Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 19:17, доклад
1. Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая ха-
рактеристика.
2. Правовой статус субъектов рынка аудиторских услуг.
3. Общий порядок проведения аудита.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА
АУДИТОРСКИХ УСЛУГ
Учебные вопросы:
1. Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая ха-
рактеристика.
2. Правовой статус субъектов рынка аудиторских услуг.
3. Общий порядок проведения аудита.
1. Аудиторская деятельность как вид предпринимательства:
общая характеристика
Аудиторская
деятельность в РФ
Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской
деятельности» (далее - Закон об аудите), другими федеральными зако-
нами и иными нормативными правовыми актами по проведению ауди-
торской деятельности. Отношения, возникающие в ходе осуществление
аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Пре-
зидента Российской Федерации. На основании и во исполнение феде-
ральных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе
принимать постановления, содержащие нормы законодательства Рос-
сийской Федерации об аудиторской деятельности. Среди них можно
назвать:
— постановление Правительства РФ от 12 июня 2002 г. № 409 «О
мерах по обеспечению проведения обязательного аудита»;
— постановление Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. № 80 “О
вопросах государственного регулирования аудиторской деятельно-
сти в Российской Федерации”;
— постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696,
которым утверждены Федеральные правила (стандарты) аудиторс-
кой деятельности.
Особенности
правового положения
осуществляющих аудиторские проверки сельскохозяйственных коо-
перативов и союзов этих кооперативов, определяются Федеральным
законом “О сельскохозяйственной кооперации”.
Согласно ст.
1 Закона об аудите под
тью (аудитом) понимается предпринимательская деятельность по не-
зависимой проверке бухгалтерского учета и финансовой
(бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпри-
нимателей (ПБОЮЛ). Такие организации и ПБОЮЛ именуются в за-
коне как аудируемые лица.
Помимо непосредственно аудита лицам, осуществляющим дан-
ный вид деятельности, запрещено заниматься другими видами пред-
принимательства, кроме оказания сопутствующих аудиту услуг
перечень которых определяет Закон об аудите:
1) постановку, восстановление
и ведение бухгалтерского
ставление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское
консультирование;
2) налоговое консультирование;
3) анализ финансово-
видуальных предпринимателей, экономическое и финансовое кон-
сультирование;
4) управленческое
руктуризацией организаций;
5) правовое консультирование, а также представительство в судебных
и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
6) автоматизацию бухгалтерского
учета и внедрение
технологий;
7) оценку стоимости имущества,
оценку предприятий как
ных комплексов, а также предпринимательских рисков;
8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление биз-
нес-планов;
9) проведение маркетинговых исследований;
10) проведение научно-
бот в области,
связанной с аудиторской
ранение их результатов, в том числе на бумажных и электронных
носителях;
11) обучение в установленном законодательством РФ порядке специа-
листов в областях,
связанных с аудиторской
12) оказание других услуг,
связанных с аудиторской
Основной целью аудита является установление достоверности бух-
галтерской отчетности экономических субъектов и соответствия со-
вершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным
актам, действующим в Российской Федерации.
В статье 9 Закона об аудите определены единые требования к по-
рядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оцен-
ке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку
подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Правила (стандар-
ты) аудиторской деятельности подразделяются:
— на федеральные
правила (стандарты)
— внутренние
правила (стандарты)
ствующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также
правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организа-
ций и индивидуальных аудиторов. Они не могут противоречить феде-
ральным стандартам.
Федеральные
правила (стандарты)
работанные с учетом международных стандартов аудита, утверждены
постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696, в
котором определены шесть федеральных правил (стандартов):
— правило (стандарт) № 1 - “Цель и основные принципы аудита
финансовой (бухгалтерской) отчетности”;
— правило (стандарт) № 2 - “Документирование аудита”;
— правило (стандарт) № 3 - “Планирование аудита”;
— правило (стандарт) № 4 - “Существенность в аудите”;
— правило (стандарт) № 5 - “Аудиторские доказательства”;
— правило (стандарт) № 6 - “Аудиторское заключение по финан-
совой (бухгалтерской) отчетности”.
Таким образом, в соответствии с Законом об аудите, в качестве
аудиторов могут выступать: а) штатный сотрудник аудиторской орга-
низации; б) лицо, привлекаемое аудиторской организацией к работе на
основании гражданско-правового договора; в) предприниматель, осу-
ществляющий свою деятельность без образования юридического лица
(ПБОЮЛ).
2. Правовой статус субъектов рынка аудиторских услуг
Закон об
аудите определяет общие
аудиторам (аудиторским организациям).
