Развитие рынка ценных бумаг РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:46, доклад

Краткое описание

Башкортостан прошел этап созданий основ рынка ценных бумаг, когда большая часть государственных предприятий посредством проведения приватизации были преобразованы в акционерные общества. Основным инструментом на первом этапе приватизации стали ваучеры, выданные всему населению России. В республике прошло 6 специализированных чековых аукционов, на которых продано 13,5 млн акций 94 предприятий самых разных отраслей промышленности. В их числе акции открытых акционерных обществ: «Башкирэнерго», «Салаватнефтеоргсинтез», «Башкирнефтепродукт», «УМПО», «Учалинский горно-обогатительный комбинат», «Белорецкий металлургический комбинат», «Газ-сервис»; нефтеперерабатывающих заводов: «Уфанефтехим», «Уфимский НПЗ», «Ново-Уфимский НПЗ», «Уфаоргсинтез», строительных трестов и др.

Вложенные файлы: 1 файл

документ 1.docx

— 187.45 Кб (Скачать файл)

     С помощью облигаций Государственного (внутреннего) облигационного займа  Республики Башкортостан финансы привлекаются в республику на сравнительно благоприятных  условиях: ставка доходности по ним  ниже ставки кредитования, срок обращения  облигаций сравнительно длительный и т.д.

     Выпуск  и размещение облигационного займа  позволяет республике решить следующие  задачи:

     • сокращения оттока денежных средств  и привлечения дополнительных финансовых ресурсов без увеличения налогового бремени на предприятия;

     • сглаживания неравномерности поступления  налоговых платежей в бюджет путем  сокращения кассовых разрывов;

     • снижения инвестиционной нагрузки на республиканский бюджет;

     • финансирования социально значимых проектов;

     • активизации и развития инфраструктуры республиканского рынка ценных бумаг;

     • создания регионального финансового  инструмента как надежной формы  размещения свободных денежных средств  населения;

     • отработки элементов долгосрочной эмиссионной программы и технологии выпуска и размещения ценных бумаг;

     • достижения доверия к эмитенту как  надежному заемщику. Качество долговых обязательств республики в глазах инвесторов многократно возрастает, если существует высокорентабельный и быстроокупаемый  проект, который может быть реализован за счет средств займа, а доход  от него - использован для обслуживания и погашения облигаций. Центральным  моментом проведения займа, способствующим повышению его ликвидности, является создание инфраструктуры рынка этих бумах.

     Главное при выпуске облигаций - постепенно и грамотно выстроить кредитную  историю Башкортостана и получить кредитный рейтинг. Кредитный рейтинг - это текущая оценка риска неуплаты по конкретным долгам администрации  региона. Посредством него инвестор получает информацию о качестве и  надежности заемщика по отношению к  его финансовым инструментам. Сам  факт присвоения эмитенту рейтинга известным  рейтинговым агентством является своеобразным знаком качества, в определенной степени  гарантирующим инвестору сохранность  его капитала. Рекомендации подобных агентств позволяют заемщику учесть свои ошибки и в перспективе добиться более выгодных условий заимствования. Именно поэтому любые изменения  в рейтингах таких агентств, как Standard & Poor's и Moody's моментально отражаются в рыночной цене долговых обязательств.

     Все большее число российских регионов признают привлекательность портфельных  инвестиций как способа привлечения  долгосрочного рискованного капитала. При этом приток иностранных инвесторов и капиталов является катализатором  для стимулирования местных вкладчиков. Среди основных проблем, возникающих  при формировании и управлении портфелем  на рынке башкирских корпоративных  бумаг, можно назвать:

     • ограниченное количество акций, имеющих  твердые рыночные котировки, что  затрудняет применение принципа диверсификации портфеля по эмитентам;

     • узкий круг отраслей башкирской экономики, представленных акциями с твердыми рыночными котировками, что делает невозможным диверсификацию портфеля по секторам экономики;

     • эпизодические сделки с акциями  ряда эмитентов, что мешает определить рыночную стоимость портфеля, составленного  из этих бумаг;

     • высокие спрэды в ценах покупки  и продажи ЦБ, которые препятствуют использованию ряда инвестиционных стратегий и обесценивают рост курсовой стоимости.

