Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 16:59, курсовая работа
Таким образом, целью данной работы является изучение порядка проведения аудита денежных средств на предприятии. При изучении цели были поставлены следующие задачи:
- дать определение денежным средствам, а также формам денежных рас-четов;
- перечислить задачи аудита денежных средств;
- рассмотреть порядок проведения аудита кассовых операций, расчетного и валютного счетов, денежных документов;
- сформулировать выводы.
Введение
3
1 Теоретические основы аудита
4
1.1 Сущность, цели и задачи аудита
4
1.2 Теоретические основы аудита денежных средств
8
2 Подготовка и планирование аудита
12
2.1 Подготовка аудиторской проверки
12
2.2 План и программа аудита
18
3 Порядок проведения и оформления результатов аудиторской проверки
22
3.1 Аудиторская проверка учета денежных средств
22
3.2 Документальное оформление результатов аудиторской
проверки
28
Заключение
33
Список использованной литературы
- соблюдение сроков предоставления отчетов по полученным авансам; журналу их регистрации, кассовой книге и журналу – ордеру № 1 по кредиту счета 50 «Касса».
При проверке операций с наличными денежными средствами обращается внимание на соблюдение предприятием установленного банком лимита остатка денежной наличности в кассе, а так же предельной суммы расчетов наличными деньгами между юридическими лицами.
- При аудите операций с денежными средствами по расчетному и текущему счетам денежных средств на бухгалтерских счетах;
- соответствия данных аналитического учета по счету 51 «Расчетный счет» по данным синтетического учета, правильности их отражения в финансовой отчетности.
- платежные поручения;
- платежные требования-поручения;
- приходные кассовые ордера;
- расходные кассовые ордера
Регистры бухгалтерского учета:
- главная книга;
- журналы;
- результаты инвентаризации денежных средств.
При проведении аудита операций с денежными средствами целесообразно применяются следующие методы получения аудиторских доказательств:
- инвентаризация денежной наличности;
- устный опрос персонала и руководства экономического субъекта;
- проверка документов;
Одновременно кассир составляет отчет о кассовых операциях за последний день, выводит остаток денег по кассовой книге и дает расписку, что все приходные и расходные кассовые документы включены им в отчет и к моменту ревизии кассы не оприходованных и несписанных денежных средств не имеется. Отчет визирует главный бухгалтер предприятия. Затем начинается подсчет денег и других ценностей, находящихся в кассе. Сначала это делает кассир, потом аудитор. В период инвентаризации в кассе могут находиться частично оплаченные платежные остатка. Они приниматься не должны. Далее фактическое наличие денежных средств и других.
- кому предоставлено право подписи денежных документов в качестве руководителя и главного бухгалтера предприятия;
- ведутся ли журналы регистрации приходных и расходных кассовых ордеров;
- приказом по предприятию;
- установлен ли срок выдачи денег на хозяйственные нужды;
- ведется ли на предприятии журнал учета депонентов и реестр депонированных сумм.
С помощью перечисленных вопросов аудитор определяет качество работы системы внутреннего контроля, в плане соблюдения на предприятии кассовой дисциплины, выявляет наиболее уязвимые с точки зрения злоупотреблений места, планирует состав основных контрольных процедур, определяет специфические черты ведения учета на предприятии.
- отсутствие в штате кассира и возложение этих функций на счетного работника без письменного распоряжения руководителя предприятия;
- отсутствие договоров с кассиром о полной материальной ответственности;
Отсутствие на предприятии налаженной системы проведения и целесообразность не являющимся сотрудниками предприятия, аудитор должен получить письменное подтверждение от третьих лиц. В форме запроса, в котором должно содержаться бухгалтерских проводок.
Аналитические процедуры – это анализ и оценка полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей экономического субъекта с целью выявления необычных и неверно отраженных в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, а также выяснение причин таких ошибок и искажений. При проверяется соответствие сумм платежных документов данным журнала-ордера N 2 и ведомости N 2, журналов-ордеров № 1 и № 3.
- проверяется соответствие данных журнала-ордера N 2 и ведомости N 2, журналов-ордеров № 1 и № 3 за каждый месяц данным по Главной отчета о движении денежных средств.
- сопоставляется сальдо по счетам учета денежных средств в Главной книге на начало года и на конец соответствующего отчетного периода с данными бухгалтерского баланса.
2 ПОДГОТОВКА И ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА
2.1 Подготовка аудиторской проверки
Оперативное и эффективное проведение аудиторской проверки требует предварительной работы и планирования.
Предварительная деятельность начинается с принятия решения о начале или продолжении сотрудничества с клиентом (экономическим субъектом), т. е. с выбора клиента. На этой стадии происходит знакомство потенциальных партнеров: аудиторской организации и ее будущего клиента, и обмен информацией, которая позволила бы каждой стороне принять решение о принципиальной возможности и целесообразности дальнейшего сотрудничества в области аудита.
Экономический субъект (клиент) самостоятельно выбирает аудитора, аудиторскую фирму, при этом критериями выбора могут быть: рекомендации деловых партнеров; конкурсный отбор, реклама; опыт работы на рынке аудиторских услуг; наличие лицензии на аудиторскую деятельность; уровень цен на предоставляемые услуги и сроки ее исполнения и др.
Выбрав аудиторскую фирму, заинтересованная в оказании аудиторских услуг организация составляет и направляет ей именное письмо-предложение о проведении аудита. После этого аудитор проводит предварительное планирование и знакомство с организацией клиента. Предварительное планирование позволяет аудитору определить объем предстоящих работ, примерно оценить их стоимость, сделать письмо-обязательство более деловым и конкретным.
