Позаказный метод учета затрат и калькулирование себестоимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – исследовать проблемы учета затрат и анализа системы калькулирования себестоимости продукции при позаказном методе. Задачами работы является рассмотреть такие вопросы как:
особенности применения позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции;
нормативная база учета затрат;
Объектом исследования в данном случае является учет затрат на производство, а также вопросы калькулирования себестоимости продукции, предметом – особенности учета затрат и калькулирования себестоимости при позаказном методе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЗАКАЗНОГО МЕТОДА УЧЕТА ЗАТРАТ 1.1 ПОНЯТИЕ И МЕТОДЫ УЧЕТА ЗАТРАТ 7
1.2 ПРИМЕНЕНИЕ ПОЗАКАЗНОГО МЕТОДА 8
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПОЗАКАЗНОГО МЕТОДА УЧЕТА НА ПРИМЕРЕ ИЗДАТЕЛЬСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 22
3. ПРИМЕНЕНИЕ ПОЗАКАЗНОГО МЕТОДА В НЕПРОМЫШЛЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (НА ПИМЕРЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ) 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИГРОФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

Д-т сч. 20 ≪Основное производство≫

К-т сч. 25 ≪Общепроизводственные расходы≫ 3300 руб.

В качестве базы для их распределения  между заказами выбрана прямая заработная плата, о чем записано в учетной политике предприятия. Тогда в порядке предварительного распределения на заказ № 1 будет отнесено:

3300 : (600 + 400) х 600,0 = 1980 руб.,

на заказ № 2 —соответственно:

3300 : (600 + 400) х 400,0 = 1320 руб.

В управленческом учете в карточки заказов вносится последняя запись и определяется их себестоимость:

ЗАКАЗ №1          ЗАКАЗ №2

6000    Основные материалы, руб.     5000 

600.    Заработная плата основных рабочих, руб.  400

1980    Общепроизводственные расходы, руб.    1320

8580    ИТОГО условно-фактическая себестоимость, руб.  6720

Продукция закончена производством, сдана на склад, а затем передана заказчику, что оформлено соответствующими накладными. В соответствии с заключенными договорами договорная цена выполнения первого заказа—2 500 руб., второго заказа—500 руб. (включая НДС).

В бухгалтерском учете это будет  отражено следующими проводками:

1) передача продукции на склад  по условно-фактической себестоимости (см. на рис. 1.1 запись ≪8)≫):

Д-т сч. 43 ≪Готовая продукция≫

К-т сч. 20 ≪Основное производство≫ 15 300 руб.;

2) продукция отгружена заказчику  (по договорной стоимости) (см. на рис. 1.1 запись ≪9)≫):

Д-т сч. 62 ≪Расчеты с покупателями и заказчиками≫

К-т сч. 90 ≪Продажи≫, субсчет ≪Выручка≫ 22 000 руб.;

3) начислена задолженность бюджету по НДС —выручка для целей налогообложения определяется ≪по отгрузке≫ (см. на рис. 1.1 запись ≪10)≫):

Д-т сч. 90 ≪Продажи≫, субсчет ≪Налог на добавленную стоимость≫

К-т сч. 68 ≪Расчеты по налогам и сборам≫ 3667,4 руб.;

4) списана себестоимость реализованной продукции (см. на рис. 1.1 запись ≪11)≫):

Д-т сч. 90 ≪Продажи≫, субсчет ≪Себестоимость продаж≫

К-т сч. 43 ≪Готовая продукция≫ 15 300 руб.

По окончании отчетного периода  выясняется фактическая сумма общепроизводственных затрат. Рассмотрим два варианта.

 

Вариант I. Фактическая величина общепроизводственных расходов составила 3800 руб. Это значит, что в течение квартала были сделаны дополнительные записи по дебету сч. 25 ≪Общепроизводственные расходы≫ на сумму 500 руб. (см. на рис. 1.1 запись ≪12а)≫). Таким образом, косвенные расходы в течение производственного периода были распределены с недостатком, в результате чего фактическая себестоимость выполненных и сданных заказов в бухгалтерском учете занижена на 500 руб. На ту же сумму завышен и финансовый результат.

Это устраняется путем дополнительной записи в конце отчетного периода (см. на рис. 1.1 запись ≪13)≫):

Д-т сч. 90 ≪Продажи≫, субсчет ≪Себестоимость продаж≫

К-т сч. 25 ≪Общепроизводственные расходы≫ 500 руб.

Далее списываем финансовый результат (см. на рис. 1.1 запись ≪14)≫):

Д-т сч. 90 ≪Продажи≫, субсчет ≪Прибыль / убыток от продаж≫

К-т сч. 99 ≪Прибыли и убытки≫ 2532,6 руб.

