Принципы и требования предъявляемые к бухгалтерской финансовой отчетности в соответствии с положениями Федерального закона № 402 от 06.12.2011

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского и других видов учета. Она представляет собой средство управления предприятием и одновременно метод обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

КАЭВД.doc

— 334.50 Кб (Скачать файл)

Естественно, у читателей  возникает вопрос: как быть с аудиторским  заключением и пояснительной запиской, которые ранее были включены в состав бухгалтерской отчетности?

В части аудиторского заключения следует отметить, что  хотя оно формально теперь и не входит в состав отчетности, тем  не менее в случае если отчетность организации подлежит обязательному аудиту, ее аудиторское заключение также подлежит обязательному опубликованию вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью данной организации.

В отношении же пояснительной  записки конкретных указаний в Законе № 402-ФЗ не содержится. По существу, ее роль может быть отведена приложениям к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (для коммерческих организаций и соответствующих форм отчетности для некоммерческих организаций).

Фактически не изменился  и порядок определения состава промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, состав которой, как и ранее, будет устанавливаться Минфином России.

Непосредственно в тексте Закона № 402-ФЗ содержится норма, согласно которой определение состава  промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является прерогативой федеральных стандартов. В свою очередь, федеральные стандарты утверждает уполномоченный федеральный орган, а таковым является Минфин России.

Законом N 402-ФЗ определен состав только годовой бухгалтерской отчетности.

 

Закон N 402-ФЗ

Закон N 129-ФЗ

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным  законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним (ч. 1 ст. 14).

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним (ч. 2 ст. 14).

 

Состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением  случаев, установленных настоящим  Федеральным законом, устанавливается  федеральными стандартами (ч. 3 ст. 14).

Для общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской  деятельности и не имеющих кроме  выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), устанавливается  упрощенный состав годовой бухгалтерской отчетности в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона (п. 2 ст. 13).

Общественные организации (объединения) и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного года в упрощенном составе:

а) бухгалтерский баланс;

б) отчет о прибылях и убытках;

в) отчет о целевом использовании полученных средств (п. 4 ст. 15).

Состав бухгалтерской  отчетности государственных (муниципальных) учреждений определяется Министерством  финансов Российской Федерации (п. 2 ст. 13).

Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (ч. 4 ст. 14).

Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности Центрального банка Российской Федерации устанавливается Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ч. 5 ст. 14).

-


Отчетный период, отчетная дата

Более четко в тексте Закона № 402-ФЗ изложены вопросы определения отчетного периода (ст. 15). При этом остается неизменным отчетный период (отчетный год) для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которым является период с 1 января по 31 декабря включительно.

Вместе с тем, в отличие  от Закона № 129-ФЗ, устанавливается понятие «первого отчетного периода» для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, которым будет считаться период с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно.

Кроме того, на законодательном  уровне закреплено определение даты, на которую составляется отчетность, а именно «…последний календарный день отчетного периода, за исключением случаев реорганизации и ликвидации юридического лица».

Законом N 402-ФЗ установлен только один адрес представления отчетности - в органы государственной статистики по месту государственной регистрации. Причем представляется в органы государственной статистики только "обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности". Срок его представления - "не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода" вместо прежних "в течение 90 дней по окончании года" (п. 2 ст. 15 Закона N 129-ФЗ).

 

Закон N 402-ФЗ

Закон N 129-ФЗ

Обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность экономические  субъекты, за исключением организаций  государственного сектора и Центрального банка Российской Федерации, представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации (ч. 1 ст. 18).

Все организации, за исключением  бюджетных, казенных учреждений, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 15).

Обязательный экземпляр  составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (ч. 2 ст. 18).

Обязательные экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности составляют государственный  информационный ресурс. Заинтересованным лицам обеспечивается доступ к государственному информационному ресурсу, за исключением случаев, когда в интересах сохранения государственной тайны такой доступ должен быть ограничен (ч. 3 ст. 18).

Порядок представления  обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также правила пользования (включая плату за пользование, если иное не предусмотрено другими федеральными законами) этим государственным информационным ресурсом, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной статистической деятельности (ч. 4 ст. 18).

Организации, за исключением  бюджетных, казенных учреждений и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 15).


Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица

Статья 16 Закона № 402-ФЗ устраняет  определенные пробелы в нормативном  регулировании правил формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности. Представляется существенным официальное определение «последнего отчетного года», который исчисляется (определяется) в зависимости от формы реорганизации хозяйствующего субъекта.

Особенно важным можно  считать решение законодателя об определении последнего отчетного  года при реорганизации юридического лица в форме присоединения. Отныне таковым будет признаваться период «с 1 января года, в котором внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, до даты ее внесения».

Дано определение и «последней бухгалтерской (финансовой) отчетности», которая должна включать данные о фактах хозяйственной жизни, в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса)до даты государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц.

Соответствующее определение  «первого отчетного года» установлено  и для организаций, возникших  в результате реорганизации, под  которым понимается период с даты государственной регистрации этого  лица по 31 декабря года, в котором  произошла данная реорганизация (кроме организаций государственного сектора).

Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица

Как и статья 16 Закона № 402-ФЗ, статья 17 вносит важное дополнение в правила формирования бухгалтерской  отчетности юридических лиц, находящихся в стадии ликвидации. Для данных организаций устанавливается (определяется) категория «отчетного года», под которым понимается период «с 1 января года, в котором в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации, до даты внесения такой записи», также определяются субъекты формирования отчетности ликвидируемого лица и дата, на которую должна составляться последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность.

Обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности

С целью формирования государственного информационного  ресурса статьей 18 Закона № 402-ФЗ установлена  норма об обязательном представлении  экономическими субъектами (за исключением  организаций государственного сектора  и Центрального банка РФ, которые также представляют годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, но только в соответствии с иными нормативными актами) одного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту их государственной регистрации.

В связи с этим следует  отметить, что данная норма не отменяет обязанности экономических субъектов  представлять бухгалтерскую отчетность в другие адреса, например, налоговым  органам, собственникам организаций, кредитным учреждениям и т.д. Просто в этих случаях представление бухгалтерской отчетности осуществляется на основании иных нормативных актов. В частности, в органы ФНС России на основании Налогового кодекса РФ, собственникам – на основании корпоративного законодательства (например, акционерными обществами на основании Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Кроме того, считаем необходимым  обратить внимание на содержащиеся в статье 18 Закона № 402-ФЗ сроки представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Согласно Закону № 402-ФЗ, последняя должна быть представлена (направлена) в органы статистики не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. Тем самым фактически установлен срок составления и представления бухгалтерской отчетности, который будет равен 90 дням после окончания отчетного периода.

Что касается утверждения  бухгалтерской (финансовой) отчетности, то эти сроки могут быть и более поздними. В частности, для ОАО срок утверждения бухгалтерского баланса может доходить до 6 месяцев после окончания отчетного года. В этом случае возможные расхождения между показателями представленной и утвержденной отчетности корректируются в соответствии с правилами, изложенными в ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (утв. приказом Минфина России от 28.06.2010 № 63н).

Внутренний контроль

Статья 19 Закона № 402-ФЗ является абсолютной новацией. Она вводит на законодательном уровне в хозяйственную  практику понятие внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни. При этом внутренний контроль не подменяет и не отменяет процедур аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, тем более когда организация подлежит обязательному аудиту.

В практическом плане  организациям будет необходимо осуществить соответствующие мероприятия (прежде всего, в организациях, где подобный финансовый контроль еще не был организован) по формированию подразделений внутреннего аудита (контроля) или введения в штат соответствующей должности, или закрепления в должностных обязанностях уже работающих сотрудников данных функций (для малых и средних организаций).

Особенности применения Закона

В статье 30 Закона № 402-ФЗ устанавливается чрезвычайно важная норма, согласно которой до утверждения  органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные (до дня вступления в силу Закона № 402-ФЗ) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком РФ.

Вместе с тем данное положение не должно расслаблять  сотрудников бухгалтерских служб. До конца 2015 года в соответствии с  Планом по развитию бухгалтерского учета  и отчетности в Российской Федерации на 2012 – 2015 годы (утв. приказом Минфина России от 11.11.2011 № 440) ранее принятые нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица должны быть приведены в соответствие с МСФО. Кроме того, должны быть разработаны и утверждены новые нормативные правовые акты по бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица на основе МСФО. Причем основная масса этих документов должна быть принята до конца 2013 года.

 

 

 

ГЛАВА 3

 

 

Так как форм новой  отчетности на данный момент еще не разработано, но их группировки близки к группировкам по стандартам МСФО, рассмотрим пример финансовой отчетности для последующей трансформации. Одним из учредителей ОАО "Вектор" является иностранная фирма. Она требует представлять ей бухгалтерскую отчетность, составленную в соответствии с МСФО.

Перед составлением отчетности за 2011 г. первым делом нужно составить  таблицу расхождений между учетом по российским стандартам и МСФО. Причины  поправок представлены в табл. 1.

Журнал регистрации поправок



Таблица 1

 

Операция

Сумма, руб.

Причина поправки

1. Доначислена амортизация     основных средств.        

Амортизация распределяется между:

- стоимостью готовой  продукции    на складе                                                           

- себестоимостью реализованной             

продукции                                                           

- общехозяйственными  расходами                           

10 000

 

 

 

3 000

 

6 000

 

1 000

Порядок начисления   амортизации в российском учете отличается от требований МСФО

2. Уменьшена стоимость готовой продукции на величину общехозяйственных расходов   

5 000  

Согласно МСФО в себестоимость  продукции    включаются только производственные затраты   

3. Списан безнадежный  долг   

2 000  

В соответствии с МСФО  порядок признания долгов безнадежными отличается  от аналогичных правил учета   по российским стандартам                

4. Начислен резерв    по сомнительным долгам       

4 000  

Различия в страховании будущих рисков неоплаты     

5. Отражен убыток от  обесценения стоимости основных  средств (сумма уценки основных  средств минус величина накопленной амортизации)

3 000  

(7000 – 4000)

   Международные  стандарты предусматривают обязательную оценку активов на предмет   соответствия их стоимости   балансовой  

Информация о работе Принципы и требования предъявляемые к бухгалтерской финансовой отчетности в соответствии с положениями Федерального закона № 402 от 06.12.2011