Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 16:45, доклад
В статье рассматриваются важнейшие вопросы развития бухгалтерского учета, направленные на реализацию стратегической программы модернизации экономики России. Особое внимание уделяется роли международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и налогового законодательства, реформированию бухгалтерского учета в России, развитию бухгалтерского учета нематериальных активов, предлагается комплекс мер в области повышения роли бухгалтерского учета в борьбе с коррупцией.
Роль бухгалтерского учета в условиях модернизации экономики России В статье рассматриваются важнейшие вопросы развития бухгалтерского учета, направленные на реализацию стратегической программы модернизации экономики России. Особое внимание уделяется роли международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и налогового законодательства, реформированию бухгалтерского учета в России, развитию бухгалтерского учета нематериальных активов, предлагается комплекс мер в области повышения роли бухгалтерского учета в борьбе с коррупцией. Ключевые слова: модернизация, бухгалтерский учет, МСФО, реформирование, нематериальные активы, налогообложение, ЕСН, страховые взносы, коррупция.
Задачи бухгалтерского учета в условиях модернизации экономики России Модернизация - императив времени, без него невозможно жить дальше. В Послании Президента РФ Дмитрия
Анатольевича Медведева Федеральному
собранию РФ определены пять стратегических
векторов экономической модернизации
нашей страны: по развитию энергетики,
ядерных технологий, собственной
наземной и космической инфраструктуры
передачи всех видов информации, по
совершенствованию Следуя этим пяти стратегиям лидерства в сфере высоких технологий, государство так же будет уделять постоянное внимание развитию наиболее значимых традиционных отраслей, экономики страны. Цели, определенные в Послании
впечатляющи. Задачи, поставленные для
их достижения, очень сложны, но решаемы.
Государством разработаны детальные
планы реализации этих целей и
сегодня наше государство и общество,
научный, производственный и финансовый
сектора экономики, общественные и
профессиональные организации все
свои усилия направляют на достижение
этих целей. Мы, представители бухгалтерской
и аудиторской профессии, члены
ИПБ МР, учитывая накопленный нами
профессиональный опыт и имеющийся
научный потенциал института
должны определить задачи бухгалтерского
учета и бухгалтерской Всеобщая модернизация экономики страны возможна только в том случае, если мы воспользуемся интеллектуальными ресурсами постиндустриального общества. В сфере бухгалтерского учета этим ресурсом является МСФО. Влияние МСФО на развитие бухгалтерского учета в России МСФО изначально являлись основным инструментом реформирования бухгалтерского учета и отчетности в России. Это также общепризнанный инструмент повышения инвестиционной привлекательности компании, так как необходимым условием выхода на фондовые рынки является формирование финансовой отчетности экономическим субъектом в соответствии с МСФО. В теорию и практику отечественного бухгалтерского учета концептуальные основы Международных стандартов финансовой отчетности вошли в конце прошлого века. Многие из них в то время были совершенно новыми для российских бухгалтеров: метод начисления, учетная политика как инструмент построения учета и формирования отчетности организации, приоритет содержания над формой, существенность, осторожность и прочие. В настоящее время в бухгалтерской отчетности раскрывается информация: об аффилированных лицах, событиях после отчетной даты, условных фактах хозяйственной деятельности, прекращаемой деятельности, обесценении финансовых и других активов, информация по сегментам и др. Экономические субъекты используют в бухгалтерском учете и отчетности способы оценки активов и обязательств, ориентированные на условия рыночной экономики. Крупнейшие хозяйствующие субъекты (нефтяной, газовой, электроэнергетической, металлургической, автомобилестроительной, химической промышленности, банковского сектора) подготавливают консолидированную финансовую отчетность по МСФО или иным международно признаваемым стандартам. Однако наряду с несомненными успехами в развитии, в бухгалтерском учете и отчетности еще имеют место серьезные проблемы: 1. Отсутствует официальный
статус бухгалтерской 2. Также существенной
проблемой использования 3. Неоправданно высоки
затраты экономических 4. Уровень профессиональной
подготовки большей части 5. Постоянное обновление МСФО - в последние несколько лет МСФО притерпевают концептуальные изменения и необходимо своевременно адаптировать новые изменения для того, чтобы избежать морального устаревания отечественных стандартов; 6. Необходимо осуществлять прямой официальный перевод оригинальной версии МСФО на русский язык и перечень основных терминов МСФО из-за пересмотра и актуализации самих МСФО. Есть проблемы, не решенные
самой системой МСФО, и они для
нас также являются актуальными,
а именно: решение задач модернизации
экономики должно быть обеспечено информацией
не только и не столько о достигнутых
результатах деятельности экономического
