Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 09:19, статья
В современном мире веб-сайт для компании любой организационно-правовой формы является залогом более успешной торговли, источником новых заказов и, в конечном счёте, дополнительным средством получения прибыли. Сайт – это виртуальное «лицо» компании, которое может сообщить клиенту не только о сфере деятельности фирмы и предоставляемых ею товарах и услугах, но и о надёжности, хорошей репутации, ответственности. Ещё одним преимуществом корпоративного веб-сайта является удобство ведения дел через сеть интернет.
ПРОБЛЕМЫ УЧЁТА ИНТЕРНЕТ-САЙТОВ
В современном мире веб-сайт для компании любой организационно-правовой формы является залогом более успешной торговли, источником новых заказов и, в конечном счёте, дополнительным средством получения прибыли. Сайт – это виртуальное «лицо» компании, которое может сообщить клиенту не только о сфере деятельности фирмы и предоставляемых ею товарах и услугах, но и о надёжности, хорошей репутации, ответственности. Ещё одним преимуществом корпоративного веб-сайта является удобство ведения дел через сеть интернет.
Однако создание веб-сайта сопровождается определёнными трудностями в отношении бухгалтерского учёта расходов. Во-первых, точного определения понятия «сайт» не зафиксировано в нормативно-правовых актах. Данный факт может послужить поводом для неправильного понимания сущности сайта и выполняемых им функций. Однако, основываясь на практических знаниях, сайт можно трактовать как составной объект авторского права, являющийся результатом творческого труда [7]. При этом сайт представляет собой совокупность объектов авторского права, таких как программа для ЭВМ и базы данных и дизайнерского решения, но рассматривается как единый объект. Контент сайта является объектом авторского права и должен подвергаться охране [5].
Вторая проблема при бухгалтерском учёте затрат на создание веб-сайта состоит в том, что в зависимости от наличия или отсутствия у компании-заказчика исключительных прав на сайт как на объект интеллектуальной собственности существуют два различных способа учёта расходов на его создание. Заказчик может быть владельцем исключительных прав на сайт как на объект интеллектуальной собственности [3]. Их владельцем он может стать, как создав этот сайт самостоятельно, так и привлекая стороннюю организацию – исполнителя. Для того чтобы учесть созданный web-сайт как нематериальный актив, у организации должны быть документы, подтверждающие существование самого нематериального актива и исключительного права на него, а сам сайт должен способствовать получению дохода, его стоимость должна превышать 40 000 руб. и срок эксплуатации должен быть свыше 12 месяцев [2]. Организация, которая приобретает исключительные права на созданный сайт, должна иметь документ, подтверждающий право на объект интеллектуальной собственности (свидетельство об официальной регистрации, патент) .
Таблица 1.
Учёт сайта как нематериального актива
Корреспонденция счетов |
Содержание операции | ||
Дебет |
Кредит | ||
08 -5 |
60 |
Отражены расходы на создание НМА | |
19 |
60 |
Учтен НДС за разработку сайта | |
04 |
08 |
Отражено исключительное право на сайт в составе НМА | |
60 |
51 |
Отражена стоимость работ подрядчика | |
Далее ежемесячно в течение срока использования сайта: | |||
26 (44) |
05 |
Начислена амортизация НМА |
Источник: [1].
В этом случае возникает следующая проблема учёта сайтов, связанная с различиями в бухгалтерском и налоговом учёте. Дело в том, что в бухгалтерском учёте (ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» [4]) не указана предельная сумма учёта объекта как нематериального актива, тогда как в налоговом учёте объект может быть признан нематериальным активом только при условии, что его стоимость выше 40000,00 руб. Однако в реальности стоимость создания сайта-визитки составляет от 5000,00 до 15000,00 рублей, стоимость корпоративного сайта в среднем составляет 25000,00 – 35000,00 рублей, создание стандартного интернет-магазина оценивается в сумму от 16700,00 рублей [6]. Это означает, что организация, занимающаяся торговлей через интернет-магазин, будет вынуждена учитывать затраты на создание главного элемента своего функционирования в составе прочих расходов.
Если организации не принадлежат
исключительные права на созданный
программный продукт, и на сайте
размещается рекламная
Таблица 2.
Учёт сайта в составе прочих расходов
Корреспонденция счетов |
Содержание операции | |
Дебет |
Кредит | |
97 |
60 |
Приобретение права |
19 |
60 |
Учтен НДС |
60 |
51 |
Отражена стоимость |
26 (44) |
97 |
Списана ежемесячная доля расхода |
Далее ежемесячно в течение срока, установленного договором: | ||
Корреспонденция счетов |
Содержание операции | |
Дебет |
Кредит | |
44 |
76 |
Отражён в расходах периодический платёж за пользование сайтом |
76 |
51 |
Перечислен платёж за право пользования сайтом |
Источник: [1].
