Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 17:37, курсовая работа
Начиная с начала 90-х гг. в процессе перехода от централизованно планируемого хозяйства к рыночной экономике в нашей стране произошли коренные преобразования. Изменения не могли не затронуть такие важнейшие элементы управления как учет, финансовый контроль и анализ. В современных условиях – бухгалтерская (финансовая) отчетность рассматривается как учебная дисциплина, динамичная, волнующая многих ее пользователей (собственников, учредителей, инвесторов, кредиторов, налоговые службы). В основу положены современные взгляды на концепцию бухгалтерской (финансовой) отчетности в отечественной и международной практике.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….……………….3
ГЛАВА 1. БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ В РОССИИ, ПРИНЦИПЫ И ПОНЯТИЯ……………….…………………...……4
1.1 . Понятие бухгалтерской (финансовой) отчетности………….….4
1.2 . Законодательное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности……………………………………………………….…5
ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ, ПРИНЦИПЫ И ПОНЯТИЯ ………………………………13
2.1. Принципы составления и общая характеристика международных стандартов финансовой отчетности……………………………………………………………………….13
Заключение………………………………………………………..……...18
Список использованной литературы……………………..…………….20
Третий уровень включает документы, на основе которых, по существу, установлен порядок формирования и составления бухгалтерской отчетности. К ним относятся методические рекомендации, инструкции, приказы Минфина России: «О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации», раскрывающий особенности формирования бухгалтерской отчетности в случае реорганизации и ликвидации организации от 28.07.95 г. № 81; «О порядке публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами» от 28.11.96 г. № 101;
«О методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности» от 30.12.96 г. № 112; приказ Минфина РФ от 22.07.2003 N 67н (ред. от 18.09.2006)"О формах бухгалтерской отчетности организаций".
Приказом Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» предусмотрены три варианта формирования составляющих частей бухгалтерской отчетности - упрощенный, стандартный и расширенный. Кроме того, на практике используется четвертый вариант - организация составляет отчетность в полном соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности и не формирует ее параллельно по российским правилам.
Необходимость выделения вариантов формирования отчетности связана с тем, что разные группы организаций в зависимости от поставленных задач должны по-разному решать проблемы прозрачности при раскрытии итоговой бухгалтерской информации. Можно выделить три группы организаций: первая группа - открытые акционерные общества, акции которых котируются на фондовом рынке; вторая группа – организации, формирующие бухгалтерскую отчетность по расширенному варианту оставшиеся акционерные общества, а также федеральные и крупные муниципальные государственные унитарные предприятия; третья группа – закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью.
Четвертый уровень нормативного регулирования бухгалтерской отчетности включает указания, инструкции и другие документы в рамках учетной политики самих хозяйствующих субъектов по составу, формам, адресам и срокам представления сегментной отчетности, как для внешних пользователей, так и для внутренних целей.
Кроме того, организация должна
руководствоваться: планом
Основным же, нормативным документом при формировании организацией бухгалтерской отчетности, является Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 4/99) “Бухгалтерская отчетность организации”.
В данном Положении
ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Конец XX столетия ознаменовался становлением глобальной мировой экономики и усилением международной конкуренции.
По данным ООН за период с 1970 г. по начало 90-х годов количество транснациональных корпораций увеличилось с 7 до 40 тысяч; в настоящее время они контролируют деятельность более 150 тысяч компаний в различных странах мира. Усилилось влияние на интеграционные процессы региональных финансовых рынков, особенно в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке. Современный уровень развития глобальных информационных сетей позволяет обеспечить мгновенную передачу финансовой информации, в том числе данных бухгалтерской отчетности, любому заинтересованному пользователю. Все эти факторы стали оказывать
влияние на системы бухгалтерского учета каждой страны. Как отмечалось на XV Всемирном конгрессе бухгалтеров (Париж, 1997 г.), в настоящее время в мире действует свыше 80 национальных систем бухгалтерского учета. В условиях свободы движения рабочей силы и капитала, конвертируемости национальных валют потребовалась разработка единых подходов к формированию экономических показателей, которые адекватно отражали бы,
с одной стороны, состояние экономики той или иной страны, с другой - финансовое состояние и результаты деятельности отдельных хозяйствующих субъектов.
Работу по созданию нормативных документов, раскрывающих
требования к содержанию бухгалтерской информации и методологию получения важнейших учетных характеристик на основе гармонизации национальных стандартов экономически развитых стран, возглавил созданный в 1973 г. в рамках ООН Международный комитет по стандартам финансовой отчетности, который в дальнейшем стал называться Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). Документы, разрабатываемые КМСФО, носят название международных стандартов финансовой отчетности (International Accounting Standards, IAS русская аббревиатура — МСФО). В 1977 г. в Женеве была учреждена Международная федерация бухгалтеров (МФБ), основным направлением деятельности которой является установление единых профессиональных требований к бухгалтерской деятельности (в области образования, бухгалтерской этики), а также адаптация МСФО к применению в государственном секторе экономики. Все профессиональные бухгалтерские организации, являющиеся членами МФБ, одновременно являются и членами КМСФО.
На начало 2000 г. в этих международных организациях насчитывалось 153 члена из 112 стран (в 1973 г. учредителями КМСФО выступили представители лишь 9 стран: Австралии, Великобритании, Германий, Канады, Мексики, Нидерландов, США, Франции и Японии).
