Развитие аудита в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 08:49, автореферат

Краткое описание

Впервые в России звание аудитора было введено Петром I. В «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Эфрона сказано: «По характеру своему должность аудитора совмещает в себе черты должностей делопроизводителя, секретаря и прокурора». Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. В качестве образца была заимствована германская модель построения аудита, но, поскольку в тот период общественная потребность в развитии аудита отсутствовала, введенный директивно, он постепенно терял свое первоначальное назначение.

Вложенные файлы: 1 файл

развитие вудита в россии.docx

— 19.66 Кб (Скачать файл)

Впервые в России звание аудитора было введено Петром I. В  «Энциклопедическом словаре» Брокгауза  и Эфрона сказано: «По характеру  своему должность аудитора совмещает  в себе черты должностей делопроизводителя, секретаря и прокурора». Аудиторов  в России называли присяжными бухгалтерами. В качестве образца была заимствована германская модель построения аудита, но, поскольку в тот период общественная потребность в развитии аудита отсутствовала, введенный директивно, он постепенно терял свое первоначальное назначение.

Очень подробно описал в  своих трудах все этапы развития учета и аудита в России выдающийся российский ученый Я. В. Соколов. Анализируя его научные разработки, можно  сделать вывод, что к середине XIX в. в России имелось много существенных недостатков в организации учета и контроля. Понимая это, в 1856 г. правительство командировало за границу высокопоставленного чиновника В. А. Татаринова (1816—1871) для изучения опыта постановки учета. По результатам представленного Татариновым доклада Александр II написал: «По важности сего дела желаю, чтобы оно было прочитано в Совете министров. Я, со своей стороны, совершенно разделяю ваш взгляд и желал бы, чтобы и прочие министры убедились в необходимости приступить к радикальному улучшению как нашего счетоводства, так и вообще финансовой системы нашей».

Проводилось обсуждение проблем  учета и контроля, но его результаты, видимо, были неутешительны, так как  уже сын Александра II — Александр III писал: «К сожалению, в официальных  отчетах так часто приукрашивают, а иногда и просто врут, что я, признаюсь, всегда читаю их с недоверием...».

К концу XIX в. наблюдалась та же картина, что и к началу великой реформы 1861 г. В «Петербургском листке» за 1884 г. можно было прочесть: «Что же мы видим в городском хозяйстве? Баланса вовсе не существует; счета имущества, принадлежащего городу, также нет; равно нет оценки этому имуществу; срочных бухгалтерских книг ни по арендным статьям, ни по платежам не существует; суммы, расходуемые на ремонт городского имущества, прямо списываются в безвозвратный расход и т.п.».

Об этом же писал А. М. Вольф: «В громадном большинстве случаев  ревизоры со счетоводством ничего общего не имеют и в деле бухгалтерии  младенчески чисты душою». Естественным в данных условиях было обратиться к практике других стран.

Однако опыт Запада для  России не всегда был понятен и  приемлем, так как деятельность тамошних аудиторов, или, как их тогда называли, присяжных бухгалтеров, состояла в  том, что они по просьбе клиентов и за плату должны были проверять  объективность представляемой им отчетности различных фирм. Аудиторы принимали  на себя ответственность за качество своей работы и возмещали убытки потерпевшим в случае, если не замечали искажений отчетности. Такая практика была невозможна в России того периода, так как в стране господствовал  принцип вертикального контроля, т.е. ревизии, а не аудита. При этой системе, хотя и с трудом, но можно  было понять, что ревизору надо заплатить, но платить аудитору, да еще после  того как он в своем в акте раскрывал  недостатки работы нанимателя, казалось странным и излишним.

В исторических очерках Я. В. Соколова есть замечательная фраза  о счетоводах того периода, которая  наилучшим образом характеризует  их отношение к новшествам: «Англия, — писал один из счетоводов, —  опередила нас и создала особое сословие аудиторов, но у нас чувствуется  большая потребность в ответственных  счетоводах, нежели в ответственных  контролерах». Это замечание оказало  большое влияние на тех, кого сегодня  мы называли бы счетной общественностью.

