Предмет бухгалтерского учета и его объекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 08:51, реферат

Краткое описание

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

 Решение задач  бухгалтерского учета осуществляется  посредством различных способов  и приемов, совокупность которых  составляет метод 

 бухгалтерского  учета. В отечественном бухгалтерском  учете метод рассматривается  как взаимосвязанное отражение, обобщение и соизмерение в денежном выражении фактов хозяйственной деятельности. Основными элементами метода бухгалтерского учета являются:

 Документирование - позволяет проводить сплошное  и непрерывное наблюдение за  объектами учета. 

 Инвентаризация(фактическое наблюдение) - дополняет документирование, выявляет незафиксированные в первичных документах хозяйственные явления.

 Оценка - используется  для перевода натуральных и  трудовых измерителей в стоимостные  выражения всех видов имущества  предприятия в денежной форме.

 Калькулирование  -  расчет себестоимостиизготовляемой  продукции, выполняемых работ  и оказываемых услуг, а также  приобретаемых предметов труда.  Калькуляция, позволяющая определить  фактическую себестоимость объектов, является основой их денежной оценки. Она  используется для контроля за уровнем производственных затрат. Калькуляцию составляют в денежной оценке на единицу продукции или на весь выпуск.

 Счетаиспользуются  для экономической группировки  объектов учета, регистрации изменений отдельных средств предприятия или его источников.

 Двойная запись—  взаимосвязанное отражение процессов,  вызванных хозяйственной операцией. 

 Бухгалтерский  балансдает обобщенную характеристику  средств предприятия и источников  их образования на отчетную  дату. В нем отдельно отражаются средства предприятия и источники, как остатки в денежном выражении, что позволяет проанализировать обеспеченность предприятия имуществом, его финансовую устойчивость.

Отчетность является завершающим этапомучетного процесса.В ней детально в специальных формах рассматриваются различные аспекты хозяйственной деятельности организаций путем отражения состояния и движения всех видов активов, капитала и обязательств. 

Инвентаризация  имущества, капитала и обязательств предприятия 

 Для обеспечения соответствия учетных данных о средствах хозяйствования с их фактическим наличием применяется специфический метод бухгалтерского учета, называемый инвентаризацией. В зависимости от полноты охвата объектов она делится на: полную и  частичную.

 Полнаяохватывает  все без исключения средства  хозяйства и проводится перед  составлением годового отчета. Частичная—  это проверка конкретного вида  средств хозяйства.

 По характеру  проведения различают инвентаризации  плановую и внезапную. Плановаяпроводится в установленные приказом руководителя сроки а также внезапная — по распоряжению руководителя, следственных органов, после стихийных бедствий.

 Количество  инвентаризаций в отчетном году  и даты их проведения устанавливаются  предприятием самостоятельно, но  не менее одного раза в год перед составлением годового отчета, кроме обязательных инвентаризаций, которые проводятся в следующих случаях:

 при передаче  имущества в аренду;

 при выкупе, продаже имущества;

 при ликвидации  и реорганизации предприятия;

 при смене материально-ответственного лица;

 установления  фактов хищения или порчи имущества. 

Как правило, перед  составлением годового отчета не позднее 1-го января текущего года проводят инвентаризацию основных средств, производственных запасов, незавершенного строительства, оборудования к установке, незавершенного производства, готовой продукции, денежных документов и ценных бумаг, расчетов с кредиторами и дебиторами. Инвентаризацию зданий, сооружений и других неподвижных объектов основных средств проводится 1 раз в 3 года, библиотечных фондов — 1 раз в 5 лет.

 Началу инвентаризации  должен предшествовать приказ, в  котором определяется состав  центральной и рабочих комиссий. В состав центральной комиссии  входят: руководитель предприятия;  главный бухгалтер; другие руководящие лица. В состав рабочей комиссии входят: представитель бухгалтерии; начальник структурного подразделения. При этом рабочая комиссия должна иметь не менее 3 человек.

 Перед началом  или в день инвентаризации  материально-ответственное лицо  дает расписку в том, что все материальные ценности учтены и приходно-расходные документы переданы в бухгалтерию. Все материальные ценности сплошным порядком учитываются и записываются в инвентаризационную опись, которая составляется в двух экземплярах. В конце инвентаризации материально-ответственное лицо дает расписку в том, что все материальные ценности, записанные в инвентаризационные описи, находятся на его ответственном хранении и претензий к проведению инвентаризации нет. Члены ко­миссии подписывают инвентаризационную опись, кроме материально-ответственного лица.

 Инвентаризация  проводится непременно в присутствии  материально-ответственного лица. На  оформление инвентаризационной  описи предоставляется 3 дня, затем  ее передают в бухгалтерию  (1-й экземпляр), 2-й остается у материально-ответственного лица. Рядом с фактическими данными проставляются учетные данные, затем выводится результат. На обработку инвентаризационной описи отводится 10 дней с момента передачи их в бухгалтерию.

