Противоправные посягательства на сведения банка, составляющие банковскую, коммерческую и служебную тайну

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 18:50, реферат

Краткое описание

Успешная деятельность банка в нынешних условиях невозможна без формирования ииспользования информации (информационных ресурсов) – отдельныхдокументов или их массивов. Информационные ресурсы банка формируются путемсоздания, сбора и приобретения документированной информации о фактах, событиях,и обстоятельствах, имеющих отношение к кредитно-финансовой сфере. В целяхсоздания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностейсвоих структурных подразделений, клиентов, а также органов государственнойвласти банк приобретает и использует информационные системы, информационныетехнологии и средства их обеспечения.

Вложенные файлы: 1 файл

семинар посягательства.docx

— 27.38 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное учреждение

Среднего  профессионального образования

«Нижегородский  экономико-правовй колледж

имени Героя Советского Союза Бориса Павловича Трифонова»

СЕМИНАР

По теме: «Противоправные посягательства на сведения банка, составляющие банковскую, коммерческую и служебную тайну»

Выполнили:

студентки группы №2

специальность:

«Банковское дело»

Александрова Алёна

Пинегина Ирина

Проверил:

Брагин Б. Н.

Нижний Новгород 2011г.

 

 

 

 

Банковская  тайна

Успешная деятельность банка  в нынешних условиях невозможна без  формирования и использования информации (информационных ресурсов) – отдельных документов или их массивов. Информационные ресурсы банка формируются путем создания, сбора и приобретения документированной информации о фактах, событиях, и обстоятельствах, имеющих отношение к кредитно-финансовой сфере. В целях создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей своих структурных подразделений, клиентов, а также органов государственной власти банк приобретает и использует информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения. Для этого привлекаются средства вычислительной техники и связи, обеспечивающие обработку, хранение  и передачу информации.

В соответствии с Федеральным  законом  от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» документы банка, его информационные системы, а также средства обеспечения их деятельности, являются составной частью имущества банка и объектом его права собственности.

Ответственность за неправомерные  деяния в отношении объектов информатизации в целом и банка, в частности, установлена соответствующими нормами ГК, УК, Трудовым Кодексом, другими актами законодательства.

Информацию банка, защищаемую законом от угроз преступного характера, можно разделить на:

1) сведения конфиденциального характера, составляющие коммерческую и банковскую тайну. Ответственность за преступные посягательства на них предусмотрена ст. 183 УК «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую и банковскую тайну».

2) компьютерная информация. Уголовные наказания за преступное посягательство на этот вид информации установлена ст. 272 УК «Неправомерный доступ к компьютерной информации», ст. 273 «Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ» и ст. 274 «Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети». Согласно данным отечественных и зарубежных источников, преступные посягательства на информацию (прежде всего утечка конфиденциальной информации и злоупотребление конфиденциальной информацией) занимают одно из первых мест среди основных факторов риска, отрицательно влияющих на результаты экономической деятельности. В большинстве развитых иностранных государств такие деяния влекут применение весьма строгих санкций. Например, в США для лиц, злоупотребляющих информацией при заключении сделок с ценными бумагами, предусмотрены штрафы в 1 млн. долл. (для юридических лиц – 2,5 млн. долл.) либо тюремное заключение сроком на 10 лет.

Цели  противоправных действий, посягающих на безопасность банка

1) завладение имуществом  (правом на имущество) банка  с целью обращения его в свою собственность;

2)ограничение деятельности банка – конкурента либо его устранение с рынка финансовых услуг.

Эти цели, как правило, достигаются поэтапно. Наиболее распространенными промежуточными целями являются снижение финансовых возможностей банка путем разрушения клиентских связей, срыв переговоров и сделок, распространение дезинформационных материалов порочащего характера, умышленное вовлечение в заведомо убыточные проекты.  

Угрозы информационным ресурсам проявляются в виде:  
      - разглашения конфиденциальной информации;  
      - утечки конфиденциальной информации через технические средства обеспечения производственной деятельности различного характера и исполнения;  
      - несанкционированного доступа к охраняемым сведениям со стороны конкурентных организаций и преступных формирований.  
      - уничтожение или порча носителей стратегически важной информации вследствие злонамеренных действий или несчастных случаев  
      - ведение "информационной войны" против банка наносящий существенный ущерб его деловой репутации

Коммерческая  тайна 
       Успех любой коммерческой деятельности во многом зависит от грамотного обращения с информационными потоками. В условиях рыночной экономики информация является товаром, и ее получение, хранение, передача и использование подчиняются законам товарно-денежных отношений. Каждый субъект предпринимательской деятельности имеет право охранять свои интересы и защищать ценную для него информацию, получая при этом определенную свободу предпринимательства. Статистика свидетельствует о значительном росте за последние годы экономических преступлений, в том числе связанных с незаконным получением и оборотом информации, составляющей коммерческую тайну. И это не удивительно - получение незначительной информации о конкуренте может сэкономить фирме огромные средства, что является достаточно сильным стимулом для нарушения законов, регулирующих отношения в области информации. Поэтому большинство коммерческих компаний придают огромное значение таким категориям, как "коммерческая тайна", ноу-хау.

