Правовое регулирование аудиторской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 14:22, реферат

Краткое описание

История аудита показывает, что его развитие было вызвано разделением интересов администрации предприятий и инвесторов. Поэтому возникновение института независимых аудиторов устраняет проблему несовпадения интересов составителей информации (администрации предприятий) и пользователей (владельцев акций, кредиторов или других лиц), приводящую к необъективности информации. Таким образом, аудит устраняет возможность принятия хозяйственных решений, основанных на недостоверной информации, что может повлечь для субъекта предпринимательства негативные экономические последствия.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………2
1. Сущность, понятие и цели аудиторской деятельности……………………. 3
2. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности …..….4
3. Организационно - правовая структура аудиторской деятельности ……....8
Заключение ……………………………………………………………………..11
Список использованной литературы ……………………………………..…..12

Вложенные файлы: 1 файл

правовое регулирования аудиторская деятельность.doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение …………………………………………………………………………2

1. Сущность, понятие  и цели аудиторской деятельности……………………. 3

2. Система нормативного  регулирования аудиторской деятельности …..….4

3. Организационно - правовая структура аудиторской  деятельности ……....8

Заключение ……………………………………………………………………..11

Список использованной литературы ……………………………………..…..12

Введение

В условиях создания правового государства определение  правовых основ аудиторской деятельности имеет важное значение. Аудит дает большие возможности для дальнейшего развития экономико-правового контроля, задача которого заключается не только в защите вновь возникающих экономических отношений от недобросовестного предпринимательства, в борьбе и профилактике с правонарушениями в сфере экономики, но и в формировании общественного правосознания на более высоком уровне.

История аудита показывает, что его развитие было вызвано разделением интересов  администрации предприятий и  инвесторов. Поэтому возникновение  института независимых аудиторов  устраняет проблему несовпадения интересов составителей информации (администрации предприятий) и пользователей (владельцев акций, кредиторов или других лиц), приводящую к необъективности информации. Таким образом, аудит устраняет возможность принятия хозяйственных решений, основанных на недостоверной информации, что может повлечь для субъекта предпринимательства негативные экономические последствия. Кроме того, деятельность аудиторов в России снимает проблему, связанную с необходимостью специальных знаний для оценки достоверности полученной информации, которыми не обладают пользователи информации.

1. Сущность, понятие и цели аудиторской  деятельности

Аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую  деятельность аудиторов (аудиторских  фирм) по осуществлению независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.Основными целями аудиторской деятельности являются:

а) установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов [1].

Достоверность представляет собой форму обнаружения  истины, обоснованную каким-либо способом. Основой достоверности бухгалтерской  отчетности является отсутствие существенных нарушений установленного порядка  ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Подтверждение аудитором соответствия осуществления данной финансовой деятельности предприятия установленным нормам является условием признания достоверности отчетности.

Осуществляя свои функции по установлению достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов, аудитор действует как в публичных интересах, оценивая деятельность предприятия для вселяющего знания, так и в частных интересах самого субъекта, заинтересованного в истинности своих представлений о соответствии действительного состояния дел на предприятии изложенному в формах отчетности.

б) установление соответствия совершенных экономическими субъектами финансовых и хозяйственных  операций нормативным актам, действующим  в Российской Федерации. При проведении аудиторской проверки аудиторы свободны в выборе изучаемых проблем. Руководителю и иным должностным лицам проверяемого субъекта запрещается предпринимать любые действия с целью ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки [7, с. 33-34]. Аудит может проводиться: а) физическими лицами, осуществляющими самостоятельную предпринимательскую деятельность и зарегистрированными в качестве таковых; б) юридическими лицами (аудиторскими фирмами), которые регистрируются как предприятия независимо от формы и вида собственности (в том числе иностранные и создание совместно с иностранными юридическими и физическими лицами), любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, за исключением формы акционерного общества открытого типа.

Обязательной  ежегодной аудиторской проверке подлежат:

  • банки и другие кредитные учреждения; страховые организации и общества взаимного страхования; товарные и фондовые биржи;
  • инвестиционные институты, фонды, холдинговые компании; внебюджетные фонды,
  • в которые направляются обязательные отчисления юридических и физических лиц;
  • благотворительные и иные (неинвестиционные) фонды, образованные добровольными отчислениями юридических и физических лиц. [1]

2. Система  нормативного регулирования аудиторской деятельности

К правовым и  законодательным документам по аудиторской  деятельности в Российской Федерации  относятся:

- Гражданский  кодекс Российской Федерации  [3] ;

- Федеральный  закон "Об аудиторской деятельности" N 119-ФЗ [1];

- Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" [2];

- Правила (стандарты)  аудиторской деятельности [5].

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности включает 4 уровня (таблица 1).

