Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 12:43, реферат
Цель данной работы – исследовать предмет и метод бухгалтерского учета.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие предмета бухгалтерского учета;
- исследовать характеристику видов объектов бухгалтерского учета;
- раскрыть понятия метода бухгалтерского учета;
- дать классификацию методов бухгалтерского учета.
Введение……………………………………………………………………..
Глава 1. Предмет бухгалтерского учета: сущность и виды……………………………………………………………………………
1.1. Принципы бухгалтерского учета…………………………………………
1.2. Понятие и основные черты предмета бухгалтерского учета……………
1.3. Классификация объектов бухгалтерского учета………………………...
Глава 2. Метод бухгалтерского учета – основные черты и виды…………………………………………………………………………
2.1. Сущность метода бухгалтерского учета………………………………….
2.2. Классификация и основные черты методов бухгалтерского учета…….
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ
Объектами бухгалтерского учета в процессе производства являются затраты предприятия на производство продукции, что позволяет определить его себестоимость, а также объем произведенной продукции (в натуральных и стоимостном измерителях).
Две другие фазы кругооборота средств (поставка производственных запасов и реализация готовой продукции) происходят в сфере обращения. Оборот зависит непосредственно от производства и одновременно имеет определенное самостоятельное значение: он является связующим звеном между производством и потреблением.
В процессе поставки предприятие
тратит денежные средства, а взамен
приобретает у поставщиков
Объектами бухгалтерского учета в процессе поставки являются затраты на её процесс (что позволяет определить фактическую себестоимость приобретенных производственных запасов), объем приобретенных предметов труда (в натуральных и стоимостном измерителях), а также расчеты с поставщиками и другими предприятиями и организациями, возникающие в процессе поставки.
Процесс реализации заключается в передаче готовой продукции, созданной в процессе производства, потребителям (покупателям). Такая передача осуществляется путем купли-продажи по заключенным соглашениям.
В результате реализации предприятие получает от покупателей денежные средства (выручка от продажи), но в большем размере, чем они были потрачены на производство и реализацию продукции на сумму чистого дохода (прибыли), входящие в отпускную (продажной) стоимости продукции.
Следовательно, прибыль, созданная в процессе производства, приобретает денежной форме в процессе реализации. Реализация, завершая производственный процесс, обеспечивающий восстановление и расширение производства.
Объектами бухгалтерского учета в процессе реализации являются: объем реализованной продукции (в натуральных и стоимостном измерителях), расходы, связанные с реализацией, финансовый результат от реализации (как правило, прибыль), а также расчеты с покупателями (за реализованную продукцию), бюджетом (за и налогам), банками (по кредитам) и другими хозяйствующими субъектами, возникающие в процессе реализации. Следовательно, бухгалтерский учет отражает не только хозяйственные процессы, и их результаты.
В процессе кругооборота хозяйственные средства постоянно изменяют свою форму: в процессе поставки они из денежной формы перевоплощаются в производственные запасы; в процессе производства предметы труда (под действующим средством труда и самого труда) приобретают форму продуктов труда; в процессе реализации продукты труда (готовая продукция) приобретают снова денежную форму.
В звеньях непроизводственной сферы (государственное управление, оборона страны, образование, культура, здравоохранение и т.д.) к объектам бухгалтерского учета относятся бюджетные ассигнования (выделенные из бюджета средства для осуществления их деятельности) и контроль за правильностью их использования [3, с. 85].
Таким образом, хозяйственные средства и процессы, связанные с производством и оборотом общественного продукта, а также его непроизводственным потреблением, являются конкретными объектами бухгалтерского учета и в своей совокупности составляют его предмет.
ГЛАВА 2. Метод бухгалтерского учета – основные черты и виды
2.1. Сущность метода бухгалтерского учета
Методом вообще называется способ познания явлений, составляющих предмет двойной науки.
Методом бухгалтерского учета является система способов и определенных приемов изучения движения имущества организации, источников их образования и хозяйственных результатов [9, с. 55].
