Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 08:49, автореферат
Впервые в России звание аудитора было введено Петром I. В «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Эфрона сказано: «По характеру своему должность аудитора совмещает в себе черты должностей делопроизводителя, секретаря и прокурора». Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. В качестве образца была заимствована германская модель построения аудита, но, поскольку в тот период общественная потребность в развитии аудита отсутствовала, введенный директивно, он постепенно терял свое первоначальное назначение.
Впервые в России звание аудитора было введено Петром I. В «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Эфрона сказано: «По характеру своему должность аудитора совмещает в себе черты должностей делопроизводителя, секретаря и прокурора». Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. В качестве образца была заимствована германская модель построения аудита, но, поскольку в тот период общественная потребность в развитии аудита отсутствовала, введенный директивно, он постепенно терял свое первоначальное назначение.
Очень подробно описал в своих трудах все этапы развития учета и аудита в России выдающийся российский ученый Я. В. Соколов. Анализируя его научные разработки, можно сделать вывод, что к середине XIX в. в России имелось много существенных недостатков в организации учета и контроля. Понимая это, в 1856 г. правительство командировало за границу высокопоставленного чиновника В. А. Татаринова (1816—1871) для изучения опыта постановки учета. По результатам представленного Татариновым доклада Александр II написал: «По важности сего дела желаю, чтобы оно было прочитано в Совете министров. Я, со своей стороны, совершенно разделяю ваш взгляд и желал бы, чтобы и прочие министры убедились в необходимости приступить к радикальному улучшению как нашего счетоводства, так и вообще финансовой системы нашей».
Проводилось обсуждение проблем
учета и контроля, но его результаты,
видимо, были неутешительны, так как
уже сын Александра II — Александр
III писал: «К сожалению, в официальных
отчетах так часто
К концу XIX в. наблюдалась та же картина, что и к началу великой реформы 1861 г. В «Петербургском листке» за 1884 г. можно было прочесть: «Что же мы видим в городском хозяйстве? Баланса вовсе не существует; счета имущества, принадлежащего городу, также нет; равно нет оценки этому имуществу; срочных бухгалтерских книг ни по арендным статьям, ни по платежам не существует; суммы, расходуемые на ремонт городского имущества, прямо списываются в безвозвратный расход и т.п.».
Об этом же писал А. М. Вольф: «В громадном большинстве случаев ревизоры со счетоводством ничего общего не имеют и в деле бухгалтерии младенчески чисты душою». Естественным в данных условиях было обратиться к практике других стран.
Однако опыт Запада для
России не всегда был понятен и
приемлем, так как деятельность тамошних
аудиторов, или, как их тогда называли,
присяжных бухгалтеров, состояла в
том, что они по просьбе клиентов
и за плату должны были проверять
объективность представляемой им отчетности
различных фирм. Аудиторы принимали
на себя ответственность за качество
своей работы и возмещали убытки
потерпевшим в случае, если не замечали
искажений отчетности. Такая практика
была невозможна в России того периода,
так как в стране господствовал
принцип вертикального
В исторических очерках Я.
В. Соколова есть замечательная фраза
о счетоводах того периода, которая
наилучшим образом
В 1894 г. в Санкт-Петербурге русские бухгалтеры праздновали 400летие выхода первого печатного труда по бухгалтерскому учету Луки Пачоли. Замечательный русский бухгалтер П. Д. Гопфенгаузен предложил создать в России по примеру Англии и Уэльса институт присяжных бухгалтеров. Создание института подняло бы престиж бухгалтерской профессии. «Ограждая интересы отдельных лиц, счетоводство является лучшим охранителем экономических интересов общества»; — писали инициаторы создания института присяжных бухгалтеров.
Доклад был принят с энтузиазмом, тут же подготовили документы, и очень скоро проект П. Д. Гопфенгаузена был направлен министру финансов С. Ю. Витте. Документы в министерстве не забраковали, но рекомендовали доработать. Постоянно дискутировался вопрос формулирования целей и задач института, которые в 1895 г. определили так: проверка правильности счетов и отчетов; кураторство по делам несостоятельности; ликвидация предприятий; ведение отчетов по делам душеприказчиков и опекунов; расчет по разделу и продаже имущества; судебные функции в качестве третейских судей по спорным вопросам, касающимся расчетов; заключение и проверка товарищеских и других счетов при окончательных расчетах и в других случаях; организация и ведение счетоводства в различных предприятиях и хозяйствах.
Присяжный бухгалтер не мог быть признан таковым, не принеся специальной присяги, подобной клятве Гиппократа: «Обещаю и клянусь Всемогущим Богом пред Святым Его М и! и [гелием и Животворящим Крестом Господним исполнять, по крайнему моему разумению, поручения, какие будут низложены на меня установленными властями, не совершать ничего противного доброй вере в торговле и промышленности, охранять интересы моих доверителей и других лиц и учреждений, дела которых будут мне поручены, и вообще честно и добросовестно исполнять все обязанности принимаемого мною звания Присяжного счетовода, памятуя, что я во всем этом должен буду дать ответ перед законом и перед Богом на страшном суде Его. В удостоверение чего целую Евангелие и Крест Спасителя моего. Аминь». (Для лиц нехристианского исповедания форма присяги изменялась сообразно их вероучению.)
