План счетов бухгалтерского учета и его эволюция. Система показателей экономического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 17:23, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является изучение плана счетов бухгалтерского учета и его эволюции, а также изучение системы показателей экономического анализа. Задачами контрольной работы является определение понятий плана счетов, экономического анализа и его показателей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. План счетов бухгалтерского учета и его эволюция………………………5
2. Система показателей экономического анализа…………………………..17
Заключение…………………………………………………………………24
Библиографический список………………………………………………..26

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. бух.учет2.docx

— 62.50 Кб (Скачать файл)

Сокращение номенклатуры счетов в плане счетов 1940 г. было достигнуто главным образом благодаря тому, что некоторые отчетные показатели, ранее вытекавшие из системы записей в счетах первого либо второго порядка, стали получать из записей низового аналитического учета.

План счетов 1940 г. применялся с некоторыми изменениями до середины 1950-х гг. За этот период как в хозяйственной жизни страны, так и в области бухгалтерского учета произошли существенные изменения. В октябре 1949 г. вышло Письмо Минфина СССР о введении журнально-ордерной формы счетоводства. Изменились синтетический и аналитический учет, корреспонденция счетов, вышел ряд нормативных документов, в частности новое Положение о бухгалтерских отчетах и балансах.

Чтобы устранить параллельное применение в промышленности двух типовых планов счетов - развернутого плана счетов 1940 г. и краткого плана счетов 1949 г. - в ноябре 1954 г. Минфином СССР был утвержден по согласованию с ЦСУ СССР типовой план счетов бухгалтерского учета основной деятельности государственных промышленных предприятий союзного и республиканского подчинения, состоящий из 79 синтетических счетов и 142 субсчетов, а в сентябре 1956 г. - сокращенный план счетов бухгалтерского учета основной деятельности государственных промышленных предприятий местного подчинения, включающий 37 счетов и 64 субсчета. Это было предпосылкой для создания в дальнейшем единого плана счетов для ряда отраслей народного хозяйства.

В сентябре 1959 г. Минфин СССР по согласованию с ЦСУ СССР утвердил единый план счетов бухгалтерского учета производственно-хозяйственной деятельности предприятий, строек и хозяйственных организаций союзного, республиканского и местного подчинения. Этот план назывался единым еще и потому, что он был обязателен для предприятий различных форм подчинения.

При разработке единого плана были учтены все возможности уменьшения количества счетов первого порядка для "уменьшения трудоемкости". В едином плане счетов количество синтетических счетов составило 69, в то время как в отдельных типовых планах 1954 - 1956 гг. их число достигало 90. Но при сокращении счетов первого порядка необходимо было разукрупнить систему счетов второго порядка, что по мнению автора, никак не снижало трудоемкости учетных работ.

В плане счетов 1959 г. были восстановлены счета: "Топливо", "Переоценка материальных ценностей", "Полуфабрикаты собственного производства", "Прочие денежные средства", "Расчеты с бюджетом", а также увеличено число субсчетов к ним, но номенклатура этих субсчетов была плохо увязана с системой отчетных показателей.

Промышленные предприятия для учета своих производственных запасов пользовались в то время следующими счетами:

05 "Сырье и материалы", субсчета

1 "Сырье и основные  материалы",

2 "Покупные полуфабрикаты  и комплектующие изделия",

3 "Вспомогательные материалы",

4 "Запасы и продукция  подсобного сельского хозяйства",

5 "Тара и тарные материалы";

06 "Топливо";

08 "Запасные части";

09 "Молодняк животных  и животные на откорме";

12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся  предметы", субсчета

1 "На складе",

2 "В эксплуатации;

13 "Износ малоценных  и быстроизнашивающихся предметов";

15 "Разницы от текущего  регулирования оптовых цен".

В связи с расширением прав предприятий Минфин СССР по согласованию с ЦСУ СССР Письмом от 28.04.1967 внес изменения в учет основных фондов, реализации продукции, прибыли, поощрительных и специальных фондов, банковских кредитов и ссуд.