Письмо-обязательство (приложение 1) аудиторской организации, направленное экономическому субъекту, документально подтверждает согласие на проведение аудита или принятие предложения о назначении ее официальным аудитором этого экономического субъекта. Письмо обязательство направляется исполнительному органу экономического субъекта.
Письмо-обязательство должно содержать:
В письме-обязательстве должны быть также приведены ссылки на законодательные акты и нормативные документы, на основании которых проводится аудит.
В письме-обязательстве должна содержаться информация об ответственности аудиторской организации за оказываемые услуги, о необходимости сохранения коммерческой тайны и наличии риска необнаружения существенных неточностей или ошибок в бухгалтерском учете и отчетности.
Здесь также содержатся указания на то, какие обязательства должен взять на себя экономический субъект: ответственность за полноту и достоверность учета и отчетности, обеспечение доступа аудиторов ко всей необходимой информации, возможное направление запросов к контрагентам по вопросу подтверждения величины взаимозадолженности, а также неоказание давления на аудиторскую организацию.
Таким образом, письмо о проведении аудита документально подтверждает согласие аудитора с условиями, предложенными клиентом. Посылается оно клиенту до начала проверки и до заключения договора, в результате этого можно избежать конфликта и недоразумения при формировании аудиторского заключения по итогам проверки.
Договор на проведение аудиторской проверки (приложение 2) является официaльным документом, регламентирующим взаимоотношения между аудиторской организацией и экономическим субъектом.
Качество проведения аудиторской проверки, бесконфликтные взаимоотношения аудитора с клиентом во многом зависят от того, какой договор на проведение аудита будет заключен. Подготовка договора начинается после предварительного ознакомления с деятельностью экономического субъекта, а затем принимается решение о возможности оказания аудиторских услуг.
Этапы подготовки договора включают определение трудоемкости, стоимости и сроков проведения аудита, потребности в привлечении консультантов и экспертов.
В тексте договора целесообразно раскрыть следующие основные аспекты и существенные условия, например:
а) предмет договора на оказание аудиторских услуг;
б) условия оказания аудиторских услуг;
в) права и обязанности аудиторской организации;
г) права и обязанности экономического субъекта;
д) стоимость и порядок оплаты аудиторских услуг;
е) ответственность сторон и порядок разрешения споров.
На основании учетной политики, бухгалтерской отчетности и дополнительных сведений аудитор собирает, систематизирует и оценивает информацию об аудируемом лице. Результаты сбора информации представлены в таблицах 1 и 2.
Далее необходимо изучить и оценить состояние системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля клиента.
Под системой бухгалтерского учета понимают упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Под системой внутреннего контроля понимают совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых аудируемым лицом в качестве средств эффективного управления финансово-хозяйственной деятельностью, обеспечения сохранности имущества, исправления и предотвращения ошибок, искажений, а также своевременной подготовки достоверной бухгалтерской отчетности.
Таблица 1- Запрос информации о клиенте
Наименование документа |
Форма представления |
Срок представления |
Дата представления |
Учредительные документы |
ксерокопия |
1 день |
14.10 |
Организационная структура |
ксерокопия |
1 день |
14.10 |
Структура управления |
ксерокопия |
1 день |
14.10 |
Приказ о назначении лиц, имеющих право подписи |
ксерокопия |
1 день |
14.10 |
Таблица 2 – Запрос о предоставлении финансовой, налоговой и
управленческой документации
Финансовая, налоговая и управленческая документация |
Форма представления |
Дата запроса |
Дата представления |
График документооборота |
ксерокопия |
14.10 |
14.10 – 15.10 |
Рабочий план счетов |
ксерокопия |
14.10 |
14.10 -15.10 |
Бухгалтерская отчетность |
ксерокопия |
14.10 |
14.10 – 15.10 |
Налоговая отчетность |
ксерокопия |
14.10 |
14.10 – 15.10 |
Журналы-ордера, ведомости |
электронный вариант |
14.10 |
14.10 – 15.10 |
Учетная политика |
ксерокопия |
14.10 |
14.10 -15.10 |
Аудиторские организации самостоятельно разрабатывают методики и порядок изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, планируют процедуры аудиторской проверки в зависимости от результатов такого изучения и оценки.
Оценка состояния системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля клиента приведена в таблице 3.
Полученная информация обобщается и составляется рабочий документ аудитора «Предварительное знакомство с клиентом» (приложение 3).
Таблица 3 – Оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля
Вопрос |
Ответ |
Источник информации |
Применяемая техника учета (ручная, компьютерная) |
компьютерная |
Учетная политика |
Программное обеспечение, используемое в системе бухгалтерского учета |
«1С:Предприятие 8.2» |
Учетная политика |
Компьютеризированные участки учета (все; если не все, то указать какие) |
все |
устный опрос |
Как часто производится (если производится) печать регистров бухгалтерского (налогового) учета на бумажные носители |
ежемесячно |
устный опрос |
В какой форме представлена служба внутреннего контроля (системы внутреннего аудита, ревизионной комиссии и т.п.) |
Контрольная группа |
Организационная структура |
Кому подчинен руководитель службы внутреннего контроля |
Руководителю |
Структура управления |
Численность службы работников внутреннего контроля, чел |
3 |
Штатное расписание |
Существуют ли документально оформленные инструкции для выполнения контрольных функций (да / нет) |
Да |
Инструкции |
Как документируются результаты работы службы внутреннего контроля |
Акты проверок |
Контрольная группа |
Составляется ли внутренняя отчетность для целей управления (да / нет) |
Да |
Учетная политика |
Информация о работе Порядок проведения и оформления результатов аудиторской проверки