Правовой статус бухгалтерской службы, ее место в структуре управления организацией.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 19:27, реферат

Краткое описание

Особенности построения учетного процесса как основы формирования структуры службы
бухгалтерского дела.
Рациональная организация бухгалтерского учета – это система элементов и средств наиболее
оптимального построения учетного процесса с целью получения достоверной, своевременной и уместной
(полезной) для управления информации о деятельности предприятия и осуществления контроля за
эффективностью использования производственных ресурсов.

Вложенные файлы: 1 файл

управленческие аспекты бухгалтерского дела.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

1.5 Правовой статус  бухгалтерской службы, ее место  в структуре управления 

организацией.

Особенности построения учетного процесса как основы формирования структуры службы

бухгалтерского  дела.

Рациональная  организация  бухгалтерского  учета  –  это  система  элементов  и  средств  наиболее

оптимального  построения учетного процесса с целью  получения достоверной, своевременной  и уместной

(полезной)  для   управления  информации  о   деятельности  предприятия  и   осуществления  контроля  за 

эффективностью  использования производственных ресурсов.

Основные элементы и средства системы организации  бухгалтерского учета:

1.  Рабочий  план счетов бухгалтерского учета. 

2.  Регистры  бухгалтерского учета. 

3.  Первичные  учетные документы. 

4.  Внутренняя  бухгалтерская отчетность.

5.  Документооборот. 

6.  Использование  средств механизации и автоматизации  учета. 

7.  Построение  учетного аппарата и определение  выполняемых им функций. 

Организация  для  осуществления  постановки  бухгалтерского  учета,  руководствуясь

законодательством  РФ  о  бухгалтерском  учете,  нормативными  актами  Министерства  финансов  РФ  и 

органов,  которым  федеральными  законами  предоставлено  право  регулирования  бухгалтерского  учета,

самостоятельно  формирует  свою  учетную  политику,  исходя  из  своей  структуры,  отраслевой

принадлежности  и  других  особенностей  деятельности. (Согласно  п.3  ст.8  и  ст.6  Закона  РФ «О

бухгалтерском учете», организация непрерывно, с  момента ее регистрации в качестве юридического лица

до реорганизации или ликвидации ведет бухгалтерский учет).

Ответственность  за  организацию  бухгалтерского  учета  в  организации,  соблюдение

законодательства  при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации.

Руководитель  организации может в зависимости от объема учетной работы:

 

1.  Учредить  бухгалтерскую  службу  как   структурное  подразделение,  возглавляемое  главным 

бухгалтером.

2.  Ввести  в штат должность бухгалтера.

3.  Передать  на  договорных  началах  ведение   бухгалтерского  учета централизованной  бухгалтерии,

специализированной  организации или бухгалтеру-специалисту.

4.  Вести бухгалтерский  учет лично. 

Основными  предпосылками  рациональной  организации  бухгалтерского  учета  является:

изучение организации, законоположений и инструкций и других регламентирующих документов по учету и

отчетности;  установление  наиболее  рациональных  взаимоотношений  производственных  участков

организации с  ее бухгалтерией; определение характера  и объема бухгалтерской информации; рациональное

распределение труда между работниками учетного аппарата.

При  изучении  специфики  функционирования  организации  необходимо  установить  ее

организационно-правовую  форму,  организационную  структуру  и  структуру  управления,  определить

наличие  видов  производств,  видов  хозяйственной  деятельности,  а  также  наличие  структурных

подразделений  и  их  территориальное  расположение.  Изучению  подлежат  также  организационно-

технологические  особенности и  системы методов  управления  видами  деятельности  организации. Все  эти

аспекты оказывают  существенное влияние на организацию  и построение учетного процесса, в  частности на

выбор  рабочего  плана  счетов,  других  организационных,  методических  и  технических  аспектов

бухгалтерского учета при разработке и принятии учетной политики организации.

Например,  знание  организационной  структуры,  структуры  вспомогательных,  основных  и 

обслуживающих производств предопределяет возможность  правильного документооборота, рациональной

расстановки учетных работников и распределения между ними объемов учетных работ. Знание технологии

и  организации  производства  позволяет  правильно  организовать  учет  затрат  и  выхода  продукции,  в 

практической  деятельности  использовать  наиболее  прогрессивные  методы  производственного  и  системы

управленческого учета затрат на производство и т. д.

При организации  учета важным условием являются знание работниками бухгалтерской службы

законодательных актов и инструктивных материалов, регламентирующих бухгалтерский учет и отчетность

в РФ. Без  знания общеустановленных правил и принципов (вариантов) организации, методики и  техники 

ведения  бухгалтерского  учета  нельзя  рационально  организовать  работу  счетного  аппарата  и  правильно 

отражать хозяйственные операции..

При  организации  бухгалтерского  учета  необходимо  установить  наиболее  рациональное

взаимоотношение  производственных  подразделений  с  бухгалтерией.  Эти  взаимоотношения  должны

обеспечить  получение  необходимой  информации  для  контроля  за  ходом  процессов  воспроизводства  и

управления хозяйственной  деятельностью организации и  ее сегментов.

