Роль и место малого предприятия в Российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

Осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

Содержание

Введение (стр 2 )
1. ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (стр3)
1.1.Место и роль малого предприятия в рыночной экономике (стр 5)
1.2.Цели создания малых предприятий (стр11)
1.3.Опыт функционирования малых предприятий в разных странах (стр12)
2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ (стр13)
2.1.Виды малых предприятий (стр 18)
2.2.Характеристика экономической деятельности малого предприятия(стр19)
2.3.Опыт предпринимательской деятельности в г. Новороссийске(стр 21)
2.4.Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления (стр 23)
3.МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И БАНКИ: ПУТИ РАСХОДЯТСЯ (27)
3.1.Факторы дисгармонизации интересов малых предприятий и
коммерческих банков(стр 29)
4.СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СИСТЕМА ЕГО
Фонды защиты предпринимательской деятельности (стр 34)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (стр 37)

Вложенные файлы: 1 файл

КУрсовая по ЭКОНОМИКЕ.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

В- третьих, в стране отсутствует  инфраструктура рынка, и, прежде всего система страхования промышленных рисков и кредитов, что особенно важно для предприятий малого бизнеса в силу преимущественно инновационного

 

 

Страница 8

характера их деятельности.

В-четвертых, ощущается  острая нехватка предпринимателей-специалистов, обладающих опытом предпринимательской деятельности в условиях рыночных отношений.

В силу такой неблагоприятной  экономической ситуации для предприятий  малого бизнеса надо искать нетрадиционные организаторские решения на уровне определенного региона, ибо объем межрегиональных связей малых предприятий незначителен. Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что начинать развитие малого бизнеса надо с создания особых региональных центров развития малого предпринимательства с привлечением зарубежных партнеров, используя отношения, сложившиеся между городами России и зарубежными странами , c целью привлечения иностранного капитала и разнообразного опыта работы малых предприятий в условиях рынка.

Для успешного ведения  малого предпринимательского дела необходимо иметь качества, которые отличают предпринимателей-ремесленников, кооператоров, хозяев малых предприятий: "самостоятельность", "чувство свободы", "сам себе голова". При этом они подчеркивают свое отличие от менеджера-управленца, наемного распорядителя. Предприниматель ставит на карту свое собственное достояние, работает 12-14 часов в сутки, т. е. за двоих.

В июле 1998 г. Правительством РФ утверждена Федеральная программа  государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998-1999 гг., которая предусматривает реализацию мероприятий по трем направлениям.

Первое направление  включает подготовку законодательных  и нормативных правовых актов, устанавливающих  предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности, новые системы налогообложения и бухгалтерского учета; поддержку отечественных производителей; защиту от рэкета и других посягательств на безопасность функционирования малых предприятий и другое.

Второе направление включает формирование региональных центров поддержки предпринимательства на базе существующих структур для обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в сфере безопасности, финансов информации, консалтинга и иные. Предусмотрено создание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка).

Третье направление  включает создание действенных финансово-кредитных  и инвестиционных механизмов на основе оптимального сочетания средств государственной поддержки, привлечения инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений малых предприятий, прежде всего для самофинансирования. Предусматривается проектное

 

Страница 9

финансирование, предоставление гарантий, страхование, применение

лизинга, залоговых операций, взаимного кредитования и венчурного финансирования, организация в регионах сети специализированных финансово-кредитных  и инвестиционных институтах для  поддержки малого предпринимательства.

Источники финансирования программы определены. Это федеральный  бюджет, в котором на нужды малых  предприятий предусмотрены средства в размере 73 млн. рублей в год; 60 млн. рублей выделяет Государственный фонд занятости; 30 млн. рублей - Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства.

Реализация целей Федеральной  программы в сочетании с мероприятиями  регионального и отраслевого  уровня повысит значение малого бизнеса  в народном хозяйстве, приведет к  существенным качественным изменениям в структуре экономики, созданию реальной конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, укреплению налоговой базы бюджета, росту занятости населения, повышению доли производимой им продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Страница 10

1.2.Цели создания малых предприятий.

 

 

 

Целями создания малых  предприятий, или предприятий малого бизнеса, являются:

* активизация структурной  перестройки экономики; 

* насыщение потребительского  рынка товарами;

* преодоление отраслевого  и регионального монополизма; 

* расширение конкуренции;

* создание материальной  основы для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих  предприятий. 

* укрепление экономической  базы местных органов власти.

* Развитие сел, небольших  городов 

* Возрождение художественных  промыслов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Страница 11

1.3.Опыт функционирования малых предприятий в разных странах..

 Малые предприятия во всем мире играют важную роль. В последние несколько лет в Западной Европе, США, и Японии большое значение приобрел малый бизнес, где он представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий. Основная масса их - это мельчайшие предприятия, в которых работают не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2\3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.

Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных  узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых  для производства необходимой продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы, которые можно поставить и на службу России.

Например, малые и средние  фирмы США производят 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора, в  том числе: в обрабатывающей промышленности - 21%, строительстве- 80%, оптовой торговле-86%, сфере обслуживания- 81 %. На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе работников. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса.

Важнейшая черта концентрации и централизации капитала состоит в том, что разорение мелких и средних фирм не привело к исчезновению мелкого бизнеса. Он проявил живучесть, способность к воспроизводству и одновременно вызвал интерес к себе со стороны крупных консервов. В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, так что происходит их воспроизводство.

