Правове регулирование рынка аудиторских услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 19:17, доклад

Краткое описание

1. Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая ха-
рактеристика.
2. Правовой статус субъектов рынка аудиторских услуг.
3. Общий порядок проведения аудита.

Вложенные файлы: 1 файл

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА.docx

— 33.86 Кб (Скачать файл)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  РЫНКА

           АУДИТОРСКИХ УСЛУГ

     Учебные вопросы:

1. Аудиторская деятельность  как вид предпринимательства:  общая ха-

   рактеристика.

2. Правовой статус субъектов  рынка аудиторских услуг.

3. Общий порядок проведения  аудита.

  1. Аудиторская деятельность  как вид предпринимательства:

                      общая характеристика

     Аудиторская  деятельность в РФ осуществляется  в соответствии с

Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской

деятельности» (далее - Закон  об аудите), другими федеральными зако-

нами и иными нормативными правовыми актами по проведению ауди-

торской деятельности. Отношения, возникающие в ходе осуществление

аудиторской деятельности, могут  регулироваться также указами Пре-

зидента Российской Федерации. На основании и во исполнение феде-

ральных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе

принимать постановления, содержащие нормы законодательства Рос-

сийской Федерации об аудиторской деятельности. Среди них можно

назвать:

— постановление Правительства  РФ от 12 июня 2002 г. № 409 «О

   мерах по обеспечению проведения обязательного аудита»;

— постановление Правительства  РФ от 6 февраля 2002 г. № 80 “О

   вопросах государственного  регулирования аудиторской деятельно-

   сти в Российской Федерации”;

— постановление Правительства  РФ от 23 сентября 2002 г. № 696,

   которым утверждены Федеральные правила (стандарты) аудиторс-

   кой деятельности.

 

 

 

                                94

 

 

     Особенности  правового положения аудиторских  организаций,

осуществляющих аудиторские проверки сельскохозяйственных коо-

перативов и союзов этих кооперативов, определяются Федеральным

законом “О сельскохозяйственной кооперации”.

     Согласно ст. 1 Закона об аудите под аудиторской деятельнос-

тью (аудитом) понимается предпринимательская деятельность по не-

зависимой проверке бухгалтерского учета и финансовой

(бухгалтерской) отчетности  организаций и индивидуальных  предпри-

нимателей (ПБОЮЛ). Такие организации и ПБОЮЛ именуются в за-

коне как аудируемые лица.

     Помимо непосредственно  аудита лицам, осуществляющим  дан-

ный вид деятельности, запрещено заниматься другими видами пред-

принимательства, кроме оказания сопутствующих аудиту услуг

перечень которых определяет Закон об аудите:

1) постановку, восстановление  и ведение бухгалтерского учета,  со-

   ставление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское

   консультирование;

2) налоговое консультирование;

3) анализ финансово-хозяйственной  деятельности организаций и инди-

   видуальных предпринимателей, экономическое и финансовое кон-

   сультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с  рест-

   руктуризацией организаций;

5) правовое консультирование, а также представительство в  судебных

   и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

6) автоматизацию бухгалтерского  учета и внедрение информационных

   технологий;

7) оценку стоимости имущества,  оценку предприятий как имуществен-

   ных комплексов, а также предпринимательских рисков;

8) разработку и анализ  инвестиционных проектов, составление  биз-

   нес-планов;

9) проведение маркетинговых  исследований;

10) проведение научно-исследовательских и экспериментальных ра-

   бот в области,  связанной с аудиторской деятельностью,  и распрост-

   ранение их результатов,  в том числе на бумажных и электронных

   носителях;

 

 

                                 95

 

 

11) обучение в установленном  законодательством РФ порядке  специа-

  листов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;

12) оказание других услуг,  связанных с аудиторской деятельностью.

     Основной целью  аудита является установление  достоверности бух-

галтерской отчетности экономических субъектов и соответствия со-

вершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным

актам, действующим в Российской Федерации.

      В статье 9 Закона об аудите определены  единые требования к по-

рядку осуществления аудиторской  деятельности, оформлению и оцен-

ке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку

подготовки аудиторов  и оценке их квалификации. Правила (стандар-

ты) аудиторской деятельности подразделяются:

     — на федеральные  правила (стандарты) аудиторской  деятельности;

     — внутренние  правила (стандарты) аудиторской  деятельности, дей-

ствующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также

правила (стандарты) аудиторской  деятельности аудиторских организа-

ций и индивидуальных аудиторов. Они не могут противоречить феде-

ральным стандартам.

     Федеральные  правила (стандарты) аудиторской  деятельности, раз-

работанные с учетом международных стандартов аудита, утверждены

постановлением Правительства  РФ от 23 сентября 2002 г. № 696, в

котором определены шесть федеральных правил (стандартов):

     — правило  (стандарт) № 1 - “Цель и основные  принципы аудита

финансовой (бухгалтерской) отчетности”;

     — правило  (стандарт) № 2 - “Документирование  аудита”;

     — правило  (стандарт) № 3 - “Планирование аудита”;

     — правило  (стандарт) № 4 - “Существенность  в аудите”;

     — правило  (стандарт) № 5 - “Аудиторские доказательства”;

     — правило  (стандарт) № 6 - “Аудиторское заключение  по финан-

совой (бухгалтерской) отчетности”.

     Таким образом,  в соответствии с Законом об  аудите, в качестве

аудиторов могут выступать: а) штатный сотрудник аудиторской орга-

низации; б) лицо, привлекаемое аудиторской организацией к работе на

основании гражданско-правового договора; в) предприниматель, осу-

ществляющий свою деятельность без образования юридического лица

(ПБОЮЛ).

 

 

                                 96

 

 

    2. Правовой статус  субъектов рынка аудиторских  услуг

     Закон об  аудите определяет общие требования, предъявляемые к

аудиторам (аудиторским организациям).