 

Вариант II. Фактические общепроизводственные расходы по результатам квартала составили 2800 руб. Это значит, что предварительно они были распределены с излишком. При этом фактическая себестоимость заказов в бухгалтерском учете оказалась необоснованно завышенной, а финансовый результат, напротив, был занижен. В этом случае записи ≪13)≫ и ≪14)≫ имели бы иной вид:

а) сторнируется излишне списанная себестоимость заказов (см. на рис. 1.1 запись ≪13а)≫):

Д-т сч. 90 ≪Продажи≫, субсчет ≪Себестоимость продаж≫ ,

К-т сч. 25 ≪Общепроизводственные расходы≫ 500 руб.

б) списывается дополнительно выявленный финансовый результат (см. на рис. 1.1 запись ≪14а)≫):

Д-т сч. 90 ≪Продажи≫, субсчет ≪Прибыль / убыток от продаж≫

К-т сч. 99 ≪Прибыли и убытки≫ 500 руб.

Вернемся к варианту I. При ожидаемой  сумме общепроизводственных расходов 3300 руб. погрешность составила 500 руб., а ее процент:

(500 : 3300 х 100) = 15,2%, что существенно. Следовательно, правильнее не списывать всю сумму на себестоимость завершенных заказов, а распределить ее пропорционально между счетами ≪Основное производство≫, ≪Готовая продукция≫ и ≪Продажи≫. На первые два счета списание производится пропорционально их конечному сальдо, на счет 90 —пропорционально дебетовому обороту счета до его закрытия. В данном случае коэффициент распределения составит:

500 : (2500 + 2300 + 15 300) = 0,0249.

Тогда проводка 13 будет иметь следующий  вид:

Д-т сч. 20 ≪Основное производство≫ 0,0249 х 2500 = 62,25 руб.

Д-т сч. 43 ≪Готовая продукция≫ 0,0249 х 2300 = 57,27 руб.

Д-т сч. 90 ≪Продажи≫, субсчет ≪Себестоимость продаж≫ 0,0249 х 15 300 ==380,48 руб.

К-т сч. 25 ≪Общепроизводственные расходы≫ 500 руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПОЗАКАЗНОГО МЕТОДА УЧЕТА НА ПРИМЕРЕ ИЗДАТЕЛЬСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

1. На предприятиях (на примере  издательства) Согласно Инструкции по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях издательской деятельности (утверждена приказом Мининформпечати РФ от 28.12.93 г, № 259) в издательской деятельности должен применяться позаказный метод учета затрат.

В соответствии с этим объектом учета  затрат и калькулирования является отдельный производственный заказ на каждое издание. Фактическая себестоимость тиража каждого издания (заказа) определяется после его изготовления. Затраты на производство образуют общеиздательскую себестоимость, а затраты на производство и непроизводственные расходы —полную издательскую себестоимость. Первичную документацию по всем статьям затрат составляют с обязательным указанием номера издания (заказа). Основой для расчета плановой себестоимости издания является тематический план выпуска литературы.

Рассмотрим расчет себестоимости  выпуска продукции редакцией периодического издания, которая является одним из подразделений издательства.

Для издательств, выпускающих периодические  издания, калькуляционной единицей может являться конкретный номер журнала.

Предварительную себестоимость каждого периодического издания рассчитывают путем составления сметы на издание по следующей номенклатуре статей:

Прямые затраты:

•авторский гонорар с отчислениями за литературные произведения. Определяется исходя из объема оплачиваемых авторских листов и ставки гонорара;

•авторский гонорар с отчислениями за художественно-графические работы. Определяется исходя из плана оформления издания и ставки гонорара;

•затраты на полиграфическое исполнение. Рассчитываются исходя из договорных цен с полиграфическими предприятиями;

•затраты на бумагу, картон и иные материалы. Рассчитываются исходя из их потребности в натуральном выражении и цен поставщиков с включением в них транспортных затрат.

К ним также относится оплата за выполняемые внештатным персоналом работы по рецензированию, редактированию, консультированию и т.п.

Прямые затраты являются переменными, поскольку прямо пропорционально зависят от тиража издания, и учитываются на счете 20 ≪Основное производство≫. На этом счете открываются субсчета в соответствии с принятыми к производству заказами.

Общеиздательские и  редакционные расходы (косвенные расходы). В крупных издательствах общеиздательские расходы учитываются на счете 26 ≪Общехозяйственные расходы≫, а редакционные расходы—на счете 25 ≪Общепроизводственные расходы≫.

В состав редакционных расходов включают: расходы на содержание прочего редакционного персонала; расходы на обработку и оформление оригиналов работниками несписочного персонала и др.

Статья ≪Общеиздательские расходы≫ состоит из двух частей: расходы на управление издательством и общеиздательские расходы (командировочные, канцелярские, почтово-телеграфные, телефонные и пр.).

