Развитие Плана счетов и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2014 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Упрочение рыночных отношений в экономике России предъявляют все новые требования к процессу формирования информации о деятельности хозяйствующих субъектов. В центре внимания специалистов оказываются проблемы обеспечения полезности результативной информации бухгалтерского учета, что с точки зрения заинтересованных пользователей (инвесторов, заимодавцев (кредиторов), менеджеров и др.) выражается в достоверности и объективности данных о финансовом положении организации, изменениях в нем и финансовых результатах её деятельности. В первую очередь это затрагивает систему бухгалтерской отчетности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Назначение плана счетов в бухгалтерском учете 4
1.1 Понятие Плана счетов 4
1.2 Значение Плана счетов для бухгалтерского учета 8
Глава 2. Развитие Плана счетов и пути его совершенствования 11
2.1 История развития Плана счетов 11
2.2 Современная структура Плана счетов 22
2.3 Пути совершенствования Плана счетов 28
Заключение 32
Список литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

план счетов.docx

— 46.18 Кб (Скачать файл)

Пример. Акцептован счет поставщика и оприходованы на склад материалы на сумму 25 000 руб.:

Дебет 10 "Материалы",

Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – 25 000 руб.

Первый счет (10 "Материалы") – в активе, а второй (60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками") – в пассиве баланса. 8

Под акцептом понимают наличие согласия на оплату счета. Практически это означает, что на выставленном представителем поставщика счете руководитель делает бухгалтеру разрешающую запись об оплате. В активе увеличивается объем материалов, а в пассиве увеличивается задолженность поставщикам за поставленные материальные ценности. Валюта баланса увеличивается на сумму хозяйственной операции. 3. Операция Дебет Пассив – Кредит Актив вызывает уменьшение содержимого и активного, и пассивного счета на сумму хозяйственной операции. Изменение происходит и в активе, и в пассиве баланса. Валюта баланса уменьшается на сумму хозяйственной операции.

Пример. В соответствии с платежным поручением перечислено с расчетного счета в бюджет по налогу на прибыль 1000 руб.: Дебет 68 "Расчеты по налогам и сборам", Кредит 51 "Расчетные счета" – 1000 руб.

Первый счет 68 "Расчеты по налогам и сборам" – в пассиве, а второй счет 51 "Расчетные счета" – в активе баланса.

Уменьшение суммы на расчетном счете (51 "Расчетные счета") сопровождается уменьшением суммы задолженности перед бюджетом (68 "Расчеты по налогам и сборам"). Валюта баланса уменьшается на сумму хозяйственной операции.

4. Операция Дебет Пассив  – Кредит Пассив вызывает изменения  только в пассиве баланса: одна  его статья уменьшается, а другая  увеличивается. Валюта баланса не  изменяется.

Пример. На основании решения учредителя начислены дивиденды за счет чистой прибыли общества в размере 70 000 руб.:

Дебет 84 "Нераспределенная прибыль/непокрытый убыток", Кредит 75 "Расчеты с учредителями" 70 000 руб. Оба счета бухгалтерской проводки находятся в пассиве баланса.

Уменьшение нераспределенной прибыли приводит к увеличению задолженности перед учредителями (75 "Расчеты с учредителями"). Валюта баланса не изменяется.

2.3 Пути  совершенствования Плана счетов

В результате интенсивной работы по унификации бухгалтерского учета в условиях перехода экономики на рыночное отношение, все организации независимо от ведомственной принадлежности, форм собственности и организационно-правовых форм и видов деятельности (кроме банков и бюджетных организаций) используют новый план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации.

Российский План счетов бухгалтерского учета несколько отличается от плана счетов, принятых в международном бухгалтерском учете; однако эти различия не столь существенны и не требуют значительных преобразований в бухгалтерском учете российских организаций.

В России ликвидирована система директивного планирования, а значительное количество бывших государственных организаций приватизирована. В тоже время многие отрасли находятся на грани развала, постоянно чего-то требуют от государства, которое вынуждено вмешаться в решение даже простейших хозяйственных вопросов. В таких условиях применений План счетов бухгалтерского учета не может не отражать особенности современного состояния национальной экономики России.

