Планирование аудиторской проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2012 в 14:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение планирования аудиторской проверки.
Объектом исследования являются организации.
Предметом исследования является практика учета, анализа и аудита финансовых результатов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………… 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ………………………………………………………. 5
1.1. Возникновение аудита………………………………………………….. 5
1.2. Понятие и виды аудита…………………………………………………. 6
1.3. Сущность аудита и аудиторской деятельности, его цели и задачи….. 9
2. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ………………………….. 13
2.1. Предварительное планирование аудиторской проверки……………... 13
2.2. Программа аудиторской проверки……………………………………... 15
2.3. Методика проведения планирования аудиторской проверки………… 16
3. МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ………………………. 21
3.1. Построение системы внутреннего контроля………………………….. 21
3.2. Проблемы автоматизации аудита……………………………………… 23
3.2.1 Совершенствование организации и проведения аудиторских проверок. 26
3.2.2. Использование данных бухгалтерского учета клиента………………… 27
3.2.3. Внедрение программ по автоматизации аудита ……………………….. 28
3.3. Планирование аудиторской проверки в компьютеризированной
среде…………………………………………………………………………….. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………... 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………... 34

Вложенные файлы: 1 файл

тема4-1.doc

— 273.50 Кб (Скачать файл)

 

Планирование является важнейшим этапом аудита. На стадии планирования аудитору требуется определить стратегию и тактику контроля, составить аудиторскую программу и предусмотреть аудиторские процедуры, оценить объем аудиторского контроля.

Аудитору следует разработать и документально оформить общий план аудита, определить в нем существенность ошибок, а потом осуществлять аудит по этому плану. Во время разработки общего плана аудитор осуществляет анализ следующих вопросов:

      понимание аудитором бизнеса,

      понимание учета и системы внутреннего контроля,

      определение рисков и существенности,

      виды, время и полнота процедур,

      координация, руководство, сопровождение и надзор,

      другие вопросы.

Общий план аудита разрабатывается настолько детально, чтобы аудитор имел возможность благодаря ему подготовить программу аудита.

Программа аудита - это детальный перечень содержания аудиторских процедур. Этот перечень является детальной инструкцией для ассистентов аудитора и рядовых участников проверки, который также является средством контроля за качеством их работы.

При первичном аудите аудитор должен:

      выполнить процедуры по установлению взаимоотношений с клиентом и согласовать условия выполнения конкретного аудиторного задания;

      связаться с предыдущим аудитором, если имела место смена аудитора в соответствии с уместными этическими требованиями.

Порядок получения информации о деятельности предприятия и его среде, включая внутренний контроль, а также оценки риска существенных искажений финансовой отчетности регламентируются Международным стандартом аудита № 315 «Понимание бизнеса предприятия, его среды и оценка риска существенного искажения».

Понимание аудитором деятельности предприятия и его среды включает знание следующих вопросов:

1)     Отраслевые, экономические и другие внешние факторы, включая применимые принципы подготовки финансовой отчетности.

2)     Характер деятельности субъекта, включая выбор и применение учетной политики.

3)     Задачи, стратегические планы руководства и связанные с ними деловые риски, которые могут оказать влияние на возможность возникновения существенных искажений в финансовой отчетности;

4)     Финансовая деятельность фирмы - клиента.

Система внутреннего контроля, в том числе:

      контрольная среда;

      процесс оценки риска фирмой - клиентом;

      информационная система, связанная с целями финансовой отчетности;

      процедуры контроля;

      мониторинг средств контроля.

На начальном этапе планирования рекомендуется выполнить аналитические процедуры, которые помогут аудитору выявить значимые для аудита вопросы и тем самым лучше спланировать работу. Это могут быть тестирование экономических показателей за несколько лет, выявление значительных отклонений, что свидетельствует о необходимости обострения внимания на этих позициях, тестирование учетных данных и т.д.