субъекта, сколько о наличии В настоящее время за рамками бухгалтерского учета находится такой мощный фактор модернизации экономики как «человеческий капитал», что не позволяет увидеть в финансовой отчетности экономического субъекта один из самых важных активов организации - интеллектуальные способности трудового коллектива. В получении и сохранении конкурентных преимуществ предприятия, а также в росте стоимости его активов важнейшую роль играют не столько материальное имущество предприятия, сколько квалифицированный персонал, знания и способности сотрудников. Интеллектуальные активы являются ключевым элементом рыночной стоимости компании, что определяет необходимость представления в финансовой отчетности информации о нем потенциальным инвесторам. Можно выделить еще одно направление совершенствования: для формирования релевантной информации в период модернизации экономики необходимо также применять адекватные инструменты оценки денежных потоков и финансовых ресурсов с учетом таких явлений как инфляция, гиперинфляция, постоянно используемые финансовыми менеджерами. Большое значение имеет введение в действие с 9 июля 2009 г. Международного стандарта финансовой отчетности для малых и средних предприятий, который содержит упрощенный и автономный набор учетных принципов, основанных на полной версии МСФО и подходящих для менее крупных, непубличных компаний, что ставит перед нашим профессиональным сообществом задачи изучения возможности его использования в учетной практике отечественных организаций малого и среднего бизнеса. Однако по нашему глубокому убеждению система МСФО не может полностью заменить отечественные правила ведения бухгалтерского учета и составления отчетности и не может в полной мере решать все стоящие перед отечественным бухгалтерским учетом задачи. В условиях модернизации необходимо и дальше продолжать реформирование национальной системы бухгалтерского учета. Реформирование бухгалтерского учета в России За прошедшие 20 лет с начала реформирования бухгалтерского учета была достигнута его главная цель - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики. За эти годы была создана достаточно солидная законодательная база, формирующая правовую основу реформирования отечественного бухгалтерского учета: принят Федеральный закон о бухгалтерском учете, утверждены и пересмотрены существующие на основе международных учетных стандартов 21 положение (стандарты) по бухгалтерскому учету, новые планы счетов бухгалтерского учета для коммерческих и бюджетных организаций, методические указания и рекомендации в разрезе положений по бухгалтерскому учету, и многое другое. Однако стратегия развития бухгалтерского учета в России нуждается в существенной модернизации, а именно: 1. На современном этапе
необходимо активизировать 2. Необходимо организовать
взаимодействие органов 3. Нужно воссоздать в
определенной мере 4. Препятствием для нормального
развития бухгалтерского учета
остаётся пересечение с Для развития национального
законодательства в области бухгалтерского
учета необходимо разработать или
утвердить в новой редакции такие
важные документы, как Концепция
развития бухгалтерского учета на 2010
- 2015 гг., закон «О бухгалтерском учете»,
закон о корпоративном В настоящее время На наш взгляд, представленный
законопроект не в полной мере способствует
обеспечению и повышению в перечне (составе) общих
требований к бухгалтерскому учету
(глава 2 законопроекта «Общие требования
к бухгалтерскому учету») отсутствует
требование соответствия данных аналитического
учета оборотам и остаткам по счетам
синтетического учета. Подобное изъятие
может привести к отражению фактов
хозяйственной деятельности только
по счетам синтетического учета, что
лишит организацию возможности
получения информации в разрезе
конкретных видов (наименований) имущества
и обязательств. В результате могут
снизиться возможности Эти факторы усиливает и упразднение в законопроекте статей «Ответственность за нарушение законодательства РФ о бухгалтерском учете» и «Главный бухгалтер», тем самым не предусматривается ответственности за искажение показателей бухгалтерской отчетности и сроков ее представления. По нашему мнению, подобные изъятия не способствуют повышению достоверности бухгалтерской отчетности и ее качества в целом, а могут лишь привести к прямо противоположным результатам. К тому же статья 29 законопроекта «Внутренний контроль в экономическом субъекте» во многом носит декларативный характер. Законопроект изменяет систему регулирования бухгалтерского учета и отчетности. Впервые на законодательном
уровне определяется место субъектов
негосударственного регулирования
в системе регулирования А) в проекте закона не предусматривается какой-либо ответственности профессиональных организаций за недобросовестное осуществление функций по участию в регулировании бухгалтерского учета; Б) отсутствуют какие-либо механизмы согласования принимаемых документов между профессиональными организациями, что может привести к методологической «разноголосице»; В) не решен вопрос об источниках финансирования работ по подготовке проектов (положений) стандартов бухгалтерского учета; Г) возможны определенные юридические
коллизии, связанные с участием негосударственных
организаций в регулировании
бухгалтерского учета в России, так
как согласно статье 71 Конституции