Единый унифицированный План Бухгалтерских счетов, применяемый в России, имеет свои преимущества, поскольку обеспечивает:

– Централизированное единое методическое руководство учетом;

– Контроль Правильности ведения учета, отчетности и использования имущества организации;

– Сбор информационного материала в целом по стране, регионам и в разрезе отдельных организации, что служит основой для анализа деятельности организаций на разных уровнях и для принятия конкретных управленческих решений по дальнейшему совершенствованию ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

С появлением в России организаций различных форм собственных возникла необходимость доработки Плана Счетов бухгалтерского учета, направленной на повышения уровня конкретизации и детализации информации, подлежащей отражению на счетах бухгалтерского учета, чтобы рационально сочетать принципы централизации и децентрализации.

Новый план счетов, используя международный счет, отражает национальные особенности бухгалтерского учета на современном этапе развития российской экономики.

Дальнейшее совершенствование Плана счетов должно быть направлено на повышение информативности результатов бухгалтерского учета. Сегодня к процессу формирования финансовой информации о деятельности хозяйствующих субъектов предъявляются совсем иные требования. В центре внимания специалистов оказываются проблемы обеспечения полезности результатной информации бухучета, что с точки зрения заинтересованных пользователей (инвесторов, заимодавцев, кредиторов и др.) выражается в достоверности и объективности данных о финансовом положении организации, изменениях и финансовых результатах ее деятельности, что затрагивает систему бухгалтерской отчетности в первую очередь. Для решения подобных задач, встающих перед отчетностью, требуется рационализация порядка систематизации и накапливания информации, т.е. совершенствование процесса отражения фактов хозяйственной жизни на счетах бухучета.

Интерес к управленческой информации повышается у предпринимателей по мере осознания ими требований и механизмов рыночной экономики, развития навыков работы в ней. Поэтому и нужна определенная перестройка системы счетов. Так, требуется обеспечить возможность организовывать при необходимости обособленную систему счетов для управленческого (производственного) учета.

С развитием элементов нового хозяйственного механизма значительно изменяются представления о тех или иных объектах бухгалтерского учета. Это приводит к трансформации и последующему пересмотру многих правил и методик, в которых предусматриваются новые способы оценки активов и обязательств, их квалификационные и классификационные признаки. По мере совершенствования практики бухучета и стабилизации законодательства уточняется характеристика различных учетных объектов, что, в свою очередь, обуславливает необходимость изменения состава и содержания синтетических и аналитических позиций в Плане счетов, а также порядка записей на счетах.

Активная и целенаправленная работа по сближению отечественной учетной практики с международно-признанной практикой бухучета придает пересмотру Плана счетов особую актуальность. А это предопределяет необходимость значительных изменений процесса формирования финансовой информации, поскольку система бухгалтерского учета должна обеспечивать подготовку данных, пригодных для составления финансовой отчетности по МСФО, или как минимум сопоставимых с показателями, полученными на основе этих стандартов.

Однако для решения новых задач, встающих перед отчетностью, требуется рационализация порядка систематизации и накапливания информации, т.е. совершенствование процесса отражения фактов хозяйственной жизни на счетах бухгалтерского учета, которые являются важнейшими элементами информационной системы бухгалтерского учета, предназначенными для группировки и хранения данных о хозяйственных операциях. В России исторически сложилась двух-трехуровневая система разработки плана счетов для отдельных хозяйствующих субъектов. На первом уровне (государства) централизованно Министерство финансов России разрабатывает директивный документ (единый План счетов), обязательный для применения всеми хозяйствующими субъектами. На втором уровне План счетов дополняется необходимыми счетами второго порядка (субсчетами). На третьем уровне – хозяйствующие субъекты, используя единый План счетов бухгалтерского учета, должны разрабатывать в соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона "О бухгалтерском учете" рабочий план счетов, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности.

При этом, имеется ввиду, что Инструкция Министерства финансов Российской Федерации по применению Плана счетов бухгалтерского учета определяет общую схему регистрации и группировки данных хозяйственной деятельности организаций на счетах первого и второго порядка, что же касается перечня синтетических и аналитических счетов, исходя, из учетной политики той или иной организации, то необходимы соответствующие методические указания и рекомендации по их разработке и применению рабочих планов счетов в организациях народного хозяйства, на основании которых каждая из них в соответствии с Законом о бухгалтерском учете должна самостоятельно разрабатывать указанный нормативный документ.

