Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2015 в 17:55, курсовая работа
Согласно действующему законодательству о банкротстве процедуру банкротства легко возбудить практически против любого участника экономических отношений, независимо от пропорции долгов и активов предприятия, с автоматическим, по существу, введением предусмотренных Законом о банкротстве процедур, назначением арбитражного управляющего и т.д. Массовое применение процедур банкротства в отношении предприятий-должников само по себе не обеспечивает экономический рост, благоприятный инвестиционный климат и оздоровление общей экономической ситуации в России.
Введение
1. Понятие и сущность банкротства
1.1 Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) предприятий
1.2 Правовое регулирование банкротства предприятий
2. Процедуры банкротства
2.1 Наблюдение
2.2 Финансовое оздоровление
2.3 Внешнее управление
2.4 Конкурсное производство
2.5 Мировое соглашение
3. Проблемы совершенствования законодательства о банкротстве предприятий
Заключение
Список нормативных источников и литературы
Внешнее управление осуществляется назначенным судом внешним управляющим, который приобретает права руководителя организации-должника и самостоятельно распоряжается ее имуществом (за исключением крупных сделок). Деятельность управляющего строится на основе плана проведения внешнего управления, утвержденного общим собранием кредиторов на срок не более года. План может предусматривать перепрофилирование или закрытие нерентабельных производств; продажу части имущества должника, продажу предприятия-должника в целом (как имущественного комплекса), осуществление иных законных способов восстановления платежеспособности должника. При недостижении этой цели арбитражный суд признает должника банкротом и открывает конкурсное производство.
С момента принятия арбитражным судом заявления о банкротстве предусматривается введение периода наблюдения, для осуществления которого судом может назначаться временный управляющий. С этого момента приостанавливается производство и исполнение по всем делам, связанным с обращением взыскания на имущество должника, а любые имущественные требования к нему могут предъявляться лишь в конкурсном порядке. Цель этих мер - сохранение имущества должника для соразмерного удовлетворения требований всех кредиторов. Поэтому в период наблюдения органы управления должника не вправе совершать большинство сделок без согласия временного управляющего, а также не могут принимать решения о реорганизации или ликвидации должника, его участии в иных юридических лицах, выплате дивидендов и размещении эмиссионных ценных бумаг, так как это может ущемить интересы кредиторов. Временным управляющим в этот период проводится анализ финансового состояния должника и устанавливается размер требований всех его кредиторов. Последние на своем общем собрании принимают решение либо о применении к должнику предупредительных мер, либо об обращении в суд с ходатайством о признании его банкротом и об открытии конкурсного производства.
Конкурсное производство открывается с момента судебного признания должника банкротом. Оно относится к "ликвидационным процедурам", влекущим прекращение деятельности юридического лица - банкрота и осуществляется назначенным судом конкурсным управляющим в срок, как правило, не более года.
Все полномочия по управлению делами должника и распоряжению его имуществом переходят к конкурсному управляющему (а полномочия органов управления и собственника имущества должника соответственно прекращаются). Конкурсный управляющий вправе требовать признания недействительными совершенных должником сделок и расторжения заключенных им договоров, направленных на уменьшение его имущества; он может предъявлять иски об истребовании имущества должника у третьих лиц, а также принимать иные меры по поиску, выявлению и возврату находящегося у них имущества должника.
Действия конкурсного управляющего контролируются кредиторами и арбитражным судом. По завершении расчетов с кредиторами конкурсный управляющий представляет суду отчет с приложением реестра требований кредиторов (с указанием размера погашенных требований) и документов, подтверждающих продажу имущества и погашение требований кредиторов. После рассмотрения отчета управляющего арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, которое является основанием для внесения записи в реестр юридических лиц о ликвидации юридического лица-должника. С момента внесения такой записи в указанный реестр (т.е. государственной регистрации) конкурсное производство считается завершенным, а юридическое лицо - ликвидированным.
