Плпнирование аудиторской проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с законодательством РК подавляющее большинство экономических субъектов Казахстана подлежит ежегодной аудиторской проверке. Под аудиторской деятельностью понимается предпринимательство аудиторских фирм (самостоятельных аудиторов) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых расчетов, других финансовых обязательств и требований экономических субъектов. Эта деятельность включает также оказание иных аудиторских услуг: постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета; составление деклараций о доходах и бухгалтерской отчетности; анализ финансово-хозяйственной деятельности; консультирование в вопросах финансового, налогового, банковского и иного законодательства; обучение и другие.

Вложенные файлы: 1 файл

Мини проект АУДИТ.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

Кроме того, осмотр предприятия-клиента поможет получить информацию об организации производства, мощностях проверяемой организации, бухгалтерском персонале, информационных системах.

Таким образом, знание о бизнесе аудитор получает из различных источников. Аудитору не следует ограничиваться изучением лишь учета и документации. Полезную информацию можно получить из приказов, протоколов собрания акционеров, решений по производственно-финансовым вопросам и тому подобное.

Знания о бизнесе клиента используются аудитором при решении вопроса о заключении договора с клиентом и при планировании и проведении аудиторской проверки. В частности, знания о бизнесе клиента используются при оценке неотъемлемого риска и риске системы контроля, при определении характера, объемов и сроков проведения аудиторских процедур. Например, на основе информации об отраслевых особенностях деятельности клиента аудитор подбирает персонал для работы с данным клиентом и решает вопрос о необходимости привлечения экспертов; на основе данных о территориально обособленных складских подразделениях клиента аудитор решает вопрос о наблюдении за проводимой клиентом инвентаризацией и так далее.

Знания о бизнесе клиента необходимы аудитору и на завершающей стадии аудиторской проверки, когда он должен проанализировать, каким образом характер бизнеса клиента влияет на его финансовую отчетность и соответствует ли содержание финансовой отчетности клиента знаниям аудитора о данном бизнесе. Общеэкономическая информация позволяет оценить тенденции развития проверяемой организации и так называемые "критические области" аудита, то есть те показатели отчетности, которые подлежат более подробной проверке в связи, например, с произошедшими изменениями законодательства, резким изменением валютного курса и так далее.

К общеэкономической информации, понимание которой позволит более эффективно спланировать и провести аудиторскую проверку, в частности относится следующая:

  • общие тенденции экономической активности (например, спад, подъем);
  • процентные ставки и доступность финансовых ресурсов;
  • инфляция, ревальвация валюты;
  • политика правительства:
  • денежно-кредитная;
  • фискальная;
  • наличие финансовых стимулов (например, программы государственной помощи и поддержки);
  • тарифы, торговые ограничения;
  • курс иностранной валюты и механизмы валютного контроля;
  • другая общеэкономическая информация.

Эта информация полезна, в частности, при планировании аудита, сравнительном анализе деятельности проверяемого субъекта за два или более отчетных периода и так далее.

Например, замедление роста объемов выручки предприятия в условиях общего спада экономики, как правило, вполне объяснимо, а резкий рост выручки в тех же условиях должен вызвать вопросы у аудитора, требующие более тщательного анализа и проверки счетов продаж. Специфические аспекты различных отраслей экономики находят отражение в финансовой отчетности. Поэтому иметь представление об отрасли клиента аудитору важно, чтобы адекватно интерпретировать информацию, полученную в ходе аудита.

К отраслевой информации, которой необходимо владеть аудитору, относится, например, следующая:

  • конкурентная среда в отрасли, рыночные условия;
  • цикличность (сезонность) деятельности;
  • изменения в технологии производства;
  • коммерческий риск (например, высокая технология, высокая мода, легкий доступ на рынок для новых конкурентов и т.п.);
  • спад или расширение деятельности в отрасли;
  • неблагоприятные условия в отрасли (например, снижение спроса, наличие неиспользуемых производственных мощностей, серьезная ценовая конкуренция);
  • основные экономические и статистические показатели;
  • специфические операции (например, в отношении трудовых контрактов, методов финансирования и т.п.) и особенности бухгалтерского учета;
  • экологические требования и проблемы;
  • нормативно-правовая база;
  • наличие и стоимость источников энергии;
  • другие отраслевые данные.

