Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 01:17, реферат
Англо-американская модель, объединившая в основном англоязычные страны (США, Великобритания, Австралия). Организация бухгалтерского учета в законодательном плане менее регламентируется и в значительной степени ориентирована на стандарты, разрабатываемые профессиональными организациями бухгалтеров, включая и нормы профессиональной этики. Гибкость в принятии и функционировании учетной политики на уровне как отдельного предприятия, так и всей учетной системы – отличительная черта данной модели.
Принципы регулирования бухгалтерского учета в США.
Необходимость и целесообразность
перехода России на международные стандарты
бухгалтерского учета обсуждается
в нашей стране уже несколько
лет, причем этот процесс нередко
сопровождается определенными недоразумениями,
вызванными непониманием сути и принципов
организации систем бухгалтерского учета
как в отдельных странах, так и в международном
контексте.
В последнее время среди практиков нередко муссируется проблема перехода на так называемый GAAP (Generally Accepted Accounting Principles).
Термин GAAP, т.е. общепризнанные принципы бухгалтерского учета, был введен американцами, он представляет собой обобщенное название свода документов, регулирующих учетную практику в частном секторе. В США эти документы как бы обобщают практику учета (отсюда проистекает термин "общепризнанные"): они были подготовлены в течение ряда лет специалистами нескольких профессиональных неправительственных организаций, поскольку регулирование учета в этой стране осуществляется именно этими организациями. Необходимость в таком своде возникла в США в связи с анархией в организации учета, отсутствием какого-либо централизованного регулирования как в его методологии, так и в технике. В дальнейшем этот термин стал широко использоваться в англоязычной литературе, которая сейчас активно распространяется на российском рынке. Отсюда возникло ошибочное представление о существовании некой международной системы учета под названием GAAP.
С определенной степенью условности
можно утверждать, что в каждой
стране имеется свой GAAP, а говорить
о необходимости "перехода к GAAP"
равнозначно призывам перейти на
некий международный язык общения
между людьми, которого не существует.
Основной особенностью регулирования бухгалтерского учета в США является то обстоятельство, что нормитивные документы, во-первых, разрабатываются в основном негосударственными организациями и, во-вторых, носят рекомендательный характер. Тем не менее, регулятивы основных разработчиков подобных документов — Американского института присяжных бухгалтеров (American Institute of Certified Public Accountants, AICPA) и Совета по разработке стандартов финансового учета (Financial Accounting Standards Board, FASB) - признаются и правительственными организациями, например, Комиссией по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchande Commission, SEC), которая обеспечивает мониторинг деятельности корпораций, котирующих ценные бумаги на фондовых биржах, регулирование их финансовой отчетности и общих принципов аудита.
Начиная с 1975 г. SEC периодически публикует два типа регулятивов по этому поводу — Выпуски по бухгалтерскому учету (Accounting Series Releases ASR) и Бюллетени для бухгалтеров (Staff Accountind Bulletons, SAB), которые в значительной степени базируются на нормативных документах AICPA и FASB. Регулятивы первого типа содержат требования SEC в отношении ведения бухгалтерского учета, представления открытой информации и правил аудита корпораций; регулятивы второго типа имеют техническую ориентацию и содержат рекомендации бухгалтерам по применению ASR на практике.
Важность контроля и определенного регулирования деятельности корпораций со стороны государства, в том числе в области учета, состоит в том, что занимая небольшой удельный вес в общем числе компаний, они обеспечивают подавляющую часть рынка товаров и услуг. Все компании, имеющие своей целью попасть в листинг крупнейших фондовых бирж США, вынуждены следовать рекомендациям SEC в области учета.
Все документы SEC базируются на регулятивах, разработанных негосударственными организациями (AICPA, FASB и др.). Отношения между SЕС FASB рассматриваются как партнерские, тем не менее некоторые специалисты неофициально именуют SEC старшим, а FASB — младшим партнером.
Крупными корпорациями, естественно не исчерпывается весь спектр организационных форм бизнеса; обычно число таких компаний в любой стране невелик.