Поскольку российская экономика переживает непростое время - последствия мирового кризиса, спад производства, ухудшение дисциплины расчетов по обязательствам, кризис доверия привели к тому, что практически все предприятия реального сектора экономики столкнулись с проблемой обслуживания долгов. Неисполнение обязательств в последнее время стало популярной "антикризисной мерой", страна разделилась на кредиторов и должников, суды завалены исками кредиторов, резко увеличилось количество обращений в суд о банкротстве предприятий.
Одновременно с этим все чаще встречаются случаи, когда должник переводит активы в подконтрольные структуры, совершает сделки не на рыночных условиях, намеренно увеличивает кредиторскую задолженность, банально бросает компанию или продает ее подставным лицам. В такой ситуации собственники и руководители должников преследуют цель уйти от ответственности по неисполненным обязательствам и причинить реальный ущерб законным кредиторам.
При таких обстоятельствах совершенствование и развитие правовых инструментов, увеличивающих гарантии судебной защиты прав кредиторов, просто необходимы.
В частности изменения должны быть направлены на совершенствование положений закона об оспаривании сделок и действий предприятия-банкрота, а также на увеличение круга лиц, подлежащих привлечению к субсидиарной ответственности по долгам банкрота. Основная целью законопроектов должно быть повышение эффективности принудительных мер, направленных на максимально полное исполнение обязательств перед кредиторами за счет увеличения конкурсной массы банкрота. Реализация указанной цели может достигаться через следующие правовые инструменты:
оспаривание сделок и действий должника, направленных на отчуждение имущества и увеличение кредиторской задолженности;
обращение взыскания на имущество лиц, несущих субсидиарную ответственность по неудовлетворенным требованиям кредиторов.
Данные изменения в законодательстве должны быть направлены на улучшение дисциплины исполнения обязательств и, безусловно, повысит гарантии судебной защиты прав кредиторов.
Список нормативных источников и литературы
Нормативная литература:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 30.06.2008) // Консультант Плюс
2. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (в ред. от 27.12.2009) // Консультант Плюс
3. Федеральный закон "Об исполнительном производстве" от 02.10 2007 N 229-ФЗ (в ред. от 17.12.2009)
4. Постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 июня 2004 г. - №23. - 5. Постановление Правительства РФ от 29 апреля 2006 г. № 260 "О мерах по реализации Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" // Консультант Плюс
6. Постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. № 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства"
7. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ "О некоторых вопросах, связанных с переходными положениями Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) // Консультант Плюс
8. Правила проведения арбитражными управляющими финансового анализа, утвержденные постановлением Президиума ВАС РФ от 09.12.2003 № 10208/03 // СПС "Консультант Плюс.
Специальная литература:
9. Александровская Ю.А. Понятия "несостоятельность" и "банкротство" в современном законодательстве о банкротстве // Х Региональная конференция молодых исследователей Волгоградской области: Право и юриспруденция. - Волгоград: Изд-во ВолГУ,
10. Бокарева Л. Об эффективности института банкротства в России и государственного контроля в сфере банкротства // Общество и экономика. 2008. № 6. С.115-138.
11. Данилова Ю. Банкротство компаний: проблемы прогнозирования // Проблемы теории и практики управления - 2009. - N 9. - С.65-70.
12. Зарубина Л. Банкротство предприятий // Территория бизнеса, № 6 (31) 2009. С.12-15.
13. Кораев К. Новое в законодательстве о банкротстве // Хозяйство и право. - 2009. - N 8. - С.95-100.
14. Коробкина М.В. Несостоятельность (банкротство) предприятия // Российское право на современном этапе. Изд-во РГЭУ, 2007.
15. Макова Л.Я. Некоторые вопросы законодательного обеспечения несостоятельности (банкротства) // Актуальные проблемы российского права. 2007. № 1. С.226-233.
16. Мартышина Т.К. Финансовое оздоровление // Предпринимательское право. № 4, 2006.
17. Михалев И.Ю. Банкротство и несостоятельность: социальные, экономические и юридические аспекты // Вестник Российской правовой академии. № 2, 2006.
Информация о работе Проблемы совершенствования законодательства о банкротстве предприятий