 Результат  инвентаризации (излишек или недостача) отражается в учете. Излишек приходуется, его стоимость относится на увеличение прибыли отчетного периода. Недостача материальных ценностей может быть по вине материально-ответственного лица или виновник может быть не установлен. Если виновное лицо по недостаче не установлено, то на основании приказа, протокола комиссии, сумма недостачи списывается на расходы предприятия. Если же виновное лицо установлено,то недостача по балансовой стоимости списывается на увеличение дебиторской задолженности.

 Недостачи  в пределах установленных норм (норм естественной убыли)относятся  на увеличение расходов предприятия. 

Сущность, структура  и виды бухгалтерских балансов 

Баланс это  основной метод бухгалтерского учета, который заключается в экономической  группировке остатков средств предприятия и источников их образования в денежном измерителе на определенную дату отчетного года.

 Основой его  построения является экономическая  группировка финансовых средств. 

 Баланс представляет  собой двухстороннюю таблицу, левая сторона которого — актив, правая — пассив. В активе баланса представлены внеоборотные и оборотные активы, в пассиве — капитал и обязательства организации. Баланс включает пять разделов со сквозной нумерацией. В активе — 1, 2 разделы, в пассиве — 3, 4, 5. Каждый раздел актива и пассива состоит из статей (строк) баланса. Подводятся итоги по каждому разделу в активе и пассиве. Сумма итогов двух разделов актива баланса должна быть равна сумме трех разделов пассива баланса. Итог баланса называют валютой баланса. В графе 3 баланса записывают остатки средств и источников на 01.01 отчетного года (вступительное сальдо баланса). В графе 4 указывают остатки средств и источников на дату составления баланса. Официально он публикуется на 1 апреля, 1 июля, 1 октября, 1 января следующего года.

 По своему  назначению и содержанию различают  следующие виды балансов:

- Вступительный  (организационный) баланс. Он открывает  ведение бухгалтерского учета  на данном предприятии, вновь  созданном, или на предприятии,  являющемся правопреемником ранее действовавшего.

- Промежуточный  (месячный, квартальный) и годовой  бухгалтерские балансы. По форме  они могут не отличаться один  от другого, но техника формирования  их различна. Промежуточный баланс  составляется обычно на основе  книжных данных. Формированию годового баланса обязательно предшествуют ряд этапов (закрытие счетов, инвентаризация и т. д.).

- Санируемые  балансы составляют, когда предприятие  готовится к банкротству с  привлечением аудитора. Составляется  до окончания отчетного периода для того, чтобы отразить реальное состояние. В отличие от обычного, в котором некоторые статьи рассматриваются как реальные, в санируемом балансе эти статьи могут не приниматься в расчет или значительно уцениваться, если будет установлено, что их цифры не отвечают действительности.

 Ликвидационный  баланс отличается от других  оценкой своих статей, производимой  по реализационной стоимости.

 В основе  построения бухгалтерского баланса  лежит принцип двойственности, уравнение  которой имеет вид:

 Актив баланса = Пассив баланса.

 При отсутствии  у организации обязательств ее  активы равны капиталу:

 Активы = Капитал.

 При возникновении  обязательств уравнение двойственности  принимает вид:

 Активы = капитал  + Обязательства.

 В рыночной  экономике бухгалтерский баланс является основным источником информации для различных пользователей. Баланс предприятия знакомит собственников, менеджеров, маркетологов и других лиц, связанных с управлением, с имущественным состоянием предприятия. По балансу определяют, способно ли предприятие выполнить свои обязательства перед третьими лицами или у него возникнут финансовые затруднения. На основе баланса  определяют конечный финансовый результат деятельности предприятия, по которому судят о способности руководства сохранить и приумножить вверенные им материальные и денежные ресурсы. Данные баланса используются также банками, налоговыми органами и органами государственного управления. 

Изменения в  балансе, вызываемые хозяйственными операциями 

В процессе хозяйственной  деятельности организации осуществляют хозяйственные операции, которые вызывают изменения в составе активов, капитала и обязательств. Существует четыре типа изменений в балансе:

Активный тип  — вызывает уменьшение одной активной статьи и увеличение другой. Валюта баланса не изменяется.

Пассивный —  в результате одна статья пассива  увеличилась, а другая — уменьшилась. Валюта баланса не изменяется.

Активно-пассивный  в сторону увеличения — происходит увеличение одной статьи актива и  одной статьи пассива баланса. Валюта баланса увеличивается. 

4.Активно-пассивный  в сторону уменьшения — вызывает  уменьшение одной статьи в  активе баланса и другой в  пассиве баланса. Валюта баланса  уменьшается.

 Любая хозяйственная  операция вызывает в бухгалтерском  балансе изменения какого-нибудь  из указанных типов и затрагивает не менее двух статей баланса. Однако какие бы ни совершались хозяйственные операции и какие бы они ни вызывали изменения в бухгалтерском балансе, равенство между активом и пассивом всегда сохраняется. Такая особенность баланса обусловлена принятым способом отражения хозяйственных операций. Именно из-за двойственности изменений, происходящих под влиянием осуществления хозяйственных операций, необходимо взаимосвязанное отражение хозяйственных операций по методу двойной записи. Применение способа балансового обобщения позволяет контролировать состояние и использование активов и обязательств организации, регистрировать изменения, которые с ними происходят.


Информация о работе Предмет бухгалтерского учета и его объекты