Перспективы развития инвестиций в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 22:44, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование путей решения проблем привлечения и использования иностранных инвестиций в РК, учитывая сложные процессы модернизации происходящие в экономике Казахстана и связанную с этим необходимость в иностранном капитале, исходя из анализа современного инвестиционного климата. Задачами исследования стали: изучение процесса модернизации экономики и инвестиционного климата Казахстана и факторов, влияющих на него; анализ современного состояния иностранных инвестиций, т.е. изучение инвестиционной политики, проводимой государством, эффективности привлечения иностранного капитала; оценка положительных и отрицательных сторон использования финансовой поддержки иностранных инвесторов; исследование проблемы привлечения и использования иностранного капитала, исходя из этого рассмотрение путей совершенствования механизмов привлечения иностранных инвестиций и перспективы дальнейшего вливания иностранного капитала в Казахстан.

Содержание

Введение
1 Экономическая сущность и функции инвестиций
1.1 Инвестиции как экономическая категория и их роль в развитии экономики.
1. 2 Классификация инвестиций и их структура.
1.3 Структура финансовых рынков
2 Глава 2 Анализ форм участия и показатели иностранного капитала в РК
2.1 Инвестиционный климат Республики Казахстан
2.2 Анализ количественных показателей иностранных инвестиций в РК
2.3 Значение иностранных капиталовложений для РК
3 Перспективы инвестирования в РК
3.1 Государственное регулирование инвестиционной деятельности в Республике Казахстан
3.2 Стабилизация финансового рынка в условиях экономического кризиса
3.3 Совершенствование механизмов привлечения иностранных инвестиций в условиях модернизации экономики
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Перспективы развития инвестиций в РК.docx

— 117.96 Кб (Скачать файл)
  • освобождение от обложения таможенными пошлинами ввозимого для реализации инвестиционного проекта оборудования и комплектующих к нему;
  • предоставление государственных натурных грантов (в качестве государственных натурных грантов могут передаваться земельные участки, здания, сооружения, машины и оборудование, вычислительная техника, измерительные и регулирующие приборы и устройства, транспортные средства, за исключением легкового автотранспорта, производственный и хозяйственный инвентарь).

За последние годы Казахстан  существенно поменял налоговую  политику в сторону уменьшения налоговых  ставок. К примеру, сокращены корпоративный  подоходный налог с 30% до 20%, налог  на добавленную стоимость – с 13% до 12%, что является одной из самых низких в мире среди стандартных ставок этого налога, социальный налог – 11%. Дополнительно предусмотрено, что при реализации инвестиционного проекта на территории Республики Казахстан с внедрением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) налогооблагаемая база по корпоративному подоходному налогу снижается на 150% от расходов на его внедрение.

Кроме того, существующие в Казахстане тарифы на электроэнергию в 8 раз ниже, чем в странах Европы, а низкие цены на железнодорожные перевозки  могут компенсировать часть расходов инвесторов, связанных с пространственной удалённостью населённых пунктов.

Подписаны 44 международных соглашения об избежании двойного налогообложения, которые имеют превалирующую  силу над Налоговым кодексом.

В целом, данные меры по снижению налоговой  нагрузки позволят предприятиям направлять высвобожденные средства на собственное  развитие.

В Казахстане реализуется Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010 – 2014 годы, в рамках которой также созданыпривлекательные условия для инвесторов, готовых реализовывать проекты в следующих приоритетных секторах экономики:

  • нефтепереработка и инфраструктура нефтегазового сектора, горнометаллургический комплекс, атомная и химическая промышленность с последующим переходом сырьевых производств на более высокие переделы;
  • машиностроение, стройиндустрия, фармацевтика;
  • агропромышленный комплекс, лёгкая промышленность, туризм;
  • информационные и коммуникационные технологии, биотехнологии, альтернативная энергетика, космическая деятельность.

Только за первый год реализации Программы введены в эксплуатацию 152 предприятия, созданные за счёт инвестиций, в том числе иностранных. Всего  по стране создано порядка 800 различных  производств.