Таблица 1 –  Система нормативного регулирования  аудиторской деятельности в Российской Федерации

Уровни регулирования

Виды и наименования нормативных документов

Область регулирования

I

Федеральный закон  «Об аудиторской деятельности» 

Определяет  место, цель и задачи аудита в финансово - экономической системе

II

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

Определяют  общие вопросы регулирования  аудиторской деятельности, обязательные для всех объектов, устанавливают  нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка аудиторских  услуг 

 

Законодательные и подзаконные нормативные акты

 

III

Правила (стандарты) аудиторских аккредитованных профессиональных объединений 

Регулируют  специфических вопросов аудиторской  деятельности на уровне профессиональных объединений 

     

IV

Внутрифирменные правила (стандарты)

Используются  аудиторами конкретной аудиторской  организации при проведении аудита и оказании сопутствующих аудиту услуг 


Первый (верхний) уровень включает Закон об аудиторской  деятельности, который относится  к основным законодательным актам. До принятия данного закона правовые основы аудиторской деятельности как независимого вневедомственного финансового контроля в России были установлены Временными правилами аудиторской деятельности [6].

Федеральный закон  «Об аудиторской деятельности»  закрепил в нашей стране институт аудита, и с его принятием начался новый этап развития независимого вневедомственного финансового контроля.

Федеральный закон  включает 22 статьи, в которых отражены основные понятия и аспекты аудиторской  деятельности, сопутствующих аудиту услуг, аудитора и аудиторской организации. В Законе дано определение обязательного аудита и приведены критерии его проведения, определено понятие аудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского заключения. Рассмотрено понятие независимости аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Определен порядок осуществления контроля работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и лицензирования аудиторской деятельности [1].

К документам второго  уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в России, относятся федеральные правила (стандарты).

Стандарты определяют общие вопросы регулирования  аудиторской деятельности, обязательные для исполнения всеми субъектами рынка аудиторских услуг.

Значение правил (стандартов) аудиторской деятельности состоит в том, что они:

1) способствуют  обеспечению высокого качества  аудиторской проверки;

2) содействуют внедрению  в практику аудита новых научных  достижений;

3) определяют действия  аудитора в конкретных ситуациях.

Третий уровень включает внутренние правила (стандарты) профессиональных аудиторских объединений, а также  нормативные акты министерств и  ведомств, устанавливающие правила  организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям.

Четвертый уровень включает внутрифирменные стандарты аудиторской  деятельности, которые самостоятельно разрабатывают аудиторские организации  и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов являются прерогативой аудиторских фирм, их ноу-хау. Они определяют качество и престиж аудиторских фирм.

Внутрифирменные стандарты  аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов представляют собой документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудиторских услуг. Эти документы, как правило, должны быть приняты и утверждены аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности принятым федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

Применение внутренних стандартов в аудиторских организациях способствует:

а) соблюдению требований федеральных  правил (стандартов);

б) уменьшению трудоемкости аудиторских проверок;

в) привлечению  для проведения аудита аудиторов - ассистентов;

г) увеличению объема выполняемых аудиторских услуг.

Использование внутрифирменных стандартов позволяет  сформулировать единые базовые требования к сотрудникам аудиторской организации при проведении аудита и оказании сопутствующих аудиту услуг.

Внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности должны удовлетворять следующим  требованиям:

- целесообразность  – при разработке стандартов  следует учитывать их практическую значимость, актуальность и приоритетность;

- преемственность  и непротиворечивость – стандарты  должны обеспечивать согласованность  и взаимосвязь с остальными  внутренними стандартами;

- полнота и  детализация – внутренние стандарты  должны комплексно охватывать все вопросы исследуемой проблемы и детально их освещать;

- единство терминологической  базы – обеспечение единства  трактовки терминов во всех  стандартах и документах [7, с. 43-44] .

3. Организационно - правовая структура аудиторской  деятельности

Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет Правительство РФ, которое  определяет уполномоченный федеральный  орган исполнительной власти государственного регулирования аудиторской деятельности (на сегодняшний день это Министерство финансов). Государственное регулирование аудиторской деятельности заключается в выработке государственной политики в сфере аудиторской деятельности, в нормативно-правовом регулировании аудиторской деятельности (включая организацию разработки и утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности), в анализе отчетов саморегулируемых аудиторских объединений об исполнении ими и их членами законодательства РФ об аудиторской деятельности и подготовке на их основе ежегодного доклада о состоянии рынка аудиторских услуг в РФ, ведении государственного реестра саморегулируемых аудиторских объединений и контрольного экземпляра единого реестра аудиторов и аудиторских организаций, а также в осуществлении иных предусмотренных данным законопроектом полномочий.

В целом, организационно - правовая структура аудиторской  деятельности в РФ представлена на рисунке 1.

Правительство Российской Федерации признало целесообразным прекращение с 1 октября 2004 года выполнения Министерством финансов РФ потенциально избыточных функций регулирования в области аудиторской деятельности. Многие функции переданы в среднесрочной перспективе аккредитованным при Минфине России профессиональным аудиторским объединениям в случае законодательного определения механизмов их ответственности: повышения квалификации аудиторов и контроля качества работы аудиторов, индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, являющихся в обязательном порядке членами этих объединений, а также функций по ведению Единого реестра аудиторов и аудиторских организаций.

С учетом необходимости  обеспечения единых требований и  подходов к проведению квалификационных экзаменов функция аттестации аудиторов  исполняется Аттестационной комиссией, определяемой уполномоченным федеральным  органом государственного регулирования аудиторской деятельности при участии саморегулируемых аудиторских объединений.

Информация о работе Правовое регулирование аудиторской деятельности