Важным этапом в подготовке общего плана проверки является изучение системы бухгалтерского учета, оценка системы внутреннего контроля, которые осуществляются путем:

      анализа соответствующей документации;

      бесед с руководством;

      опроса персонала, занятого в данных системах;

      наблюдение;

      изучение документов предварительного исследования заказчика;

      ознакомление с существующими требованиями к организации системы внутреннего контроля;

      тестирование внутреннего контроля.

Во время проведения аудита аудитору необходимо изучить и оценить следующие аспекты организации системы бухгалтерского учета:

      учетную политику и ее ответственность нормативным требованиям;

      организационную структуру (включая распределение обязанностей и полномочий) подразделения, функционально ответственного за ведение бухгалтерского учета и подготовку финансовой отчетности;

      организацию документооборота;

      роль и место средств компьютерных информационных систем при подготовке финансовой отчетности;

      критические области учета, где риск возникновения ошибок или искажений бухгалтерской отчетности особенно высокий (например, склонность высоколиквидных активов, в первую очередь денежных средств, к исчезновению и незаконному присвоению);

      средства контроля, предусмотренные в отдельных областях системы учета (самоконтроль системы бухгалтерского учета, например, при ручном варианте ведения учета - шахматная ведомость)

Внутренний контроль - процесс, который осуществляют лица, отвечающие за управление, руководство, и другой персонал (12). Их цель - обеспечение разумной уверенности, с точки зрения обеспечения надежности финансовой отчетности, эффективности и результативности операций и соответствия их применяемым законам и нормативным актам.

Внутренний контроль включает следующие элементы:

      контрольная среда;

      оценка уровня риска субъектом;

      информационная система, включая соответствующие бизнес - процессы, имеющие отношение к подготовке финансовой отчетности и коммуникации;

      контрольные действия;

      мониторинг средств контроля.

От оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля зависит объем проверки.

Контрольная среда является основой для эффективного внутреннего контроля, обеспечивая дисциплину и структурированность.

Процесс оценки риска представляет собой процесс выявления рисков бизнеса и оценки их последствий. Для целей финансовой отчетности процесс оценки рисков включает:

      выявление руководством рисков в связи с подготовкой достоверной и объективной финансовой отчетности (или объективной во всех существенных аспектах) в соответствии с принципами подготовки финансовой отчетности;

      оценку «значимости» рисков;

      оценку вероятности возникновения рисков;

      принятие решений по управлению рисками.

Аудитор должен выявить и оценить риски существенных искажений - как на уровне финансовой отчетности в целом, так и на уровне предпосылок по каждому сальдо счета и классу операций.

Оцененный уровень риска аудитор должен учитывать при определении характера, сроков и объема дальнейших аудиторских процедур.

Аудитор, используя свое профессиональное суждение, должен определить, какие из выявленных рисков являются значимыми и требуют специального рассмотрения, а также риски, в отношении которых процедуры проверки по существу не обеспечивают достаточные и уместные аудиторские доказательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.        Мероприятия, направленные на совершенствоВание ПЛАНИРОВАНИЯ аудиторской проверки

 

3.1 Построение системы внутреннего контроля

 

Занятие прочных позиций, характеризующееся следующими признаками: заметный рост удовлетворения руководства результатами деятельности внутренних аудиторов, рост взаимного доверия, высокий иерархический уровень отдела внутреннего аудита в организационной структуре предприятия, расширение спектра решаемых задач. Автором продуманы формы взаимосвязи отдела внутреннего аудита с другими подразделениями предприятия (Рисунок 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            взаимосвязи и взаимодейтвие систем контроля и управления;

                                      использование результатов контроля для принятия

управленческих решений

 

 

Рисунок 2. Формы связи и место внутреннего аудита в системе управления предприятия

Руководство организации. Внутренние аудиторы получают для исполнения приказы, распоряжения, указания, планы. Выдают результаты проверки, анализа, оценки деятельности, рекомендации, заключения.