В отличие от мелких и средних акционерных обществ, процедурная сторона организации учета в которых полностью должна соответствовать регулятивам профессиональных общественных институтов, крупные корпорации также вынуждены следовать регулятивам государственных органов.
Профессиональные
Существует важная особенность идеологии подготовки бухгалтеров, получившая распространение в большинстве экономически развитых стран. Суть
ее состоит в том, что бухгалтер не может быть подготовлен в университете, а тем более в колледже или на каких-либо краткосрочных курсах. Диплом можно получить, лишь завоевав признание профессионалов-бухгалтеров, т.е. членов AICPA в США, ICAS в Шотландии и др. Стать членом профессионального института бухгалтеров весьма непросто — лишь 10% соискателей сдают квалификационные экзамены с первой попытки. В настоящее время в США в составе AICPA - около 300 тыс. человек.
Проблема регулирования бухгалтерского учета в США возникла относительно недавно. Еще в XIX в. в стране преобладали мелкие фирмы, представлявшие собой единоличные владения и действовавшие в основном на внутреннем рынке. Бухгалтерская отчетность подобных фирм не носила публичного характера и в значительной степени определялась требованиями банков и других кредитных учреждений. Проблемы унификации бухгалтерского учета и отчетности практически не существовало. Первая треть XX в. ознаменовалась бурным ростом крупных компаний, не ограничивавшихся национальным рынком, активно участвовавших в инвестиционной деятельности и эмитировавших ценные бумаги. Развитие рынка капитала потребовало совершенствования практики учета и отчетности в плане ее унификации.
В 1930 г. AICPA создал комитет, который должен был наладить сотрудничество с Нью-йоркской фондовой биржей в деле создания стандартов бухгалтерского учета. Отчасти это было вызвано желанием избежать повторения катастрофы на рынке ценных бумаг, имевшей место в 1929 г. и в некоторой степени обусловленной изъянами в организации представления отчетных данных. Однако основная причина состояла в осознании необходимости навести порядок в представлении публичной отчетности и улучшить информационное обеспечение инвесторов.
В 1971 г. AICPA сформировал две исследовательские группы. Первая из них — Комитет Уита (Wheat Committee), названая по имени своего руководителя Френсиса Уита (Francis M. Wheat), была призвана дать рекомендации по разработке принципов бухгалтерского учета; вторая группа под руководством Роберта Трублада (Robert M. Trueblood) занималась формулированием целей бухгалтерской отчетности.
В соответствии с рекомендациями Комитета Уита 1973 г. была создана новая структура органов, призванных заниматься регулированием бухгалтерского учета. Основным элементом этой системы стал Фонд финансового учета (Financial Accounting Foundation, FAF), состоящий из девяти попечителей, назначаемых советом директоров AICPA. В их число входят: президент AICPA, четыре сертифицированных бухгалтера (Certified Public Accountants, СРА), занятых в практическом учете и аудите, два специалиста в области управления финансами, финансовый аналитик и один представитель академических кругов.
В функции FAF входит:
назначение членов Совета по
разработке стандартов
Если FAF является органом, в значительной, степени выполняющим представительские функции, то разработка собственно стандартов возложена на FASB. В отличие от АРВ этот Совет является полностью независимой негосударственной организацией, имеющей в штате семь высококвалифицированных специалистов, нанимаемых по контракту на пятилетний срок. Совет имеет два основных направления деятельности: разработка стандартов финансового учета и организация научных исследований, способствующих процессу стандартизации. Независимость FASB от других профессиональных организаций и коммерческих компаний служит основанием того, что выпускаемые им Положения о стандартах финансового учета официально признаются AICPA и SEC.
Работа FASB была продуктивной, с 1973 г. по настоящее время им разработано и опубликовано 129 стандартов, охвативших по сути все стороны учета. Создание FASB предполагало преемственность общих подходов к разработке стандартов, т.е. наработки, сделанные АРВ, не отменялись и продолжали быть актуальными, если только FASB не считал нужным внести корректировку исходя из требований, определенных новыми экономическими условиями. Поэтому параллельно с разработкой стандартов FASB публиковал документы под названием "Интерпретации". Этот документы имеют такую же степень юридической значимости, как и стандарты, и представляют собой либо модификации действующих стандартов FASB и документов его предшественников, либо расширение и распространение стандартов на новые виды деятельности и объекты учета. С 1974 г. по 1985 г. было опубликовано 38 "Интерпретаций".