Термин "конфиденциальная информация" определяется статьей 2 Закона "Об информации, информатизации и защите информации" как "документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ". Порядок отнесения информации к конфиденциальной и виды конфиденциальной информации установлены Указом Президента РФ № 188 от 6 марта 1997 г. "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера", в соответствии с которым к конфиденциальной информации относятся:

 
1) сведения о фактах, событиях  и обстоятельствах частной жизни  гражданина, позволяющие идентифицировать  его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих  распространению в СМИ в установленных  федеральными законами случаях;  
2)сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;  
3)служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна);  
4) сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее);  
5)сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами;  
6)сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них и некоторые другие.

 
        Очень часто приходится сталкиваться с такой практикой: коммерческая компания целенаправленно и скрупулезно собирает сведения о фирме-конкуренте (или партнере по бизнесу). Специалисты относят такой сбор информации о конкурентах и других субъектах предпринимательской деятельности к обычному маркетингу и выделяют следующие основные направления, по которым производится сбор информации:  
1) информация о рынке (цена, условия договоров, скидки, доля на рынке и тенденции ее изменения, рыночная политика и планы, численность и расстановка торговых агентов и так далее);  
2) информация о производстве продукции (номенклатура изделий, оценка качества и эффективности, технология и оборудование, уровень издержек и так далее);  
3) информация об организационных особенностях и финансах (выявление лиц, принимающих ключевые решения, и их философии, главных проблем, программ проведения научно-исследовательских работ и т.д.)

Собранная таким образом информация с помощью  системного анализа позволяет получить полное представление о наиболее уязвимых местах другой компании, что  значительно укрепляет собственные  позиции в конкурентной борьбе. Однако методы сбора информации могут быть признаны противозаконными только в том случае, если обладатель коммерческой тайны сможет доказать не только то, что эта информация отвечала всем установленным законом критериям охраноспособности, но и что конкретное лицо получило доступ к ней, используя незаконные способы (то есть фактически необходимо доказать наличие обстоятельств, указанных в ч. 4 ст. 4 Закона "О коммерческой тайне"). В ряде случаев возможность доступа определенной категории лиц к информации, составляющей коммерческую тайну, может быть обусловлена прямым требованием различных законодательных актов. 
Но правовыми актами законность доступа к определенной информации, даже если обладателем она отнесена к разряду коммерческой тайны, может быть установлена не только для государственных органов, но и для других субъектов. В качестве примера можно привести следующий прецедент из судебной практики. АО "Армейские инвестиции" подало в суд иск с целью обязать некоммерческое партнерство "Первая судоходная депозитарно-клиринговая компания" предоставить данные из реестра АО "Союз" о наименовании зарегистрированных в реестре владельцев и о количестве, категории и номинальной стоимости принадлежащих им ценных бумаг. Архангельский областной арбитражный суд иск "Армейских инвестиций" удовлетворил, признав, что "Первая судоходная депозитарно-клиринговая компания", которая является реестродержателем АО "Союз", согласно требованиям Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", обязана предоставлять требуемые сведения всем зарегистрированным лицам, владеющим одним процентом и более обыкновенных акций общества. "Армейские инвестиции" являются владельцем 1,2 процента от общего числа обыкновенных акций.  
Но держатель реестра не собирался так просто расставаться с "секретной" информацией. Им была направлена кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа. В жалобе ответчик приводил новый аргумент: запрос АО "Армейские инвестиции" о предоставлении сведений подписан председателем совета директоров без удостоверения его полномочий, кроме того, он не заверен печатью. Следовательно, передавать конфиденциальную информацию держателям акций нет оснований, кроме того, они могут использовать эту информацию во вред акционерам. Федеральный арбитражный суд с опасениями заявителя жалобы не согласился. Из первоначального ответа "Первой судоходной компании" на запрос "Армейских инвестиций" следует, что этот запрос был расценен как исходящий от надлежащего лица. А отказ был мотивирован исключительно тем, что информация содержит коммерческую тайну и является конфиденциальной. Вопрос о предполагаемых действиях номинальных держателей акций, сказано в постановлении суда, не имеет отношения к предмету иска. Таким образом, как "Армейские инвестиции" могут распорядиться полученными сведениями - значения для данного спора не имеет. Лица, добровольно вступившие в сферу отношений, регулируемых Законом "О рынке ценных бумаг", тем самым обязались следовать тем нормам поведения, которые им установлены.  
 
