Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 21:23, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение, углубление и обобщение знаний по ведению бухгалтерского учета продаж продукции.
Выделим следующие задачи, необходимые для достижения цели работы:
Выявить сущность процесса продажи продукции;
Определить момент перехода права собственности на продукцию;
Привести учет расходов на продажу;
Изучить основы процесса продажи продукции
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Финансово-экономический факультет
Кафедра бухгалтерского учета и аудита
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА»
студентки заочной формы обучения
I курса 1071-05В группы
Васильевой Натальи Сергеевны
контактный телефон 8 953 243 08 56
на тему: «Экономические основы учета процесса
продажи продукции»
Научный руководитель
кандидат экономических наук, профессор
Чечуева Антонина Васильевна
Псков, 2013
Содержание
Введение
В условиях развивающейся рыночной экономики России, постоянного увеличения товарооборота и растущей конкуренции как на внутреннем, так и на внешних рынках, все большую роль играет оптимизация и повышение эффективности учета на предприятии. Правильно выстроенная учетная политика создает предпосылки для принятия верных управленческих решений, что определяет эффективное хозяйствование.
Продажа изготовленной продукции представляет собой важнейший показатель деятельности производственной организации. Ведь именно продажей продукции завершается оборот средств, затраченных на ее изготовление. В результате продажи продукции организация – изготовитель получает оборотные средства, необходимые для возобновления нового цикла производственного процесса.
Тема курсовой работы является актуальной в современном мире, так как производство и продажа товаров и услуг необходима для удовлетворения тех или иных потребностей населения. Следовательно, необходим и качественный учет продажи продукции в каждой организации, подразделениях и т.д.
Учет продаж продукции, работ, услуг достаточно сложен, поэтому необходимо определить цели и задачи, которые следует рассмотреть в данной курсовой работе:
Целью данной курсовой работы является изучение, углубление и обобщение знаний по ведению бухгалтерского учета продаж продукции.
Выделим следующие задачи, необходимые для достижения цели работы:
Предметом исследования стоит признать методологию и экономические основы процесса продажи. Исследование строится на основе изучения специальной литературы, профильной периодики и получения на этой основе обобщенного и упрощенного подхода к учету процесса продажи.
Продажа товаров и готовой продукции – это операции, содержанием которых является переход права собственности от продавца товаров к их покупателю.
Рассмотрим определение
В Налоговом кодексе РФ употребляется термин «реализация». Реализа-цией в соответствии со ст. 39 Налогового Кодекса РФ признается «передача на возмездной основе (в т. ч. обмен товарами, работами и услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом для другого лица, а в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу – на безвозмездной основе».
В Гражданском Кодексе Российской Федерации налоговому понятию «реализация товаров» и бухгалтерскому «продажа товаров» соответствуют сделки, предполагающие факт перехода права собственности или иное имущество от одной стороны договора к другой. Наиболее характерными примерами таких хозяйственных операций выступает купля-продажа и мена.
Согласно пункту 1 статьи 454 ГК РФ, « по договору купли-продажи
одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену)". Таким образом, именно условие договора купли-продажи (поставки) о переходе права собственности на товары во многом определяет порядок бухгалтерского учета операций продажи. От того, в какой момент право собственности на товары перейдет от покупателя к продавцу, будет зависеть порядок списания их с баланса продавца и оприходования на баланс покупателя.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" предметом бухгалтерского учета является имущество организаций. При этом, как уже раньше было сказано, согласно пункту 2 статьи 8 имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. Действующим планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению на основе данных норм закона формируется правило, согласно которому на балансовых счетах организации отражается только имущество, принадлежащее организации на праве собственности.
Имущество же, находящееся у фирмы на праве владения, но являющееся собственностью сторонних организаций, отражается на счетах забалансового учета.
Исходя из этого, имущество приходуется на баланс
организации с момента возникновения права
По общему правилу, устанавливаемому пунктом 1 статьи 223 ГК РФ, "право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи". При этом, согласно пункту 1 статьи 224 ГК РФ, "передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки". Однако норма пункта 1 статьи 223 ГК РФ является диспозитивной, то есть действует только в случае, "если иное не предусмотрено законом или договором". Таким образом, стороны договора поставки могут указать иное условие о моменте перехода права собственности.
Неотъемлемым условием договора поставки как разновидности договора купли-продажи является условие о порядке передачи товаров продавцом покупателю. Согласно статье 456 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором. При этом в соответствии со статьей 457 ГК РФ срок исполнения продавцом обязанности передать товар покупателю либо определяется договором поставки, либо согласно статье 314 ГК РФ должен представлять собой то, что согласно нормам ГК определяется как "разумный срок". Статьей 458 ГК РФ определяется, что обязанность передать товар (если иное специально не определено в договоре) считается исполненной в момент либо вручения товара покупателю или указанному им лицу (если договором предусмотрена обязанность покупателя доставить товар), либо предоставление товара в распоряжение покупателя (если по условиям договора товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара). При этом в случаях, когда из договора не следует обязанность продавца по доставке товара или передаче товара непосредственно в месте его нахождения, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику (организации связи).
Содержание этих норм ГК РФ показывает, что исполнение обязанности передать товар - это физическое перемещение товара от продавца к покупателю или физический допуск покупателя в место хранения товара. То есть, передача товара покупателю делает его владельцем ценностей, но не более того, так как момент приобретения права собственности может как совпадать, так и не совпадать с его физическим движением.
Выручка – это количественный показатель, характеризующий объем продаж, он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление путем их обмена на денежные доходы. Продукты, произведенные для реализации и денежные доходы служат основой выручки.
Выручка в традиционном понимании означает количество денег, получаемое предприятием за определённый период его деятельности, в основном за счёт продажи продукции, работ или услуг своим клиентам, либо продажи прочих активов.
Выручка от продажи продукции (работ, услуг) или прочих активов, несмотря на внешние признаки (денежная форма, поступление средств за отгруженную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги, регулярность поступления, источник различных платежей предприятия), не является доходом в полном смысле этого слова, так как из нее прежде всего необходимо возместить понесенные расходы, выплатить заработную плату.
В соответствии с ПБУ 9/99 выручка признается в бухгалтерском учете при следующих условиях:
Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.
На практике используют два варианта учета выручки от реализации продукции, которые определяют момент перехода права собственности на готовую продукцию от поставщика к покупателю. Метод отражения выручки определяется моментом реализации продукции и устанавливается либо по моменту оплаты, либо по моменту отгрузки.
Если используется метод «по оплате», то моментом реализации считается факт поступления денежных средств от покупателей на расчетный счет продавца. Этот метод также называется «кассовым методом».
Если используется метод «по отгрузке», то моментом реализации считается факт отгрузки готовой продукции и предъявление расчетных документов покупателю. Этот метод также называется «методом начисления».
При использовании метода учета реализации «по отгрузке» продукция считается реализованной в момент ее отгрузки и предъявления покупателю счета об оплате. В этом варианте используется счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Основные проводки по учету реализации «по отгрузке» (методом начисления) приведены в Таблице 1.
Основные проводки по учету реализации «по отгрузке»
Таблица 1
Содержание операции |
Дебит |
Кредит |
1. Отгружена продукция и предъявлен счет покупателю |
62 |
90-1 |
2. Списана реализованная продукция по производственной себестоимости |
90-2 |
43 |
3. Списаны коммерческие расходы, |
90 |
44 |
4. Получены деньги от покупателя |
51 |
62 |
5. Списана прибыль от реализации |
90 |
99 |