В 1894 г. в Санкт-Петербурге русские бухгалтеры праздновали 400летие  выхода первого печатного труда  по бухгалтерскому учету Луки Пачоли. Замечательный русский бухгалтер П. Д. Гопфенгаузен предложил создать в России по примеру Англии и Уэльса институт присяжных бухгалтеров. Создание института подняло бы престиж бухгалтерской профессии. «Ограждая интересы отдельных лиц, счетоводство является лучшим охранителем экономических интересов общества»; — писали инициаторы создания института присяжных бухгалтеров.

Доклад был принят с  энтузиазмом, тут же подготовили  документы, и очень скоро проект П. Д. Гопфенгаузена был направлен министру финансов С. Ю. Витте. Документы в министерстве не забраковали, но рекомендовали доработать. Постоянно дискутировался вопрос формулирования целей и задач института, которые в 1895 г. определили так: проверка правильности счетов и отчетов; кураторство по делам несостоятельности; ликвидация предприятий; ведение отчетов по делам душеприказчиков и опекунов; расчет по разделу и продаже имущества; судебные функции в качестве третейских судей по спорным вопросам, касающимся расчетов; заключение и проверка товарищеских и других счетов при окончательных расчетах и в других случаях; организация и ведение счетоводства в различных предприятиях и хозяйствах.

Присяжный бухгалтер не мог  быть признан таковым, не принеся  специальной присяги, подобной клятве Гиппократа: «Обещаю и клянусь Всемогущим Богом пред Святым Его М и! и [гелием и Животворящим Крестом Господним исполнять, по крайнему моему разумению, поручения, какие будут низложены на меня установленными властями, не совершать ничего противного доброй вере в торговле и промышленности, охранять интересы моих доверителей и других лиц и учреждений, дела которых будут мне поручены, и вообще честно и добросовестно исполнять все обязанности принимаемого мною звания Присяжного счетовода, памятуя, что я во всем этом должен буду дать ответ перед законом и перед Богом на страшном суде Его. В удостоверение чего целую Евангелие и Крест Спасителя моего. Аминь». (Для лиц нехристианского исповедания форма присяги изменялась сообразно их вероучению.)

В 1889 г. была сделана еще  одна неудачная попытка создать  институт аудиторов. Эта задача могла  быть решена только при наличии достаточно подготовленных кадров и общественной потребности, а в России на тот  период не было достаточного числа  квалифицированных бухгалтеров. Кроме  того, бухгалтеры боялись экзаменов. В то же время общественность настаивала на получении разрешений на членство в институте и лицензий на работу на основании или диплома учебного заведения, или стажа работы; от аудиторов  также требовалось соблюдение нравственной этики.

Против нравственных критериев  тоже высказывались возражения. В. Миляев писал: «Аттестаты о благонадежности не могут быть вполне мерилом нравственных качеств... действовать может только страх ответственности перед судом или обществом».

Кроме того, русские купцы  требовали надежных гарантий, планируя привлечение иностранных капиталов, а членство в институте разрешалось  только русским подданным, что исключало  появление западных, возможно, более  квалифицированных аудиторов.

Как отмечает известный специалист в области аудита, контроля и ревизии  проф. Ю. А. Данилевский, попытки создать  в России институт аудита предпринимались  еще ив 1912, и 1928 г., но все они оказались  нереализованными.

Вопрос о необходимости  аудита в современной России вновь  появился на повестке дня вместе с  началом рыночных преобразований. В  Законе РСФСР от 04.07.1991 № 15451 «Об иностранных  инвестициях в РСФСР» упоминалось о необходимости проведения проверки для целей налогообложения финансовой и коммерческой деятельности предприятий с иностранными инвестициями силами аудиторских организаций РСФСР, а также проверки аудиторской организацией ликвидационного баланса предприятия при его ликвидации.

Первые аудиторские фирмы  в России появились в 1987 г., зачастую они создавались с участием иностранного капитала. Многие из этих фирм действуют  и до настоящего времени и входят в число крупнейших. Потребность  в их услугах была обусловлена  мощнейшим развитием внешнеторговых операций в ходе реализации новой  экономической политики.