Помимо затрат на создание сайта компания должна оплатить и дополнительные расходы по сайту. Это доменное имя (набор латинских букв, по которым пользователь Интернета может найти сайт) и хостинг (услуга по предоставлению сервера, на котором будет находиться сайт). Такие услуги фирма оплачивает:
- при размещении сайта в Сети (как правило, оплата вносится за один год работы сайта);
- по истечении первого года работы - ежегодно.
При первоначальном размещении сайта в Интернете подобные расходы включают в стоимость нематериального актива. Эти затраты напрямую связаны с доведением НМА до состояния, пригодного к использованию. Оплату расходов на доменное имя и хостинг в последующие годы использования сайта в стоимость НМА не включают. Это связано с тем, что ПБУ 14/2007 не предусматривает возможности изменения первоначальной стоимости нематериального актива в данной ситуации. Поэтому подобные затраты (по сути, на последующее поддержание сайта в рабочем состоянии) должны учитываться как расходы по обычным видам деятельности. При этом если компания их оплачивает сразу за длительный период времени (например за год), то списываться со счетов по учету расходов они могут либо единовременно, либо постепенно исходя из того срока, за который они оплачены. Порядок списания подобных затрат (единовременно или постепенно) должен быть определен учетной политикой фирмы.
Если на сайте размещается
исключительно рекламная
В бухгалтерском учете суммы начисляемой по сайту амортизации также относятся к рекламным расходам, которые отражаются на счетах затрат по обычным видам деятельности. В налогооблагаемую базу по налогу на рекламу нужно включать суммы амортизации по мере их начисления. При расчете налога на рекламу учитывается не «налоговая», а «бухгалтерская» амортизация.
Начисленный налог на рекламу
учитывается в составе прочих
расходов, связанных с производством
и реализацией, для целей налогообложения
прибыли согласно подпункту 1 пункта
1 статьи 264 НК РФ. В бухгалтерском
учете организация
Если сайт не является нематериальным активом, к рекламным расходам для целей налогообложения прибыли относятся затраты на его создание, учитываемые в составе расходов единовременно или равномерно в зависимости от срока, на который предоставлены неисключительные права на программное обеспечение.
В бухучете затраты на создание сайта относятся, как правило, к расходам будущих периодов, так как в договоре указан срок, на который предоставлены неисключительные права на программу. Если такого указания нет, руководитель организации должен определить его своим приказом. Налог на рекламу в этом случае начисляется по мере включения расходов будущих периодов в затраты организации.
Если на сайте есть информация как рекламного, так и нерекламного характера и суммы налога на рекламу, начисленные на общую стоимость сайта, получаются существенными, рекомендуется разработать методику выделения расходов на создание производственных приложений.
Таким образом, существуют определённые противоречия в признании сайта нематериальным активом и системе его учёта.
Прежде всего, сайт – это сложносочинённый продукт творческого труда, и хотя он неделим, важно, чтобы к заказчику перешли права на все его элементы. Как показывает практика, заказчики упускают данный момент при составлении договора, хотя именно на него должен быть сделан акцент. Во-вторых, в зависимости от того, получены исключительные права на сайт, или нет, существуют различные варианты его учёта. В-третьих, существуют определенные противоречия между признанием сайта НМА в бухгалтерском и налоговом учёте. Стоимость сайта может не превышать 20000-30000 рублей, что делает невозможным признание сайта в налоговом учёте.
Для сглаживания этих противоречий
необходима разработка однозначной законодательной
базы, раскрывающей сущность и признаки
понятия «веб-сайт». Также необходимо
сделать понятие «нематериальный актив»
более понятным и «прозрачным», указать
те группы объектов, которые компании
обязаны учитывать как НМА. Необходима
дифференциация суммы признания НМА в
налоговом учёте. Возможно, было бы более
целесообразно установить несколько предельных
сумм для разных видов нематериальных
активов, или вовсе отказаться от стоимостной
оценки НМА. Наконец, важным этапом в устранении
противоречий является сближение требований
налогового и бухгалтерского учёта в области
фиксированных сумм. При этом наиболее
оптимальным вариантом представляется
отказ от суммы 40000,00 рублей как минимальной
стоимости нематериального актива.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