Роль аудита в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 00:25, курсовая работа

Краткое описание

Аудит – одна из форм финансового контроля, потребность в котором возникла одновременно с зарождением и развитием товарообменных и денежных отношений.
История формирования и развития аудита уходит своими корнями в глубокую древность. Еще в период рабовладельческого и феодального строя частные собственники приглашали экспертов, которые занимались выслушиванием и проверкой отчетности управляющих. На базе государства формировались определенные органы, контролирующие государственные расходы, а также регулировали налоговые сборы. По мере развития промышленности и всех видов торговых операций налоги стали иметь существенный вес в бюджете каждого государства.

Вложенные файлы: 1 файл

Аудит.docx

— 31.40 Кб (Скачать файл)

1.3. Виды финансового контроля  в РФ

К видам финансового контроля традиционно относят и общественный контроль, под которым понимают контроль, осуществляемый непосредственно гражданами, а также общественными организациями  и объединениями, то есть без участия  специальных государственных органов.

 В зависимости от  объекта контроля выделяют такие  виды финансового контроля, как:  бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, контроль в страховой  сфере (страховой), денежно-кредитный,  контроль за деятельностью внебюджетных фондов и др.

Бюджетный контроль, являющийся одним из важнейших видов финансового  контроля, обеспечивает проверку правильности составления и исполнения доходов  и расходов бюджета в разрезе  показателей, установленных законом  о бюджете на соответствующий  год; выявление отклонений в ходе исполнения бюджета; выявление финансовых нарушений в бюджетной сфере, контроль за правильностью осуществления бюджетного учета. Налоговый и таможенный контроль рассматриваются либо как самостоятельные виды контроля, либо как составляющие бюджетного контроля.

 Финансовый контроль, объектом которого являются финансовые  отношения, складывающиеся в различных  сферах и звеньях финансовой  системы, могут осуществлять как  органы государственного, так и  негосударственного финансового  контроля. Так, финансовый контроль  в страховой сфере осуществляют  специально созданные государственные  органы (например, Федеральная служба  страхового надзора РФ), а также  аудиторские организации. Финансовый  контроль в системе пенсионного  обеспечения в РФ осуществляют: Счетная палата РФ, Федеральная  служба по финансовым рынкам, Пенсионный фонд РФ (в отношении  страхователей и пенсионеров), Федеральная  служба финансово-бюджетного надзора,  Общественный совет по инвестированию  средств пенсионных накоплений, негосударственные пенсионные фонды (по отношению к управляющим компаниям), аудиторские фирмы, органы внутреннего контроля.

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы или способы, средства его осуществления. Применение конкретного  метода зависит от ряда факторов: от правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных  правоотношений и др.

Используются следующие  методы финансового контроля: ревизии, проверки (документации, состояния  учета и отчетности и т.д.), рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов  о финансово-хозяйственной деятельности, заслушивание докладов, информации должностных  лиц и др. Проведение их, как правило, планируется. Однако они могут осуществляться и вне плана, в связи с возникшей необходимостью.

Эти общие методы конкретизируются в методиках, правилах проведения контроля различных объектов (например, методические письма и указания налоговых органов, в частности, Методическое пособие  по проведению камеральных проверок, инструкции Минфина России по составлению  отчетности об исполнении бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и  тому подобное).

Основной метод финансового  контроля — ревизия, то есть наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности и целесообразности. Ревизии  проводят разные контролирующие органы, в особенности финансовые, а также  органы государственного управления в  отношении подведомственных организаций. Ревизии могут быть проведены  как по плану этих органов, так  и по указанию других компетентных органов, в том числе правоохранительных.

По объекту проверки различают  ревизии документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные (частичные). По организационному признаку они могут  быть плановыми (предусмотренными в  плане работы соответствующего органа) и внеплановыми (назначенными в связи  с поступлением сигналов, жалоб и  заявлений граждан, требующих неотлагательной  проверки), комплексными (проводимыми  совместно несколькими контролирующими  органами).

 

В зависимости от времени  проведения выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль —  контроль, осуществляемый до совершения финансово-хозяйственных операций, например, в ходе обсуждения и утверждения  проектов законов (решений) о бюджете  и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам, на стадии составления смет доходов и расходов бюджетных учреждений. Имеет большое  значение для предупреждения нарушений  финансового законодательства.

 Текущий контроль проводится  в процессе совершения финансово-хозяйственных  операций, например, при рассмотрении  отдельных вопросов исполнения  бюджетов в ходе парламентских  слушаний и в связи с депутатскими  запросами, при проверке органами  казначейства платежных документов  на осуществление кассового расхода  бюджета. Текущий контроль позволяет  получить необходимую оперативную  информацию, характеризующую состояние  объекта контроля, внести необходимые  коррективы в случае выявления  отклонений.

Последующий контроль осуществляется по итогам завершения финансово-хозяйственных  операций, отличается более глубоким изучением деятельности субъекта хозяйствования. Как правило, по результатам последующего контроля составляют документы (например, акты), положения которых обязательны  для их исполнения.

Исходя из направления  воздействия субъекта контроля на объект, выделяют внешний и внутренний финансовый контроль. Под внешним финансовым контролем понимают: по отношению к органам государственной власти — контроль, осуществляемый независимыми в своей деятельности от органов государственной власти субъектами, то есть специально созданными контрольными органами; по отношению к субъекту хозяйствования — контроль, осуществляемый иными внешними субъектами (налоговыми, финансовыми органами, аудиторской организацией). Под внутренним финансовым контролем понимают: по отношению к органам государственной власти — контроль, осуществляемый непосредственно в системе органов государственной власти (например, ведомственный контроль); по отношению к субъекту хозяйствования — контроль, осуществляемый соответствующей службой (внутреннего контроля).