К способам и приемам изучения и регистрации информации об объектах бухгалтерского учета относятся [7, с. 28]:
1) наблюдение за объектами учета:
- документация;
- инвентаризация;
2) измерение объектов учета в денежном выражении:
- оценка;
- калькуляция;
3) группировка и отражение хозяйственных операций:
- счета;
- двойная запись;
4) обобщение информации о результатах хозяйственной деятельности:
- баланс;
- бухгалтерская отчетность.
Методы бухгалтерского учета состоит из следующих элементов [11, с. 67]:
Документация - все хозяйственные операции, проводимые организацией должны оформляться оправдательными документами; включает в себя обработку и движение первичных документов до сдачи их в архив.
Инвентаризация - средства контроля за сохранностью имущества предприятия; проверка соответствия фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета и полноты отражения в учете обязательств.
Оценка - денежное выражение имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности; осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов.
Калькуляция - служит основой для определения себестоимости единицы продукции (работ), а также для определения средних издержек производства; включает как прямые (прямо относимые), так и косвенные расходы (имеющие отношение ко всему производству и не связанные непосредственно с изготовлением конкретной продукции).
Счета - предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций; отдельный счет открывается на каждый вид хозяйственных средств и их источников; делятся на активные и пассивные счета в соответствии с делением баланса на актив и пассив.
Двойная запись - способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета; состоит в том, что сумма каждой хозяйственной операции одновременно записывается в дебет одного счета и в кредит другого.
Баланс - способ обобщения и группировки хозяйственных средств предприятия и их источников на конкретный момент времени в денежном выражении.
2.2. Классификация и основные черты методов бухгалтерского учета
бухгалтерский учет хозяйственный инвентаризация
Диалектический метод является одним из основных методов познания во многих отраслях знаний, в том числе экономических. Он служит основой научного мировоззрения во всех областях экономической науки. На его основе разработаны совокупность приемов и способов ведения бухгалтерского учета, использование которых позволяет регистрировать и обобщать отдельные факты хозяйственной жизни [3, с. 86].
В бухгалтерском учете используются также дедуктивный и индуктивный методы исследований. Причем область применения последнего в учете намного шире. Это связано с тем, что в бухгалтерском учете сначала отражаются отдельные хозяйственные операции, а уже затем производится их группировка и обобщение.
Наряду с этими
Указанные задачи решаются при ведении бухгалтерского учета посредством использования различных способов и приемов, совокупность которых называется методом бухгалтерского учета. Он включает отдельные элементы, из которых главными являются: документирование, инвентаризация, оценка и калькуляция счета, двойная запись, баланс, отчетность. Использование каждого из данных элементов оговорено в соответствующих положениях, инструкциях, разработанных и утверждаемых в установленном законодательством порядке [8, с. 20].
Кратко рассмотрим элементы метода бухгалтерского учета.
Так, на этапе первичного наблюдения на первый план выступает документирование - первичная регистрация хозяйственных операций в момент и в местах их совершения с помощью документов при соблюдении определенных требований, в результате чего документ приобретает юридическую силу. Даже если операция зафиксирована на машинном носителе, то в последующем она должна быть оформлена в соответствии с унифицированной системой документации.
Таким образом, документирование - это письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Первичные документы обеспечивают бухгалтерскому учету сплошное и непрерывное отражение хозяйственной деятельности предприятия. К учету принимается только правильно оформленный документ, в котором заполнены все реквизиты. Основными реквизитами документа являются: название документа, его номер, показатели, характеризующие документ, наименование организации, дата, краткое содержание хозяйственной операции, ее количественное выражение, подписи лиц, отвечающих за данную хозяйственную операцию их расшифровка. Первоочередное требование к документам - своевременность составления, полнота и достоверность информации, обеспечивающие возможность предварительного, текущего и последующего контроля за хозяйственной деятельностью организации и активного воздействия на результаты ее работы.