В 2001 г. КМСФО был преобразован в Управление по международным стандартам финансовой отчетности (International Accounting Standards Board, IASB), которое приступило к работе в составе экспертов в области бизнеса, бухгалтерского учета, инвестиций, образования. Управление имеет статус независимого негосударственного органа, его штаб-квартира находится в Лондоне. Принято решение изменить название стандартов на английском языке. Все новые стандарты обозначаются аббревиатурой IFRS - International Financial Reporting Standards, при этом в российской практике сохраняется употребление первоначального названия — Международные стандарты финансовой отчетности (International Accounting Standards).
Необходимость широкого использования международных стандартов обусловлена несколькими причинами.
Во-первых, формирование отчетности в соответствии с МСФО - это важное условие приобщения к международным рынкам капитала. Общеизвестно, что капитал, особенно иностранный, требует полной открытости организации перед инвесторами. Если иностранный инвестор не в состоянии проследить с помощью финансовой отчетности, как используется предоставленный им капитал, любая страна останется зоной повышенного риска, что для фирм — резидентов этой страны выразится в увеличении стоимости предоставляемых им финансовых ресурсов с международных рынков.
Во-вторых, отчетность, подготовленная по МСФО, рассматривается как один из важнейших элементов корпоративного управления. При разработке МСФО во главу угла поставлены информационные потребности конкретных пользователей, в первую очередь акционеров (собственников) и инвесторов. При выборе в рамках стандартов определенного методического подхода для раскрытия организацией учетных данных предпочтение должно быть отдано тому из них, который позволит сформировать полезную для принятия экономических решений информацию.
В-третьих, использование МСФО позволяет значительно сократить время и ресурсы, необходимые для совершенствования национальных систем учета. Эти стандарты закрепляют достаточно длительный опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в условиях рыночной экономики. Они представляют собой результат труда и поиска не одного поколения бухгалтеров-практиков и ученых, представителей различных научных школ. Стандарты учитывают опыт работы с отчетностью бирж и организаций, регулирующих обращение ценных бумаг, финансовых институтов, профсоюзных федераций и межправительственных органов, представители которых с 1991 г. образуют Консультативную группу в рамках КМСФО. '
В-четвертых, применение МСФО существенно расширяет возможности национальных систем учета. Крылатое выражение «бухгалтерский учет - язык бизнеса» обретает интернациональный смысл, поскольку отчетность, сформированная в соответствии с МСФО, становится понятной представителям деловых кругов самых разных стран. В свою очередь, общество в целом приходит к осознанию значения бухгалтерской
профессии для устойчивого развития экономики, расширения мирохозяйственных связей.
Таким образом, становится очевидной роль МСФО как фактора повышения эффективности работы отдельных компаний и рыночной экономики в целом, стимулирования экономического роста и развития международных финансовых рынков.
Распространение МСФО сталкивается с определенными трудностями, которые носят объективный характер. Прежде всего, МСФО используются в основном развивающимися странами, где экономика особенно сильно зависит от иностранного капитала. Ведущие мировые державы с исторически сложившимися национальными системами бухгалтерского учета отдают предпочтение своим внутренним стандартам, отражающим специфику и обычаи делового оборота конкретной страны.
В России, несмотря на принятое Правительством постановление «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» от 06.03,98 г. № 283, процесс совершенствования порядка ведения учета и отчетности нельзя считать завершенным. Интересы государства как пользователя финансовой отчетности до сих пор преобладают над интересами частных инвесторов, сказываются и российские учетные традиции, среди которых: ориентация на единый План счетов и унифицированные формы бухгалтерской отчетности, стремление использовать результаты финансового учета в основном для целей налогообложения, неразвитость профессиональных общественных объединений бухгалтеров.
Каждый стандарт содержит следующую информацию: объект учета – дается определение объекта и основных понятий, связанных с этим объектом; признание объекта учета – дается описание критериев отнесения объектов учета к различным элементам отчетности; оценка объекта учета – приводятся рекомендации по использованию методов оценки и требований к оценке различных элементов отчетности; отражение в финансовой отчетности -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бухгалтерская отчетность — это единая система учетных данных об имуществе, обязательствах, а также результатах хозяйственной деятельности, составляемых на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Процесс бухгалтерского учета
состоит из четырех основных
стадий. На первой стадии происходит
документирование различных
Бухгалтерская
отчетность организации служит
основным источником
Законодательство также
Бухгалтерская
отчетность в России
Целью финансовой отчетности, как известно, является представление информации о финансовом положении (бухгалтерский баланс), финансовых результатах (отчет о прибылях и убытках) и изменениях в финансовом положении (отчет о движении денежных средств) хозяйствующего субъекта.
Необходимость широкого использования международных стандартов обусловлена несколькими причинами. Во-первых, формирование отчетности в соответствии с МСФО - это важное условие приобщения к международным рынкам капитала. Во-вторых, отчетность, подготовленная по МСФО, рассматривается как один из важнейших элементов корпоративного управления. В-третьих, использование МСФО позволяет значительно сократить время и ресурсы, необходимые для совершенствования национальных систем учета. Эти стандарты закрепляют достаточно длительный опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в условиях рыночной экономики. В-четвертых, применение МСФО существенно расширяет возможности национальных систем учета.
Таким образом, становится очевидной роль МСФО как фактора повышения эффективности работы отдельных компаний и рыночной экономики в целом, стимулирования экономического роста и развития международных финансовых рынков.