        Основным фактором, способствующим защите информации, остаются пока режимные. т.е. специальные меры, направленные на предотвращение утечки конкретных сведений. Чем больше к ним может быть проявлен или уже фиксировался интерес, тем оперативнее должны приниматься меры по недопущению его удовлетворения. Принятие специальных мер, направленных на защиту интеллектуальной собственности, зависит прежде всего от владельца (владельцев) информации, складывающейся в их среде деятельности конкурентной обстановки, ценности, которую представляет для них производственная или коммерческая информация, и других факторов. Безусловно, хранить секрет его владельцу, если он больше никому не известен, не представляет большой сложности и затрат на его охрану. Он сам не должен допустить к нему третьих лиц. При этом не быть болтливым, доверчивым. Носитель информации (документ, дискета, предмет) должен иметь соответствующее место хранения (не письменный стол, а сейф или другое недоступное для других лиц место). Несколько усложняется охрана этих сведений, когда о ее наличии становится известно заинтересованным лицам. Возникает необходимость ограничивать доступ посторонних лиц к месту хранения секретных материалов. Предприятия, фирмы, объединения, где имеется не один владелец информации, а

несколько, к тому же работают сотрудники, не допущенные к производственным (коммерческим) секретам, представляют собой более сложный объект защиты. Возникает вопрос о необходимости обеспечения внешней и внутренней безопасности структурных объединений предпринимательства. Для его решения можно использовать частные предпринимательские фирмы, частные службы безопасности (т.е. которые функционируют самостоятельно, принимая заказы от клиентов), собственные службы безопасности.

Служебная тайна

В настоящее время в  России отношения по поводу служебной  тайны регулируются весьма значительным (и все возрастающим) числом нормативных  правовых актов, ей посвящено достаточно много научных работ, но тем не менее общая ситуация остается сложной. Отсутствие надлежащего регулирования  служебной тайны порождает целый  ряд негативных явлений, которые  можно разделить на два направления: во-первых, служебная тайна используется как инструмент выведения деятельности органов власти и служащих из-под  общественного контроля, сокрытия имеющих  место злоупотреблений. Во-вторых, конфиденциальная информация достаточно часто является объектом противоправных посягательств, утечки информации носят регулярный характер, существует черный рынок  конфиденциальной информации. Важно  отметить, что обе названные тенденции  имеют отчетливо коррупциогенный характер.  
        В описанных обстоятельствах среди задач по противодействию коррупции, помимо прочих направлений, большое значение имеет регулирование отношений в сфере служебной тайны таким образом, чтобы соблюсти баланс между необходимостью сохранения в тайне сведений, разглашение которых может причинить вред общественно значимым интересам, и раскрытием общественно значимой информацией.  
       В настоящее время законодательство большинства стран устанавливает для служащих запрет на разглашение сведений, ставших им известными в связи с несением службы. Но важно заметить, что в последние несколько десятилетий в большинстве стран все большее значение приобретает принцип информационной открытости публичного управления, и соответственно на служащих все чаще возлагается противостоящая обязанность обеспечивать доступ к открытым документам . 
В советский период система государственных секретов включала государственную тайну (информацию с грифами «особой важности» и «совершенно секретно») и служебную тайну (информация с грифом «секретно»). В настоящее время такая система сохранилась, например, в Республике Беларусь.  С принятием Закона «О государственной тайне» секретные сведения были отнесены к государственной тайне. Служебная тайна, соответственно, утратила прежнее содержание.  
        В 1994 г. были приняты акты, сыгравшие значительную роль в формировании служебной тайны в ее современном виде. Во-первых, это была часть первая Гражданского кодекса РФ, где в ст. 139 было дано единое определение служебной и коммерческой тайны: « информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности ».

 В течение длительного времени единственным источником, в котором было закреплено легальное определение служебной информации, был Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», в котором ей целиком посвящается восьмая глава. Под служебной информацией указанный закон понимает « любую не являющуюся общедоступной информацию об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, такой информацией, в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами рынка ценных бумаг ». 
         В правовых актах, посвященных государственной и муниципальной службе, категория «служебная информация» также используется достаточно часто, но ее содержание в них не раскрывается. Установлен запрет « разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей » как в период прохождения службы, так и после увольнения. В числе требований к служебному поведению гражданского служащего названа обязанность « соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации» . Разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей, рассматривается как грубое нарушение должностных обязанностей, которое может повлечь расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя.  
         Законодательство о муниципальной службе устанавливает обязанность соблюдать порядок работы со служебной информацией, « не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство »; и запрещает « разглашать или использовать в целях, не связанных с муниципальной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральными законами к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей », в том числе и после увольнения.  
         Таким образом, можно определить первую задачу: провести четкую границу между служебной информацией и служебной тайной. С точки зрения доктрины, как нам представляется, предмет для спора отсутствует, и вряд-ли кто-либо из специалистов сомневается, что информация, составляющая служебную тайну, то есть конфиденциальная служебная информация, входит в состав общей категории «служебная информация». Однако на уровне законодательства и правоприменительной практики проблемы существуют. Как было показано выше, в правовых актах эти категории часто смешиваются, и режим конфиденциальности пытаются распространить на всю служебную информацию.  
         Проект Минэкономразвития содержит важнейшее положение, направленное на обеспечение законности в сфере служебной тайны: обязанность регистрировать документы, содержащие служебную тайну, и публичный характер регистра документов, содержащих сведения, составляющие служебную тайну.  
 

Информация о работе Противоправные посягательства на сведения банка, составляющие банковскую, коммерческую и служебную тайну