Роль и значение МСФО в системе бухгалтерского учета и отчетности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 07:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить организационные основы формирования бухгалтерской отчетности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучение законодательной, нормативной и специальной литературы, с целью обобщения точки зрения авторов по вопросам темы исследования;
- раскрыть понятие, классификацию и назначение бухгалтерской отчетности;
- отразить роль и значение МСФО в системе бухгалтерского учета и отчетности в РФ;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Обзор литературы……..…………………………………………………….5
2. Понятие, назначение и функции бухгалтерской отчетности……..…….15
3. Роль и значение МСФО в системе бухгалтерского учета и отчетности в РФ………………………………..…………………………………………….19
4.Общие принципы функционирования системы национальных стандартов финансовой отчетности…….…………………………………..25
5. Общие требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности в законодательных и нормативных документах РФ…………………………28
6. Качественные характеристики бухгалтерской отчетности (уместность, достоверность) и их составляющие…………….………..………………….36
7. Порядок и проблемы перехода России на МСФО……..………………..39
Заключение………………………………………………..………………….42
Библиографический список...………………………………………………..43

Вложенные файлы: 1 файл

лерена кр.docx23.docx

— 85.02 Кб (Скачать файл)

в) Допущение имущественной обособленности организации, согласно которому активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации, действующие в российской практике, МСФО не предусмотрено.

Практическая реализация этого допущения на отечественных предприятиях приводит к тому, что при отражении активов в бухгалтерском учете юридическая форма превалирует над экономическим содержанием. Например, организация в коммерческих целях приобрела здание и начала пользоваться им, извлекая экономические выгоды, однако государственная регистрация здания еще не осуществлена. В соответствии с российским законодательством данный объект учета нельзя отнести к основным средствам (он должен числиться в составе капитальных вложений), не допускается в данном случае и начисление амортизации, что негативно сказывается на достоверности представляемой финансовой отчетности: искажается информация о реальной стоимости активов, а также о расходах организации. МСФО позволяют избежать подобных несоответствий.

Элементы финансовой отчётности:

Элементы финансовой отчётности – это экономические категории, которые связаны с предоставлением информации о финансовом состоянии предприятия и результатах его деятельности. Выделяются 5 элементов финансовой отчётности.

Активы – это средства или ресурсы, контролируемые предприятием и являющиеся результатом прошлых событий и источником будущих экономических выгод. Активы отражаются в балансе при условии, если существует вероятность будущих экономических выгод и стоимость активов может быть надёжно измерена. При определении актива право собственности на него не является основным.

Обязательства – это существующая на отчётную дату задолженность, возникшая из событий прошлых периодов, погашение которой приведёт к оттоку ресурсов предприятия. Обязательства отражаются в балансе, только когда существует вероятность будущего оттока ресурсов, воплощающих экономические выгоды, в результате погашения существующего обязательства, и величина такого погашения может быть надёжно измерена.

Собственный капитал – это оставшаяся доля активов предприятия после вычета всех обязательств.

Доходы – это увеличение экономических выгод предприятия за отчётный период, что приводит к расширению активов и уменьшению обязательств, результатом чего является рост собственного капитала (исключая вклады собственников в уставной капитал). Доход включает выручку, полученную в результате основной (уставной) и неосновной деятельности предприятия.

Расходы – это сокращение экономических выгод, которое выражается в уменьшении или потере стоимости активов или увеличении обязательств, приводящих к уменьшению собственного капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Общие требования, предъявляемые к бухгалтерской  отчетности в законодательных и нормативных документах РФ

В состав объектов бухгалтерского учета введены такие виды, как «источники финансирования» экономического субъекта, «доходы», «расходы», а также «иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами». Таким образом, перечень объектов бухгалтерского учета является открытым.

Что же касается перечисленных выше дополнений, то принятое законодателем решение вполне обоснованно, и теперь перечисленные в законе виды объектов охватывают все стороны учетной деятельности организаций.

В соответствии с требованиями статьи 6 Закона № 402-ФЗ бухгалтерский учет обязаны вести все экономические субъекты, перечисленные в статье 2 данного закона. В то же время определенные субъекты по своему усмотрению могут освобождаться от такой обязанности (п. 2 ст. 6 Закона № 402-ФЗ):

1) индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, – в случае, если в соответствии  с законодательством Российской  Федерации о налогах и сборах  они ведут учет доходов или  доходов и расходов и (или) иных  объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством;

2) находящиеся на территории  Российской Федерации филиал, представительство  или иное структурное подразделение  организации, созданной в соответствии  с законодательством иностранного  государства, – в случае, если  в соответствии с законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах они ведут учет  доходов и расходов и (или) иных  объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.

В частности, возможности объединения учета близких по экономическому содержанию операций на одном синтетическом счете (например, учет операций на расчетных, валютных и прочих счетах, учет долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов и т.п.). Возможность списывать остатки незавершенного производства на расходы текущего периода, использовать «кассовый» метод при учете выручки и т.д.

Как и ранее, подтверждается требование ведения бухгалтерского учета непрерывно – с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.

По сравнению с Законом № 129-ФЗ требования к организации ведения бухгалтерского учета существенно изменились. Так, статьей 7, помимо собственно порядка организации бухгалтерского учета, устанавливаются и требования к лицам, на которых возлагается обязанность ведения бухгалтерского учета в экономическом субъекте.