К сожалению, до настоящего времени такие методические указания не изданы. При том, что в России активно развиваются малые предприятия, бухгалтерии которых не в состоянии разработать не только рабочий план счетов бухгалтерского учета для своих организаций, но и учетную политику, то становится понятно, насколько необходимы более подробные указания по применению централизованно утвержденного Плана счетов бухгалтерского учета. Поэтому данное направление развития Плана счетов представляется не менее важным, чем сближение отечественной практики бухгалтерского учета с международными стандартами.

Заключение

План счетов – это документ общего порядка, является единым, обязательным к применению в организациях любых видов деятельности и всех отраслей народного хозяйства независимо от форм собственности, подчиненности, за исключением банков и бюджетных организаций. В настоящее время применяется План счетов, утвержденный приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года. В связи с изменениями экономических условий в План счетов неоднократно вносились корректировки. Так, с выходом ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" и приказа Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" действующий План счетов был дополнен новыми счетами и субсчетами бухгалтерского учета.

В едином Плане счетов счета сгруппированы в разделы. Отдельно выделены забалансовые счета. Основой группировки счетов по разделам являются экономические особенности учитываемых объектов: в каждом разделе отражены экономически однородные виды имущества, обязательств и хозяйственных операций. Расположены разделы в определенной последовательности в соответствии с характером участия имущества в его кругообороте.

Развитие современного плана счетов берет начало с переходом на социалистическую систему хозяйствования с 20-х годах прошлого века. Отечественная наука бухгалтерского учета коренным образом изменила применявшийся до революции план счетов, ориентируюсь на требования выдвигаемые новым экономическим строем. Важным достижением того периода следует считать тот факт, что в плане счетов 1926 г. уже наметилась та группировка производственных запасов, которая применяется в настоящее время.

С начала 30-х годов возникают планы счетов наркоматов, создаются отраслевые планы счетов, которые не только содержат обязательную для всех предприятий отрасли счетную номенклатуру, но и полностью определяют правила регистрации фактов хозяйственной жизни, а в некоторых случаях и регламентируют их. В тридцатые годы план счетов определяли как систематизированную номенклатуру счетов с указанием шифров. В более поздний период план счетов рассматривали, как классификатор номенклатуры синтетических показателей бухгалтерского учета.

Действующий в настоящее время в России План счетов бухгалтерского учета не удовлетворяет полностью всем требованиям, которые предъявляются сегодня к организации учетного процесса на предприятиях, и нуждается в кардинальных изменениях. Учитывая, что План счетов – это базовый документ, согласно которому осуществляется бухгалтерский учет на предприятия и который является обязательным для исполнения в РФ, работа по изменению принципов его формирования может считаться обязательной. Этот процесс необходимо интенсифицировать также в связи с тем, что в соответствии с Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу должен произойти перевод на МСФО консолидированной финансовой отчётности, составляемой открытыми акционерными обществами, другими организациями с публично обращающимися ценными бумагами, финансовыми организациями и другими хозяйствующими субъектами.

Разработка Министерством финансов рекомендаций по составлению рабочего плана счетов позволит решить проблему совершенствования схемы построения гибкого рабочего плана счетов, адаптированного к отраслевым особенностям организаций на основе научных организационно-методических подходов к его формированию. С точки зрения совершенствования непосредственно учета на предприятиях разработка Министерством финансов таких рекомендаций позволит построить кодированный план счетов в условиях автоматизированной обработки данных, чтобы информация становилась легко доступной для пользователей. Формирование системы счетов управленческого учета в рабочем плане счетов позволит вносить изменения в рабочий план счетов без кардинальной реорганизации всего плана, что будет способствовать росту эффективности всей системы бухгалтерского учета организации и формированию достоверной учетной информации.

Список литературы

Нормативно-правовые акты

1. Федеральный закон от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" ((в ред. Федеральных законов от 23.07.1998 N 123-ФЗ, от 28.03.2002 N 32-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ, от 31.12.2002 N 191-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ, Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 03.11.2006 N 183-ФЗ).

Информация о работе Развитие Плана счетов и пути его совершенствования