С целью поддержки малого и среднего бизнеса в рамках Программы реализуется «Дорожная карта бизнеса до 2020 года», которая предусматривает:

  • субсидирование затрат на уплату процентов по кредитам;
  • гарантирование кредитов;
  • поддержку по развитию производственной (индустриальной) инфраструктуры;
  • сервисную поддержку ведения бизнеса (консалтинговые услуги, юридическое и бухгалтерское обслуживание и т. д.);
  • подготовку кадров.

Также для обеспечения и развития прямого диалога с инвесторами, осуществляющими свою деятельность в Казахстане, создан Совет иностранных инвесторов при президенте Республики Казахстан. На заседаниях Совета обсуждаются актуальные вопросы развития экономики страны или её отдельных секторов, связанных с инвестиционной деятельностью и инвестиционным климатом. Рабочим органом Совета является Комитет по инвестициям Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан.

В целях информационной поддержки  инвесторов с 2010 года действует казахстанский  инвестиционный сайт www.invest.gov.kz, предоставляющий информацию по всем аспектам осуществления инвестиционной деятельности в Казахстане.

Таким образом, в Казахстане созданы  все необходимые условия для  инвесторов: либеральная рыночная экономика, благоприятный налоговый и таможенный режимы, законодательство, обеспечивающее защиту иностранных инвестиций.

Казахстан всегда открыт для новых  проектов и приветствует инвесторов, владеющих современными технологиями производства и управления. 

Инвестиционные рейтинги

В ноябре 2011 года международное рейтинговое  агентство Fitch Ratings повысило рейтинг долгосрочных обязательств Казахстана в иностранной валюте с ВВВ- до ВВВ. Рейтинг обязательств в национальной валюте повышен с ВВВ до ВВВ+. Прогноз по рейтингам – «позитивный». Fitch также повысило предельный уровень рейтингов для страны до ВВВ+ и подтвердило рейтинг краткосрочных обязательств Казахстана в иностранной валюте на уровне F3. «Позитивный» прогноз обусловлен улучшением государственного баланса в Казахстане, а также тем, что чистые иностранные активы государства обеспечивают увеличивающуюся подушку безопасности на случай шоков в сфере доходов.

Также в ноябре 2011 года международное  рейтинговое агентство Standard & Poor′s повысило долгосрочный суверенный кредитный рейтинг в иностранной валюте Казахстана до «BBB+» с «BBB», прогноз – «стабильный». Кроме того, агентство повысило краткосрочный суверенный кредитный рейтинг до «A-2» с «A-3» и подтвердило рейтинг по национальной шкале – «KzAAA». Долгосрочный и краткосрочный рейтинги в местной валюте подтверждены на уровне «BBB+» и «A-2» соответственно. Повышение рейтинга отражает мнение агентства об улучшении гибкости внешней финансовой позиции и бюджета Казахстана в результате профицита бюджета, устойчивого экономического роста при поддержке добычи нефти и цен на неё, осторожной бюджетной политики и постоянных высоких притоков прямых иностранных инвестиций. «Стабильный» прогноз отражает ожидания агентства, что высокие мировые цены на сырьё и правительственные госрасходы будут стимулировать рост и поддерживать стабильность государственного бюджета и внешней финансовой позиции.

В августе 2012 года международное рейтинговое  агентство Moody′s подтвердило кредитный рейтинг Казахстана на уровне Baa2 со «стабильным» прогнозов. Основанием для вынесения оценки стал высокий рост ВВП страны, значительное количество зарубежных инвестиций, экспорт нефти и её продуктов и низкий уровень госдолга. Экономика страны быстро оправилась после финансового кризиса, её рост за 2010–2011 год составил 7%. Вместе с тем эксперты агентства отметили уязвимость страны от экспорта нефти и сравнительную слабость банковской системы страны. Другим негативным факторам стал высокий уровень коррупции. Риск политических изменений в стране оценивается как низкий.