РФ в ведении Российской Федерации
находится «...официальный Развитие бухгалтерского учета нематериальных активов В течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами: «умной» экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности. В связи с этим необходимы дополнительные стимулы по осуществлению предприятиями НИОКР, по созданию НМА. Решению этой задачи может способствовать отчасти и система бухгалтерского учета. НМА составляют незначительную долю в валюте балансов российских предприятий, так доля НМА в валюте баланса ОАО «РЖД» составила на 1 января 2010 г. 0,1%, ОАО «Газпром» - 0,003 %. Столь низкие показатели, на мой взгляд, объясняются следующим. Сейчас расходы на создание интеллектуальной собственности мы относим в состав издержек производства. И естественно у предприятий нет стимула ставить их на баланс. Почему? Потому что они не могут учитывать расходы на НИОКР в оценке самой интеллектуальной собственности. По сути, интеллектуальную собственность ставят на баланс по цене госпошлины, и это не ведёт к повышению капитализации. К тому же нематериальные активы на сегодня - одна из самых трудноопределимых учетных категорий. В связи с этим, а также в свете модернизации и технологического развития экономики России нам необходимо проработать нормативную базу бухгалтерского учета НМА. За последние 20 лет в области бухгалтерского учета НМА произошли значительные изменения: в 2000 году было принято ПБУ14/2000, в 2002 году - ПБУ 17/02, в 2007 г. - ПБУ 14/2007, 4 часть Гражданского кодекса РФ и т.д. В то же время, несмотря на определенные
успехи в бухгалтерском учете
НМА имеются серьезные Во-первых, в ПБУ 14/2007 отсутствует четкий порядок определения НМА с неопределенным сроком полезного использования. Ранее для таких активов устанавливался срок использования в 20 лет (но не более срока действия организации). Примеры активов с неопределенным сроком Положение не приводит и то, как следует доказать, что срок является неопределенным, не разъясняет. Во-вторых, в ПБУ 14/2007 отсутствуют разъяснения по порядку проведения обесценения НМА и отражения его результатов в учете. Если с процедурами переоценки российские организации знакомы по переоценкам основных средств, то вот с механизмом обесценения знакомы единицы. Теперь профессиональным бухгалтерам придется осваивать этот механизм. В-третьих, ПБУ 14/2007 не содержит нормативных указаний по методике оценки затрат на НИОКР, которые в дальнейшем могут быть учтены в составе НМА. В соответствии с ПБУ 14/2007 ранее признанные расходы не могут быть включены в первоначальную стоимость нового НМА даже если результаты ранее осуществленных работ будут использованы при его создании. В перспективе требует обсуждения вопрос о порядке создания резерва предстоящих расходов на НИОКР, с целью равномерного признания расходов по НИОКРам с длительным скором реализации. Для целей налогового учета необходимо создать систему идентификации расходов с коэффициентом 1,5 по перечню, установленному Правительством РФ, что позволит снизить налоговые риски наиболее полно использовать данную льготу хозяйствующим субъектам вносящим вклад в модернизацию экономики. По данным Минэкономразвития ни одного решения по предоставлению льгот по НИОКР (коэф.1,5) в 2009 году не было, в связи с тем, что налоговые органы не обладают такой компетенцией, чтобы самостоятельно определять, можно применять такую льготу или нет. Изменение законодательства в области налогообложения Говоря о трудностях в развитии бухгалтерского учета мы не можем не отметить ряд объективных моментов, вызвавших подобные недостатки, в том числе и сложную и постоянно видоизменяющуюся налоговую систему. Важным условием модернизационного развития экономики является создание в стране благоприятного климата для ведения бизнеса. Президент России высказался за разработку дополнительных мер налогового стимулирования для компаний, внедряющих инновационные технологии. Но изменений в налоговом законодательстве, снижающих налоговое бремя, в настоящее время нет. Наоборот, с 2010 года серьёзно
изменилось налоговое законодательство
и законодательство о социальном
страховании в связи с Государственное пенсионное страхование, отказавшись от ЕСН, отчасти возвращается к системе страховых взносов, действовавшей в 1990-е годы. Администрирование (сбор и контроль) страховых взносов передается от Федеральной налоговой службы Пенсионному фонду России и Фонду социального страхования РФ. Так как отменяется регрессивная шкала сбора ЕСН, нагрузка на работодателей станет заметно выше. В расчете на одного работника по ставке в 34% будет облагаться годовой заработок уже в сумме до 415 тысяч рублей (а не до 280 тысяч рублей). То есть с зарплаты в 35,5 тысяч рублей в месяц никаких выплат не предусмотрено, тогда как с меньших заработных плат работодатели должны будут заплатить 26% (2010 г.) и 34% (с 2011 г.). Нагрузка на бюджеты компаний увеличится сразу на 8% и по оценке Российского союза промышленников и предпринимателей для бизнеса это выльется в дополнительные 1,5 трлн. рублей. Тем не менее, системе соцстраха может грозить дефицит и финансовая неустойчивость. Кроме увеличения налоговой
нагрузки на бизнес, увеличивается
и объём работы бухгалтера по отчётности.