Ознакомиться с отраслью клиента аудитор может разными путями. К ним относятся беседы с аудиторами, имеющими опыт проверки организаций той же отрасли, беседы с предыдущим аудитором и персоналом клиента, собственный опыт аудитора, накопленный в ходе предыдущих аудиторских проверок данного клиента и предприятий той же отрасли, специальная литература. Например, некоторые аудиторские фирмы постоянно подписываются на специальные журналы по тем отраслям, с которыми они имеют дело.

Чтобы производить внутриотраслевые сравнения, необходимо также знание тех аспектов бизнеса клиента, которые отличают его от других фирм данной отрасли.

При планировании и проведении аудита необходимо изучить следующие специфические характеристики бизнеса клиента:

1. Управление и структура  собственного капитала:

  • вид предприятия - частное, общественное, государственное, включая происходящие или запланированные изменения;
  • собственники и связанные стороны (местные, зарубежные, деловая репутация и опыт);
  • структура капитала, включая происходящие или запланированные изменения;
  • организационная структура;
  • задачи, философия, стратегические планы руководства;
  • приобретения, слияния, ликвидация отдельных видов хозяйственной деятельности (происходящие или запланированные);
  • источники и методы финансирования (текущие, первоначальные);
  • совет директоров:
  • состав;
  • деловая репутация и профессиональный опыт отдельных лиц, входящих в состав совета директоров;
  • независимость и контроль за деятельностью управляющих;
  • периодичность заседаний;
  • наличие аудиторского комитета и сфера его деятельности;

2. Управляющие:

  • опыт и репутация;
  • текучесть кадров;
  • основной финансовый персонал и его статус в организации;
  • укомплектованность бухгалтерии кадрами;
  • использование прогнозов и бюджетов;
  • давление на руководство (например, перегруженность руководства, доминирование одного лица, поддержка курса акций, необоснованные сроки объявления результатов);
  • управленческие информационные системы;
  • наличие подразделения внутреннего аудита и качество его работы;
  • отношение к внутреннему контролю.

3. Деятельность проверяемого  субъекта - продукция, рынки, поставщики, расходы, производственная деятельность:

  • характер производственной деятельности (например, производство, оптовая торговля, финансовые услуги, импорт/экспорт);
  • местонахождение производственных помещений, складов, офисов;
  • наемный персонал (например, по месту нахождения, предложение, уровень заработной платы, соглашения с профсоюзами, пенсионные обязательства, государственное регулирование);
  • продукция (работы, услуги) и рынки (например, основные заказчики и контракты, условия оплаты, норма прибыли, доля рынка, конкуренты, экспорт, ценовая политика, уровень спроса на продукцию, гарантии, пакет заказов, маркетинговая стратегия и задачи, производственные процессы);
  • важные поставщики товаров, работ, услуг (например, долгосрочные контракты, стабильность поставок, импорт, способы поставок, например, поставки на условиях "точно в срок");
  • товарно-материальные запасы (например, местонахождение, количество);
  • франшизы, лицензии, патенты;
  • важные категории расходов;
  • расходы на исследования и разработки;
  • активы, обязательства и операции в иностранной валюте - по типам валюты, хеджирование;
  • законодательство и нормативные акты, в значительной степени влияющие на деятельность субъекта;
  • действующие информационные системы, планируемые изменения;
  • структура задолженности, включая условия и ограничения.

4. Финансовая деятельность - факторы, относящиеся к финансовому положению  и доходности субъекта:

  • основные показатели и статистика;
  • тенденции.

5. Условия, в которых подготавливается  отчетность - внешние факторы, оказывающие  воздействие на руководство в  процессе подготовки финансовой отчетности.

6. Законодательство:

  • среда регулирования и нормативные требования;
  • налогообложение;
  • показатели деятельности, раскрытие которых необходимо для данной отрасли;
  • требования к аудиторскому отчету;
  • пользователи финансовой отчетности.

Информацию о бизнесе клиента аудитор получает и перед заключением договора на аудит, и при планировании, и в процессе аудиторской проверки.