Несмотря на относительную стабильность нормативных документов многие ведущие американские специалисты рассматривали этот подход как "метод латания текущих дыр" (problem-by-problem approach), который не решает проблему стандартизации финансового учета на долгосрочную перспективу. Именно поэтому было принято решение о разработке концептуальных основ бухгалтерского учета. Работа над соответствующими документами началась во второй половине 70-х годов, с 1978 г. по 1985 г. был опубликован комплект Положений о концепциях финансового учета.
Несмотря на то, что функции по разработке регулятивов бухгалтерского учета по сути перешли от AICPA к FASB, институт, тем не менее, сохранил за собой существенное влияние на методологию учета. Это проявляется прежде всего в его активном участии в деятельности FASB. Кроме того, после упразднения АРВ в институте были созданы два комитета — по стандартам бухгалтерского учета и по аудиторским стандартам. Первый комитет публикует документы, выражающие, в частности, мнение AICPA относительно некоторых аспектов учета, не отраженных в разработках FASB, второй комитет занят разработкой аудиторских стандартов, руководств по их применению, а также контролирует исполнение Кодекса профессиональной этики.
Помимо SEC, FASB и AICPA регулированием
учета в США в той или
иной степени заняты: Комитет по
стандартам бухгалтерского учета для
государственных органов, Американская
ассоциация бухгалтеров, Институт специалистов
в области управленческого учета, Налоговое
управление США, а также различные министерства,
агентства, комитеты и комиссии на федеральном
и местном уровнях, регулятивы которых
распространяются лишь на подведомственные
организации.
Наиболее общее определение GAAP дано в Положение № 4 "Базовые концепции и принципы учета, заложенные в основу финансовой отчетности коммерческих организаций", опубликованном в 1970 г.:
"Общепризнанные принципы бухгалтерского учета являются техническим термином, используемым в финансовом учете. GAAP представляют собой соглашения, правила и процедуры, необходимые для осуществления общепринятой учетной практики в данный момент времени. Термин "общепризнанные принципы бухгалтерского учета" включает в себя не только общие рекомендации, предназначенные для широкого использования, но и детализированные методы и процедуры. Общепризнанные принципы бухгалтерского учета являются условными в том смысле, что декларированная в их названии "общепризнанность" достигается скорее путем соглашения (нередко молчаливого, т.е. подразумеваемого), а не является каким-то формализованным производным некоторого набора постулатов и базовых концепций. Эти принципы были сформулированы исходя из опыта, причинности, привычек, полезности и, в значительной степени, практической необходимости".
Таким образом, американский GAAP представляет правила и процедуры ведения финансового учета, изложенные в более чем 300 нормативных документах.
Какие же выводы можно сделать из опыта работы американских коллег?
Bо-первых, в каждой стране существует, совершенно очевидно, собственная система организации, регулирования и ведения учета, закрепленная в некоторых нормативных документах. В США, Великобритании эти документы разрабатываются в основном профессиональными неправительственными организациями; во Франции, России — в основном государственными органами.
Во-вторых, нормативная база американского GAAP весьма обширна и потому даже поверхностное знакомство с нею представляет собой трудоемкий процесс. Многие из документов, входящих в эту базу, достаточно объемны.
В-третьих, опыт американских
коллег по разработке стандартов весьма
полезен хотя бы в том смысле,
что нормативная база ведения
учета в США стабильна и
жестко структурирована. При желании
можно ознакомиться со всеми без
исключения основными документами.
Еще более определенна ситуация
в Великобритании, где Законом
о компаниях и двумя десятками
национальных стандартов исчерпывается
нормативная база. Безусловно, каждый
из этих документов объемен и непрост
в интерпретации, но набор их в
известной степени