Проблемы и пути совершенствования финансового планирования и финансового На предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 09:33, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является разработка и совершенствование системы финансового планирования на основе существующего финансового плана АО «Зенит».
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
- выявить сущность и основные методы финансового планирования;
- произвести анализ финансового состояния АО «Зенит»;
- оценить финансовые результаты деятельности АО «Зенит».

Содержание

Введение
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Сущность и экономическое содержание финансового планирования
Понятие, виды и формы финансового контроля
Необходимость осуществления финансового планирования и финансового контроля на предприятии в современных условиях
ГЛАВА II. организационно-экономическая характеристика
АО «зенит»
История развития и современное состояние АО «ЗЕНИТ»
Финансовая характеристика АО «ЗЕНИТ»
Организация финансового планирования и финансового контроля в
АО «ЗЕНИТ»
ГЛАВА III. проблемы и пути совершенствования финансового планирования и финансового На предприятии
3.1. Проблемы, возникающие при финансовом планировании на предприятии
3.2. Основные пути совершенствования финансового планирования на
предприятии
3.3. Пути повышения качества организации финансового контроля на
предприятии

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

мартынова.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

Метод бюджетного планирования, получивший широкое распространение в западной практике, обеспечивает приемлемую точность финансовых прогнозов, оснащен огромным количеством методической литературы и набором прикладных программ, что во многом облегчает его практическое применение. Несмотря на глубокую проработку метода бюджетного планирования, он до сих пор недооценивается на предприятиях, здесь сказывается «советская наследственность».

Во-первых, однобокий  подход - во главу угла ставится содержательная часть проблемы – собственно планирование, вводят в действие, как правило, не всю систему, а какую-то ее часть, (нет четкого осознания разницы между бюджетом как инструментом планирования в узком (советском) смысле и бюджетом как инструментом управления);

Во-вторых, в современных условиях только бухгалтерия располагает информацией, которую можно использовать для финансовой отчетности, но в том виде, в каком она существует, она не годится - ни по форме, ни по регламенту. Другими словами, планирование планированием, а отчетность отчетностью. И то и другое – типичная «вещь в себе». А нужно чтобы и планирование и отчетность были элементами единого контура бюджетного управления. Только тогда, собственно бюджетное планирование становится планированием, а бюджет финансовым образом будущего.

В-третьих, недостаток маркетинговой  информации. Структур, которые собирают, анализируют эту информацию во всем ее многообразии, пока не хватает.

Суть бюджетного планирования заключается в построении прогнозных форм финансовой отчетности на основе тщательно выверенных предпосылок формирования каждого элемента активов, пассивов, доходов и затрат. При этом важное место отводится вспомогательным бюджетам, объединенным в группу операционных бюджетов.

Конечная цель метода бюджетного планирования - выявление потребностей предприятия в финансировании на момент, отраженный в прогнозном балансе, определением величины дисбаланса между активами и пассивами прогнозного баланса, вызванного отражением в нем всего спектра финансовых решений на предстоящий год.

В качестве основных результатов  можно рассматривать:

- ведение учета, анализа  и планирования финансовых потоков предприятия в целом и образующих центров учета; ведение учета, анализа и планирования доходов и расходов, прибылей и убытков, рентабельности предприятия в целом и образующих ее центров финансового учета;

- обеспечение текущей  платежеспособности;

- учет, анализ и планирование  налогов на прибыль;

- определение уровней  и возможностей возврата кредитов.

- выявление размеров динамики положительного и отрицательного сальдо наличных средств как в целом по предприятию, так и по каждому центру учета.

- учет, анализ и планирование  соотношений выручки от реализации  с суммарными, а также переменными и постоянными затратами.

В основном на предприятиях целесообразно вводить краткосрочные бюджеты, и иметь дело с плановым периодом, равным одном году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы). Кроме того, ориентируясь на западный опыт, можно отметить полезность скользящего варианта, когда бюджет, составленный, на год или квартал, корректируется каждый месяц.

В условиях, когда предприятиям предоставлена самостоятельность, они могут представлять бюджеты  в любой форме, которую они  считают более приемлемой для себя, работа по адаптации бюджетов к типу организации может заключаться в подборе наиболее приемлемых элементов и формировании особой системы планирования. Кроме того, необходимо помнить, что в условиях современной действительности ничего нельзя решать автоматически, поскольку для этого просто нет устоявшихся предпосылок. Поэтому, слепое копирование западного опыта может только навредить, нежели помочь.