Для расширения торговли требовался капитал, а в условиях нестабильности денежной политики России и галопирующей инфляции это было возможно лишь с  привлечением иностранного капитала. Инвесторы требовали гарантий возврата, а следовательно, и независимой оценки деятельности предпринимательских структур. Кроме того, возникновению аудита немало способствовала необходимость достоверной оценки имущества (прежде всего основных фондов) в условиях инфляции и приведение его стоимости в соответствие с рыночной. Обычный способ получения надежной информации — это проведение независимого аудита. Таким образом, необходимость аудита стала объективной реальностью.

С 1987 по 1993 гг. аудит в России проходил этап становления в условиях отсутствия законодательной базы. Первый проект закона об аудиторской деятельности был разработан в 1992 г., но в результате политического кризиса в нашей  стране он не был принят. Указом Президента РФ от 22.12.1993 № 2263 были утверждены Временные  правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. Это первый законодательный документ, регулирующий аудиторскую деятельность в России, он действовал на правах закона, но даже его название — «Временные правила» — подчеркивало, что это документ переходного периода. Предполагалось, что данный акт будет иметь  временный характер и просуществует  недолго, однако на самом деле эти  правила просуществовали почти  восемь лет без поправок и изменений. Но первый закон «Об аудиторской  деятельности», регламентирующий деятельность аудиторских фирм, появился лишь в августе 2001 г.

Как справедливо отметил  А. В. Крикунов, развитие и становление  аудита в России прошло несколько  этапов.

Этап 1 (1987—1993) характеризовался, с одной стороны, созданием аудиторских  организаций директивным путем (1987 г. — создание первой аудиторской  организации «Интер-аудит»), с другой — стихийным зарождением аудиторской деятельности (подготовка кадров, неупорядоченная выдача первых сертификатов и лицензий в период 19901993 гг.).

Этап 2 (декабрь 1993 г. до принятия Закона об аудиторской деятельности — август 2001 г.) можно охарактеризовать, как период становления российского  аудита, в процессе которого большую  роль сыграли описанные выше Временные  правила аудиторской деятельности и первые правила (стандарты) аудита (ПСАД) в Российской Федерации, разработанные  центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией (ЦАЛАК) Минфина России (было разработано и одобрено 37 ПСАД, а также методика по проведению аудита), что и составило методологическую основу российского аудита. В этот период началась активная работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, были созданы аудиторские общественные объединения и аудиторские фирмы, стали проводиться обязательные аудиторские проверки и оказание сопутствующих аудиту услуг.

В 1994—2001 гг. ЦАЛАК было выдано 23 600 лицензий (аудиторским организациям — 14 700 и индивидуальным аудиторам  — 8900). Число действующих лицензий составило около 8900, в том числе  по общему аудиту — 7700, аудиту инвестиционных институтов и аудиту страховщиков — 266. За тот же период ЦАЛАК было утверждено к выдаче почти 36 500 квалификационных аттестатов аудитора. Число действующих  аттестатов составило 24 900. За этот период Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ было разработано  и одобрено 37 ПСАД, а также методика проведения аудита, что и составило  методологическую основу российского  аудита.

Этап 3 аудиторской деятельности в России начался после принятия Закона об аудиторской деятельности, которое подтвердило окончательное  становление аудита в России, позволило  принять ряд нормативных правовых актов по регулированию аудиторской деятельности в нашей стране и сделать шаг по пути интеграции российского аудита в международную аудиторскую систему.

Однако, как в любом  сегменте рынка, на рынке аудиторских  услуг количество субъектов, фактически ведущих деятельность, отличается от количества субъектов, имеющих право  весги такую деятельность. Наличие лицензии у ряда аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не сопровождается фактическим ведением аудиторской деятельности. Экспертная оценка показала, что на протяжении последних лет фактически вели аудиторскую деятельность порядка 4500—5000 субъектов. При этом доля индивидуальных аудиторов в данном показателе незначительна по сравнению с долей аудиторских организаций. Деятельность индивидуальных аудиторов носит ограниченный характер, масштабы ее не оказывают существенного влияния на показатели рынка аудиторских услуг.

В 2007 г. было выдано 1148 квалификационных аттестатов аудитора, из них 85% — по общему аудиту. Общее количество выданных Минфином России квалификационных аттестатов аудитора возросло за год на 3%. Вместе с тем годовой прирост количества выданных квалификационных аттестатов аудитора сократился в 2007 г. по сравнению с 2006 г. на 9%


Информация о работе Развитие аудита в России