подхода к применению стандартов и иных нормативных правовых актов  в области бухгалтерского учета  и отчетности. Такой подход заключается  в самостоятельной постановке бухгалтерского учета и отчетности путем реализации принципов и требований, устанавливаемых  стандартами и иными нормативными правовыми актами;

 

д) на выработку  навыков профессионального суждения при квалификации, стоимостном измерении, классификации и оценке значимости (существенности) фактов хозяйственной  жизни для целей бухгалтерского учета, отчетности и аудита;

 

е) на обучение использованию финансовых показателей, сформированных по МСФО, в системе  национальных счетов;

 

ж) на формирование глубокого понимания норм профессиональной этики.

 

Итак, дальнейшее развитие бухгалтерского учета и  отчетности необходимо осуществлять по следующим основным направлениям: повышение  качества информации, формируемой в  бухгалтерском учете и отчетности; создание инфраструктуры применения МСФО; изменение системы регулирования  бухгалтерского учета и отчетности; усиление контроля качества бухгалтерской  отчетности; существенное повышение  квалификации специалистов, занятых  организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской  отчетности, а также пользователей  бухгалтерской отчетности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СОСТАВЛЕНИЕ  ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ  ОРГАНИЗАЦИИ

2.1 Исходные  данные для составления баланса.  Состав имущества организации,  источников его образования по  состоянию на 28 февраля 2012 г. И  журнал хозяйственных операций  за март 2012 г.

 

Для того, чтобы ознакомиться с системой бухгалтерского учета в современной Росии еще лучше в работе составлена бухгалтерская отчетность.

Информация о работе Перспективы развития бухгалтерского учета в Российской Федерации