До заключения договора на проведение аудита аудитор должен получить предварительные сведения об отрасли, структуре собственности, руководстве и характере деятельности будущего клиента с тем, чтобы определить, можно ли обеспечить адекватный уровень знаний о бизнесе клиента для проведения аудита.

Предварительно собранная информация о бизнесе клиента может быть систематизирована аудитором с помощью бланка рабочего документа "Лист предварительного планирования". Полученная информация должна обрабатываться и храниться аудитором с тем, чтобы быть доступной группе аудиторов, участвующих в аудиторской проверке данного клиента, и руководству аудиторской фирмы, курирующему проведение аудиторской проверки и несущему ответственность за аудиторское заключение. В ходе аудиторской проверки знания о бизнесе клиента непрерывно дополняются. Аудиторы должны постоянно учитывать происходящие изменения в деятельности организации-клиента для выявления и понимания событий, операций и методов работы, которые могут существенно повлиять на финансовую отчетность клиента, ход аудиторской проверки и /или аудиторское заключение.

Знания о бизнесе клиента, полученные в ходе аудиторской проверки, должны отражаться в бланке рабочего документа аудитора "Информация о деятельности клиента". Рабочий документ с описанием бизнеса клиента подтверждается подписями заполнивших его лиц и обновляется в ходе каждой аудиторской проверки. Ежегодно данный документ копируется, копия остается в файле предыдущей аудиторской проверки, а подлинник - в файле текущей аудиторской проверки. Таким образом, аудитор может проследить изменения в бизнесе клиента, произошедшие из года в год работы в данным клиентом.

 

 

1.3.Составление общего  плана и программы аудита

 

Любая эффективная работа требует предварительного составления четкого плана или программы. В казахстанском стандарте по аудиту  подчеркивается необходимость планирования аудитором своей работы по проверке таким образом, чтобы была эффективна, качественна и выполнена к помеченному сроку .

Планирование согласно международному стандарту аудита. «Планирование» означает разработку общей стратегии и детального подхода к проверке, сроку проведения и объему аудита. Отсюда аудитор должен разработать и документально оформить полный план аудита с описанием предполагаемого масштаба и характера проведения.

Согласно разделу «Общий план аудита» МСА 300 аудитор в ходе планирования должен разработать общий план аудита и задокументировать его, описав при этом предполагаемый объем и ведение аудиторской проверки . Форма и содержание плана по аудиту может меняться в зависимости от объема работы, сложности аудита, специфической методологии и технических приемов, используемых конкретным аудитором.

Общий план проверки должен быть составлен аудитором так, чтобы он предусматривал: приобретение знаний о деятельности клиента, о принятой им учетной политике и системе внутреннего контроля; установление ожидаемого доверия внутреннему аудиту; определение и программирование содержания, времени проведения и объема аудита, подлежащих выполнению; координацию выполняемой работы.

При составлении общего плана аудитор должен указывать ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска системы внутреннего контроля, устанавливать уровни существенности для целей аудита, определять возможность существенных искажений в финансовой отчетности и выявлять сложные области бухгалтерского учета.

При составлении общего плана ожидаемого масштаба работ по проведению аудита аудитору целесообразно также рассмотреть следующие вопросы: условия контракта и установленные законом положения об ответственности аудитора; определение наиболее важных вопросов проводимого аудита; работа внутренних аудиторов и масштабы их вовлечения в аудит. Также при планировании указывается возможность привлечения других аудиторов для аудита филиалов и дочерних подразделений клиента, привлечение экспертов и потребность в персонале для проведения аудита. К прочим аспектам аудита, которые следует учесть при разработке общего плана аудита, в МСА 300 отнесено выявление обстоятельств, требующих особого внимания (существование связанных сторон, возможность банкротства и т. д.).

Аудитор может обсудить элементы общего плана с руководством и персоналом клиента для совершенствования и действенности проводимого аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала клиента. Однако общий аудиторский план остается объектом непосредственно аудиторской ответственности. В разделе «Программа аудита» МСА 300, указывается, что наряду с общим планом аудитор должен разработать и документировать программу аудита, которая определяет характер, сроки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Она представляет собой серию инструкций для помощников аудитора, вовлеченных в аудит, а также средство контроля за качеством выполнения работы.

Информация о работе Плпнирование аудиторской проверки