1.4. Особенности аудиторского  финансового контроля

Среди методов руководства  экономикой независимо от форм собственности, важное место принадлежит финансовому  контролю. Такой контроль способствует повышению эффективности производства, соблюдению законности в распределении  получаемых доходов, максимальной реализации социальных гарантий.

Аудиторский финансовый контроль — это независимый вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве предпринимательской деятельности — аудиторской деятельности.

 Создание предприятий,  коммерческих банков, других хозяйственных  структур, основанных на негосударственных  формах собственности, потребовало  решения вопроса о формах и  субъектах проведения контроля за их финансово-хозяйственной деятельностью в целом, поскольку контроль компетентных государственных органов в рассматриваемых отношениях направлен главным образом на интересы государственной казны. В то же время сами хозяйствующие субъекты заинтересованы в достоверности и качественности учета и отчетности по финансово-хозяйственной деятельности, что в конечном итоге отвечает и интересам государства. Использование аудиторской формы контроля позволяет сочетать интересы этих двух сторон, причем, что важно, без затрат бюджетных средств на контрольную деятельность.

В становлении и развитии в России аудиторского финансового контроля нашел отражение опыт развитых зарубежных стран, где такая форма контроля широко распространена.

 Первоначально он действовал  в течение почти восьми лет  на основании Указа Президента  РФ от 22 декабря 1993 г. «Об аудиторской  деятельности в Российской Федерации»  и утвержденных этим Указом  Временных правил аудиторской  деятельности1. Впоследствии, 7 августа 2001 г., был принят Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»

Финансовый контроль служит необходимым методом реализации и защиты денежных интересов экономических  субъектов.

 Финансовый контроль  нужен для определения эффективности,  предупреждения и борьбы с  хищениями, нецелевым использованием  средств, коррупцией.

Нецелевое использование  чужих средств неотъемлемое свойство деятельности органов власти всех стран, организаций, неформальных коллективов и граждан. Оно существовало всегда, но особых размеров достигло в наше время. Организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом. Необходимость контроля диктуется рядом объективных и субъективных факторов, в том числе:

1. неопределенностью будущего, отсутствием стопроцентной вероятности  развития событий и процессов  в желаемом направлении, особенно  в финансовых отношениях;

2. наличием субъективного  фактора конкретной деятельности  человека;

3. важностью предупреждения  возникновения кризисных ситуаций;

4. целесообразностью поддержания  успеха деятельности управляющего  субъекта (развитие уверенности  в правильности решений и так  далее).

 В этой связи создание  и обеспечение высокорезультативного финансового контроля представляет для любого общества задачу первостепенной важности.

 

2. Правило (стандарт) N 1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности

Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных  стандартов аудита, устанавливает единые цели и основные принципы проведения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности (далее именуется - аудит), которые  аудиторская организация и индивидуальный аудитор (далее именуются - аудитор) обязаны соблюдать.

Целью аудита является выражение  мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях.

Несмотря на то, что мнение аудитора может способствовать росту  доверия к финансовой (бухгалтерской) отчетности, пользователь не должен принимать  данное мнение ни как выражение уверенности  в непрерывности деятельности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством данного лица. (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532)

При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться  нормами, установленными профессиональными  аудиторскими объединениями, членом которых  он является (профессиональными стандартами), а также следующими этическими принципами:

  независимость;

  честность;

  объективность;

  профессиональная компетентность и добросовестность;

  конфиденциальность;

  профессиональное поведение.

Аудитор в ходе планирования и проведения аудита должен проявлять  профессиональный скептицизм и понимать, что могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение  финансовой (бухгалтерской) отчетности.

    Проявление профессионального  скептицизма означает, что аудитор  критически оценивает весомость  полученных аудиторских доказательств  и внимательно изучает аудиторские  доказательства, которые противоречат  каким-либо документам или заявлениям  руководства либо ставят под  сомнение достоверность таких  документов или заявлений. Профессиональный  скептицизм следует проявлять  в ходе аудита, чтобы, в частности,  не упустить из виду подозрительные  обстоятельства, не сделать неоправданных  обобщений при подготовке выводов,  не использовать ошибочные допущения  при определении характера, временных  рамок и объема аудиторских  процедур, а также при оценке  их результатов. 

    При планировании  и проведении аудита аудитор не должен исходить из того, что руководство аудируемого лица является бесчестным, но не должен предполагать и безоговорочной честности руководства. Устные и письменные заявления руководства не являются для аудитора заменой необходимости получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для подготовки разумных выводов, на которых можно было бы базировать аудиторское мнение.

Термин "объем аудита" относится к аудиторским процедурам, которые считаются необходимыми для достижения цели аудита при данных обстоятельствах. Процедуры, необходимые  для проведения аудита, должны определяться аудитором с учетом федеральных  правил (стандартов) аудиторской деятельности, внутренних правил (стандартов) аудиторской  деятельности, применяемых в профессиональных аудиторских объединениях, членом которых  он является, а также правил (стандартов) аудиторской деятельности аудитора. Помимо правил (стандартов) аудитор  при определении объема аудита обязан принимать во внимание федеральные  законы, другие нормативные правовые акты и, если необходимо, условия аудиторского задания и требования по подготовке заключения.

Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что  рассматриваемая в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Понятие разумной уверенности - это общий подход, относящийся к процессу накопления аудиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассматриваемой как единое целое. Понятие разумной уверенности применяется ко всему процессу аудита.

Информация о работе Роль аудита в условиях рыночной экономики