Понятие хозяйственного учёта и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:24, лекция

Краткое описание

Хозяйственный учет слагается из наблюдения, измерения, регистрации, систематизации фактов и процессов общественного воспроизводства.
Наблюдаемые факты и явления измеряют в соответствующих единицах (тоннах, литрах и т.п.) и регистрируют в первичных документах. Данные первичных документов систематизируют и записывают в специальные учетные регистры - книги, карточки, свободные листы и др. На основании записей в учетных регистрах составляют и осуществляют контроль за деятельностью предприятий, организаций, учреждений.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 246.73 Кб (Скачать файл)
    1.  Понятие хозяйственного учёта и его виды

Понятие о хозяйственном  учете

Хозяйственный учет слагается из наблюдения, измерения, регистрации, систематизации фактов и процессов общественного  воспроизводства.

Наблюдаемые факты и явления  измеряют в соответствующих единицах (тоннах, литрах и т.п.) и регистрируют в первичных документах. Данные первичных  документов систематизируют и записывают в специальные учетные регистры - книги, карточки, свободные листы  и др. На основании записей в  учетных регистрах составляют и  осуществляют контроль за деятельностью предприятий, организаций, учреждений.

Учет возник с появлением материального  производства, что объясняется необходимостью подсчитывать и регистрировать орудия и продукты труда, а позже - затраты  на производство продукции. С развитием  материального производства расширяются  функции хозяйственного учета, возрастает его значение.

Виды хозяйственного учета

В настоящее время в  России можно выделить четыре вида хозяйственного учета: статистический (статистика), оперативный (или оперативно-технический), бухгалтерский (бухгалтерия) и налоговый.

Статистический учет изучает  закономерности и взаимосвязи массовых общественных явлений и процессов. При наблюдении за различными массовыми  явлениями, происходящими на предприятиях, в организациях и учреждениях, в  статистическом учете исчисляют  количественные и качественные показатели производительности труда, объема производства, заработной платы и др. Полученные результаты обрабатывают и обобщают в масштабе районов, областей, республик, отдельных отраслей и народного  хозяйства в целом.

Оперативный учет применяют  для наблюдения и контроля за отдельными фактами и операциями хозяйственной деятельности предприятия, организаций, учреждений с целью оперативного на них воздействия.

Оперативный учет вводится в основном в тех случаях, когда  необходимо быстрее получить данные о хозяйственных операциях (ежедневные сведения о выпуске продукции, расходе  фонда заработной платы, себестоимости  продукции, рентабельности, сведения о  поставках нефти, газа в другие страны и др.). Вместе с тем он охватывает и те хозяйственные операции, которые  не находят непосредственного отражения  в бухгалтерском и статистическом учете (явка работников на предприятие  и уход с него, работа машин и  станков, их простои, режим технологического процесса и т.д.).

Для обеспечения действенности  контроля показатели оперативного учета  включают только самые необходимые  краткие данные.

Бухгалтерский учет служит для наблюдения и контроля за хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений, организаций и их объединений. Он охватывает менее широкий круг объектов, чем статистический, но является более широким, чем оперативный учет.

В бухгалтерском учете  отражаются все виды имущества организации  и все операции, вызывающие его  движение, поэтому его необходимо вести постоянно, с охватом всех без исключения хозяйственных операций по движению имущества.

Понятие налогового учета введено  Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ). Налоговый учет осуществляется организациями для определения  налоговой базы по налогу на прибыль. Для ведения налогового учета  используются правильно оформленные  бухгалтерские документы. Налоговый  учет можно вести в общеустановленных  регистрах бухгалтерского учета, в  которые при необходимости вводятся соответствующие изменения, или  использовать специальные регистры налогового учета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.   Понятие финансового, управленческого и налогового учёта

 

ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ - учет наличия и движения финансовых ресурсов предприятий. Основой финансового учета является бухгалтерский учет. Финансовый учет служит целям внешнего анализа финансово-экономической деятельности предприятий, базирующегося на данных публичной финансовой (бухгалтерской) и статистической отчетности.