Малые предприятия пользуются поддержкой во всех развитых странах. Этот факт подтверждает, что малое  предпринимательство как новая  форма организации общественно  необходимого труда отвечает социально-экономическим интересам России. Эта деятельность в равной степени полезна как для экономики страны в целом, так и для каждого гражданина в отдельности, и поэтому заслуженно получила государственное признание и поддержку. Малые предприятия включают в процесс общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальный доход и национальное богатство. Малое предпринимательство является таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.

2.РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ.

 

 

Этапы становления малого предпринимательства.

Субъектом малого предпринимательства (МП) является малое предприятие.

Рассматривая законодательные  документы, регламентирующие деятельность малых предприятий в стране в хронологической последовательности, можно выделить следующие основные этапы развития малого предпринимательства.

 

Этапы развития малого предпринимательства  в России.

 

п\п 

Нормативный

акт

Дата принятия

Основное содержание

Последствия применения

В экономике 

1

2

3

4

5

1

Закон СССР

"О кооперации 

в СССР"

26.08.1988

Созданы привилегированные  условия одной форме собственности (отсутствие для кооперативов платежей в бюджет, возможность устанавливать  неограниченные надбавки к заработной плате работников кооперативов)

Отток квалифицированной  рабочей силы с государственных  предприятий в кооперативы 

 

2

 

"Положение об организации  деятельности малых предприятий" (Протокол №6 заседания Комиссии  по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР)

 

6.06.1988

Страница 13

Введен упрощенный порядок  создания и регистрации малых  предприятий. Они получили статус юридического лица, большую самостоятельность  в осуществлении хоздеятельности  и распределении хозрасчетного дохода

 

Началось создание в  различных отраслях промышленности и регионах страны малых предприятий 

 

3

 

Закон СССР

"О предприятии в  СССР"

 

4.06.1990

 

 

Объявлено о равенстве  организационно-правовых форм предприятий, основанных на любой форме собственности

 

Рост предприятий различных  форм собственности 

 

4

 

Постановление Совета Министров  СССР № 790 "О мерах по созданию и развитию малых предприятий"

 

8.07.1990

 

Определены основные документы для государственной  регистрации малых предприятий, утвержден двухнедельный срок госрегистрации, определены льготы малому бизнесу по налогообложению, амортизации и др.

 

Развитие малого предпринимательства, основанного на различных формах собственности, их сочетании 

 

5

 

Постановление Совета Министров  РСФСР 1991 № 406 " О мерах по поддержанию и развитию малых предприятий"

 

18.06.1991

 

Определены направления  государственной поддержки малого бизнеса в России

Развитие малого бизнеса  в стране

Страница 14

6

 

Закон РСФСР "О налоге на прибыль  предприятий и организаций"

 

27.12.1991

 

Определены дополнительные льготы для малых предприятий 

 

Усилена государственная поддержка  малого бизнеса 

 

7

 

Постановление Совета Министров- Правительства РФ №446 "О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства  в РФ"

 

11.05.1993

 

Указано, что государственная  поддержка малого предпринимательства - одно из важнейших направлений  экономической реформы. Определены приоритеты развития малого предпринимательства 

 

Эффективность работы малого предпринимательства 

 

8

 

Федеральный Закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ"

 

12.05.1995

 

Определены признаки субъекта малого предпринимательства, инфраструктура поддержки и развития МП

 

Развитие и повышение  эффективности деятельности МП

 

9

 

Федеральный Закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства

 

08.12.1995

Предусмотрена замена уплаты совокупности установленных законодательством  РФ Федеральных, региональных и местных  налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной

Страница 15

деятельности предприятий  и организаций 

 

Дальнейшее развитие малого бизнеса в стране

Законодательство о  малом предпринимательстве должно регулировать общие вопросы деятельности малых предприятий независимо от их организационно-правовой формы. Сюда входят критерии малых и средних предприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса, налогообложения и некоторые другие.

Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Содержание учредительных  документов малых предприятий выявило  ряд их особенностей. В 80-90 случаях  из 100 имеет место создание малого предприятия, основанного на частной или смешанной (частной или государственной) форме собственности.

В начале 1990 г. Малые предприятия  образовывались чаще отделением от государственных  предприятий-учредителей. В 1991г. Малые  предприятия создавались, как правило, в форме товариществ с ограниченной ответственностью. За первую половину 1991г. многие коллективы реорганизовались в малые предприятия, основанные на частной долевой собственности.

Реже встречаются малые  предприятия семейного типа. Во многом это можно объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений.

В ряде случаев местные  власти выступают учредителями малых  предприятий (иногда совместно с  другими предприятиями). Их вклад  как учредителей состоит, как  правило, в предоставлении нежилых  помещений на условиях аренды.

В наше время вопрос развития сети малых предприятий включен  как один из важнейших в программу  демонополизации народного хозяйства  страны. Здесь предусмотрено как  принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств:

* выделение самостоятельных производственно-хозяйственных блоков;

* выделение малых и  средних коллективов из состава  крупных предприятий; 

* создание небольших  дочерних предприятий по инициативе  крупных предприятий. 

Таким образом, малые  предприятия можно образовывать, во-первых, выделением структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов, производств, других подразделений, во-вторых, на акционерных началах. Последний путь в современных условиях перехода к рынку и создания рыночной инфраструктуры является оптимальным.

Малые предприятия могут  учреждаться совместно с государственными, общественными, кооперативными предприятиями, частными лицами, а также организациями  других форм собственности.

Информация о работе Роль и место малого предприятия в Российской экономике