В международном рейтинге «Ведение бизнеса» (Doing Business), ежегодно составляемом Всемирным банком, в 2012 году Казахстан занял 47-е место среди 183 государств, поднявшись по сравнению с 2011 годы на 11 позиций вверх. Казахстан замкнул десятку лучших стран мира в категории «Защита инвесторов»

 

Запущен национальный инвестиционный сайт, в котором есть сервис на 12 языках. За год работы веб-сайта было зафиксировано свыше 95 тыс. посетителей  из 160 стран мираКазахстан ожидает притока прямых иностранных инвестиций в 2009 году, в первую очередь в разработку крупных месторождений, сказал глава Национального банка Казахстана (НБК) Григорий Марченко. 
   "Для нас ключевой вопрос - прямые иностранные инвестиции, по которым у нас показатели традиционно хорошие, и мы ожидаем вливаний в крупные проекты, типа Кашагана, Тенгиза и Карачаганака, в которые инвестиции будет продолжаться", - сказал глава НБК. 
   Прошлый год был рекордным для Казахстана по притоку прямых иностранных инвестиций, когда нетто-приток составил 14,5 миллиардов долларов, или 12% ВВП, а брутто - почти 20 миллиардов долларов, напомнил Марченко. 
   "В конце 2007 года российские эксперты полагали, что у нас будет отрицательное сальдо по текущему счету платежного баланса в 2008 году в 8-10% ВВП. Реально получилось плюс 5% из-за сильного экспорта. Что касается наших планов, то ожидается, что 10 миллиардов долларов предоставят китайцы на реализацию нескольких инвестпроектов. Кроме того, ОАЭ вложат средства в создание исламского банка и в строительство "Абу-Даби Плаза" в Астане. Российский ВЭБ открыл лимит кредитования на 3 миллиарда долларов. Инвестиции из Южной Кореи в строительство электростанции порядка 3 миллиардов долларов. Так что, в этом году в целом ситуация по притоку капитала будет позитивная", - рассказал глава НБК. 
   В 2007 году в Казахстане был зафиксирован отток портфельных инвестиций из-за того, что многие инвесторы вкладывали деньги в короткие инструменты на ожиданиях дальнейшего укрепления тенге. "В итоге все хедж-фонды как раз и убежали с августа по ноябрь 2007 года. Все, что можно было вывести, они, конечно, вывели, но портфельные инвестиции и раньше большого значения не имели, а после этого бегства вовсе перестали иметь значение", - резюмировал Марченко..

 
. Несмотря на все эти преимущества, Республика Корея пока занимает  только седьмое место в Азии  по объему иностранных инвестиций, уступая Гонконгу, Китаю, Сингапуру,  Индии, Индонезии и Таиланду. Почему  это происходит? 
 
Можно двояко ответить на этот вопрос. Во-первых, вместо того, чтобы создавать для всех потенциальных инвесторов финансовую мотивацию, Республика Корея старалась подогнать условия таким образом, чтобы они были благоприятными для предпринимателей из Америки и Европы. Во-вторых, Республике Корея необходимо превратиться в один из экономических гигантов Азии, чтобы обеспечить рост в долгосрочной перспективе. Нашей стране не удастся обогнать Китай в наращивании производства, у которого имеется преимущество как в наличии дешевой рабочей силы, так и в огромном внутреннем рынке. Республика Корея обладает преимуществом в тех отраслях производства, которые используют новые знания и технологии. Мы должны обращать еще больше внимания на их поддержку. Нужно больше усилий и средств выделять на проведение исследований и вложения в человеческий капитал.  
 
Финансовый кризис, который произошел в конце 90-х годов, заставил Республику Корея открыться для иностранных инвестиций. Многие административные барьеры были сняты, создана финансовая мотивация. Тем не менее, около половины отраслей до сих пор регулятивно ограничивают приток иностранного капитала, и это создает реальные трудности для иностранных предпринимателей. Для того, чтобы снять эти барьеры, правительство объявило новый план привлечения капиталов из-за рубежа.  
 