 

Управленческий  учёт — упорядоченная система выявления, измерения, сбора, регистрации, интерпретации, обобщения, подготовки и предоставления важной для принятия решений по деятельности организации информации и показателей для управленческого звена организации (внутренних пользователей — руководителей).

Налоговый учёт — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации.

Цель налогового учёта - формирование полной и достоверной информации об учёте для целей налогообложения всех хозяйственных операций на предприятии.

Налоговый учёт ведется в  специальных формах - налоговых регистрах.

Существует два основных способа ведения налогового учёта:[1]

1. На основе бухгалтерского учёта. В данном случае налоговые регистры заполняются согласно данным бухгалтерских регистров. Если правила бухгалтерского учёта той или иной операции расходятся с правилами налогового учёта, то в налоговых регистрах делаются корректировки.

2. Организация отдельного  налогового учёта. В данном  случае налоговый учёт ведется  независимо от бухгалтерского.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Задачи б/у в условиях рыночной экономики

К основным задачам бухгалтерского учета относятся: формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном  положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности -- руководителям, учредителям, участникам и собственникам: имущества организации, а также внешним -- инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности; обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости. Теория бухгалтерского учёта. - Ростов н/Д: Феникс, 2001 - С. 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Организация б/у в предприятиях

Первичным звеном бухгалтерского учета является бухгалтерия организации. Бухгалтерия - самостоятельная структурная  единица организации и не может  входить в состав какого-либо другого  организационного подразделения.

Структура аппарата бухгалтерии  зависит от содержания и объема учетной  работы. В объединениях и на крупных  предприятиях бухгалтерия подразделяется на ряд отделов.

Расчетный отдел бухгалтерии  ведет расчеты по оплате труда  и страхованию рабочих, осуществляет расчеты с финансовыми органами, банками, составляет отчетность по труду  и заработной плате.

Материальный отдел занимается учетом расчетов с поставщиками, учитывает  движение ОС, материалов, тары. Проверяет  правильность ведения складского учета  материальных ценностей, составляет отчет  о наличии и движении мат. и  др. имущественных ценностей.

Производственно-калькуляционный  отдел осуществляет учет издержек производства, исчисляет себестоимость продукции, составляет отчет о выполнении плана  по выпуску продукции и ее себестоимости.

Отдел по учету сбытовых операций учитывает наличие и движение готовых изделий на складах отдела сбыта.

Отдел расчетных и валютных операций занимается учетом банковских и валютных операций, функция организации  финансовой работы.

Общий отдел ведет учет всех остальных хозяйственных операций, составляет сводные и обобщающие документы, организует бухгалтерский  архив.

Такая структура применяется  на большинстве средних, а иногда и крупных предприятий и носит  название вертикальной. 

 

На небольших предприятиях применяется линейная структура, при  которой все работники аппарата бухгалтерии подчиняются главному бухгалтеру

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Учётная политика

 

Учётная политика — совокупность способов ведения бухгалтерского учёта — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учётной политики предприятия  впервые были раскрыты в ПБУ 1/94 «Учётная политика предприятия», утверждённом Приказом Минфина России от 28.07.1994 № 100[1]. Вследствие реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами впоследствии указанное Положение было заменено на ПБУ 1/98 (Приказ Минфина России от 09.12.1998 N 60н), а в 2008 г. — на ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации»[2].

Понятие «учётная политика»  в данных нормативных актах тождественно. Под учётной политикой организации  понимается «принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учёта — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Права и обязанности главного бухгалтера

Итак, главный бухгалтер  организации: 
* обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ (п. 3 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете); 
* обеспечивает контроль за движением имущества и выполнением обязательств (п. 3 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете); 
* формирует учетную политику предприятия (п. 5 ПБУ 1/98)3 ; 
* подписывает бухгалтерскую отчетность (п. 5 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете). 
 