     Одним их государственных приоритетов  является построение и развитие инфраструктуры фондового рынка. Государство должно оказывать поддержку проектам по «запуску» различных звеньев  инфраструктуры. Как правило, структуры, обслуживающие фондовый рынок и  создающие комфортные условия для  работы всех его участников, не приносят прибылей. До тех пор, пока не будет  развита инфраструктура, пока не появятся депозитарные, расчетно-клиринговые, регистрационные  и котировочные центры, объемы торговли будут небольшими. Риски регистраторов  снижают цену республиканских ценных бумаг. Поэтому Башкортостан должен стремиться к формированию мощного  регионального фондового центра, созданию нормальных условий для  операций с ценными бумагами, в  том числе и для иностранных  инвесторов.

     В Башкортостане создан Республиканский  депозитарий. К 2002 г. им установлены  корреспондентские отношения с 8 ведущими депозитариями Российской Федерации, на обслуживание привлечено более 2000 инвесторов. Активно работают три специализированных регистратора: ОАО «Центральная регистратура», 000«Уфа Моторфинанс», БПБ-реестр (филиал ЗАО  «РК-РЕЕСТР»). ОАО «Центральная регистратура»  имеет более 10 филиалов в городах  республики, обслуживает реестры  акционеров большинства крупнейших башкирских предприятий, является членом Профессиональной ассоциации регистраторов, трансферагентов и депозитариев (ПАРТАД). Для привлечения частных  инвесторов целесообразно создать  филиалы ОАО «Центральная регистратура»  в каждом районе г. Уфы. В целях  развития паевых инвестиционных и негосударственных  пенсионных фондов ОАО «Урало-Сибирский  Банк» получил лицензию специализированного депозитария и создана управляющая компания «Аккорд Эссет Менеджмент».

     Фондовый  рынок будет расти. Этому способствует то, что частный инвестор, похоже, оправился от обмана финансовых пирамид  и уже может доверять свои средства новым финансовым структурам. Это  очень важный момент, так как в  России создается новый вид рынка. Для растущего фондового рынка  остро встанет вопрос создания надежной системы торговли ценными бумагами. Здесь для Башкортостана наиболее перспективным является создание организатора торговли ценными бумагами или фондовой биржи. Согласно ст. 11 федерального закона «О рынке ценных бумаг» фондовая биржа  создается в форме некоммерческого  партнерства. Она не преследует цели получения собственной прибыли, основана на самоокупаемости и не выплачивает доходов от деятельности своим членам. Основная цель биржи - это предоставление услуг, непосредственно  способствующих заключению гражданско-правовых сделок между участниками рынка  ценных бумаг. В Башкортостане биржа  нужна. Она необходима для всех инвесторов, в том числе западных, для инвестиционных фондов, которые ориентируются на цены организованного рынка. Они  необходимы и для эмитентов, поскольку  помогают точнее определить капитализацию  компаний - величину, которая является основой не только для выхода на рынок ценных бумаг, но и для получения  кредита.

     Биржа позволяет достичь эффективности  операций с ценными бумагами, их ликвидности, честности торговли и  прозрачности рынка. Наиболее оптимальный  вариант торговли ценными бумагами - введение компьютеризованных операций с ними. Это дает возможность участникам рынка вести торговлю в режиме реального времени, а инвесторам - контролировать выполнение своих  заказов. Логическим следствием компьютеризации  торговой системы станет создание взаимосвязанной  с ней централизованной компьютеризованной системы регистрации и депозитария. Она позволит вносить запись в  реестр и сразу направлять сведения о владельце акций в центральный  компьютер, а также избежать целого ряда проблем, таких, как подделка и  потеря сертификатов, поиск пропавших  платежей и пр. В этом случае башкирский фондовый рынок способен совершить  скачок к новейшим и самым передовым  технологиям, не проходя через многие стадии развития, которые проходили  развитые рынки стран Запада.

     На  рынке ценных бумаг вопросы торговли и расчеты по сделкам представляют основной барьер на пути повышения  эффективности сделок. В мире существует стандарт - «поставка против платежа», т.е. инвесторы обменивают ценные бумаги на деньги одновременно. В ином случае инвестор рискует попасть в ситуацию, когда ценные бумаги он получает позже  или вообще не получает, хотя он за них  заплатил, либо не поступил платеж за ценные бумаги, которые уже проданы и  получены. Таким образом, неэффективные  расчетно-клиринговые системы представляют большой риск потери капитала, процентов, а также создают возможность мошенничества и сбоев в работе.