В 1889 г. была сделана еще одна неудачная попытка создать институт аудиторов. Эта задача могла быть решена только при наличии достаточно подготовленных кадров и общественной потребности, а в России на тот период не было достаточного числа квалифицированных бухгалтеров. Кроме того, бухгалтеры боялись экзаменов. В то же время общественность настаивала на получении разрешений на членство в институте и лицензий на работу на основании или диплома учебного заведения, или стажа работы; от аудиторов также требовалось соблюдение нравственной этики.
Против нравственных критериев тоже высказывались возражения. В. Миляев писал: «Аттестаты о благонадежности не могут быть вполне мерилом нравственных качеств... действовать может только страх ответственности перед судом или обществом».
Кроме того, русские купцы
требовали надежных гарантий, планируя
привлечение иностранных
Как отмечает известный специалист в области аудита, контроля и ревизии проф. Ю. А. Данилевский, попытки создать в России институт аудита предпринимались еще ив 1912, и 1928 г., но все они оказались нереализованными.
Вопрос о необходимости аудита в современной России вновь появился на повестке дня вместе с началом рыночных преобразований. В Законе РСФСР от 04.07.1991 № 15451 «Об иностранных инвестициях в РСФСР» упоминалось о необходимости проведения проверки для целей налогообложения финансовой и коммерческой деятельности предприятий с иностранными инвестициями силами аудиторских организаций РСФСР, а также проверки аудиторской организацией ликвидационного баланса предприятия при его ликвидации.
Первые аудиторские фирмы
в России появились в 1987 г., зачастую
они создавались с участием иностранного
капитала. Многие из этих фирм действуют
и до настоящего времени и входят
в число крупнейших. Потребность
в их услугах была обусловлена
мощнейшим развитием
Для расширения торговли требовался капитал, а в условиях нестабильности денежной политики России и галопирующей инфляции это было возможно лишь с привлечением иностранного капитала. Инвесторы требовали гарантий возврата, а следовательно, и независимой оценки деятельности предпринимательских структур. Кроме того, возникновению аудита немало способствовала необходимость достоверной оценки имущества (прежде всего основных фондов) в условиях инфляции и приведение его стоимости в соответствие с рыночной. Обычный способ получения надежной информации — это проведение независимого аудита. Таким образом, необходимость аудита стала объективной реальностью.
С 1987 по 1993 гг. аудит в России
проходил этап становления в условиях
отсутствия законодательной базы. Первый
проект закона об аудиторской деятельности
был разработан в 1992 г., но в результате
политического кризиса в нашей
стране он не был принят. Указом Президента
РФ от 22.12.1993 № 2263 были утверждены Временные
правила аудиторской
Как справедливо отметил А. В. Крикунов, развитие и становление аудита в России прошло несколько этапов.
Этап 1 (1987—1993) характеризовался, с одной стороны, созданием аудиторских организаций директивным путем (1987 г. — создание первой аудиторской организации «Интер-аудит»), с другой — стихийным зарождением аудиторской деятельности (подготовка кадров, неупорядоченная выдача первых сертификатов и лицензий в период 19901993 гг.).
Этап 2 (декабрь 1993 г. до принятия
Закона об аудиторской деятельности
— август 2001 г.) можно охарактеризовать,
как период становления российского
аудита, в процессе которого большую
роль сыграли описанные выше Временные
правила аудиторской
В 1994—2001 гг. ЦАЛАК было выдано 23 600 лицензий (аудиторским организациям — 14 700 и индивидуальным аудиторам — 8900). Число действующих лицензий составило около 8900, в том числе по общему аудиту — 7700, аудиту инвестиционных институтов и аудиту страховщиков — 266. За тот же период ЦАЛАК было утверждено к выдаче почти 36 500 квалификационных аттестатов аудитора. Число действующих аттестатов составило 24 900. За этот период Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ было разработано и одобрено 37 ПСАД, а также методика проведения аудита, что и составило методологическую основу российского аудита.
Этап 3 аудиторской деятельности
в России начался после принятия
Закона об аудиторской деятельности,
которое подтвердило
Однако, как в любом сегменте рынка, на рынке аудиторских услуг количество субъектов, фактически ведущих деятельность, отличается от количества субъектов, имеющих право весги такую деятельность. Наличие лицензии у ряда аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не сопровождается фактическим ведением аудиторской деятельности. Экспертная оценка показала, что на протяжении последних лет фактически вели аудиторскую деятельность порядка 4500—5000 субъектов. При этом доля индивидуальных аудиторов в данном показателе незначительна по сравнению с долей аудиторских организаций. Деятельность индивидуальных аудиторов носит ограниченный характер, масштабы ее не оказывают существенного влияния на показатели рынка аудиторских услуг.
В 2007 г. было выдано 1148 квалификационных
аттестатов аудитора, из них 85% — по
общему аудиту. Общее количество выданных
Минфином России квалификационных аттестатов
аудитора возросло за год на 3%. Вместе
с тем годовой прирост