Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 16:03, курсовая работа
Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского и других видов учета. Она представляет собой средство управления предприятием и одновременно метод обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности.
Естественно, у читателей возникает вопрос: как быть с аудиторским заключением и пояснительной запиской, которые ранее были включены в состав бухгалтерской отчетности?
В части аудиторского заключения следует отметить, что хотя оно формально теперь и не входит в состав отчетности, тем не менее в случае если отчетность организации подлежит обязательному аудиту, ее аудиторское заключение также подлежит обязательному опубликованию вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью данной организации.
В отношении же пояснительной записки конкретных указаний в Законе № 402-ФЗ не содержится. По существу, ее роль может быть отведена приложениям к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (для коммерческих организаций и соответствующих форм отчетности для некоммерческих организаций).
Фактически не изменился и порядок определения состава промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, состав которой, как и ранее, будет устанавливаться Минфином России.
Непосредственно в тексте Закона № 402-ФЗ содержится норма, согласно которой определение состава промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является прерогативой федеральных стандартов. В свою очередь, федеральные стандарты утверждает уполномоченный федеральный орган, а таковым является Минфин России.
Законом N 402-ФЗ определен состав только годовой бухгалтерской отчетности.
Закон N 402-ФЗ |
Закон N 129-ФЗ |
Годовая бухгалтерская (финансовая)
отчетность, за исключением случаев,
установленных настоящим Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним (ч. 2 ст. 14).
Состав промежуточной |
Для общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), устанавливается упрощенный состав годовой бухгалтерской отчетности в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона (п. 2 ст. 13). Общественные организации (объединения) и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного года в упрощенном составе: а) бухгалтерский баланс; б) отчет о прибылях и убытках; в) отчет о целевом использовании полученных средств (п. 4 ст. 15). Состав бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений определяется Министерством финансов Российской Федерации (п. 2 ст. 13). |
Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (ч. 4 ст. 14). Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности Центрального банка Российской Федерации устанавливается Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ч. 5 ст. 14). |
- |
Более четко в тексте Закона № 402-ФЗ изложены вопросы определения отчетного периода (ст. 15). При этом остается неизменным отчетный период (отчетный год) для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которым является период с 1 января по 31 декабря включительно.
Вместе с тем, в отличие от Закона № 129-ФЗ, устанавливается понятие «первого отчетного периода» для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, которым будет считаться период с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно.
Кроме того, на законодательном уровне закреплено определение даты, на которую составляется отчетность, а именно «…последний календарный день отчетного периода, за исключением случаев реорганизации и ликвидации юридического лица».
Законом N 402-ФЗ установлен только один адрес представления отчетности - в органы государственной статистики по месту государственной регистрации. Причем представляется в органы государственной статистики только "обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности". Срок его представления - "не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода" вместо прежних "в течение 90 дней по окончании года" (п. 2 ст. 15 Закона N 129-ФЗ).
Закон N 402-ФЗ |
Закон N 129-ФЗ |
Обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность экономические субъекты, за исключением организаций государственного сектора и Центрального банка Российской Федерации, представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации (ч. 1 ст. 18). |
Все организации, за исключением
бюджетных, казенных учреждений, представляют
годовую бухгалтерскую отчетнос |
Обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (ч. 2 ст. 18). Обязательные экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности составляют государственный информационный ресурс. Заинтересованным лицам обеспечивается доступ к государственному информационному ресурсу, за исключением случаев, когда в интересах сохранения государственной тайны такой доступ должен быть ограничен (ч. 3 ст. 18). Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также правила пользования (включая плату за пользование, если иное не предусмотрено другими федеральными законами) этим государственным информационным ресурсом, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной статистической деятельности (ч. 4 ст. 18). |
Организации, за исключением бюджетных, казенных учреждений и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 15). |
Статья 16 Закона № 402-ФЗ устраняет определенные пробелы в нормативном регулировании правил формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности. Представляется существенным официальное определение «последнего отчетного года», который исчисляется (определяется) в зависимости от формы реорганизации хозяйствующего субъекта.
Особенно важным можно считать решение законодателя об определении последнего отчетного года при реорганизации юридического лица в форме присоединения. Отныне таковым будет признаваться период «с 1 января года, в котором внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, до даты ее внесения».