Однако ряд хозяйственных операций нельзя оформить документально в момент их совершения. Так, отдельные виды товарно-материальных ценностей имеют тенденцию к усушке, утруске, распылению и другим процессам, порождающим неизбежную естественную убыль. В других случаях потери, недостачи возможны из-за небрежности в работе материально-ответственных лиц, ошибок, обмана и т.п.; стихийных бедствий (пожара, наводнения и пр.). Выявление подобных фактов и оформление их в учете производится путем инвентаризации - проверки наличия имущества, обязательств и состояния расчетов и сопоставления фактических данных с учетными данными. Таким образом, инвентаризация является продолжением документирования [5, с. 53].
Инвентаризация позволяет через проверку в «натуре» материальных ценностей, денежных средств и финансовых обязательств выявить их фактическое состояние. Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности и допущенные потери, хищения, недостачи. Поэтому при помощи инвентаризации обеспечивается и контролируется сохранность материальных ценностей, денежных средств и других активов, проверяется полнота и достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности. С помощью инвентаризации организуется более четкий контроль за наличием и движением активов и обязательств организации, работой материально-ответственных лиц [9, с. 56].
Как было указано выше, основным измерителем в учете является денежный измеритель. Для перевода натуральных и трудовых измерителей в денежный применяется способ, называемый оценкой. При этом необходимо соблюдение принципа реальности и единства. В бухгалтерском учете принят основной принцип оценки его объектов - по фактической себестоимости.
Таким образом, оценка представляет собой способ выражения в денежном измерителе активов организации и источников их формирования.
Фактическая себестоимость объектов учета определяется с помощью приема калькулирования, т.е. расчета всех элементов себестоимости. Сопоставление текущих издержек с конечными результатами производится с помощью оценки, базирующейся на данных калькуляции фактической себестоимости.
Таким образом, калькулирование - расчет затрат по видам продукции и на ее единицу, связанных с производством и реализацией по предприятию в целом и по структурным подразделениям. Себестоимость продукции определяется на всех предприятиях на основе нормативных актов, устанавливающих состав затрат на производство и реализацию продукции, включаемых в ее себестоимость [5, с. 54].
Для процесса управления необходима информация о наличии и движении имущества и обязательств организации по отдельным их группам, видам и наименованиям. Для этих целей используется система счетов. Счет - информационная система, определяющая группировку и текущий учет однородных объектов, их сущность и изменения.
На каждый вид имущества и обязательств открывается отдельный счет. Различают два основных вида счетов: активные и пассивные. Свое название они получили от названия сторон баланса, и отражают их содержание. Так, активные счета предназначены для учета имущества по их составу и размещению, пассивные - для учета источников по их целевому назначению. Строение счетов, независимо от их вида, одинаково - это таблица двусторонней формы, левая сторона которой есть дебет, а правая – кредит [5, с. 55].
Хозяйственные операции на счетах отражаются способом двойной записи, обусловленной двойственностью самих хозяйственных процессов. Так, хозяйственная операция поступления денежных средств в кассу из банка (расчетного счета организации) одновременно отражается как оприходование денег в кассу и списание денег с расчетного счета. При этом сумма хозяйственной операции записывается на счетах дважды (по дебету одного счета и по кредиту другого счета), что и называется двойной записью. Она обеспечивает взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности организации в бухгалтерском учете. Кроме того, ее использование имеет большое контрольное значение, так как требует обязательной сбалансированности (равенства) итогов записей на счетах. Это осуществляется по окончании каждого отчетного периода, когда подсчитываются суммы оборотов по дебету и кредиту всех счетов независимо от их вида. Они должны быть между собой равны, неравенство свидетельствует об ошибке, допущенной в записях или подсчетах. Взаимная связь между счетами, отражающими данную операцию, называется корреспонденцией счетов, а счета, между которыми возникает эта связь, называются корреспондирующими счетами.