План, представленный руководством, состоит из двух частей. Во-первых, предусмотрены гибкие условия, чтобы каждый инвестор смог найти что-то подходящее. Во-вторых, правительство планирует улучшить поддержку инвесторов в процессе совершения вложений уже после начала работы. Представим, например, что Республика Корея хотела бы получать больше инвестиций из Китая. Для этого наше правительство могло бы модифицировать регулирование таких отраслей как туризм и отдых, так как именно там наблюдается приток китайских клиентов. Создание совместных предприятий могло бы благоприятно повлиять на сотрудничество в этой области. Для того, чтобы поддержка инвестиций работала эффективно, нужно создать службу по принципу «одного окна», в которую все иностранные инвесторы могли бы обращаться для решения своих проблем. До недавнего времени большая часть услуг по поддержке иностранных инвестиций ограничивалась приемом жалоб общего характера. Нужно создать новые каналы для решения всех возникающих проблем и повысить эффективность уже существующих услуг. Например, нужно создать условия для ускорения подачи документов, связанных с осуществлением технологического трансферта, получения налоговых льгот, или регистрации новых компаний. Кроме того, нужно активнее использовать возможности электронного правительства. В плане, предложенном руководством страны, в частности, указывается, что будет создана специальная служба, которая позаботится о решении всех проблем, с которыми сталкиваются иностранные инвесторы.

 

Все права защищены.

При использовании материалов BNews.kz в любых целях, кроме личных, гиперссылка на веб-сайт BNews.kz обязательна.

При использовании материалов BNews.kz:

- в печатных изданиях  или в иных формах на материальных  носителях - бумага, пленка и т.п., пользователь обязан в каждом  случае указывать, что источником  материалов является веб-сайт www.bnews.kz;

- в Интернете или иных  формах использования в электронном  виде, пользователь в каждом случае  использования обязан размещать  гиперссылку на главную страницу  веб-сайта BNews.kz «www.bnews.kz».

 

Резюме

1. Национальная или государственная  инвестиционная политика – это  совокупность производственных  отношений между государством  и хозяйствующими субъектами  по поводу производства, обмена, распределения, и потребления  ограниченных инвестиционных ресурсов. Формирование государственной инвестиционной  политики предполагает разработку  инвестиционной стратегии и тактики.  Они являются основными взаимосвязанными  и взаимодополняющими элементами  национальной инвестиционной политики.  
2. Под инвестиционной стратегией государства необходимо понимать систему крупномасштабных решений и намеченных направлений деятельности, последовательная реализация которых путём расходования ограниченных инвестиционных ресурсов обеспечивает достижение основных целей поставленных на определенный срок. 
3. В мировой практике различают два вида инвестиционной политики: экстенсивный и интенсивный, принципиально отличающиеся по динамике, структуре и эффективности привлечения и использования инвестиций в экономику страны. При экстенсивном типе аккумуляция и наращивание капитала происходит в основном без существенного изменения технического уровня производственных активов. Интенсивная инвестиционная политика представляет собой привлечение и использование капитала при преобладании инновационных процессов, применении новейших технологий и техники. Государственная инвестиционная политика в Республике Казахстан в целом должна развиваться по интенсивному типу. 
4. Основным направлением инвестиционной политики должно стать формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности, привлечению частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции и модернизации производительных сил.  
5. Механизм стимулирования инвесторов должен включать всю совокупность инструментов налогового, бюджетного и финансово-кредитного регулирования, способствовать увеличению финансовых средств, необходимых для инвестирования экономики, создавать условия для предпочтения вложения средств в производство, нежели расходам на коммерческо-посредническую деятельность, учитывать интересы всех уровней и экономических агентов различных форм собственности. 
6. Развитие инвестиционных процессов в Казахстане условно можно разделить на три этапа: первый – 1991-1996 годы, второй - 1997-2001 годы, третий – 2002 год и по настоящее время. 

Информация о работе Перспективы развития инвестиций в Республике Казахстан