В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю. Данное положение является своего рода организационной основой для возможности осуществления им возложенных на него функций. Это связано с тем, что главный бухгалтер обладает определенными полномочиями в отношении всех работников организации. В частности, в соответствии с п. 3 названной выше статьи закона о бухгалтерском учете требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов обязательны для всех работников организации. 
 
Главный бухгалтер организации является ответственным лицом за ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями законодательства и представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. В связи с чем главный бухгалтер обязан отказаться от исполнения и оформления документов, не соответствующих действующему законодательству и нарушающих договорную и финансовую дисциплину. Однако главный бухгалтер подчиняется руководителю организации. Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете ответственность за соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель предприятия. В связи с вышеизложенным, в целях разграничения полномочий между руководителем и главным бухгалтером, закон разрешает данную коллизию следующим образом. Руководитель организации, в случае наличия разногласий между ним и главным бухгалтером по отдельной хозяйственной операции, вправе издать письменное распоряжение, которое и исполняется главным бухгалтером. Однако всю полноту ответственности за данную операцию руководитель берет на себя. 
 
Чтобы не допустить осуществление операций в обход главного бухгалтера, закон содержит норму, согласно которой без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению (абз. 3 п. 3 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете). Данное положение имеет важное значение для обеспечения возможности осуществления главным бухгалтером возложенных на него обязанностей. 
 
Таким образом, необходимо отметить, что бухгалтерское законодательство обеспечивает главному бухгалтеру возможность для выполнения возложенных на него обязанностей. Однако, учитывая сказанное в предыдущей главе, представляется весьма проблематичной принципиальность главного бухгалтера в споре с руководителем. Последний вряд ли допустит, чтобы рядом с ним находился подчиненный, заставляющий его издавать письменные распоряжения и брать всю ответственность на себя. Как было показано выше, трудовое право представило руководителям предприятий инструментарий для освобождения от принципиальных и неугодных главных бухгалтеров, тем самым ставя под вопрос реальность выполнения заложенных в бухгалтерском законодательстве механизмов.

 

 

 

 

 

 

    1. Требования к ведению б/у

1. Бухгалтерский учет  имущества, обязательств и хозяйственных  операций организаций ведется  в валюте Российской Федерации  - в рублях.

2. Имущество, являющееся  собственностью организации, учитывается  обособленно от имущества других  юридических лиц, находящегося  у данной организации.

3. Бухгалтерский учет  ведется организацией непрерывно  с момента ее регистрации в  качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Организация ведет бухгалтерский  учет имущества, обязательств  и хозяйственных операций путем  двойной записи на взаимосвязанных  счетах бухгалтерского учета,  включенных в рабочий план  счетов бухгалтерского учета.

Данные аналитического учета  должны соответствовать оборотам и  остаткам по счетам синтетического учета.

5. Все хозяйственные операции  и результаты инвентаризации  подлежат своевременной регистрации  на счетах бухгалтерского учета  без каких-либо пропусков или  изъятий.

6. В бухгалтерском учете  организаций текущие затраты  на производство продукции и  капитальные вложения учитываются  раздельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Требования к первичным документам

Первичные и сводные учетные документы  могут быть составлены на бумажных или машинных носителях и должны иметь следующие обязательные реквизиты:

1) название документа (формы);

2) дату и место составления;

3) название предприятия, от имени  которого составлен документ;

4) содержание и объем хозяйственной  операции, единицу измерения хозяйственной  операции;

5) должности лиц, ответственных  за осуществление хозяйственной  операции и правильность ее  оформления;

6) личную подпись или другие  данные, дающие возможность идентифицировать  лицо, участвовавшее в осуществлении  хозяйственной операции.

Документы, созданные средствами вычислительной техники на машиносчитываемых носителях, применяются в бухгалтерском учете при условии предоставления им юридической силы и доказательности. Документ, изготовленный машинным способом, должен быть записан на материальном носителе (магнитном, бумажном), изготовлен и размечен согласно требованиям соответствующего стандарта и закодирован согласно утвержденной системе кодификации.

Информация о работе Понятие хозяйственного учёта и его виды