Понятие, классификация и оценка основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 08:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение широкого круга вопросов связанных с организацией и ведением учета основных средств.
Для реализации поставленной цели перед курсовой работой стоят следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы учета и анализа основных средств.
2. Рассмотреть организацию учета основных средств.

Вложенные файлы: 1 файл

Ос курсовой.docx

— 42.62 Кб (Скачать файл)

 

 

1.3 Документальное оформление операций по учету основных средств

основной средство инвентаризация

Все хозяйственные операции, проводимые организацией или предприятием, согласно статье 9 Федерального Закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”,должны оформляться оправдательными документами. Эти документы являются первичными . На их основании ведется бухгалтерский учет.

Первичный бухгалтерский документ – это письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции, имеющее юридическую силу и не требующее дальнейших пояснений и детализации.

Первичные учетные документы принимаются к учету в том случае, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Разработанные и утвержденные унифицированные формы первичной учетной документации, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 г. №835 “О первичных учетных документах”, должны применяться всеми предприятиями, независимо от их организационно-правовой формы.

Постановлением от 21 января 2003 года № 7 “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств” Госкомстат России утвердил унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств .Данные формы первичной учетной документации распространяются на организации всех форм собственности, осуществляющие свою деятельность на территории РФ. Исключения составляют кредитные и бюджетные учреждения .

Формы, действующие в настоящее время, отражены в Таблице № 2 Приложения № 3.

Акт (накладную) приемки – передачи основных средств по форме №ОС – 1 – для оформления поступления, выбытия и внутреннего перемещения основных средств.

Акт приемки – сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов по форме № ОС – 3 – для оформления операций по передаче в ремонт и приемке из ремонта основных средств.

Акт на списание основных средств по форме № ОС – 4 – для оформления операций по ликвидации основных средcтв (кроме автотранспорта).

Акт на списание автотранспортных средств по форме № ОС – 4а – для оформления операций по ликвидации автотранспорта.

Инвентарная карточка учета основных средств по форме № ОС – 6 – для оформления по объектного учета основных средств.

Акт о приемке оборудования по форме № ОС – 14 – для оформления принятого на учет оборудования, предназначенного для капитального строительства.

Акт приемки – передачи оборудования в монтаж по форме № ОС – 15 – для оформления операций по сдаче оборудования, требующего монтажа, строительным организациям.

Акт о выявленных дефектах оборудования по форме № ОС – 16 – для оформления приемки оборудования, по которому необходимо составлять рекламацию поставщику.

На каждый объект основных средств должна вестись карточка учета с подробной характеристикой. В организациях, имеющих небольшое число объектов основных средств, разрешается вести учет в инвентарной книге с указанием необходимых сведений об объекте. За каждым объектом закрепляется ответственное лицо.

В соответствии с пунктом 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ порядок и количество инвентаризаций основных средств (как и другого имущества) в отчетном году определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. В соответствии с пунктом 27 данного положения проведение инвентаризации обязательно:

  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года).

Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года. Порядок проведения инвентаризации регламентирован в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49).

 

2. Организация бухгалтерского учета  основных средств

 

    1. Учет наличия и поступления основных средств

 

Существуют следующие варианты поступления основных средств на предприятие:

1.Приобретение за плату или  в обмен на другое имущество;

2.Сооружение и изготовление;

3.Внесение учредителями в счет  вкладов в уставный капитал;

          4.Безвозмездное получение

 

Первыми учётные документы разрешено составлять как на бумажных, так и на машинных носителях информации. Первичные учётные документы, включая документы по учёту основных средств, должны составляться в момент совершения операции, а если это не представляется возможным непосредственно после окончания.

Форма №ОС-1 (Приложение №4), ОС-1а, ОС-б используется для оформления и бухгалтерского учёта операций, связанных с движением основных средств, в частности, поступивших посредством приобретения за плату, строительство подрядным или хозяйственным способом, полученных от других организаций в безвозмездное пользование, внесение в качестве вкладов в уставный капитал, полученное в хозяйственное ведение (оперативное управление), получение в аренду (по договору финансовой аренды); поступления по акту дарения, а также для оформления операций, связанных с объектами основных средств, внесёнными участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности); передачи основных средств в доверительное управление; продажи; передачи по договору мены; передачи другой организации.

В этих документах отражается подробная характеристика принимаемого к учёту объекта: наименование, присвоенный инвентарный номер, первоначальная стоимость, результат испытаний при вводе и.т. п. Кроме того, названные документы содержат реквизиты, характеризующие длительность эксплуатации объектов: дата принятия объекта к бухгалтерскому учёту, дата списания основных средств с бухгалтерского учёта, дата государственной регистрации право собственности на объект недвижимости. Также включен раздел «Сведения о состоянии объекта основных средств на дату передачи», который заполняет передающая организация.

Сведения, отраженные в форме №ОС-1, бухгалтер должен перенести в инвентарную карточку по форме №ОС-6 (Приложение №8), в котором отражается информация о наличии и движении объектов основных средств.