В небольших издательствах счет 25 не ведется, что связано с ограниченной номенклатурой изданий и небольшим штатом редакционных работников. В связи с этим все расходы, не относящиеся к прямым затратам, отражаются на счете 26 ≪Общехозяйственные расходы≫. При этом имеются такие статьи калькуляции, как:

•оплата труда работников издательства с отчислениями. Расчет ведется в соответствии с принятой формой оплаты труда и штатным расписанием;

•арендная плата и содержание помещений. Расчет ведется в соответствии с заключенными договорами с собственниками помещений, занимаемых издательствами;

•амортизация основных средств. Определяется стоимостью оборудования, находящегося в издательстве, и выбранным в соответствии с ПБУ-6/01 механизмом начисления амортизации;

•затраты на хранение бумаги. Расчет ведется в соответствии с заключенными договорами;

В связи с незначительными размерами  расходов прочие затраты можно объединить в одну группу. Сюда относятся почтово-телеграфные, командировочные, консультационные расходы, расходы на канцелярские принадлежности и на охрану помещений, а также расходы по подписке на периодику и т.п. Однако если какой-либо вид затрат занимает весомую часть общехозяйственных затрат, то целесообразно выделить его в отдельную статью для планирования и анализа.

Общеиздательские и редакционные расходы являются косвенными. Их распределяют между отдельными заказами пропорционально объему последних, исчисленному в авторских листах. Иногда за базу для распределения косвенных расходов принимается стоимость бумаги и полиграфических услуг, связанных с изготовлением заказа.

При выпуске журналов все расходы  по содержанию редакций журналов ежемесячно включают в себестоимость отдельных номеров журнала: при выпуске 12 номеров в год —в размере фактических затрат за месяц; при выпуске 24 номеров в год—в размере фактических полумесячных затрат.

Коммерческие расходы. В издательской деятельности активно используется счет 44 ≪Расходы на продажу≫. На этом счете планируются затраты на реализацию продукции по таким статьям калькуляции, как:

•затраты по распространению продукции. Включаются затраты на внесение изданий в каталоги по распространению, рекламные расходы, услуги распространяющих организаций;

•затраты по экспедированию продукции. Используются издательствами, распространяющими продукцию по подписке. Включают обработку тиражей изданий экспедиционными предприятиями в соответствии с тиражными ведомостями, поступающими от распространяющих организаций;

•затраты по пересылке продукции, т.е. оплата услуг транспортных организаций.

Все виды коммерческих расходов планируются издающей организацией на основании тарифов организаций —исполнителей работ и обрабатываемых ими тиражей изданий (Приложение 2).

После утверждения составленной сметы в процессе производства проводится сопоставление планируемых показателей с фактическими и выявляются отклонения от плановых показателей, а также анализируются отклонения с привлечением руководителей центров ответственности (руководителей отделов). После сдачи тиража полиграфическим предприятием на склад издательства рассчитывается полная себестоимость выпущенной продукции путем косвенного распределения редакционных и общеиздательских затрат по объектам калькулирования —тиражам изданий.

3. ПРИМЕНЕНИЕ ПОЗАКАЗНОГО МЕТОДА В НЕПРОМЫШЛЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (НА ПИМЕРЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ)

В непромышленных организациях существует три подхода к позаказному калькулированию:

1. Выделяется одна статья прямых  затрат (обычно трудозатраты), и применяется один коэффициент распределения косвенных расходов.

2. Выделяется несколько статей  прямых затрат (прямые трудозатраты, ксерокопирование, компьютерное время), и выбирается один коэффициент распределения косвенных расходов.

3. Выделяется несколько статей прямых затрат, и рассчитывается несколько коэффициентов распределения косвенных расходов.

Плановая калькуляция себестоимости  медицинской услуги в лечебном учреждении приводится в Приложении 3. В данном случае применяется второй из перечисленных выше подходов, т.е. труд, затраченный основными специалистами на оказание медицинской помощи, а также медикаменты, основные материалы и износ медицинской техники относятся к прямым затратам. Все другие статьи расходов считаются косвенными.

По каждой медицинской услуге составляется плановая смета в трудочасах, определяющая потребности в привлечении специалистов. Планируемые прямые трудозатраты определяются умножением планового количества часов на расценку. В состав косвенных расходов включают: затраты на содержание управленческого персонала; заработную плату младшего медицинского персонала, работников кухни, провизора, кладовщика и т.п.; плату за телефон, коммунальные услуги и арендную плату; общехозяйственные расходы, связанные с приобретением постельного белья, новой посуды и т.п.

Позаказный учет в медицинском  учреждении организуется следующим образом. Заказ открывается при поступлении пациента в клинику. На каждого больного заводится индивидуальная карта, куда заносятся все затраты, которые можно отнести на конкретного больного. Если она не совпадает по времени с концом отчетного периода, то произведенные затраты списываются на незавершенное производство.

Информация о работе Позаказный метод учета затрат и калькулирование себестоимости