     На  российском рынке ценных бумаг государство  находится в особом положении. Оно  одновременно выступает и в качестве участника (заемщика, эмитента, продавца), и в качестве регулятора рынка. Основные принципы государственной политики на рынке ценных бумаг следующие:

     1. Принцип государственного регулирования  рынка ценных бумаг, в соответствии  с которым именно государству  принадлежит универсальная функция  по защите граждан и организаций,  являющихся участниками РЦБ;

     2. Единства нормативной базы на  территории Российской Федерации;

     3. Минимального государственного  вмешательства, который означает, что государство регулирует деятельность  субъектов рынка лишь в тех  случаях, когда это абсолютно  необходимо;

     4. Равных возможностей, смысл которого  заключается в стимулировании  государством конкуренции на  рынке ценных бумаг, создании  равных условий всем его участникам  при одновременном государственном  контроле уровня конкуренции  на рынке;

     5. Преемственности государственной  политики, означающей последовательность  государственной политики и ее  приверженность складывающейся  российской модели рынка ценных  бумаг;

     6. Принцип ориентации на мировой  рынок.

     В 1997 г. по Указу Президента РБ от 21.03.1997 г. «О комиссии Республики Башкортостан по рынку ценных бумаг» была образована республиканская комиссия по ценным бумагам. Она является республиканским  органом власти по проведению государственной  политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профучастников, обеспечению прав инвесторов и акционеров. Огромное значение для эмитентов  РБ, профессиональных участников рынка  ценных бумаг, акционеров, корпоративных  и частных инвесторов имеет создание в Республике Башкортостан регионального  отделения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг на базе Комиссии Республики Башкортостан по рынку ценных бумаг.

     Одной из острейших проблем российского  и башкирского фондовых рынков является проблема раскрытия информации. В  условиях недостатка информации нельзя рассчитывать на успех массовых публичных  эмиссий. Законодательством определено, какая информация подлежит обязательному  раскрытию и предоставлению заинтересованным лицам, а какая - является коммерческой тайной. Обязательная для раскрытия  информация должна быть равнодоступной для всех участников рынка и потенциальных  инвесторов. Сама система сбора и  доступа к информации должна быть централизованной. Для решения задачи информационной прозрачности необходима обязательная публикация эмитентами информации о своей деятельности, способной  отразить курсовую стоимость их ценных бумаг. Нужно также создать общепринятую систему показателей для анализа  положения на рынке, организовать центры раскрытия информации с применением баз данных и средств телекоммуникации, ужесточить ответственность участников рынка за сокрытие информации, не отнесенной к коммерческой тайне.

     Комиссией Республики Башкортостан по рынку ценных бумаг создана первая региональная система раскрытия финансовой информации в сети «Интернет», которая помогает акционерам, инвесторам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг при  принятии инвестиционных решений.

     Важнейшей задачей является создание законных структур для защиты инвесторов, особенно мелких. Тогда частные инвесторы  будут рассматривать рынок ценных бумаг как безопасное место для  размещения сбережений, а не для  азартных игр. Фундаментальной основой  для этой роли защиты инвестора является необходимость в предоставлении полной, точной и своевременной финансовой отчетности акционерных обществ.

     Основными направлениями развития рынка ценных бумаг в Республике Башкортостан являются:

     • повышение привлекательности рынка  ценных бумаг для частного инвестора;

     • создание регионального отделения  Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг в Республике Башкортостан на базе Комиссии Республики Башкортостан по рынку ценных бумаг;

     • повышение кредитного рейтинга Республики Башкортостан и выпуск европейских  облигаций;

     • развитие рынка облигаций Государственного (внутреннего) облигационного займа  Республики Башкортостан;

     • создание организованного рынка  акций, повышение их ликвидности  и курсовой стоимости;

     • развитие паевых и пенсионных фондов;

     • приватизация госпредприятий и продажа  государственных пакетов акций  на коммерческих конкурсах;

     • развитие рынка ипотечных облигаций;

     • развитие рынка облигаций предприятий;

     • развитие современной инфраструктуры торговли, регистрации и клиринга;

     • повышение уровня корпоративного управления и прозрачности;

     • стимулирование выхода ценных бумаг  эмитентов РБ на международные рынки  капиталов.

     Состояние башкирского фондового рынка  отражает положение экономики республики в целом, и его развитие должно стать ключевой задачей и стратегией правительства РБ. Цивилизованный рынок  ценных бумаг является основой современной  рыночной экономики и инструментом привлечения инвестиций в Башкортостан.

Информация о работе Развитие рынка ценных бумаг РБ