Бухгалтерия. Внутренние аудиторы получают первичные документы, учетные регистры, формы отчетности и др. представляют материалы проверок, инвентаризаций, анализа. Информируют об изменениях законодательства в области бухгалтерского учета и налогообложения.

Юридический отдел. Внутренние аудиторы получают результаты судебного рассмотрения по делам, проекты приказов, договоров. Представляют материалы по фактам недостач и взысканий дебиторской задолженности.

Планово - экономический отдел. Внутренние аудиторы проверяют наличие действующих норм и нормативов, отчеты о выполнении плановых заданий, штатного расписания и пр. Информируют о возможности экономии материальных и денежных средств, совершенствования плановой работы.

Отдел труда и заработной платы. Внутренние аудиторы получают штатное расписание и изменения к нему, коллективный договор. Представляют предложения по совершенствованию оплаты труда, отчеты о проверке подразделений в части оплаты труда и использования рабочего времени.

Отдел снабжения и сбыта. Контролируют состояние материально -технического снабжения, эффективность заключенных договоров, отчеты о расходовании материалов на производство, отпуск на сторону, акты приемки и списания товарно - материальных ценностей, документы по претензиям и искам в связи с поставкой продукции. Представляют аналитические справки и предложения по совершенствованию работы отдела.

Материальные склады. Проверяют на складах карточки складского учета, оформление первичных документов, договоры о материальной ответственности, сохранность ценностей, исправность весоизмерительных приборов. Представляют предложения по совершенствованию работы.

Производственный отдел. Внутренние аудиторы получают сводки выполнения плана выпуска продукции, данные об остатках незавершенного производства, нормах расхода материальных ресурсов. Представляют материалы проверок и анализа использования материальных ресурсов.

Производственные цеха. Внутренние аудиторы проверяют отчеты, оформление накладных, соответствие фактического выхода продукции нормам, обоснованность применения норм. Изучают законность отнесения затрат на производство продукции, соблюдение технологического процесса, своевременность отражения операций в первичных документах. Информируют об изменениях норм, нормативов, расчетной себестоимости продукции.

Такое взаимодействие между экономическими, производственными, маркетинговыми и другими отделами предприятия обеспечивает оперативное получение информации, необходимой для корректировки экономических решений аппарата управления предприятия (11, С. 82).

 

3.2 Проблемы автоматизации аудита

 

Учетные работники большинства предприятий уже не представляют организацию своей работы без применения информационных технологий. Чего нельзя сказать об аудиторах и аудиторских фирмах. Хотя, казалось бы, все должно быть наоборот. Именно аудитору необходимо за ограниченное время проанализировать большой объем информации, сформировать на ее основе выводы и суждения…

Почему только сейчас начинается формироваться рынок информационных технологий аудиторской деятельности? По моему мнению, этому несколько причин.

Общеотраслевые причины:

      низкий уровень развития аудиторского рынка, вызванный начальным периодом его становления;

      специфика аудиторской деятельности, заключающаяся в невозможности полной формализации процесса аудита, необходимости формирования профессионального суждения;

      низкий уровень компьютерной грамотности пользователей.

Технологические причины:

      применение аудируемым предприятием различного программного обеспечения;

      выездной характер работы аудиторов;

      различная отраслевая специализация клиентов аудиторских фирм, что при динамично меняющемся законодательстве не позволяет произвести детализированную настройку специализированных систем на «все случаи жизни».

 

 

3.2.1 Совершенствование организации и проведения аудиторских проверок

 

Никакое программное обеспечение не заменит самого аудитора. Воспользоваться возможностями специализированного программного обеспечения не только можно, но и просто необходимо.

Большинство аудиторов знакомы со статистическими выборочными исследованиями, но мало кто применяет их на практике по причине трудоемкости отбора элементов выборки. Эту задачу прекрасно решают специализированные системы. В программах могут быть предусмотрены следующие способы отбора элементов выборочного исследования:

Информация о работе Планирование аудиторской проверки