1. Аудитором является физическое лицо, отвечающее квалифика-
ционным требованиям, установленным уполномоченным федеральным
органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Аттестация
в аудите - это проверка квалификации физических лиц, изъявивших
желание заниматься аудиторской
деятельностью с выдачей
там, успешно сдавшим необходимые квалификационные экзамены
(прошедшим квалификационные испытания), документа - квалифика-
ционного аттестата аудитора установленного образца.
Квалификационный
аттестат аудитора выдается
сроков его действия.
2. Аудиторская организация осуществляет свою деятельность по
проведению аудита после получения лицензии.
Лицензирование в аудите - процедура выдачи специального
разрешения (лицензии), дающего право осуществлять аудиторскую
деятельность аттестованным аудиторам, а также организациям, отвеча-
ющим требованиям законодательства, зарегистрированным в установ-
ленном законом порядке в качестве субъектов предпринимательской
деятельности. Лицензирование аудиторской деятельности, в том числе
порядок выдачи, приостановления и аннулирования лицензии, осуще-
ствляется в соответствии с Федеральным законом “О лицензировании
отдельных видов деятельности” от 8 августа 2001 г. и Положением о
лицензировании аудиторской деятельности, утвержденным постанов-
лением Правительства РФ от 29 марта 2002 г. № 190. Необходимо от-
метить, что отдельно осуществляется лицензирование аудита
страховщиков, банков, бирж, внебюджетных фондов и инвестицион-
ных институтов.
3. Аудиторская
организация может быть
зационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного
общества.
Требования
к кадровому составу
делены в пп.4,5 ст.4 Закона об аудите.
4. Обязательный
аудит может проводиться
организациями.
При проведении
обязательного аудита в
(складочных) капиталах которых доля государственной собственнос-
ти субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%, заклю-
чение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться
по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких
конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации.
5. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны
установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества про-
водимых ими аудиторских проверок. Требования, предъявляемые к
указанным правилам, также регламентируются федеральными прави-
лами (стандартами) аудиторской деятельности.
6. Конфиденциальность информации в аудите - одно из основных
требований и принципов аудита, заключающийся в том, что аудиторы
(аудиторские организации)
обязаны обеспечивать
ментов, получаемых или составляемых ими в ходе аудиторской дея-
тельности, и не вправе передавать эти документы или их копии (как
полностью так и частично) каким бы то ни было третьим лицам либо
разглашать устно содержащиеся в них сведения без согласия собствен-
ника (руководителя) экономического субъекта, за исключением слу-
чаев, предусмотренных
Федерации.
Данные, полученные в ходе аудиторской проверки, проводимой
по поручению органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбит-
ражного суда, могут быть преданы гласности только с разрешения
указанных органов и в том виде, в каком упомянутые органы призна-
ют это возможным.
Принцип конфиденциальности должен соблюдать неукоснитель-
но, даже если разглашение или распространение информации о прове-
ряемом экономическом субъекте не наносит ему материального или
иного ущерба.
7. Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам зап-
рещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятель-
ностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.
Функции федерального
органа государственного
аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный
орган исполнительной власти, определяемый Правительством Россий-
ской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2002
г. № 80 Министерство финансов РФ определено уполномоченным фе-
деральным органом исполнительной власти, осуществляющим госу-
дарственное регулирование аудиторской деятельности в Российской
Федерации.
3. Общий порядок проведения
Аудиторская проверка - мероприятие, заключающееся в сборе
оценке и анализе аудиторских доказательств, касающихся финансово-
го положения экономического субъекта, подлежащего аудиту, и име-
ющие своим результатом выражение мнения аудитора о правильности
ведения бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетно-
сти этого экономического субъекта (в соответствии с Перечнем тер-
минов и определений, используемых в правилах (стандартах)
аудиторской деятельности, одобренных Комиссией по аудиторской де-
ятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996г.).
Аудиторская
проверка может быть
Инициативный аудит может проводиться в любое время и в тех объе-
мах, которые будут установлены самостоятельным решением органа
управления экономического субъекта, являющегося юридическим ли-
цом, либо решением физического лица, занимающегося предприни-
мательской деятельностью (инициаторов аудита). Обязательный аудит
осуществляется в отношении
отдельных экономических
критерии которых и сроки проведения аудита в которых непосредственно
устанавливаются правовыми актами и (или) международными дого-
ворами Российской Федерации.
Обязательный
аудит осуществляется в
1) организация
имеет организационно-правовую
го акционерного общества;
2) организация
является кредитной
низацией или обществом взаимного страхования, товарной или фон-
довой биржей, инвестиционным фондом, государственным
внебюджетным фондом, источником образования средств которого
являются предусмотренные законодательством Российской Федерации
обязательные отчисления, производимые физическими и юридически-
ми лицами, фондом, источниками образования средств которого явля-
ются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
3) объем выручки
организации или
Информация о работе Правове регулирование рынка аудиторских услуг