Дано определение и «последней бухгалтерской (финансовой) отчетности», которая должна включать данные о фактах хозяйственной жизни, в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса)до даты государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц.
Соответствующее определение
«первого отчетного года» установлено
и для организаций, возникших
в результате реорганизации, под
которым понимается период с даты
государственной регистрации
Как и статья 16 Закона № 402-ФЗ, статья 17 вносит важное дополнение в правила формирования бухгалтерской отчетности юридических лиц, находящихся в стадии ликвидации. Для данных организаций устанавливается (определяется) категория «отчетного года», под которым понимается период «с 1 января года, в котором в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации, до даты внесения такой записи», также определяются субъекты формирования отчетности ликвидируемого лица и дата, на которую должна составляться последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность.
С целью формирования государственного информационного ресурса статьей 18 Закона № 402-ФЗ установлена норма об обязательном представлении экономическими субъектами (за исключением организаций государственного сектора и Центрального банка РФ, которые также представляют годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, но только в соответствии с иными нормативными актами) одного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту их государственной регистрации.
В связи с этим следует
отметить, что данная норма не отменяет
обязанности экономических
Кроме того, считаем необходимым обратить внимание на содержащиеся в статье 18 Закона № 402-ФЗ сроки представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Согласно Закону № 402-ФЗ, последняя должна быть представлена (направлена) в органы статистики не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. Тем самым фактически установлен срок составления и представления бухгалтерской отчетности, который будет равен 90 дням после окончания отчетного периода.
Что касается утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности, то эти сроки могут быть и более поздними. В частности, для ОАО срок утверждения бухгалтерского баланса может доходить до 6 месяцев после окончания отчетного года. В этом случае возможные расхождения между показателями представленной и утвержденной отчетности корректируются в соответствии с правилами, изложенными в ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (утв. приказом Минфина России от 28.06.2010 № 63н).
Статья 19 Закона № 402-ФЗ является абсолютной новацией. Она вводит на законодательном уровне в хозяйственную практику понятие внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни. При этом внутренний контроль не подменяет и не отменяет процедур аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, тем более когда организация подлежит обязательному аудиту.
В практическом плане организациям будет необходимо осуществить соответствующие мероприятия (прежде всего, в организациях, где подобный финансовый контроль еще не был организован) по формированию подразделений внутреннего аудита (контроля) или введения в штат соответствующей должности, или закрепления в должностных обязанностях уже работающих сотрудников данных функций (для малых и средних организаций).
В статье 30 Закона № 402-ФЗ
устанавливается чрезвычайно
Вместе с тем данное
положение не должно расслаблять
сотрудников бухгалтерских
Так как форм новой отчетности на данный момент еще не разработано, но их группировки близки к группировкам по стандартам МСФО, рассмотрим пример финансовой отчетности для последующей трансформации. Одним из учредителей ОАО "Вектор" является иностранная фирма. Она требует представлять ей бухгалтерскую отчетность, составленную в соответствии с МСФО.
Перед составлением отчетности
за 2011 г. первым делом нужно составить
таблицу расхождений между
Журнал регистрации поправок
Таблица 1
Операция |
Сумма, руб. |
Причина поправки |
1. Доначислена амортизация основных средств. Амортизация распределяется между: - стоимостью готовой
продукции на складе - себестоимостью реализованной продукции - общехозяйственными
расходами |
10 000
3 000
6 000
1 000 |
Порядок начисления амортизации в российском учете отличается от требований МСФО |
2. Уменьшена стоимость готовой продукции на величину общехозяйственных расходов |
5 000 |
Согласно МСФО в себестоимость продукции включаются только производственные затраты |
3. Списан безнадежный долг |
2 000 |
В соответствии с МСФО порядок признания долгов безнадежными отличается от аналогичных правил учета по российским стандартам |
4. Начислен резерв по сомнительным долгам |
4 000 |
Различия в страховании будущих рисков неоплаты |
5. Отражен убыток от
обесценения стоимости |
3 000 (7000 – 4000) |
Международные стандарты предусматривают обязательную оценку активов на предмет соответствия их стоимости балансовой |