 

 

1.2. Понятие, виды и формы финансового контроля

Финансовый контроль — контроль законодательных и  исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением особых методов.

Он включает:

· контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств;

· оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

 Финансовый контроль  — стоимостный контроль, поэтому  в отличие от других видов контроля (экологического, санитарного, административного и др.) он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию осмысления финансовых результатов.

Поскольку финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов (как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов), финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним.

Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации.

Это, прежде всего, разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.

Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль, проверку эффективности и целесообразности использования денежных ресурсов — собственных, заемных и привлеченных; анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми; финансовую оценку результатов инвестиционных проектов; правильность и достоверность финансовой отчетности; контроль за финансовым состоянием и ликвидностью.

Финансовый менеджер в крупной коммерческой структуре  контролирует весь процесс инвестирования капитала. Это так называемый "постаудит", который включает сравнение фактических финансовых результатов на каждой стадии производствейно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин их несоответствия; поиск путей снижения издержек и улучшения методов финансового прогнозирования.

Следовательно, финансовый контроль — важный элемент системы  управления финансами.

Виды, формы  и методы проведения финансового  контроля

Финансовый контроль можно классифицировать по следующим критериям:

1. Времени проведения;

2.Субьектам контроля;

3.Сфере финансовой  деятельности;

4.Форме проведения;

5.Методам проведения.

Виды, формы и методы проведения финансового контроля приведены  на рис.2.

 

 

Рис.2

• Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и разработки макроэкономических показателей развития экономики страны. На микроуровне — это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок; финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, а также учредительных договоров, договоров о совместной деятельности и т. д.

• Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов. Большую роль в этом играют бухгалтерские службы.

• Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа  и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, сопоставления финансовых планов и прогнозов с результатами оценки эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и тд.

• В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

• Обследование в отличие  от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

• Надзор производится контролирующими  органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.

• Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового  контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

• Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны  кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды.

• Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.

Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (т.е. проверка не только документов, но и наличия денег и товарно-материальных ценностей). Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля. Результата ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

Негосударственный финансовый контроль

Отказ от административно-командных  методов управления экономикой повышает роль тех видов финансового контроля, которые проводятся без непосредственного участия государственных контрольных органов, но в соответствии с государственными законами и нормативными актами. К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный и аудиторский контроль

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами — бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента — за финансово-хозяйственной деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних предприятий.

Внутрихозяйственный контроль можно разделить на оперативный (текущий) и стратегический.

• Оперативный производится главным бухгалтером в процессе повседневной хозяйственно-финансовой деятельности с помощью четкой организации бухгалтерского учета и контроля за движением денежных средств. Главный бухгалтер отвечает за соблюдение государственной финансовой дисциплины и финансового законодательства.

• Стратегический финансовый контроль предполагает разработку оптимальных решений по использованию финансовых ресурсов и вложению капитала, обеспечивающих экономическую эффективность и максимизацию прибыли. Внутрихозяйственный контроль может быть произведен и при участии привлеченных со стороны специалистов — по инициативе руководства предприятия или его собственников — учредителей и акционеров.

 

1.3. Необходимость  осуществления финансового планирования и финансового контроля на предприятии в современных условиях

 

В современных условиях рыночных отношений возникает объективная  необходимость финансового планирования. Без финансового планирования невозможно добиться настоящих результатов на рынке.

Финансовое планирование напрямую связано с планированием  производственной деятельности предприятия. Все финансовые показатели базируются на показателях объёма производства, ассортимента продукции, себестоимости продукции.

Планирование финансовых показателей позволяет находить внутренние резервы предприятия, соблюдать режим экономии. Получение планового размера прибыли и других финансовых показателей возможно лишь при условии соблюдения плановых норм затрат труда и материальных ресурсов. Объём финансовых ресурсов, рассчитанных на основе финансовых планов, устраняет чрезмерные запасы материальных ресурсов, непроизводительные расходы, внеплановые финансовые инвестиции. Благодаря финансовому планированию создаются необходимые условия для эффективного использования производственных мощностей, повышения качества продукции.

Информация о работе Проблемы и пути совершенствования финансового планирования и финансового На предприятии