Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:45, доклад
Цель прокурорской деятельности определяется в ч.1 ст. 1 Закона о прокуратуре. Ею является обеспечение верховенства закона, единство и укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Основные направления
деятельности (функции) прокуратуры. Понятие
и виды (отрасли) прокурорского надзора
Цель прокурорской деятельности определяется
в ч.1 ст. 1 Закона о прокуратуре. Ею является
обеспечение верховенства закона, единство
и укрепление законности, защита прав
и свобод человека и гражданина, а также
охраняемых законом интересов общества
и государства.
Исходя из этого, под прокурорским надзором
можно понимать осуществляемую от имени
государства деятельность специально
уполномоченных должностных лиц – прокуроров
– по обеспечению точного исполнения
и единообразного применения Конституции
РФ и законов путем своевременного выявления
и принятия мер к устранению их нарушений,
привлечение виновных к ответственности.
При характеристике прокурорского надзора
необходимо помнить о некоторых существенных
факторов. Во-первых, этот вид надзора
распространяется на Конституцию РФ и
все нормативные акты, обладающие юридической
силой, которая присуща законам. В этом
принципиальное отличие прокурорского
надзора от иных видов осуществляемого
государственными органами надзора и
контроля (административного, экологического,
санитарного и т. д.). Во-вторых, несмотря
на то, что прокуратура осуществляет надзор
за соблюдением Конституции РФ и законов
подавляющим большинством должностных
лиц и государственных органов, при определенных
обстоятельствах руководителями и органами
управления коммерческих и некоммерческих
организаций, а также гражданами, она не
уполномочена надзирать за высшими органами
законодательной и исполнительной власти
и, соответственно – высшими должностными
лицами государства. Исключены из числа
объектов прокурорского надзора все суды,
в том числе Конституционный Суд РФ, суды
общей юрисдикции и арбитражные суды,
но не иные структуры, в наименовании которых
имеется слово «суд» (третейский суд, суд
чести, товарищеский суд и т. д.). В-третьих,
сам по себе прокурорский надзор является
лишь одним из направлений прокурорской
деятельности.
Это направление Закон о прокуратуре (ч.
2 ст. 1) подразделяет на четыре отрасли
прокурорского надзора:
• надзор за исполнением законов федеральными
министерствами, службами и иными органами
исполнительной власти, представительными
(законодательными) и исполнительными
органами субъектов РФ, органами местного
самоуправления, органами военного управления,
органами контроля, органами управления
и руководителями коммерческих и некоммерческих
организаций, их должностными лицами,
а также за соответствием законам издаваемых
ими правовых актов;
• надзор за соблюдением указанными в
предыдущем абзаце органами, организациями
и должностными лицами прав и свобод человека
и гражданина;
• надзор за исполнением законов органами,
осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, дознание и предварительное
следствие;
• надзор за исполнением законов администрациями
органов и учреждений, исполняющих наказание
и применяющих назначаемые судом меры
принудительного характера, администрациями
мест содержания задержанных и заключенных
под стражу.
Кроме отраслей прокурорского надзора
выделяются также другие направления
деятельности прокуратуры:
• уголовное преследование лиц, подозреваемых
или обвиняемых в совершении преступлений,
в соответствии с полномочиями, установленными
уголовно-процессуальным законодательством;
• координация деятельности правоохранительных
органов по борьбе с преступностью.
К другим направлениям деятельности прокуратуры
относятся также: участие прокуроров в
соответствии с процессуальным законодательством
в рассмотрении дел судами и внесение
представлений с целью устранения допущенных
судами ошибок; надзор за исполнением
законов судебными приставами; участие
в правотворческой деятельности, а также
в международном сотрудничестве в сфере
борьбы с преступностью.
Отрасль прокурорского надзора – это
его относительно самостоятельная часть.
Характеризующаяся специфическими для
конкретной отрасли надзора предметом
и полномочиями прокурора. На передний
план закон выдвинул надзор за исполнением
законов федеральными министерствами,
службами и иными органами исполнительной
власти, представительными (законодательными)
и исполнительными органами субъектов
РФ, органами местного самоуправления,
органами военного управления, органами
контроля, их должностными лицами, органами
управления коммерческих и некоммерческих
организаций, а также за соответствием
законам издаваемых ими правовых актов
(ч. 2 ст. 1, ст. 21-25 Закона о прокуратуре).
Сделано это не случайно. Данная отрасль
является наиболее объемной. Исторически
сложилось так, что её принято называть
общим надзором.
Осуществляя свою деятельность в рамках
данной отрасли надзора, прокуратура не
может подменять иные государственные
и негосударственные органы, вмешиваться
в их оперативно-хозяйственную деятельность.
Прокурорские проверки в данной сфере
проводятся на основании поступивших
сообщений и имеющихся сведений о нарушениях
законности, требующих непосредственного
прокурорского реагирования.
Система органов прокуратуры
По Конституции РФ (ст.129) и Закону о прокуратуре
(ст.11) органы прокуратуры составляют единую,
централизованную систему со строгим
подчинением нижестоящих прокуратур вышестоящим.
Прокуратура строится в соответствии
с административным и национально-государственным
устройством, установленным Конституцией
РФ. Возглавляет прокуратуру Генеральный
прокурор РФ. Его полномочия по руководству
органами прокуратуры определены Законом
о прокуратуре. Высшим звеном в системе
органов прокуратуры является Генеральная
прокуратура РФ, возглавляемая Генеральным
прокурором РФ. В систему органов прокуратуры
помимо Генеральной прокуратуры РФ входят:
прокуратуры субъектов РФ, районные, городские
прокуратуры. В крупных городах в целях
более оперативного руководства создаются
прокуратуры городов, которые подчинены
прокурору субъекта РФ, а сами, в свою очередь,
имеют в подчинении районные прокуратуры.
Они осуществляют главным образом организационные
функции.
В систему органов прокуратуры входят
также военные прокуратуры, прокуратуры
по надзору за исполнением законов в исправительных
учреждениях, транспортные и природоохранительные
прокуратуры, которые могут образовываться
Генеральным прокурором РФ и приравниваются
к прокуратурам областей или районов. Генеральную прокуратуру РФ, возглавляет
Генеральный прокурор РФ, который имеет
первого заместителя и заместителей, назначаемых
по его представлению Советом Федерации.
Распределение обязанностей между заместителями
осуществляется Генеральным прокурором
РФ.
В Генеральной прокуратуре РФ действует
Научно-консультативный совет для рассмотрения
вопросов, связанных с организацией и
деятельностью органов прокуратуры. Положение
о Научно-консультативном совете и его
состав утверждаются Генеральным прокурором
РФ.
Создание и деятельность органов прокуратуры,
не входящих в систему прокуратуры РФ,
допускаются только с согласия высших
органов законодательной власти страны.