Возникла необходимость в трансформации единого плана счетов бухгалтерского учета. Письмом от 30.05.1968 Минфин СССР объявил о введении с 1 января 1969 г. уточненного единого плана счетов, в котором была оставлена прежняя группировка счетов. Основные изменения касались количества синтетических счетов, содержания и структуры отдельных из них, а также группировки данных в разрезе субсчетов. Общее количество синтетических счетов возросло с 69 до 82. Увеличение произошло в основном за счет счетов, предназначенных для использования в отдельных отраслях народного хозяйства, и разукрупнения некоторых счетов для более четкого отражения в них хозяйственных операций.

Следующим этапом в развитии единого плана счетов бухгалтерского учета стал 1985 г.

Структура Плана счетов бухгалтерского учета производственно-хозяйственной деятельности объединений, предприятий и организаций и Инструкция по его применению 1985 г. были утверждены по согласованию с ЦСУ СССР Приказом Минфина СССР от 28.03.1985 N 40 и вводились в действие с 1 января 1986 г.

После 1986 г. в стране происходили глубокие изменения в управлении экономикой, внедрение и освоение новых методов хозяйствования. Нужно было решать многие проблемы планирования, ценообразования, материально-технического обеспечения, финансов и кредита, организации и оплаты труда. С перестройкой всей экономики остро встал вопрос совершенствования бухгалтерского учета, одним из первых шагов в этом направлении оказался переход на новый план счетов.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению были утверждены Приказом Минфина СССР от 01.11.1991 N 56. Этот План счетов на территории Российской Федерации применяли с 1992 г. все организации (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы, ведущие учет методом двойной записи.

6С развитием рыночной экономики у предпринимателей повышается интерес к управленческой информации, для удовлетворения которого требуется создать систему счетов для управленческого учета. Значительно меняются и представления о многих объектах бухгалтерского учета, что приводит к пересмотру его правил и методик, в которых определяются новые способы оценки активов и обязательств и их классификации. Происходит стабилизация законодательства, совершенствуется практика, следовательно, уточняется характеристика различных учетных объектов. Это вызывает необходимость изменения состава и содержания синтетических счетов и субсчетов в Плане счетов.

Действующий План счетов состоит из восьми разделов и одиннадцати забалансовых счетов. Наиболее значительные изменения произошли в разделах, связанных с учетом источников финансирования и финансовых результатов деятельности организации. Счета 80 - 89 полностью предназначены для учета капитала организации, разд. VII "Капитал" соответствует разд. VIII "Капитал и резервы" прежнего Плана счетов. Счета 90 - 99 отведены для отражения информации о доходах и расходах организации, а также о конечном финансовом результате ее деятельности (разд. VIII "Финансовые результаты"). Разделы I - VII охватывают главным образом счета бухгалтерского баланса, а разд. VIII связан с отчетом о прибылях и убытках.

Накладные (управленческие, административные) расходы не включаются в стоимость активов, а списываются на счет 99 "Прибыли и убытки" в том отчетном месяце, когда фактически понесены, т.е. действует принцип начисления.

Финансовые вложения по действующему Плану счетов более не делятся на долгосрочные и краткосрочные, так как возникает периодическая необходимость при учете перевода объектов из долгосрочных в краткосрочные, и наоборот. Согласно Положению по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02, утвержденному Приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н, их учет осуществляется на счете 58 "Финансовые вложения". Лишь при составлении бухгалтерской отчетности бухгалтерская служба вместе со специалистами по ценным бумагам будет определять, какие из них признать на отчетную дату долгосрочными вложениями, а какие - краткосрочными.

Предприняты шаги к дальнейшему разделению финансового и управленческого учета. Технически организация может вести управленческий учет в рамках единой с финансовым учетом системы счетов. Данный План счетов, как и прежний План, дает возможность использования обоих вариантов построения учета. Единая система счетов - традиционный вариант для российского бухгалтерского учета. Он хорошо знаком и повсеместно применяется на практике. В нем задействованы лишь счета 20 - 29.

В действующем Плане предусмотрена возможность реализации варианта с двумя системами счетов: счета 20 - 29 традиционно используются для учета расходов по статьям, а счета 30 - 39 предназначены для учета расходов по элементам. Связь между финансовой и производственной бухгалтерией рекомендуется организовать с помощью отражающих счетов.

