Ревизия (аудит) затрат на производство и себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 23:14, курсовая работа

Краткое описание

Проверка правильности отнесения затрат на производство продукции является одним из наиболее важных вопросов, так как себестоимость продукции является одним из оценочных показателей, определяющих качество работы субъекта хозяйствования. Величина себестоимости продукции влияет на формирование прибыли, фондов и резервов и соответственно налогообложения. В настоящее время учет и контроль затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) занимает доминирующее место в общей системе бухгалтерского учета и контроля.

Содержание

Введение 4
1.Значение, задачи и направления аудита затрат на производство и себестоимости продукции (работ, услуг), методические приемы контроля 6
2.Нормативно-правовое регулирование и информационное обеспечение проверки затрат на производство и себестоимости продукции (работ, услуг) 14
3. Планирование аудита затрат на производство и себестоимости продукции (работ, услуг) 16
4.Аудит правильности и обоснованности включения затрат в состав производственных и организация системы учета для управления и контроля затрат 20
5.Аудит правильности исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) 23
6.Аудит состояния учета, оценки и сохранности незавершённого производства 26
7.Аудит правильности составления калькуляций по важнейшим видам продукции (работ, услуг) 28
8.Обобщение результатов проверки затрат на производство и себестоимости продукции (работ, услуг) и документальное оформление результатов аудита 31
Заключение 33
Список использованных источников 34

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО АУДИТУ.doc

— 363.00 Кб (Скачать файл)

3) Налоговым кодексом  Республики Беларусь (Особенная часть) от 29.12.2009 № 71-З (в редакции Закона от 26.10.2012 № 431-З). Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете. Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) определяются на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета) и отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся (принцип начисления), независимо от времени (срока) оплаты (предварительная или последующая) [15];

4) Инструкцией по бухгалтерскому  учету доходов и расходов, утвержденной  постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (в ред. постановления от 14.12.2012 № 74). Согласно Инструкции расходы признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором признаны соответствующие им доходы, независимо от даты проведения расчетов по ним. Расходы, которые невозможно соотнести с доходами определенного отчетного периода, признаются в бухгалтерском учете в составе расходов того отчетного периода, в котором они были произведены. Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг отражается по дебету счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-4 «Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг») и кредиту счетов 20 «Основное производство», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция» и других счетов [18];

5) Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (в редакции постановления от 22.04.2010 № 50). Инструкцией установлен единый порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организаций, ведущих в соответствии с законодательством бухгалтерский учет, оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете. В соответствии с Инструкцией к инвентаризируемым активам относятся и незавершенное производство [19].

В процессе аудиторской  проверки себестоимости товарной продукции, работ, услуг аудитору следует руководствоваться также Законом Республики Беларусь от 08.11.1994 № 3373-XII «Об аудиторской деятельности» (в редакции Закона от 22.12.2011 № 326-З) [17].

Планирование аудиторской деятельности регулируется Правилами аудиторской деятельности «Планирование аудита», утвержденными постановлением Минфина РБ от 04.08.2000 № 81 (в ред. постановления от 24.03.2008 № 41) [20].

Источниками аудита затрат на производство и себестоимости  продукции (работ, услуг) являются:

  • утверждаемые плановые задания на производство продукции;
  • план экономического и социального развития организации;
  • плановые, отчетные калькуляции себестоимости важнейших изделий;
  • первичная документация и бухгалтерские записи по счетам учета производственных затрат (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные затраты», 26 «Общехозяйственные затраты», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на реализацию»);
  • данные аналитического, синтетического учета затрат на производство;
  • отчетность ф. № 1-П (годовая) «Отчет по продукции», ф. № 1-П (квартальная) «Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте»,         ф. № 4-ф (затраты) «Отчёт о затратах на производство продукции (работ, услуг), ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и др.

 

3 Планирование аудита затрат на производство и себестоимости продукции (работ, услуг)

 

 

Для своевременного и качественного проведения проверки состояния бухгалтерского учета, достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности необходимо планирование.

На этапе планирования аудита следует выделить следующие этапы: предварительное планирование аудита; подготовка и составление общего плана аудита; подготовка и составление программы аудита [15, с. 125].

Подготовительный этап включает такие работы, как определение  объема проверки и ее продолжительности, составление перечня вопросов для контроля; установление приемов получения доказательств достоверности (недостоверности) бухгалтерской (финансовой) отчетности, соответствия (несоответствия) финансово-хозяйственных операций установленным стандартам по бухгалтерскому учету и отчетности. Программа предварительной проверки состояния бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности может включать следующие вопросы: получение информации об организации в целом; изучение учетной политики и определение ее соответствия предъявляемым к ней требованиям; объем учетной документации; прослеживание процесса отражения отдельных хозяйственных операций; установление соответствия данных аналитического и синтетического учета данным отчетности по наиболее важным объектам учета; действенность системы внутреннего аудита [15, с. 129].

На этапе предварительного планирования аудитор ознакомился  с финансово-хозяйственной деятельностью ОАО «УНПР» и собрал информацию о внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность, отражающих экономическую ситуацию в республике в целом и ее отраслевые особенности, а также о внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность субъекта хозяйствования, связанных с его индивидуальными особенностями.

Знакомство с системой бухгалтерского учета ОАО «УНПР» включило в себя изучение, анализ и оценку сведений о следующих сторонах хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта: учетная политика и основные принципы ведения бухгалтерского учета; организация подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции; порядок отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета, формы и методы обобщения данных таких регистров; порядок подготовки периодической бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета; роль и место средств вычислительной техники в ведении учета и подготовки отчетности; критические области учета, где риск возникновения ошибок или искажений бухгалтерской отчетности особенно высок; средства контроля, предусмотренные в отдельных областях системы учета.