     1. Аудитором  является физическое лицо, отвечающее  квалифика-

ционным требованиям, установленным уполномоченным федеральным

органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Аттестация

в аудите - это проверка квалификации физических лиц, изъявивших

желание заниматься аудиторской  деятельностью с выдачей кандида-

там, успешно сдавшим необходимые квалификационные экзамены

(прошедшим квалификационные  испытания), документа - квалифика-

ционного аттестата аудитора установленного образца.

     Квалификационный  аттестат аудитора выдается без  ограничения

сроков его действия.

     2. Аудиторская  организация осуществляет свою  деятельность по

проведению аудита после  получения лицензии.

     Лицензирование  в аудите - процедура выдачи специального

разрешения (лицензии), дающего  право осуществлять аудиторскую

деятельность аттестованным  аудиторам, а также организациям, отвеча-

ющим требованиям законодательства, зарегистрированным в установ-

ленном законом порядке  в качестве субъектов предпринимательской

деятельности. Лицензирование аудиторской деятельности, в том  числе

порядок выдачи, приостановления  и аннулирования лицензии, осуще-

ствляется в соответствии с Федеральным законом “О лицензировании

отдельных видов деятельности”  от 8 августа 2001 г. и Положением о

лицензировании аудиторской  деятельности, утвержденным постанов-

лением Правительства РФ от 29 марта 2002 г. № 190. Необходимо от-

метить, что отдельно осуществляется лицензирование аудита

страховщиков, банков, бирж, внебюджетных фондов и инвестицион-

ных институтов.

     3. Аудиторская  организация может быть создана  в любой органи-

зационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного

общества.

     Требования  к кадровому составу аудиторской  организации опре-

делены в пп.4,5 ст.4 Закона об аудите.

      4. Обязательный  аудит может проводиться только  аудиторскими

организациями.

 

                                97

 

 

     При проведении  обязательного аудита в организациях, в уставных

(складочных) капиталах которых доля государственной собственнос-

ти субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%, заклю-

чение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться

по итогам проведения открытого  конкурса. Порядок проведения таких

конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации.

     5. Аудиторские  организации и индивидуальные  аудиторы обязаны

установить и соблюдать  правила внутреннего контроля качества про-

водимых ими аудиторских  проверок. Требования, предъявляемые  к

указанным правилам, также  регламентируются федеральными прави-

лами (стандартами) аудиторской деятельности.

     6. Конфиденциальность  информации в аудите - одно из  основных

требований и принципов  аудита, заключающийся в том, что  аудиторы

(аудиторские организации)  обязаны обеспечивать сохранность  доку-

ментов, получаемых или составляемых ими в ходе аудиторской дея-

тельности, и не вправе передавать эти документы или их копии (как

полностью так и частично) каким бы то ни было третьим лицам  либо

разглашать устно содержащиеся в них сведения без согласия собствен-

ника (руководителя) экономического субъекта, за исключением слу-

чаев, предусмотренных законодательными актами Российской

Федерации.

     Данные, полученные  в ходе аудиторской проверки, проводимой

по поручению органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбит-

ражного суда, могут быть преданы гласности только с разрешения

указанных органов и в  том виде, в каком упомянутые органы призна-

ют это возможным.

     Принцип конфиденциальности  должен соблюдать неукоснитель-

но, даже если разглашение  или распространение информации о прове-

ряемом экономическом субъекте не наносит ему материального или

иного ущерба.

     7. Аудиторским  организациям и индивидуальным  аудиторам зап-

рещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятель-

ностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

     Функции федерального  органа государственного регулирования

аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный

орган исполнительной власти, определяемый Правительством Россий-

ской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2002

                                98

 

 

г. № 80 Министерство финансов РФ определено уполномоченным фе-

деральным органом исполнительной власти, осуществляющим госу-

дарственное регулирование  аудиторской деятельности в Российской

Федерации.

               3. Общий порядок проведения аудита

     Аудиторская  проверка - мероприятие, заключающееся  в сборе

оценке и анализе аудиторских  доказательств, касающихся финансово-

го положения экономического субъекта, подлежащего аудиту, и име-

ющие своим результатом выражение мнения аудитора о правильности

ведения бухгалтерского учета  и достоверности бухгалтерской  отчетно-

сти этого экономического субъекта (в соответствии с Перечнем тер-

минов и определений, используемых в правилах (стандартах)

аудиторской деятельности, одобренных Комиссией по аудиторской де-

ятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996г.).

     Аудиторская  проверка может быть инициативной  и обязательной.

Инициативный аудит может  проводиться в любое время  и в тех объе-

мах, которые будут установлены  самостоятельным решением органа

управления экономического субъекта, являющегося юридическим  ли-

цом, либо решением физического лица, занимающегося предприни-

мательской деятельностью (инициаторов аудита). Обязательный аудит

осуществляется в отношении  отдельных экономических субъектов,

критерии которых и сроки проведения аудита в которых непосредственно

устанавливаются правовыми  актами и (или) международными дого-

ворами Российской Федерации.

     Обязательный  аудит осуществляется в случаях,  если:

     1) организация  имеет организационно-правовую форму  открыто-

го акционерного общества;

     2) организация  является кредитной организацией, страховой орга-

низацией или обществом взаимного страхования, товарной или фон-

довой биржей, инвестиционным фондом, государственным

внебюджетным фондом, источником образования средств которого

являются предусмотренные  законодательством Российской Федерации

обязательные отчисления, производимые физическими и юридически-

ми лицами, фондом, источниками  образования средств которого явля-

ются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

 

 

                                 99

 

 

     3) объем выручки  организации или индивидуального предприни-

Информация о работе Правове регулирование рынка аудиторских услуг