Применение формы №ОС-1а «Акт о приемке-передаче здания (сооружения)» вызвано широким распространением операций, связанных с недвижимостью. . В форме №ОС-1а предусмотрены реквизиты, характеризующие объект недвижимости, а именно: общая площадь, количество этажей, общий строительный объем, площадь встроенных, встроенно-пристроенных, пристроенных помещений (в кубических метрах). Форма инвентарной карточки приводится ниже.

В целях упрощения оформления операций по движению объектов основных средств, связанных с их перемещением внутри организации из одного структурного подразделению в другое, утверждена форма №ОС-2 «Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств», данные которой переносятся в инвентарную карточку (книгу). Документ по необходимости выписывается передающей стороной (сдатчиком) в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получателя и сдатчика. Первый экземпляр передаётся в бухгалтерию, второй остаётся у лица, ответственного за сохранность объекта (объектов) основных средств сдатчика, третий экземпляр передаётся получателю.

Форма №ОС-14 «Акт о приеме (поступлении) оборудования» применяется для оформления и учета поступившего на склад оборудования с целью последующего использования его в качестве объекта основных средств. Документ составляется комиссией, уполномоченной на приём основных средств, в других экземплярах, Утверждается руководителем или уполномоченным им на это лицом.

В случае возможности проведения качественной оценки оборудования при его поступление на склад «Акт о приемке (поступлении) оборудования» является предварительным, составленным по наружному осмотру. Качественные и количественные расхождения с документальными данными организаций, поставивших оборудование, а также факты боя и лома отражаются в соответствующих актах в установленном порядке.

 

 

 

 

 

    1. Учет амортизации основных средств

 

Стоимость основных средств погашается посредством начисления амортизации.

Амортизация – это возмещение износа основных средств в стоимостном выражении, заключающееся в постепенном переносе части стоимости основных средств на себестоимость продукции (в торговых организациях – на расходы на продажу).

 Осуществляется этот процесс  путем начисления износа, который  учитывается на счете 02 «Износ  основных средств». Счет 01 не корреспондирует  со счетом 02. Износ начисляется  следующими проводками:

Д-т 20,23,25,26 К-т 02 – начислен износ основных средств.

Начисляя износ, предприятие переносит часть стоимости основных средств на себестоимость основных средств, которая равна разнице между первоначальной (восстановительной) стоимостью и износом.

В балансе этот процесс отражается уменьшением внеоборотных активов, которые учитываются по остаточной стоимости.

В ПБУ 6/97 и Методических указаниях установлены следующие способы начисления амортизации объектов основных средств:

  • линейный;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
  • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

При использовании линейного способа годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной или восстановительной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

Второй и третий способы из приведенных выше являются нелинейными. При их применении суммы амортизационных отчислений в предыдущие годы больше, чем в последующие. Выбранный метод должен быть обязательно отражен в приказе об учетной политике. При этом не обязательно использовать один и тот же метод по всем основным средствам – один и тот же метод может применяться внутри группы однородных объектов.

В целях же налогообложения должен использоваться линейный способ по нормам, установленным постановлением. Эти нормы устанавливаются в процентах на год. Например, норма амортизации на объект первоначальной стоимостью 100000 руб. составляет 10% в год. За год необходимо начислить износ в размере 10 № от 100000, то есть 10000. Износ начисляется ежемесячно. Таким образом, в месяц износ оставит 830 руб. (10000 руб. : 12) и будет начисляться ежемесячно до тех пор, пока сумма износа не будет равна первоначальной (восстановительной) стоимости. После этого процесс амортизации прекращается, хотя сам объект может продолжать эксплуатироваться. На счете 01 будет числиться по данному объекту сумма в 100000 руб., на счете 02 – также – 100000 руб.

По объектам непроизводственного назначения износ относится на собственные источники следующей проводкой:

Д-т 88 К-т 02 - списан износ по основным средствам непроизводственного назначения.

При вводе объекта основного средства в эксплуатацию должен быть обязательно составлен акт приемки – передачи по форме № ОС – 1. Дата составления акта и будет являться датой ввода. Начисление износа начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода, и прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем выбытия.

Решение о применении ускоренной амортизации необходимо оформить как элемент учетной политики, иначе этот факт будет расценен как завышение прибыли.

 

    1. Учет затрат на ремонт основных средств

 

В процессе эксплуатации основные средства изнашиваются, выходят из строя из-за поломок. Для поддержания основных средств в исправном состоянии и предотвращения преждевременных поломок необходимо осуществлять их нормальное содержание и периодически их восстановление.

Восстановление основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции . Расходы на содержание и ремонт основных средств относятся к текущим затратам, то есть включаются в себестоимость текущего, среднего и капитального ремонта). Затраты на проведение модернизации оборудования, а также реконструкции объектов основных средств в себестоимость продукции (работ, услуг) не включаются. Методические указания рекомендуют проводить ремонт в соответствии с планом исходя из системы планово – предупредительных работ, включающих в себя текущий, средний, капитальный и особо сложный ремонт основных средств.

Информация о работе Понятие, классификация и оценка основных средств