Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 19:27, реферат
Особенности построения учетного процесса как основы формирования структуры службы
бухгалтерского дела.
Рациональная организация бухгалтерского учета – это система элементов и средств наиболее
оптимального построения учетного процесса с целью получения достоверной, своевременной и уместной
(полезной) для управления информации о деятельности предприятия и осуществления контроля за
эффективностью использования производственных ресурсов.
1.5 Правовой статус бухгалтерской службы, ее место в структуре управления
организацией.
Особенности построения учетного процесса как основы формирования структуры службы
бухгалтерского дела.
Рациональная организация бухгалтерского учета – это система элементов и средств наиболее
оптимального построения учетного процесса с целью получения достоверной, своевременной и уместной
(полезной) для управления информации о деятельности предприятия и осуществления контроля за
эффективностью использования производственных ресурсов.
Основные элементы и средства системы организации бухгалтерского учета:
1. Рабочий
план счетов бухгалтерского
2. Регистры бухгалтерского учета.
3. Первичные учетные документы.
4. Внутренняя бухгалтерская отчетность.
5. Документооборот.
6. Использование
средств механизации и
7. Построение
учетного аппарата и
Организация для осуществления постановки бухгалтерского учета, руководствуясь
законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами Министерства финансов РФ и
органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета,
самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой
принадлежности и других особенностей деятельности. (Согласно п.3 ст.8 и ст.6 Закона РФ «О
бухгалтерском учете», организация непрерывно, с момента ее регистрации в качестве юридического лица
до реорганизации или ликвидации ведет бухгалтерский учет).
Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение
законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации.
Руководитель организации может в зависимости от объема учетной работы:
1. Учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным
бухгалтером.
2. Ввести в штат должность бухгалтера.
3. Передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии,
специализированной
организации или бухгалтеру-
4. Вести бухгалтерский учет лично.
Основными предпосылками рациональной организации бухгалтерского учета является:
изучение организации, законоположений и инструкций и других регламентирующих документов по учету и
отчетности; установление наиболее рациональных взаимоотношений производственных участков
организации с ее бухгалтерией; определение характера и объема бухгалтерской информации; рациональное
распределение
труда между работниками
При изучении специфики функционирования организации необходимо установить ее
организационно-правовую форму, организационную структуру и структуру управления, определить
наличие видов производств, видов хозяйственной деятельности, а также наличие структурных
подразделений и их территориальное расположение. Изучению подлежат также организационно-
технологические особенности и системы методов управления видами деятельности организации. Все эти
аспекты оказывают существенное влияние на организацию и построение учетного процесса, в частности на
выбор рабочего плана счетов, других организационных, методических и технических аспектов
бухгалтерского учета при разработке и принятии учетной политики организации.
Например, знание организационной структуры, структуры вспомогательных, основных и
обслуживающих производств предопределяет возможность правильного документооборота, рациональной
расстановки учетных работников и распределения между ними объемов учетных работ. Знание технологии
и организации производства позволяет правильно организовать учет затрат и выхода продукции, в
практической деятельности использовать наиболее прогрессивные методы производственного и системы
управленческого учета затрат на производство и т. д.
При организации
учета важным условием являются знание
работниками бухгалтерской
законодательных
актов и инструктивных
в РФ. Без знания общеустановленных правил и принципов (вариантов) организации, методики и техники
ведения бухгалтерского учета нельзя рационально организовать работу счетного аппарата и правильно
отражать хозяйственные операции..
При организации бухгалтерского учета необходимо установить наиболее рациональное
взаимоотношение производственных подразделений с бухгалтерией. Эти взаимоотношения должны
обеспечить получение необходимой информации для контроля за ходом процессов воспроизводства и
управления хозяйственной деятельностью организации и ее сегментов.
Для определения объема и характера бухгалтерской информации, необходимо установление
направлений и характера учетных работ (определение штата бухгалтерии и распределение работ между
отдельными работниками бухгалтерии).
Рациональное распределение труда между работниками бухгалтерии означает составление
перечня учетных операций, подлежащих выполнению за месяц, и установление норм времени выполнения
каждой операции работниками бухгалтерии. Для этого разрабатывают план организации бухгалтерского
учета. Он включает:
1. План документации
– перечень необходимых
2. План инвентаризации – порядок, сроки и количество проведения инвентаризаций.
3. План отчетности – определяют калькуляционный период определения финансовых результатов,
сроки составления и представления отчетности.
4. План технического оформления учета – определяется форма бухгалтерского учета.
5. План организации
труда и повышения
работников и структуру бухгалтерии, дают должностную характеристику каждому работнику,
намечают мероприятия по повышению их квалификации.
6. План (проект)
корреспонденции счетов
7. План проверок и ревизий.
8. Организация бухгалтерского архива.
Рациональная организация бухгалтерского учета в значительной степени зависит от правильности
определения структуры бухгалтерии и бухгалтерского аппарата. Бухгалтерия является самостоятельной
структурной единицей организации.
Количественный состав бухгалтерии зависит от размеров организации, от видов деятельности и их
отраслевой принадлежности, от организации и технологии производства, от наличия структурных
подразделений и их территориального расположения, от квалификации работников учета и автоматизации
учетных работ и др.
Структура аппарата бухгалтерии зависит от особенностей каждой организации. Она бывает:
1. Линейная – все работники подчиняются главному бухгалтеру (небольшие организации).
2. Вертикальная
– создаются промежуточные
бухгалтерами (средние и крупные организации). Работники бухгалтерии подчиняются
непосредственно старшим бухгалтерам соответствующих отделов (звеньев управления). Отделы
бывают : расчетный, материальный, учет готовой продукции, производства и калькуляции
себестоимости; общий отдел.
3. При функциональной
(комбинированной) организации
структурные подразделения ( по центрам ответственности и другим организационным структурам)
выполняют замкнутый цикл работ. Права главного бухгалтера передаются руководителям
подразделений бухгалтерий в пределах установленных компетенций (на крупных предприятиях).
Организационная структура бухгалтерской службы в организации.
В соответствии со ст. 6 Закона «О бухгалтерском учете» руководители организаций могут в
зависимости от объема учетной работы:
1. Учредить
бухгалтерскую службу –
как структурное
бухгалтером.
2. Ввести в штат должность бухгалтера.
3. Передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии,
специализированной
организации или бухгалтеру-
4. Вести бухгалтерский учет лично.
Количество работников бухгалтерии и число рабочих мест определяются масштабом организации,
количеством одновременно осуществляемых видов предпринимательской деятельности и объемом
бухгалтерской информации по каждому направлению.
В организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность по выпуску продукции или
занимающейся торговой деятельностью, бухгалтерской службой должны выполняться операции:
1. Кассовые.
2. Расчеты
с работниками по оплате труда.
3. Материально-производственных запасов.
4. Расчеты с поставщиками и подрядчиками.
5. Расчеты с покупателями и заказчиками.
6. Расчеты с бюджетом по налогам и сборам.
7. Учет производственных затрат и издержек обращения (в торговых организациях).
Если объем работ на участке является значительным, вместо 1-го рабочего места создается группа,
в которой заняты от 2 и более работников.
Если организация осуществляет валютные операции, целесообразно организовать отдельное
рабочее место,
бухгалтер, который будет заниматься
исключительно этими
иметь в виду, что для проведения операций с наличной валютой обособленная касса создаваться не может –
все операции с наличными деньгами должны производиться в одной кассе.
В некоторых крупных организациях (например, в торговых холдингах) в штат бухгалтерии вводится
должность бухгалтера-ревизора, который подчиняется непосредственно главному бухгалтеру.