Во многих малых организациях руководитель
сам вёл бухгалтерскую и Так же к осложняющим последствиям
нужно отнести то, что появляются
дополнительные контролирующие органы,
которые будут проводить Кроме того, плательщики
ЕСН руководствовались Еще одной проблемой является то, что нынешний закон о переходе от ЕСН к страховым взносам ставит российских граждан в невыгодное положение на рынке труда по сравнению с иностранными гражданами, имеющими статус временного пребывания на территории России. Согласно новому закону выплаты и вознаграждения иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим на территории России не облагаются страховыми взносами. Получается, что теперь лица, временно пребывающие на территории России, получили явное преимущество перед российскими гражданами при приеме на работу, так как начиная с текущего года их работодатели могут совершенно законно не платить за них страховые взносы. И надо понимать, что замена
пройдет не только в отношении
малоквалифицированного персонала. Выгоднее
будет нанимать иностранцев и
на позиции, требующие высокой По нашему мнению, закон
нужно пересмотреть так, чтобы российские
и иностранные работники Роль бухгалтерского учета в борьбе с коррупцией Нельзя недооценивать
и возможный потенциал Общепризнанно, что одним из самых существенных препятствий для экономического роста и развития является коррупция. Это конечно, и международная проблема - проблема практически каждой отдельной страны. Потому, что не существует государств, где бы это явление отсутствовало. Однако в России сейчас по некоторым данным объем взяток превышает размер госбюджета. По ежегодно рассчитываемому «индексу честности» Transparency International, в списке из 180 стран Россия делит 147 - 150 места с Бангладеш, Кенией и Сирией. Поэтому очень важна декриминализация страны. По этому принципу в свое время шел и Китай, и США, и Южная Корея. Участие гражданского общества является необходимым условием успеха в решении этой задачи. Общественные профессиональные организации такие как Институт Профессиональных Бухгалтеров России, Содружество бухгалтеров АПК и Соморегулируемая организация «Гильдия Аудиторов ИПБР» должны сыграть важную роль в формировании в бухгалтерском и аудиторском сообществе и в обществе в целом нетерпимого отношения к коррупционному поведению, в поддержке своих членов - профессиональных бухгалтеров и аудиторов крупных организаций и в особенности организаций малого и среднего бизнеса в выполнении ими требований ФЗ «О противодействии коррупции». Для этого исходя из Национальной стратегии противодействия коррупции антикоррупционная деятельность общественных профессиональных организаций должна быть сосредоточена в первую очередь на решении следующих задач: активного участия членов института в формировании законодательных и организационных основ противодействия коррупции и обеспечения выполнения членами института норм антикоррупционного поведения. Решение этих задач предполагает осуществление следующих мер: 1. Разработку и введение
в программу обучения и 2. Подготовку методических
разработок по вопросам 3. Организацию Министерством
финансов РФ и общественными
профессиональными 4. Разработку и принятие
мер административного 5. Отражение на Интернет-сайте
Министерства финансов РФ и
общественных профессиональных
организаций информации по Как сказал Президент РФ Д.А. Медведев: «Мы только что праздновали 65-ю годовщину победы в Великой отечественной войне, в войне - в которой наш народ ценой 26 млн. человеческих жизней завоевал нашу свободу. В те далекие дни мы победили жестокого и очень сильного врага, а сегодня мы должны, обязаны победить коррупцию». Список литературы 1. Гражданский кодекс РФ 2. Налоговый кодекс РФ 3. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» 4. Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99)» 5. Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99)» |
Информация о работе Роль бухгалтерского учета в условиях модернизации экономики России