В России до настоящего времени был принят иерархический подход к построению плана счетов. При этом особое внимание уделяется использованию информационных возможностей субсчетов. На каждом синтетическом счете можно открыть до 11 субсчетов.

 

Система показателей экономического анализа

В процессе экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности приходится постоянно иметь дело с системой показателей. Экономические показатели — это микромодели экономических явлений. Отражая динамику и противоречия происходящих процессов, они подвержены изменениям и колебаниям и могут приближаться или отдаляться от своего главного предназначения — измерения и оценки сущности экономического явления. Поэтому аналитик должен всегда помнить о цели и задачах исследования и использовать показатели для описания и оценки конкретных аспектов деятельности организации.

7Хозяйственно-финансовая деятельность организации измеряется множеством экономических показателей, которые можно свести в определенную систему, разделив по определенным признакам:

а) стоимостные и натуральные — в зависимости от положенных в основу измерителей;

б) количественные и качественные — в зависимости от того, какая сторона явлений, операций и процессов измеряется;

в) объемные и удельные — в зависимости от применения отдельно взятых показателей или же их соотношений.

Стоимостные показатели относятся в настоящее время к числу наиболее распространенных. Использование стоимостных показателей вытекает из наличия в хозяйстве товарного производства и товарного обращения, товарно-денежных отношений - delovgoru.ru. В денежном измерении выражаются, естественно, оптовый и розничный объем продаж, издержки обращения, прибыль. Денежный (стоимостный) измеритель вытекает из экономической сущности перечисленных категорий.

Натуральные показатели используются в плановой и учетно-аналитической практике организаций всех отраслей. Особенно они необходимы для контроля сохранности собственности, рациональным использованием материальных и трудовых ресурсов.

В организациях товары учитывают и анализируют не только в стоимостном, но и в натуральном выражении (по ассортименту в соответствии с установленной номенклатурой). В натуральных показателях ведется контроль и за выполнением производителями договоров поставки товаров.

Под количественными показателями при анализе понимают те, которые выражают количественную определенность явлений и могут быть получены путем непосредственного учета. Количественные показатели используют для выражения абсолютных и относительных величин, характеризующих объем производства и реализации продукции, его структуру и другие стороны работы организаций. Количественные показатели могут выражаться как в стоимостном, так и в натуральном измерителях. Так, количественными показателями являются объем реализованной продукции в рублях; выпуск продукции в килограммах, метрах; литрах; оптовый объем продаж по той или иной товарной группе в рублях и натуральных показателях; объем розничных продаж в рублях.

Качественные показатели определяют внутренние качества, признаки и особенности изучаемых явлений. Качественные показатели используют для оценки выпущенной продукции с точки зрения ее соответствия установленным требованиям (стандартам, техническим условиям, образцам), для оценки экономической эффективности трудовых и материальных затрат, а также финансовых вложений.

Большое значение сейчас приобретают показатели, характеризующие качество работы организаций. К качественным показателям работы организаций можно отнести следующие:

-         показатели, характеризующие ритмичность продаж;

-         выполнение плана продаж по заданной структуре товаров (с учетом внутригруппового ассортимента);

-         полное удовлетворение спроса потребителей (отсутствие случаев неудовлетворенного спроса);

-         изучение спроса и его прогнозирование (в связи с явлениями сезонности, изменением вкусов потребителей, изменениями моды, предложением новых товаров производителями, конструкторскими и моделирующими организациями);

-         сплошную или выборочную приемку товаров по качеству, препятствующую продаже некомплектных, низкосортных и недоброкачественных товаров (отсутствие претензий со стороны покупателей на низкое качество проданных товаров);

-         соблюдение требований санитарного надзора (особенно в торговле продовольственными товарами) и др.

Хозяйственные явления и процессы обычно содержат как количественные, так и качественные факторы. Задача экономиста часто сводится к необходимости отделить и измерить влияние тех или других.8

Увеличение объема выпуска товаров может происходить, например, за счет увеличения числа рабочих (количественный показатель) и за счет повышения производительности труда (качественный показатель). Объем товарной продукции может возрасти в результате как увеличения выпуска количества изделий, так и повышения удельного веса в них изделий высшего сорта.

Информация о работе План счетов бухгалтерского учета и его эволюция. Система показателей экономического анализа