Таким образом, организацию  системы внутреннего контроля в ОАО «УПНР» можно оценить на среднем уровне. Организация системы бухгалтерского учета кассовых и банковских операций в общем отвечает требованиям оперативности и достоверности, но полностью рассчитывать на систему внутреннего контроля нельзя. По итогам первоначального знакомства принимаем решение о том, что полагаться на систему внутреннего контроля ОАО «УПНР» не стоит. Надежность системы внутреннего контроля оценивается как «средняя» и более удобно и экономически оправдано не полагаться на эту систему.

Расчет уровня существенности, используемого в ходе контрольной  проверки, представлен в таблицах 3.1 и 3.2.

 

Таблица 3.1 –  Расчет базовых показателей для определения уровня существенности по ОАО «УПНР»

 

Показатель

Предыдущий год / на начало периода, млн р.

Отчетный год / на конец периода, млн р.

Значение базового показателя, млн р.

((2) + (3)) / 2

1

2

3

4

Прибыль (убыток) до налогообложения

4086

323

2204,5

Выручка (без НДС)

97109

61831

79470

Валюта баланса

62795

67533

65164

Собственный капитал

46138

49248

47693

Себестоимость продукции (товаров, работ, услуг)

91759

61225

76492


 

Примечание – Источник: собственная разработка на основе приложений А, Б.

 

Таким образом, рассчитав значение базовых показателей, можно определить уровень существенности.

 

Таблица 3.2 –  Определение уровня существенности по ОАО «УПНР»

 

Базовый показатель

Значение базового показателя, млн р.

Граница (диапазон) уровня существенности, %

Доля от базового показателя, %

Значение, применяемое для расчета уровня существенности, млн р.

(2) × (4) / 100

1

2

3

4

5

Прибыль (убыток) до налогообложения

2204,5

5 – 10

10

220,5

Выручка (без НДС)

79470

2 – 10

2

1589,4

Валюта баланса

65164

2 – 5

2

1303,3

Собственный капитал

47693

2 – 10

5

2384,7

Себестоимость продукции (товаров, работ, услуг)

76492

2 – 5

2

1529,8


 

Примечание – Источник: собственная разработка.

 

Среднее арифметическое значение базового показателя:

 млн р.

Наименьшее  значение отличается от среднего на:

.

Наибольшее  значение отличается от среднего на:

.

Поскольку и в том, и в другом случае отклонение наибольшего  и наименьшего показателей от среднего является значительным, отбрасываются значения 220,5 млн р. и 2384,7 млн р., и они не используются при дальнейшем усреднении. Новая средняя величина равна:

 млн р.

Полученная величина округляется до 1500 млн р. Различие до и после округления составляет:

,

что находится  в пределах 20%.

Следовательно, в качестве значения уровня существенности принимается 1500 млн р.

При определении внутрихозяйственного риска было установлено следующее: все учитываемые операции действительно имели место; хозяйственные операции были соответственным образом разрешены; совершенные операции учитываются и отражаются в учете должным образом; операции правильно разнесены по счетам; операции регистрируются своевременно; операции должным образом отражены в учетных регистрах и правильно перенесены в Главную книгу; бухгалтерская отчетность заполнена соответствующим образом.

Исходя из этого и  анализируя особенности функционирования и текущего экономического положения отрасли, в которой действует организация, опыт и квалификацию главного бухгалтера, а также сложность учитываемых хозяйственных операций, внутрихозяйственный риск можно оценить как достаточно низкий и принять его к расчету на уровне 70%.

При общем знакомстве с системой внутреннего контроля организации не было выявлено практически никаких средств контроля, также отсутствует схема документооборота, объем хозяйственных операций достаточно велик. В связи с этим система внутреннего контроля оценивается как низкая. Следовательно, ей соответствует высокий риск, равный 85%.

Риск контроля принимается  равным 7%, т.к. именно эта величина является наиболее часто употребляемой при проверке хозяйственных операций [4, с. 228].

Риск необнаружения  равен:

.

Аудиторская организация  должна разработать и документально оформить общую стратегию аудита, которая будет определять его объем, сроки проведения и направления работы, а также содержать указания по разработке детального плана аудита.

Стратегия аудита затрат на производство и себестоимости продукции (работ, услуг) ОАО «УПНР» представлена в приложении В.

На основании стратегии разрабатывается план проведения аудита финансово-хозяйственной деятельности организации (приложение Г).

 

4 Аудит правильности и обоснованности включения затрат в состав производственных и организация системы учета для управления и контроля затрат

 

 

Себестоимость продукции (работ, услуг) – это выраженные в  денежной форме затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Себестоимость складывается из стоимости использованных в процессе производства материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Состав затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), определены Методическими рекомендациями по прогнозированию, учету и калькулированию себестоимости продукции, товаров (работ, услуг) в промышленных организациях Министерства промышленности РБ. Сумма расходов по калькуляционным статьям определяет фактическую себестоимость единицы продукции.

Затраты, образующие себестоимость  продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с экономическим содержанием по элементам затрат:

  1. Материальные затраты (за вычетом возвратных отходов);
  2. Расходы на оплату труда;
  3. Отчисления на социальные нужды (соц. страхование и др.);
  4. Амортизация основных средств и нематериальных активов;
  5. Прочие затраты (налоги и сборы, расходы на рекламу, на подготовку кадров, арендные платежи и др.).

Информация о работе Ревизия (аудит) затрат на производство и себестоимости продукции