Важным моментом следует считать ограничение прав руководителей, которые смогут принять на себя функции по ведению бухгалтерского учета только в случае, если данные субъекты относятся к организациям малого и среднего предпринимательства. В организациях, не относящихся к указанным субъектам, ведение бухгалтерского учета должно быть возложено на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо должен быть заключен договор с иным юридическим или физическим лицом об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Что касается кредитных организаций, то руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера.

Как уже было отмечено, существенной новацией является установление квалификационных требований к главным бухгалтерам и иным должностным лицам, на которых возлагается ведение бухгалтерского учета.

В перечень требований включено:

-тобязательное наличие высшего специального образования (а при отсутствии высшего профессионального образования – не менее пяти календарных лет из последних семи стажа работы по специальностям бухгалтерского учета и аудита);

- не менее трех лет из последних пяти календарных лет стажа работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью;

- отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Данные требования являются обязательными только в том случае, если лица обслуживают:

открытые акционерные общества; страховые организации,

негосударственные пенсионные фонды; акционерные инвестиционные фонды; управляющие компании паевых инвестиционных фондов; иные экономические субъекты, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций);органы управления государственных внебюджетных фондов; органы управления государственных территориальных внебюджетных фондов.

В Законе № 402-ФЗ появилась самостоятельная статья 8, посвященная учетной политике. В указанной статье дано определение учетной политики, раскрывается ее назначение, устанавливаются субъект формирования учетной политики и важнейшие требования к ней. В этой же статье определены и случаи, когда организация вправе вносить необходимые изменения в учетную политику, а также оговаривается порядок внесения подобных изменений.

По сравнению с Законом № 129-ФЗ обязанность формирования учетной политики теперь возлагается на экономический субъект (ранее такая ответственность лежала на главном бухгалтере).

В то же время персональная ответственность главного бухгалтера (иного лица, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета) за формирование учетной политики сохраняется (п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).

Статья 9 Закона № 402-ФЗ устанавливает основные требования к содержанию и порядку оформления первичных учетных документов. Следует отметить, что подтвержден важнейший принцип ведения бухгалтерского учета, согласно которому «каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом» – «нет документа, нет бухгалтерской записи» (В. Швайкер, 1549 г. – цитата приведена Я.В. Соколовым).

В то же время в законе нет нормы, согласно которой первичные учетные документы принимаются к учету, только если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации (в отличие от статьи 9 Закона № 129-ФЗ). Напомним, что исключение делалось лишь для документов, по которым отсутствовали образцы в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Теперь же требование использования «унифицированных» форм первичных учетных документов сохраняется только для организаций государственного сектора, где они устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Учитывая это, в закон введена норма, согласно которой «формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета». А значит, в учетную политику хозяйствующих субъектов на 2013 год необходимо будет внести дополнения – дополнительный раздел, в котором следует привести (включить) образцы форм первичной учетной документации, применяемых в данной организации.

В первичном учетном документе, как и ранее, допускаются исправления (если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета). Однако в Законе № 402-ФЗ ничего не сказано о возможности внесения исправлений в банковские и кассовые документы.

По-видимому, этот вопрос нуждается в дополнительном разъяснении. При решении вопроса о внесении исправлений в банковские и кассовые документы следует руководствоваться не только нормами Закона № 402-ФЗ, но и требованиями банковского законодательства, в частности, Положением «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (утв. Банком России от 03.10.2002 № 2-П). В нем сказано, что «исправления, помарки и подчистки, а также использование корректирующей жидкости в расчетных документах не допускаются» (п. 2.11 Положения). Аналогичная норма установлена и для кассовых документов.

Теперь на уровне закона введен ряд существенных положений. В статье 10 Закона № 402-ФЗ, в частности, установлено, что «не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета», тем самым обеспечивается принцип полноты отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете.

Помимо этого вводятся обязательные реквизиты регистра бухгалтерского учета, а также право (ответственность) должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, то есть главного бухгалтера, разрабатывать и представлять руководителю организации формы данных регистров для утверждения.

Как и в Законе № 129-ФЗ, в Законе № 402-ФЗ (ст. 11) сохранена норма об обязательном проведении инвентаризации активов и обязательств хозяйствующих субъектов. При этом в тексте закона нет некоторых конкретных указаний о правилах проведения инвентаризации.

В частности, отсутствует перечень случаев, при которых инвентаризации проводятся в обязательном порядке, а также указания об отражении возможных расхождений в бухгалтерском учете.

Вместо этого введена общая норма, согласно которой «случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами» (п. 3 ст. 11 Закона № 402-ФЗ).

Статья 12 Закона № 402-ФЗ определяет обязательность измерения всех объектов бухгалтерского учета (активов, обязательств, доходов, расходов, фактов хозяйственной жизни и др.) в денежном измерении, то есть в рублях. Сохранена норма об обязательном пересчете в рублевый эквивалент объектов бухгалтерского учета, выраженных в иностранной валюте.

В то же время в текст Закона № 402-ФЗ не включены положения, определяющие правила оценки имущества. Теперь подобные нормы должны устанавливаться в федеральных стандартах бухгалтерского учета, которые и будут определять допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета.

Статья 13 Закона № 402-ФЗ является новой, так как аналогичной статьи в Законе № 129-ФЗ нет. Несмотря на задачу по установлению общих требований к отчетности, в данной статье содержится и ряд норм, имеющих конкретный характер.

Так, подтверждено требование о полноте информации, содержащейся в отчетности: «бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения».

Информация о работе Роль и значение МСФО в системе бухгалтерского учета и отчетности в РФ