Для  определения  объема  и  характера  бухгалтерской  информации,  необходимо  установление

направлений  и  характера  учетных  работ (определение штата  бухгалтерии  и  распределение  работ  между

отдельными работниками  бухгалтерии).

Рациональное  распределение  труда  между  работниками  бухгалтерии  означает  составление 

перечня учетных  операций, подлежащих выполнению за месяц, и установление норм времени выполнения

каждой операции работниками бухгалтерии. Для этого  разрабатывают план организации  бухгалтерского

учета. Он включает:

1.  План документации  – перечень необходимых документов, график документооборота.

2.  План инвентаризации – порядок, сроки и количество проведения инвентаризаций.

3.  План  отчетности  –  определяют  калькуляционный   период  определения  финансовых  результатов, 

сроки составления  и представления отчетности.

4.  План технического  оформления учета – определяется форма бухгалтерского учета.

5.  План организации   труда и повышения квалификации  работников бухгалтерии – определяют  штат 

работников  и  структуру  бухгалтерии,  дают  должностную  характеристику  каждому  работнику,

намечают мероприятия по повышению их квалификации.

6.  План (проект) корреспонденции счетов рабочего  плана счетов. 

7.  План проверок  и ревизий. 

8.  Организация  бухгалтерского архива.

Рациональная  организация бухгалтерского учета  в  значительной степени  зависит  от правильности

определения  структуры  бухгалтерии  и  бухгалтерского  аппарата.  Бухгалтерия  является  самостоятельной

структурной единицей организации.

Количественный  состав бухгалтерии зависит от размеров организации, от видов деятельности и их

отраслевой  принадлежности,  от  организации  и  технологии  производства,  от  наличия  структурных

подразделений и их территориального расположения, от квалификации работников учета и  автоматизации 

учетных работ  и др.

Структура аппарата бухгалтерии зависит от особенностей каждой организации. Она бывает:

1.  Линейная  – все работники подчиняются  главному бухгалтеру (небольшие  организации).

2.  Вертикальная  – создаются промежуточные звенья  управления (отделы), возглавляемые  старшими 

бухгалтерами (средние  и  крупные организации).  Работники бухгалтерии подчиняются

непосредственно  старшим  бухгалтерам  соответствующих  отделов (звеньев  управления).  Отделы

бывают :  расчетный,  материальный,  учет  готовой  продукции,  производства  и  калькуляции 

себестоимости; общий отдел.

3.  При функциональной (комбинированной) организации структуры  бухгалтерии ее специальные 

структурные подразделения ( по центрам ответственности и  другим организационным структурам)

выполняют  замкнутый  цикл  работ.  Права  главного  бухгалтера  передаются  руководителям

подразделений бухгалтерий в пределах установленных  компетенций (на крупных предприятиях).

Организационная структура бухгалтерской службы в организации.

В  соответствии  со  ст. 6  Закона «О  бухгалтерском  учете»  руководители  организаций  могут  в

зависимости от объема учетной работы:

1.  Учредить  бухгалтерскую  службу –   как  структурное  подразделение,  возглавляемое  главным 

бухгалтером.

2.  Ввести  в штат должность бухгалтера.

3.  Передать  на  договорных  началах  ведение  бухгалтерского  учета  централизованной  бухгалтерии,

специализированной  организации или бухгалтеру-специалисту.

4.  Вести бухгалтерский  учет лично. 

Количество работников бухгалтерии и число рабочих  мест определяются масштабом организации,

количеством  одновременно  осуществляемых  видов  предпринимательской  деятельности  и  объемом 

бухгалтерской информации по каждому направлению.

В  организации,  осуществляющей  предпринимательскую  деятельность  по  выпуску  продукции  или

занимающейся  торговой деятельностью, бухгалтерской  службой должны выполняться операции:

1.  Кассовые.

2.  Расчеты  с работниками по оплате труда. 

3.  Материально-производственных  запасов. 

4.  Расчеты  с поставщиками и подрядчиками.

5.  Расчеты  с покупателями и заказчиками.

6.  Расчеты  с бюджетом по налогам и  сборам.

7.  Учет производственных  затрат и издержек обращения  (в торговых организациях).

Если объем  работ на участке является значительным, вместо 1-го рабочего места создается  группа,

в которой заняты от 2 и более работников.

Если  организация  осуществляет  валютные  операции,  целесообразно  организовать  отдельное 

рабочее место, бухгалтер, который будет заниматься исключительно этими операциями. При этом следует 

иметь в виду, что для проведения операций с наличной валютой обособленная касса создаваться не может –

все операции с  наличными деньгами должны производиться  в одной кассе.

В некоторых  крупных организациях (например, в  торговых холдингах) в штат бухгалтерии  вводится

должность бухгалтера-ревизора, который подчиняется непосредственно главному бухгалтеру.

Информация о работе Правовой статус бухгалтерской службы, ее место в структуре управления организацией.