Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 00:25, курсовая работа
Аудит – одна из форм финансового контроля, потребность в котором возникла одновременно с зарождением и развитием товарообменных и денежных отношений.
История формирования и развития аудита уходит своими корнями в глубокую древность. Еще в период рабовладельческого и феодального строя частные собственники приглашали экспертов, которые занимались выслушиванием и проверкой отчетности управляющих. На базе государства формировались определенные органы, контролирующие государственные расходы, а также регулировали налоговые сборы. По мере развития промышленности и всех видов торговых операций налоги стали иметь существенный вес в бюджете каждого государства.
1.3. Виды финансового контроля в РФ
К видам финансового контроля
традиционно относят и
В зависимости от
объекта контроля выделяют
Бюджетный контроль, являющийся одним из важнейших видов финансового контроля, обеспечивает проверку правильности составления и исполнения доходов и расходов бюджета в разрезе показателей, установленных законом о бюджете на соответствующий год; выявление отклонений в ходе исполнения бюджета; выявление финансовых нарушений в бюджетной сфере, контроль за правильностью осуществления бюджетного учета. Налоговый и таможенный контроль рассматриваются либо как самостоятельные виды контроля, либо как составляющие бюджетного контроля.
Финансовый контроль,
объектом которого являются
Финансовый контроль проводится
разнообразными методами, под которыми
понимают приемы или способы, средства
его осуществления. Применение конкретного
метода зависит от ряда факторов: от
правового положения и
Используются следующие
методы финансового контроля: ревизии,
проверки (документации, состояния
учета и отчетности и т.д.), рассмотрение
проектов финансовых планов, заявок, отчетов
о финансово-хозяйственной
Эти общие методы конкретизируются в методиках, правилах проведения контроля различных объектов (например, методические письма и указания налоговых органов, в частности, Методическое пособие по проведению камеральных проверок, инструкции Минфина России по составлению отчетности об исполнении бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и тому подобное).
Основной метод финансового
контроля — ревизия, то есть наиболее
глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной
деятельности предприятий, организаций,
учреждений с целью проверки ее законности,
правильности и целесообразности. Ревизии
проводят разные контролирующие органы,
в особенности финансовые, а также
органы государственного управления в
отношении подведомственных организаций.
Ревизии могут быть проведены
как по плану этих органов, так
и по указанию других компетентных
органов, в том числе
По объекту проверки различают
ревизии документальные, фактические,
полные (сплошные), выборочные (частичные).
По организационному признаку они могут
быть плановыми (предусмотренными в
плане работы соответствующего органа)
и внеплановыми (назначенными в связи
с поступлением сигналов, жалоб и
заявлений граждан, требующих неотлагательной
проверки), комплексными (проводимыми
совместно несколькими
В зависимости от времени
проведения выделяют предварительный,
текущий и последующий
Предварительный контроль —
контроль, осуществляемый до совершения
финансово-хозяйственных
Текущий контроль проводится
в процессе совершения
Последующий контроль осуществляется по итогам завершения финансово-хозяйственных операций, отличается более глубоким изучением деятельности субъекта хозяйствования. Как правило, по результатам последующего контроля составляют документы (например, акты), положения которых обязательны для их исполнения.
Исходя из направления воздействия субъекта контроля на объект, выделяют внешний и внутренний финансовый контроль. Под внешним финансовым контролем понимают: по отношению к органам государственной власти — контроль, осуществляемый независимыми в своей деятельности от органов государственной власти субъектами, то есть специально созданными контрольными органами; по отношению к субъекту хозяйствования — контроль, осуществляемый иными внешними субъектами (налоговыми, финансовыми органами, аудиторской организацией). Под внутренним финансовым контролем понимают: по отношению к органам государственной власти — контроль, осуществляемый непосредственно в системе органов государственной власти (например, ведомственный контроль); по отношению к субъекту хозяйствования — контроль, осуществляемый соответствующей службой (внутреннего контроля).
1.4. Особенности аудиторского финансового контроля
Среди методов руководства
экономикой независимо от форм собственности,
важное место принадлежит финансовому
контролю. Такой контроль способствует
повышению эффективности
Аудиторский финансовый контроль
— это независимый
Создание предприятий,
коммерческих банков, других хозяйственных
структур, основанных на
В становлении и развитии в России аудиторского финансового контроля нашел отражение опыт развитых зарубежных стран, где такая форма контроля широко распространена.
Первоначально он действовал
в течение почти восьми лет
на основании Указа Президента
РФ от 22 декабря 1993 г. «Об аудиторской
деятельности в Российской
Финансовый контроль служит необходимым методом реализации и защиты денежных интересов экономических субъектов.
Финансовый контроль
нужен для определения
Нецелевое использование чужих средств неотъемлемое свойство деятельности органов власти всех стран, организаций, неформальных коллективов и граждан. Оно существовало всегда, но особых размеров достигло в наше время. Организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом. Необходимость контроля диктуется рядом объективных и субъективных факторов, в том числе:
1. неопределенностью будущего,
отсутствием стопроцентной
2. наличием субъективного
фактора конкретной
3. важностью предупреждения
возникновения кризисных
4. целесообразностью поддержания
успеха деятельности
В этой связи создание
и обеспечение
2. Правило (стандарт) N 1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности
Настоящее федеральное правило
(стандарт) аудиторской деятельности,
разработанное с учетом международных
стандартов аудита, устанавливает единые
цели и основные принципы проведения
аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности
(далее именуется - аудит), которые
аудиторская организация и
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях.
Несмотря на то, что мнение аудитора может способствовать росту доверия к финансовой (бухгалтерской) отчетности, пользователь не должен принимать данное мнение ни как выражение уверенности в непрерывности деятельности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством данного лица. (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532)
При выполнении своих профессиональных
обязанностей аудитор должен руководствоваться
нормами, установленными профессиональными
аудиторскими объединениями, членом которых
он является (профессиональными
независимость;
честность;
объективность;
профессиональная компетентность и добросовестность;
конфиденциальность;
профессиональное поведение.
Аудитор в ходе планирования и проведения аудита должен проявлять профессиональный скептицизм и понимать, что могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Проявление профессионального
скептицизма означает, что аудитор
критически оценивает
При планировании и проведении аудита аудитор не должен исходить из того, что руководство аудируемого лица является бесчестным, но не должен предполагать и безоговорочной честности руководства. Устные и письменные заявления руководства не являются для аудитора заменой необходимости получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для подготовки разумных выводов, на которых можно было бы базировать аудиторское мнение.
Термин "объем аудита"
относится к аудиторским
Аудит призван обеспечить
разумную уверенность в том, что
рассматриваемая в целом
Информация о работе Роль аудита в условиях рыночной экономики